Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Алексеева Юлия Владимировна

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления. Опыт работы раскрывает возможности развития навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредство логопедических игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_0.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Юлия Владимировна,

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи),

МКДОУ «Детский сад № 80» комбинированного вида,

город Дзержинск Нижегородская область

Сообщение из опыта работы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления.

Литературные данные по проблемам исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Н.С.Жукова, 1990; Р.Е.Левина, 1968;Л.Ф.Спирова, 1980; Т.Б.Филичева; Г.В.Чиркина, 1993 и др.) (25; 35; 69)

Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений. Л.Ф.Спирова с позиций изучения нейтральной лексики подробно описала часто встречающиеся речевые ошибки детей с тяжелыми нарушениями речи (22, С.25). Анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи показал (Ж.В.Антипова, 1998; Е.В.Назарова, 2000; Н.В.Серебрякова, 1996; Л.Г.Соловьева, 1998; Т.В.Туманова, 1997 и др.), что данная область исследовалась в различных аспектах: педагогическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Разработанные специальные методики способствуют развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в контексте развития игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей. (50)

Вопрос формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи недостаточно подробно освещен в методической литературе.

Многими специалистами подчеркивается связь между процессами развития лексики и словообразования. Так, например, Р.И.Лалаева и Н.В.Серебрякова (32) разработали методику по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, которая включает задания на развитие словообразования. Цель этих заданий: уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Экспериментальные исследования (26) показали, что низкая готовность к проведению словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи объясняется несформированностью когнитивных и речевых предпосылок. Поэтому формирование практических способов словообразования у дошкольников необходимо начинать как можно раньше.

На современном этапе развития науки проблема организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с различными речевыми нарушениями достаточно полно и подробно представлена в трудах многих авторов. В учебниках и научных статьях содержится обширный теоретический материал и по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием  речи. Но практика показывает, что часто не хватает практических разработок, целостных методик, систематизированных и обобщенных  приемов работы по развитию лексико-грамматических представлений. Также сложно подобрать дидактические игры на формирование словообразования, так как они описаны лишь в общих пособиях по развитию лексико-грамматических представлений и нет отдельной литературы по данной проблеме.

Было необходимо разработать такую систему логопедических игр по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которая будет эффективной,  адекватной особенностям таких детей.

Использование специально разработанной системы логопедических игр при обучении детей с общим недоразвитием речи словообразованию является эффективным методом развития словообразовательных умений данной категории детей. Так как в игре знания детей усваиваются гораздо быстрее и прочнее, лучше формируется умения и навыки, в том числе и словообразовательные.

Детей с общим недоразвитием речи на первом году обучения (старшая группа, 5-6 лет) необходимо в первую очередь учить образовывать новые слова разными способами, осуществлять обогащение словаря, повышать уровень развития навыка словообразования.

Необходимым считаю развитие следующих словообразовательных умений:

  • образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • образование относительных прилагательных от существительных;
  • навык образования родственных слов.

Для решения этих задач была разработана система логопедических игр для развития навыка словообразования у детей старшей группы детского сада с третьим уровнем речевого недоразвития. Данная подборка игр может считаться системой так как:

-   все игры предлагаются детям по принципу усложнения;

- игры расположены в соответствии с лексическими темами, в соответствии с планом логопеда, что позволяет осуществлять последовательность и комплексность логопедического воздействия;

- игры можно разделить на три группы в зависимости от логопедических целей: игры для развития словообразования уменьшительно-ласкательных существительных; игры для совершенствования образования относительных прилагательных от существительных; игры, направленные на совершенствование навыка подбора родственных слов.

Применение данной системы логопедических игр осуществляется следующим образом: кроме заданий, предусмотренных программой, в рамках непосредственно образовательной деятельности по развитию речи предлагались игры на формирование словообразования из разработанной системы дидактических игр.

Планирование игр, их соотношение с лексическими темами, а также логопедические цели игр представлены в таблице 1.

В таблице представлено планирование данной работы на период с сентября по декабрь.

Игры в соответствии с планированием включаются в непосредственно образовательную деятельность по развитию речи.

Подробное описание игр с логопедическими целями, описанием необходимых для проведения материалов, подробный ход проведения игр представлены ниже. При выборе логопедических игр был проанализирован ряд специальной логопедической литературы, игры могут изменяться с учетом особенностей детей,  содержания лексических тем.

Таблица 1

Планирование работы по формированию словообразовательных умений у детей с ОНР в старшей группе компенсирующей направленности

Период

обучения

Тема

Кол-во

занятий

по теме

Игра

Логопедическая цель игры

I

Овощи

3

1. «Необычное дерево»

Цель: ознакомление детей с понятием «родственные слова» с опорой на наглядные модели.

2. «Родные слова»

Цель: обучение составлению цепочки родственных слов с опорой на предметные картинки.

3. «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от  имени существительного.

Одежда

3

4. «Игра с мячом «Одежда для малыша»

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

5. «Гулливер в стране Лилипутов»

Цель: обучение грамотному употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

6. «Путешествие в

Изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Фрукты

2

7. «Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

8. «Вкусное варенье»

Цели: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Овощи-фрукты

1

9. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

Одежда-обувь

1

10. «Великаны и малютки»

Цель: развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, упражнение в употреблении этих существительных в словосочетаниях.

Дом и его части

2

11. «Мы строители»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

12. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

II

Посуда

3

13. «Путаница»

Цель: ознакомление детей с особенностями образования слов-вместилищ.

14. «Письмо от Незнайки»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в короткой фразе.

15. «Смешинки-юморинки»

Цель: упражнение  детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

Продукты

питания

3

16. Игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

17.«Что сегодня на обед?»

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

18. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Зима

3

19. «Вырасти дерево»

Цель: упражнение детей в подборе родственных слов с опорой на зрительную модель.

20. «Сказка о словах-близнецах»

Цель: развитие навыка нахождения родственных слов в тексте.

21. «Подбери словечко».

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Новый год

3

22.«Назови подарок»

Цель: закреплять навык подбора соответствующих слов к  прилагательным, обучение составлению развернутого предложения с образованными словами.

23. «Лишнее слово»

Цель: совершенствовать навык выделения неродственных слов из предложенной цепочки, обучение анализу слов, имеющих общее звучание.

24. «Игра в мяч»

Цель: закреплять навык различения родственных и неродственных слов, умение составлять с родственными словами короткий рассказ.

Логопедические игры

1. «Необычное дерево»

Цель: ознакомление детей с понятием «родственные слова» с опорой на наглядные модели.

Материалы: картонное изображение дерева с прорезями, карточки – предметные картинки.

Ход игры:

Логопед ставит на доску картонное изображение дерева, в кроне которого сделаны прорези. В них логопед вставляет предметные картинки с изображенными на них родственными словами, когда читает стихотворение:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Ряд родственных слов по картинкам воспроизводится детьми; с помощью логопеда анализируется их звуковая, а также смысловая общность. (Фрагмент занятия с включением данной игры представлен в Приложении 2)

2. «Родные слова»

Цель: обучение составлению цепочки родственных слов с опорой на предметные картинки.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Логопед ставит на доску картинку с изображением батона и произносит слово хлеб. Последующие картинки называют дети, логопед только помогает им точно подобрать нужное родственное слово, не произнося его. Слова: хлебница, хлебокомбинат, хлебопек, хлебоуборочный комбайн, хлебные крошки.

Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

Чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает детям стихотворение:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть —

Они об одном говорят.

3. «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от  имени существительного.

Ход игры: 

Логопед называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.

Например:

На улице льет (осень) дождь.

Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т.д.

Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».

Примерные предложения:

Дует теплый (весна) ветер.

Мама купила (апельсин) сок

Скоро наступит  первый (зима) день.

Папа купил сыну (мех) шапку.

В саду собрали (богатство) урожай.

4. «Игра с мячом «Одежда для малыша»

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Дети садятся полукругом. Логопед  бросает мяч кому-либо и говорит любой предмет одежды. Ребенок должен назвать «маленькую» вещь и вернуть мяч логопеду. Например: «Платье – платьице, носок – носочек, юбка - юбочка» и т.д. (Фрагмент занятия представлен в  Приложении 3)

5. «Гулливер в стране Лилипутов»

Цель: обучение грамотному употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Материал: плакат с изображением дома лилипутов, предметные картинки с изображением одежды и обуви.

Ход игры:

Гулливер (ребенок), «заглядывая» в каждый домик, «открывая» дверцу, называет то, что видит в комнате: кроватку, столик, стульчик, вазочку, коврик, диванчик, табуреточку. Открыв шкафчик, он достает одежду и обувь и удивляется тому, какая она крошечная: платьице с маленьким воротничком и пуговичками; пальтишко с вышитыми карманчиками; шарфик, ремешок, брючки, шортики, колготки, носочки, гольфики, сарафанчик, халатик, фартучек, кофточка, юбочка, костюмчик, сапожки, валеночки, туфельки, ботики, ботиночки со шнурочками. Логопед обращает внимание детей на ошибки, хвалит за образование сложных форм слов (валеночки, шнурочки и т.д.).

6. «Путешествие в изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улица Молодежная, Дом моды. Кусочки тканей.

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся в Дом моды на улицу Молодежную. Что же мы здесь увидим? Это Дом моды для детской и взрослой одежды. Модели сшиты из разных тканей (ситец, бархат, драп, кожа, нейлон, фланель, мех, сатин, сукно, шерсть, кружево, тюль, трикотаж, шелк)». Организуется диалог: «Это ситец. Платье сшито из ситца, платье ситцевое».

7. «Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

Материалы: предметные картинки, корзинки.

Ход игры:

«Дети взяли корзинки и собрались на экскурсию в сад, доехали до остановки «Фруктовая» и стали в саду собирать яблоки, груши, виноград, малину, смородину и т. д. Устали, отдохнули на поляне и разделили все собранное на фрукты и ягоды».

Логопед задает вопрос, что можно сварить из них (сок, компот, варение, морс и т. д.). Логопед обращает внимание детей на то, как будут называться напитки, сваренные из фруктов — фруктовые, а из ягод — ягодные (дети проговаривают хором и индивидуально). На поляне оборудован «прилавок», где размещены фрукты, овощи, кувшины, стаканы, банки. Детям предлагают выбрать фрукт или ягоду и назвать сок, сделанный из них. Логопед дает образец ответа: я взяла малину, сделаю сок малиновый (образец повторяется детьми); я взяла виноград — сок сделаю виноградный. Каждый ребенок определяет, как называется его сок. (Фрагмент занятия представлен в  Приложении 4)

8. «Вкусное варенье»

Цель: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Материалы: банка с вареньем, одноразовые ложки по числу детей, розетки с разными вареньями.

Ход игры:

Логопед показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории, из абрикосов, из вишни, из сливы  и т.п. Ребенок отвечает: «Сливовое варенье»; «Вишневое варенье» и т.д. Правильно ответившие дети с закрытыми глазами с помощью логопеда отгадывают по вкусу какое варенье пробуют.

9. «Путешествие в изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улицы Фруктово-ягодная и витаминно-овощная.

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Фруктово-ягодную и витаминно-овощную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. Фруктово-ягодная улица с вкусными сладкими садовыми плодами и ягодами (груша, яблоко, виноград, слива, малина, крыжовник, вишня, смородина, арбуз, дыня, ананас, лимон, апельсин, мандарин и т. д.)». Организуется диалог: «Это яблоко. Из яблок делают сок. Сок яблочный». Ребенок составляет простое предложение с новым словом: «Я люблю яблочный сок»; «Бабушка варит вишневый компот» и т.д.

«А это Витаминно-овощная улица с крупными спелыми, выросшими на грядках помидорами, огурцами, баклажанами, картофелем, репой, свеклой, морковью, капустой (цветной и белокочанной), редиской, петрушкой, укропом, хреном, горохом, фасолью, луком». Организуется диалог: «Это морковь. Из моркови делают салат. Салат морковный». (если слово сложное и от него невозможно образовать нужную форму, то ребенку это не сообщается, а логопед получает возможность проверить степень сформированности данного словообразовательного умения). Аналогично, как и на предыдущей улице детям предлагается составить короткую фразу.

10. «Великаны и малютки»

Цель: развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, упражнение в употреблении этих существительных в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Логопед делит подгруппу на 2 части, одна группа – великаны, другая – малютки. Дети по очереди перекидывают друг другу мяч, называя соответствующую форму существительного, в соответствии с лексической темой (называют предметы одежды и обуви). Например: «великан» произносит: «кофта» и перебрасывает мяч «малютке», который говорит: «кофточка». Когда все дети в этих ролях образуют по 2 слова, дети меняются – «великаны» становятся «малютками» и наоборот. Игра продолжается 2-3 раза. Обязательно обращается внимание на ошибки, их корректировку. Затем детям предлагается составить фразу с новым словом: «теплая кофточка», «тяжелые сапожищи» и т.д. (Фрагмент занятия представлен в  Приложении 3)

11. «Мы строители»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Логопед выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т.п. Дети образуют соответствующие прилагательные.

Логопед выставляет схему предложения из четырех слов, где полосками разных цветов обозначены слово-действие, слово-определение, слова-предметы. Первое предложение, показывая на схему, составляет логопед: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить о строительных профессиях и составить по схеме свои предложения. Например: Каменщики выстроили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. И т.п.

12. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, соответствующих улиц.

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Строительную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. На Строительной улице продаются разные материалы (алюминий, бумага, войлок, вата, дерево, картон кожа, железо, солома, кирпич, камень, металл, песок, резина, чугун, сталь, цемент; металлическая дверь, железная труба, кирпичная перегородка, деревянная лестница, чугунная печка и т. д.), предметы, сделанные из этих материалов для возведения домов и инструменты».

Организуется диалог: логопед спрашивает, как называется предъявляемый материал, что из него делают, какой предмет получился. Например, это кирпич, из кирпича строят дом, дом кирпичный. Затем детям предлагается составить словосочетания с новыми словами: соломенная крыша, железный замок, кирпичная стена и т.д. (Фрагмент занятия представлен в  Приложении 4)

13. «Путаница»

Цель: ознакомление детей с особенностями образования слов-вместилищ.

Материалы: предметные картинки, полоски разной длины.

Ход игры:

Логопед предлагает ребенку предметные картинки вперемешку: салфетка, суп, салфетница, супница, конфета, конфетница. Просит разложить картинки по парам и назвать их. Логопед, закрывая листом все пары, кроме первой, говорит: «Первую картинку я назову коротко: "сахар", а вторую — длинно: "сахарница". Назови короткое слово (сахар).

Логопед кладет под картинку короткую полоску и говорит: «Короткое слово обозначим короткой полоской».    

Аналогичным образом длинное слово маскируют длинной полоской.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Затем ребенок совместно с логопедом проговаривает оставшиеся пары слов, определяет их длину и маркирует разными полосками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

14. «Письмо от Незнайки»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в короткой фразе.

Материалы: стакан, банка, кастрюлька.

Ход игры:

Логопед достает тетрадь и говорит, что Незнайка, как всегда, допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки: Лена налила в стакан клубника сок. Папа принес в банке кабачок икру. Мама приготовила в кастрюле картошка пюре. И т.п. Когда дети образуют правильные прилагательные, логопед просит с опорой на предметы посуды вспомнить и воспроизвести грамотные варианты предложений.

15. «Смешинки-юморинки»

Цель: упражнение  детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

Ход игры: логопед говорит: «Сейчас мы с вами будем придумывать смешные предложения. К каждому новому слову вы будете добавлять слово «тарелка» и «чайник»». Например, Снег. А тарелка из снега какая? Снежная. Снежная тарелка. Снежный чайник.

Резина. А предмет из резины какой? Резиновый. Резиновый мяч.

Примерный лексический материал

Кирпич,  ситец, шелк, дерево, стекло, кожа, железо, сталь, пластмасса, мех, бумага, песок.

С наиболее интересными словосочетаниями предлагается составить предложение: Снежная тарелка растаяла на столе, Резиновый мяч всоко подпрыгнул.

 

16. Игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Логопед бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами: пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т.п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным: яблочный пирог и т. д.

17. «Что сегодня на обед?»

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

Материал: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т.п.).

Ход игры:

Дети по указанию логопеда называют свои продукты. Логопед спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т.п.). Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т.п.). Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную)». Логопед помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т.д.

18. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, аллеи Сладкоежек.

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на аллею Сладкоежек. Давайте посмотрим, что встретится нам здесь. На аллее Сладкоежек клумбы из зефира, скамеечки из шоколада, дорожки из леденцов, фонтаны из крема, бассейны из сливок, ручьи из молока, тропинки из вафель, домики из мармелада, окна из бисквита». Организуется диалог: «Эта клумба из зефира. Это зефирная клумба» и т.д. Дети составляют предложения с новыми словами: Сливочный бассейн прозрачный и глубокий, Леденцовые дорожки извивались маленькими змейками и т.д. (Фрагмент занятия представлен в  Приложении 4)

19. «Вырасти дерево»

Цель: упражнение детей в подборе родственных слов с опорой на зрительную модель.

Материалы: предметные картинки, картонное дерево с прорезями в кроне.

Ход игры:

Логопед дает ребенку картинки: снег, снегурочка, снежинка, снеговик, снегопад, снегоуборочная машина, снежный ком. Говорит, что все это родственные слова, просит найти самое короткое слово и поместить его в корень к дереву. Остальные произносить и помещать на ветках. Составление «смешных» предложений с «похожими» словами: Снегурочка позвала снеговика и они скатали из снега большой снежный ком.

20. «Сказка о словах-близнецах»

Цель: развитие навыка нахождения родственных слов в тексте.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Логопед рассказывает детям сказку и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых являются родственными словами:

Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными. (Логопед еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов). (Фрагмент занятия представлен в  Приложении 2)

21. «Подбери словечко».

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Ход игры:

Логопед произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок .. (беленький).

Шарф синий, а шарфик .. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик... (низенький).

Примерный лексический материал:

серый — серенький

вкусный — вкусненький

сладкий — сладенький

тонкий — тоненький

умный — умненький.

С некоторыми словами логопед предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.

(Фрагмент занятия представлен в  Приложении 3)

22. «Назови подарок»

Цель: закреплять навык подбора соответствующих слов к  прилагательным, обучение составлению развернутого предложения с образованными словами.

Ход игры: 

а) логопед  предлагает подобрать предметы (которые можно получить в подарок), про которые можно сказать: деревянные (-ая), кожаный (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая). Назвать эти предметы вместе с их признаками. Например:

Деревянный (шар, карандаш, кубик, пароход) — деревянная (лошадка, скамейка).

Кожаная (сумка, шапка, рукавица) — кожаный  (портфель, мяч) и т.д.

б) логопед предлагает детям составить предложения, употребив прилагательные из задания а).

Мальчику на Новый год подарили кожаный мяч.

На столе стоит мой подарок -  деревянный Буратино и т.д.

23. «Лишнее слово»

Цель: совершенствовать навык выделения неродственных слов из предложенной цепочки, обучение анализу слов, имеющих общее звучание.

Ход  занятия:

Логопед предупреждает, что сейчас не все слова в цепочке будут родственными и, чтобы найти такие слова, надо помнить о связи значений родственных слов.

Вода водный, водяной, водолаз, завод, подводник, проводка, водоросли, перевод, водолей и пр.

Рука ручной, рукомойник, безрукавка, круг, вокруг, рукодельница, друг, рукава и пр.

Лев львенок, львица, львиный, левый, клевать, налево и пр.

24. «Игра в мяч»

Цель: закреплять навык различения родственных и неродственных слов, умение составлять с родственными словами короткий рассказ. 

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Логопед предлагает поймавшему мяч ребенку назвать детеныша того животного, которое при этом будет названо логопедом, И сказать, родственные ли это слова: слон, овца (ягненок), свинья, корова, лошадь, медведь, собака, кошка и пр. (Фрагмент занятия представлен в  Приложении 2)

Разработанная система логопедических игр, направленных на формирование навыков словообразования применяется мною постоянно, результаты  такой планомерной работы удивляют и радуют. У детей значительно повысился уровень развития навыка словообразования, а игровая форма подачи  материала создает положительную мотивацию к данному виду деятельности и стимулирует познавательную активность.

Таким образом, логопедические игры способствуют повышению уровня сформированности навыков образования уменьшительно-ласкательных форм существительных, относительных прилагательных от существительных, а также навык подбора родственных слов.

Эффективность логопедических дидактических игр проявляется лишь при систематической и целенаправленной работе.

Дидактические игры, направленные на решение логопедических задач,  должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных дидактических игр, постоянное обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.

На основании наблюдений за уровнем речевого развития детей, в частности за совершенствованием навыка словообразования и положительной динамикой развития словарного запаса,  можно утверждать, что подобранная и разработанная система логопедических игр эффективно помогает сформировать у детей шестого года жизни с третьим уровнем речевого недоразвития  словообразовательные умения при изменении существительных и прилагательных, а также образовании и подборе родственных слов.

Так как у детей с общим недоразвитием речи недостаточно хорошо развита долговременная память, следовательно, и впредь необходима  систематическая и целенаправленная работа по формированию грамматического строя речи и словообразования в частности.

На основании проведенной работы и полученных результатов можно сформулировать практические рекомендации по применению разработанной и экспериментально апробированной системы логопедических игр:

  1. Применение данной системы логопедических игр будет эффективно, если работа проводится систематически, последовательно, игры включаются в соответствии с лексическим материалом занятия.
  2. При проведении игры учитываются индивидуальные особенности и личностные характеристики каждого ребенка, а также особенности его речевого развития.
  3. Эффективность данной системы логопедических игр будет выше, если есть подкрепление отрабатываемым навыкам в процессе других занятий, в общении с родителями, в самостоятельной деятельности детей.
  4. Работа по обогащению словаря и развитию навыков словообразования должна проводиться в тесной взаимосвязи с работой по развитию познавательных процессов ребенка: работой по развитию восприятия, внимания,  памяти, мышления.
  5. Необходимо применять различные средства наглядности, модели, творческие задания, проблемные ситуации и вопросы.

Данный опыт будет интересен и полезен воспитателям логопедических групп и старших групп массового детского сада, учителям-логопедам групп с общим недоразвитием речи, а также родителям детей с общим недоразвитием речи и низким уровнем развития словообразовательных умений.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000.
  2. Арушанова А. Г. Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3 – С. 4.
  3. Арушанова А. Г. Развитие речи детей // дошкольное воспитание. – 1988. - №7 – С. 70.
  4. Арушанова А. Г. Развитие речи и игры // Дошкольное воспитание, - 1994. - №1- С. 35.
  5. Арушанова А. Г. Развитие речи и игры // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – С. 40.
  6. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи детей // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – С. 62.
  7. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание, - 1997. – №2 – С. 32.
  8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
  9. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991.
  10. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -  М., 1981.
  11. Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. – 1987. - №7 – С. 45.
  12. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. - М., 1997, 2000.
  13. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: “Каро”, 2002.
  14. Вайнштейн А.М. Методика словообразовательного анализа детской речи / А.М. Вайнштейн, И.Т. Вепрева // Актуальные вопросы словообразовательного анализа и словообразовательного синтеза. - Киев, 1991. - С. 86-93.
  15. Волкова Г.А. Психолого-логопедической исследование детей с нарушениями речи. – СПб., 1993.
  16. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение», 1961.
  17. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: “Аркти”, 2002.
  18. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал окказионального слова: (словообразоват. глагольные инновации дет. речи) // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. - Екатеринбург, 1993. - С. 92-101.
  19. Евдокимова Л.С. Словообразовательные ошибки в детской речи // Детская речь и пути ее совершенствования. - Свердловск, 1989. -    С. 59-66.
  20. Еремина В. Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами.// Дефектология. -  2002. - № 5.
  21. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  22. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: “Просвещение”, 1998.
  23. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.
  24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004.
  25. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.
  26. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: “Каро”, 2002.
  27. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: «Академия», 1998.
  28. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: “Просвещение”, 1973.
  29. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: Сфера, 2005.
  30. Кот, петух и лиса. Развитие речи. - М.: “Карапуз”, www. karapuz. com, 2002.
  31. Краузе Е. Логопедия. - СПб.: “Корона”, 2002.
  32. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.
  33. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997.
  34. Логопедия./ Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1999.
  35. Логопедия/Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. – Екатеринбург, 1998.
  36. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Прсвещение, 1979.
  37. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  38. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи. // Хрестоматия: Обучение и воспитание детей группы риска/ Сост. Ю.В.Астапов. – М., 1996.
  39. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития // Дефектология. - 2002. - № 3. - С. 84-88.
  40. Методы обследования речи детей / Под общ ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
  41. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной/ Сост. Т.П. Бесснова. – М., 1996.
  42. Мехович Т.А. Лингвистические особенности детской речи : (на материале словообразования) // Функционирование языка и норма. - Горький, 1986. - С. 65-69.
  43. Михайленко Н. Я. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1 – с.26.
  44. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. кн. 1: Общие основы психологии. М., 2001.
  45. Николаева Л. Теория игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1996. – №9 –  С. 40
  46. Новоторцева Н. Развитие речи детей – Ярославль: «Академия», 1996.
  47. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. М.: “Аркти”, 2002.
  48. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -М., 1967.
  49. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб., 1997.
  50. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
  51. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
  52. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. Селиверстова В.И. – М.,1997.
  53. Программа воспитания в детском саду./ Под ред. Васильевой Г. И. - М.: “Просвещение”, 1997.
  54. Психологическая диагностика развития школьников, методы изучения личности ребенка в норме и патологии. – Н.Новгород, 1993.
  55. Репина З.А. Уроки логопедии. – М.: ЛИТУР, 1999.
  56. Реформаторский А. А. Введение в языковедение. – М.: «Просвещение», 1967.
  57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: “Питер”, 2002.
  58. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
  59. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.
  60. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1982.
  61. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.
  62. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  63. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  64. Тюрикова И. Дидактические игры и развитие речи // Дошкольное воспитание. – 1988. - №4 –  С. 33.
  65. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – С. 20.
  66. Ушакова О. С. Придумай слова – М.: «Издательство Института Психотерапии», 2001.
  67. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: «Академия», 2001.
  68. Ушакова О.С., Струнина Е.М.    Методики обследования развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1997.
  69. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.
  70. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.
  71. Хасанова Л.Р. Словообразование у детей и филогенез речи в связи с проблемой выделения нерегулярных отрезков в лексических единицах: [обзор работ отеч. лингвистов] // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых. - Казань, 2001. - С. 294-300.
  72. Хрестоматия по логопедии. В 2-х т./ Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И. - М.: ВЛАДОС. -  Т. 2. -  1997.
  73. Цейтлин С.Н. Детские речевые инновации: опыт анализа // Исследования по языкознанию: к 70-летию чл.-корр. РАН А.В. Бондарко. - СПб., 2001. - С. 329-336.
  74. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс. М.: ВЛАДОС, 2001.
  75. Шахнарович А.М. Словообразовательная деривация в свете экспериментальных исследований // Вопр. филологии = J. of philology. - М., 2001. - № 1. - С. 68-73.
  76. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника./ Под ред. Т.В.Башаева, Н.Н.Васильева, Н.В.Клюева и др. - Ярославль: “Академия развития”, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная программа является системой коррекционно-развивающих игр, упражнений, занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, направлена на формирование адекватной сам...

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Творческая работа «Формирование словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В работе представлена диагностика и система работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с ОНР....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...