Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Галина Андреевна Мельникова

Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Представьте себе такую ситуацию:

Утром мы входим в автобус. Кого-то при этом случайно задеваем. В ответ нас обругивают. Настроение, понятно, сразу же портится.

Затем мы изливаем свою горечь на товарищей по работе. Достаточно искры, чтобы накипевшая за день в душе желчь вылилась на домочадцев.

Между тем с давних времен существуют правила общения людей, которые могут помочь нам избежать излишних нервных волнений. И нам, и всем окружающим.

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, дети получают в семье. С ранних лет родители внушают своим детям определённые нравственно-поведенческие правила.

В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования всего детского коллектива. Моя задача как педагога – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.

С младшего дошкольного возраста воспитывала у детей культуру поведения и общения, привычку следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за ошибочных.

Сначала ребята понимали правила на эмоциональном уровне – «хорошо», «плохо», затем постепенно начинали осознавать, почему совершается тот или иной поступок. У одних детей получалось быстрее постигать глубину обсуждаемых ситуаций, у других – медленнее. Это естественно. Важно то, что изо дня в день у них стали накапливаться нравственные понятия и представления о нормах поведения.

Чтобы осуществлять комплексный подход к формированию культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, выделила несколько направлений.

Приступая к обучению детей правилам этикета, я учла особенности группы: количество мальчиков и девочек, национальный состав, материальное положение, социальную принадлежность.

В зависимости от характера детской группы, а также отведенного количества времени, потребности детей мы определяю те или иные темы занятий, формы и виды воспитательной работы.

На мой взгляд, начинать следует с вопросов речевого этикета, культуры внешнего вида, а заканчивать ознакомлением с правилами семейного этикета, требующего большей откровенности и открытости детей, потому что педагог, обучающий дошкольников правилам поведения, сначала должен обрести их доверие и только потом тактично и бережно обратиться к вопросам, носящим личный характер.

«Спасибо», «пожалуйста», «добрый день» - эти элементарные формулы вежливости ребёнок должен слышать и произносить каждый день.

В формировании речевого этикета широко использую словесные игры, в которых дети знакомятся с различными формулировками приветствия при встрече и прощания при расставании, осваивают правила знакомства, осознают важность обращения к человеку по имени и недопустимости придумывания злых, обидных прозвищ.

Неумение обращаться часто приводит к конфликтам. Показываю детям способы примирения с помощью речевых средств – стихов-мирилок. Произведения Носова, Заходера, Остера, Драгунского помогают предупредить негативное проявление в детском общении.

Подводя итоги тематической недели «Вежливость и доброта», мы с детьми смастерили «Дерево вежливых слов». Каждый обвёл свою ладошку, вырезал из бумаги, а когда приклеивал, произносил вежливое слово.

Ещё использую художественно-эстетический элемент: красивую шкатулку-сундучок, где дети, выступая в роли коллекционеров, складывают туда карточки с записанными волшебными словами. Сундучок волшебных слов постепенно пополняется, перечитывается.

Организую мини-конкурсы: «Кто знает больше добрых слов», «Конкурсы пожеланий, поздравлений, комплиментов». Победители награждаются в виде добрых сердечек.

Отдельно хотелось бы сказать об обучении детей этикету телефонного разговора, так как в современном мире многие дошкольники уже имеют собственные смартфоны. Да и многие взрослые забыли, что начинать разговор необходимо со слов приветствия, не рекомендуется звонить раньше 9ти утра и позже 10ти вечера, ведь поздний звонок ребёнка бабушке может привести к непредсказуемым последствиям.

А как вы думаете, кто первым должен заканчивать разговор? …

Согласно правилам этикета, окончание разговора определяет женщина в беседе с мужчиной, старший по возрасту или положению, а в равных условиях – позвонивший, который и перезванивает, если разговор неожиданно прервался.

Объясняю детям, что нельзя звонить незнакомому человеку, заставлять абонента угадывать имя позвонившего, а также без разрешения отвечать на звонок по телефону родителей и других людей, и сообщать абоненту, почему, например, мама не может ответить.

Также в понятие этикета дистантного общения сейчас входит общение с помощью символов – смайликов. Умению уместно использовать их учимся в играх «Определи эмоцию», «Твоё настроение», «Какой смайлик лишний».

Каждый человек желает нравиться людям. Вместе с детьми познаём основные правила этого искусства: быть опрятным, весёлым и доброжелательным, уметь красиво сидеть, стоять, ходить. С помощью игр подвожу детей к пониманию того, что личную гигиену нужно соблюдать для сохранения здоровья, а также для установления хороших отношений с окружающими.

Вспомним народную мудрость  - по одёжке встречают. В процессе игровых упражнений дети приходят к выводу, что быть аккуратным и красиво одетым – значит уважать окружающих людей. В игре «Подбери костюм» - закрепляю умение подбирать одежду по сезону, по цветовому сочетанию, по назначению костюма - для прогулки, похода, посещения театра. Развиваем эстетический вкус – подбираем к одежде аксессуары: украшения, галстуки, сумочки…

Да, первое впечатление о человеке, конечно же, создаёт внешний вид. Но нужно ещё и уметь себя вести с окружающими, соблюдать правила этикета в общественных местах.

Какие общественные места посещают дошкольники? … Верно. Это магазин, кинотеатр, транспорт, музей, библиотека, выставки…

Дидактические игры помогают закрепить знание правила поведения в общественных местах.  Это традиционные лото,

разнообразные варианты игры «Хорошо-плохо» (на ленточках, солнышко, плюс-минус),

любимые детьми игры-бродилки: попадая на определённую картинку, дети рассказывают как правильно себя вести в том или ином общественном месте.

Или другой вариант: попадая на определённый цвет, игрок берёт цветовую карточку с заданием и выполняет его. Здесь гораздо больше ситуаций, но играют в неё дети с помощью взрослого.

Вместе с детьми создаем мнемотаблицы, которые затем напоминают об образцах поведения. Дети сами придумывали и зарисовывали символы, так у нас получился альбом «Где и как себя вести».

Рядом с нашим детским садом есть магазины, библиотека. Мы часто посещаем эти места и учимся правилам этикета. (Фото) Пока идем по улице, тоже практикуемся, ведь улица – это тоже общественное место.

Как в условиях детского сада создать ситуации для того, чтобы дети поупражнялись в правильном поведении в музее, на выставке, кинотеатре, куда даже с родителями они ходят значительно реже?

Самым эффективным способом практического осмысления этикетных норм в детском саду является ролевая и театрализованная игра.

Сначала  специально создавала игровые ситуации с помощью игры «Два кубика». Дети бросают кубики, на одном из которых им выпадает картинка с изображением различных общественных мест, а на другом – количество точек показывает количество участников игровой ситуации. Дети воспроизводят отношения между ними.

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент этой игры. На одном кубике детям досталась ситуация приема гостей. На другом-количество участников – 5 человек.

Отдельные элементы видео ускорены, чтобы не затягивать просмотр.

После разыгрывания ситуаций вместе с детьми анализируем, обсуждаем, какие были допущены ошибки, неточности в соблюдении правил этикета.

Коллеги, что вы заметили?

(не постелили скатерть, разлила чай до прихода гостей, раскладывала пирожные руками).

Вот так и с детьми мы разбираем эти ситуации.

А еще эта игра помогает мне планировать работу с родителями для корректировки их воспитательных воздействий, ведь в игре дети отражают семейные взаимоотношения.

Самостоятельно играя в сюжетно-ролевые игры, дети закрепляют и совершенствуют знания этикета, пробуя себя в роли продавца и покупателя, врача и пациента, парикмахера и клиента, водителя и пассажира.

 Стараюсь учить мальчиков галантному обращению с девочками: предлагать помощь, пропускать вперёд, защищать их, делать комплименты.

Дети с удовольствием разыгрывают истории из жизни игрушек с помощью театров разных видов (фото пальчиковый, настольный, кукольный), организуют театральные постановки.

Представление инсценировки для зрителей: детей или родителей потребовало соблюдения многих правил этикета, необходимых при посещении театра и во время приёма гостей. В гости приходят ребята и взрослые, которых следовало хорошо принять, удобно рассадить, порадовать.

Разыгрывание сценок помогает знакомить детей с правилами гостевого этикета, дают возможность научиться уверенно и спокойно чувствовать себя в гостях или наоборот, принимая их.

В играх-драматизациях по мотивам художественных произведений: «Муха-цокотуха», «Кошкин дом», «Красная шапочка», дети берут на себя роль именинника, готовятся к приёму гостей, наводят порядок в доме, накрывают праздничный стол.

Столовый этикет – это то, с чем дети сталкиваются ежедневно. Во время приёма пищи обращаю внимание на культуру еды, формирую навыки красивого и правильного приёма пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создаю условия для овладения навыками сервировки стола.

Для этого использую алгоритмы, упражнения «Дамы и кавалеры», «Сервировка стола», «Весёлое чаепитие», «Моя помощница салфетка», «Благодарность за угощение», игры «Для чего эта посуда?», «Что чем едят?». Для этой игры я подобрала картинки с изображением разных блюд, а дети изготовили столовые приборы и сервировали стол.

Воспитание культуры поведения и этикета у детей невозможно без единства требований и личного примера со стороны педагогов и родителей, а работу по направлению «Наша дружная семья» осуществляю в тесном контакте взрослых и детей.

Организую семейные праздники, дни рождения семьи, детско-взрослые сообщества по интересам «Читаем вместе», «Спортивная семья», «Мастерилка».

В литературной гостиной вместе обсуждаем произведения художественной литературы, которые дают образцы нравственности, правильного и неправильного поведения. Занимаясь спортом  и создавая поделки дети и взрослые учатся понимать друг друга, проявлять доброту и заботу друг о друге, делать приятные сюрпризы.

Работу по разным направлениям формирования основ этикета у дошкольников осуществляю в их взаимосвязи. Ведь гостевой этикет невозможен без столового, а речевой присутствует во всех направлениях. Всему этому нужно учиться каждый день.

Возможность быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – может каждый, нужно только этого захотеть. И этому я и учу своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Исследовательская работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики и психологии ключевой проблемой....

Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду

 Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет" (презентация)

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...

Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."

Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."...