План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Данная программа является системой коррекционно-развивающих игр, упражнений, занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, направлена на формирование адекватной самооценки.
Своеобразие программы заключается в комбинировании различных видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр и упражнений.
Программа разработана в соответствии с ФГОС, отвечает требованиям, предъявляемым к данному виду работ и может быть рекомендована воспитателям, педагогам – психологам и специалистам коррекционного профиля (учителям-логопедам) к реализации в условиях ДОУ комбинированного, компенсирующего вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Сентябрь
Образовательная область | Сроки | Вид деятельности | Цель |
1. «Познавательное развитие» | 1-я неделя | Игра «Моё имя». | Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребѐнка к своему «Я». |
2-я неделя | Игровое упражнение «Разные лица» | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью – мимика, жесты. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе, самоконтроль и самооценку. | |
3-я неделя | Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”. | Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию. | |
4-я неделя | С/р игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки) | Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение ( коррекция завышенной самооценки). | |
2. «Художественно-эстетическое развитие » | 1-я неделя | Рисование на тему «Рисуем себя». | Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия себя, повышение уверенности в своих силах. |
2-я неделя | Аппликация на тему "Смешные рожицы" | Закреплять навыки работы с ножницами, клеем; привлекать детей к работе с разнообразными материалами; развивать умение описывать свою поделку; учить объективно оценивать выполненную работу; способствовать развитию творческого воображения и чувства юмора. Занятие предполагает успех каждого ребенка, повышает уверенность себе, в своих силах. | |
3-я неделя | Рисование на тему «Я-побе-дитель!». | Повышение самооценки ребенка. | |
4-я неделя | Аппликация на тему «Цыплята в одуванчиках» | Учить складывать из аппликативных деталей предметы, состоящие из нескольких частей согласно образцу. Высказывать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) развивать воображение, воспитывать потребность создавать что-то своими руками. Развивать уверенность в собственных силах. | |
3. «Речевое развитие» | 1-я неделя | Д/ и «Веселые сочинялки» | Побуждать детей сочинять несложные истории, героями которых, являются дети. Воспитывать чувство юмора. Способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную (диалогическую ) речь детей. |
2-я неделя | Чтение стихотворения «Вот так храбрец!» | Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать диалогическую форму речи. Помочь детям поверить в собственные силы. Активизация словаря: храбрец. | |
3-я неделя | Игра: «Давай поговорим» | Учить пользоваться интонациями при произнесении фраз - грустно, радостно, сердито, удивлённо и т.д. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. | |
4-я неделя | Стихи с частым произношением звуков «с-сь». | Снятие речевого зажима. | |
4. «Физическое развитие» | 1-я неделя | П/ и. «Золотой ключик» | Снизить физическое и психическое напряжение, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. |
2-я неделя | Упражнение на релаксацию и дыхание «Воздушный шарик» | Снять напряжение, успокоить детей; расслабить мышцы нижней части лица | |
3-я неделя | Игра «Танцующие руки» | Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. | |
4-я неделя | Упражнение на релаксацию и дыхание «Корабль и ветер» | Настроить группу на рабочий лад, снятие психоэмоционального напряжения. | |
5. «Социально- коммуникативное развитие» | 1-я неделя | Упражнение «Волшебный клубочек». | Создание позитивного настроения, эмоции, дружеского взаимодействия. |
2-я неделя | Упражнение «Доброе животное» | Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. | |
3-я неделя | Пантомима «Дарю цветок» | Развитие эмоциональной сферы, и коммуникативных способностей детей. | |
4-я неделя | Упражнение «Дружба начинается с улыбки». | Раскрепощение детей и объединение их в группу; создание благоприятного эмоционального фона в группе; усиление внимания к своим эмоциям, настроению, осознание своего эмоционального состояния. |
Октябрь
Образовательная область | Сроки | Вид деятельности | Цель |
1. «Познавательное развитие» | 1-я неделя | Д/ и по ФЭМП «Неопределённые фигуры» | Повторение геометрических форм, снижение психоэмоционального напряжения. |
2-я неделя | Д/и «Назови лишнее» | • обобщить знания детей о насекомых; • развивать способность выделять существенные признаки предметов; • развивать внимание и логическое мышление; • воспитывать у детей способность выслушивать друг друга не перебивая; • развивать уверенность в себе и в своих возможностях; • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками. | |
3-я неделя | Игровое упражнение «Именинник». | Повышение самооценки ребенка. | |
4-я неделя | Упражнение «Расскажи свои страхи». | Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Познание ребёнком самого себя. | |
2. «Художественно-эстетическое развитие » | 1-я неделя | Рисование на тему «Мое настроение» | Повышение самооценки, снижение уровня страхов, осознание своего эмоционального состояния.Знакомство детей со способами управления и регуляции настроения. Совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, рисовать его. Воспитание доброжелатель-ности к сверстникам и окружающим людям. |
2-я неделя | Этюд «Стойкий оловянный солдатик». | Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе. | |
3-я неделя | Рисование на тему «Волшебные зеркала» | Формирование положительной «Я-концепции» ,самопринятия. | |
4-я неделя | Рисование «Настроение музыки». | Формирование умения выразить свои чувства, впечатления через цвет, рисунок. | |
3. «Речевое развитие» | 1-я неделя | Упражнение «Закончи предложение» | Развитие умения чувствовать настроение. Развитие связной речи. |
2-я неделя | «Волшебные очки». | Учит детей ориентироваться на внешние качества личности сверстника, умению «разглядеть» положительные качества в людях. Коррекция низкой самооценки. | |
3-я неделя | Упражнение «Повторялки» | Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом. | |
4-я неделя | Чтение рассказа «Вот если бы все было не так». | Повышение позитивного настроя. Активизация словаря. | |
4. «Физическое развитие» | 1-я неделя | Этюд «Шалтай- болтай» | Расслабление мышц рук, спины и груди, снятие психомоторного напряжения. |
2-я неделя | Упражнение «Отдыхаем» | Развивать умение расслабиться. | |
3-я неделя | Упражнение на релаксацию «Моя жемчужина» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения у ребенка и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность. | |
4-я неделя | Упражнение «Скульптура» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | |
5. «Социально- коммуникативное развитие» | 1-я неделя | Игра «На кого я похож». | Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. Помощь ребенку в лучшем осознании себя и своего характера. |
2-я неделя | Игра «Попроси игрушку» | Развитие коммуникативных навыков. | |
3-я неделя | Игра “Менялки” | Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. | |
4-я неделя | Игра «Аплодисменты по кругу» | Формирование групповой сплоченности. |
Ноябрь
Образовательная область | Сроки | Вид деятельности | Цель |
1. «Познавательное развитие» | 1-я неделя | Игровое упражнение «Ромашка успеха». | Повышение самооценки ребенка. Закрепление цвета и дней недели. |
2-я неделя | Игра «Тень» | Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. | |
3-я неделя | Упражнение «Превращения» | Осознание своего эмоционального состояния. | |
4-я неделя | Упражнение «Я сильный – я слабый» | Формирование положительной «Я-концепции» ,самопринятия. | |
2. «Художественно-эстетическое развитие » | 1-я неделя | Рисование на тему «Веселый страх» | Воспитание уверенности в себе, символическое уничтожение страха. |
2-я неделя | Этюд по сценке из мультфильма «Котёнок по имени Гав». | Помощь в преодолении негативных переживаний. | |
3-я неделя | Рисование на тему «Чего я боялся , когда был маленьким…» | Снятие психоэмоционального напряжения. Ребенок рисует свои страхи. | |
4-я неделя | Рисование себя в виде цветка. | Способствовать формированию представлений о себе, проследить, как ребёнок отражает отношение к себе в рисунке. | |
3. «Речевое развитие» | 1-я неделя | Логопедическое занятие «Звук [С]» | Образовательные задачи:
Коррекционные задачи:
Воспитательные задачи:
|
2-я неделя | Беседа «Что ты знаешь о своём друге? » | Развитие диалогической речи. Активизация словаря. Формирование у детей понятия «друг», «дружба». | |
3-я неделя | Игра «Давай поговорим». | Развитие связной и диалогической речи. Создание атмосферы принятия и понимания, навыков общения, умения безоценочно относиться друг к другу. | |
4-я неделя | Развивающее занятие "Развивай-ка!" |
| |
4. «Физическое развитие» | 1-я неделя | Комплекс «На лесной поляне» | Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. |
2-я неделя | Игровое упражнение «Увернусь от мяча» | Развитие координации движений. | |
3-я неделя | Упражнение «Буратино рисует». | Почувствовать приятные ощущения от медленных плавных движений позвонков шейного отдела (массаж шейных позвонков). | |
4-я неделя | Игра «Цветок растёт». | Способствовать осознанию своего тела, снятию мышечных зажимов, тренировка выразительных движений. | |
5. «Социально- коммуникативное развитие» | 1-я неделя | Игра «Хороший друг». | Развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения. |
2-я неделя | Игра «Связующая нить» | Формирование чувства близости с другими людьми. | |
3-я неделя | Игра «Узнай по голосу» | Умение передавать радостное, положительное настроение, сплочение детского коллектива. | |
4-я неделя | Игра «Колечко-колечко» | Достижение взаимопонимания, симпатия друг к другу. |
Декабрь
Образовательная область | Сроки | Вид деятельности | Цель |
1. «Познавательное развитие» | 1-я неделя | Игра "За что меня любит мама" | Повышение уверенности в себе. |
2-я неделя | Упражнение «Конкурс боюсек» | Формирование уверенности в себе. | |
3-я неделя | Игровое упражнение «Достань звезду» | Настроить ребенка на достижение успеха, учит верить в неограниченность своих возможностей. | |
4-я неделя | Упражнение «Я умею». | Повышение самооценки, развитие самосознания. | |
2. «Художественно-эстетическое развитие » | 1-я неделя | Этюд «Страшный зверь» | Коррекция поведения с помощью ролевых игр. |
2-я неделя | Рисование по этюду «Страшный зверь» | Развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ. | |
3-я неделя | Упражнение «Презентация» | Данное упражнение позволит каждому ребёнку выразить своё эмоциональное состояние, повысить свою значимость, через рисунок. | |
4-я неделя | Рисование на тему «Что я люблю - чего я не люблю». | Рисование того, что ребёнок любит и чего не любит. Возможность спокойно и открыто говорить о том, что детям нравится, и что им не нравится. | |
3. «Речевое развитие» | 1-я неделя | Беседа с детьми «Злой ужасный Карабас, Не боимся больше вас! » | Развитие диалогической речи. Снятие страхов, развитие умения у детей регулировать своё поведение развитие навыков самостоятельного выбора детьми подходящих форм реакций в разных ситуациях. |
2-я неделя | Игра «Ритуалы общения». | Развитие диалогической речи. Обучить детей употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией. | |
3-я неделя | Игровое упражнение «Вежливые слова». | Активизация словаря. Развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости. | |
4-я неделя | Игра «Слова благодар-ности». | Активизация словаря. Обучить детей уместному использованию слов благодарности. | |
4. «Физическое развитие» | 1-я неделя | Релаксация «Спящий котенок». | Расслабление мышц тела. |
2-я неделя | Релаксация «Волшебный сон». | Развивать воображение, внутреннюю раскованность. | |
3-я неделя | Релаксация «Конкурс лентяев». | Расслабление мышц. | |
4-я неделя | Релаксация «Внушение». | Расслабление мышц тела. Укрепление уверенности в себе. | |
5. «Социально- коммуникативное развитие» | 1-я неделя | Упражнение «Ток» | Сплочение коллектива. |
2-я неделя | Игра «Гусеница» | Формировать умение координировать свои усилия с действиями остальных участников. | |
3-я неделя | Игра «Шел король по лесу» | Проявление симпатии, снятие напряжения, невротических состояний. | |
4-я неделя | Игра «Иголочка и ниточка» | Формирование сплоченности детского коллектива. |
Январь
Образовательная область | Сроки | Вид деятельности | Цель |
1. «Познавательное развитие» | 1-я неделя | Игра «Сокровища эльфов». | Стимулировать познавательную активность в игровой, опытнической деятельности. Учить детей объединяться в игре для реализации поставленной цели. Развитие мелкой моторики рук, совершенствование тактильных ощущений. Развивать познавательный интерес и наблюдательность. Расширять и систематизировать знание детей о песке. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
2-я неделя | Игровое упражнение «Угадай-ка! » | Тренировка внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике. | |
3-я неделя | Комплексное занятие «Ребята и зверята» |
| |
4-я неделя | Игровое упражнение «Подарок другу». | Развивать умение невербально «описывать» предметы. | |
2. «Художественно-эстетическое развитие » | 1-я неделя | Этюд «Ласка». | Развитие умения выражать чувство радости, удовольствия. |
2-я неделя | НОД по музыке «Зимняя сказка» |
| |
3-я неделя | Коллаж - нанесение на ватман представление о своем будущем. | Осознавание себя как полноправной личности и формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их. | |
4-я неделя | Рисование на тему « Ужасно-прекрасный рисунок» | Применение на практике навыка осознавания своих чувств, их анализ, осознавание опыта «делать хуже» и «делать лучше». | |
3. «Речевое развитие» | 1-я неделя | Д/и «Назови лишнее» | • развивать связную речь; • расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них представлений об объектах природы; • воспитывать у детей способность выслушивать друг друга не перебивая; • развивать уверенность в себе и в своих возможностях; • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками. |
2-я неделя | Беседа «Как можно понять настроение человека? » | Развитие диалогической речи. Развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей. | |
3-я неделя | Игра «Цветок – имя». | Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени) средств в общении. | |
4-я неделя | Театрализованная речевая игра «Как мыши с котом воевали» |
| |
4. «Физическое развитие» | 1-я неделя | Упражнение на релаксацию «Разговор с лесом» | Упражнение развивает умение расслабиться. |
2-я неделя | «Мимическая гимнастика». | Снятие напряжения мышц лица. Изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительности мимики. | |
3-я неделя | Релаксация «Волшебный сон». | Снятие мышечного напряжения. Развитие воображения, внутренней раскованности. | |
4-я неделя | Упражнение «Театр масок» | Расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. | |
5. «Социально- коммуникативное развитие» | 1-я неделя | Этюд «Шарик» | Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения придти на помощь. |
2-я неделя | Игра «Передай по кругу» | Развитие умения передавать свои эмоции. | |
3-я неделя | Игра «Поймай рыбку» | Достижение взаимопонимания. | |
4-я неделя | Игра: «Волшебная палочка». | Развитие уверенности в себе, умение просить и отказывать. |
Февраль
Образовательная область | Сроки | Вид деятельности | Цель |
1. «Познавательное развитие» | 1-я неделя | Игровое упражнение «Слушаем себя». | Развитие концентрации внимания, обращение внимания на себя, на свои чувства. |
2-я неделя | Игра «Зоопарк» | Повторение названий животных. Развитие уверенности в себе, усиление внимания к себе. | |
3-я неделя | Упражнение «Расскажи о своём настроении». | Диагностировать эмоциональное состояние детей. Познание ребёнком своего эмоционального состояния. | |
2. «Художественно-эстетическое развитие » | 1-я неделя | Рисование на тему «Ладошка» | Опыт получения и выражения позитивной обратной связи. Возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу. |
2-я неделя | Этюд «Комплименты» | Формирование у детей представления о том, что важно в дружеских отношениях. | |
3-я неделя | Рисунок «Я в будущем». | Помочь ребенку осознать возможность преодоления в будущем собственных недостатков, формирует перспективу будущего и уверенность в собственных силах. | |
3. «Речевое развитие» | 1-я неделя | Составление рассказа «Кто Я?» | Развитие связной речи. Расширить представления о себе, взглянуть на себя с разных сторон. |
2-я неделя | Беседа «Как можно общаться без слов». | Развитие связной речи. Дать детям понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения. | |
3-я неделя | Д/и «Испорченный телефон». | Понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником. Сплочение детского коллектива. | |
4. «Физическое развитие» | 1-я неделя | Игра«Смелые мышки». | Снятие телесных зажимов. Выход психофизического напряжения, агрессивности, страхов и поднятие настроения. |
2-я неделя | Релаксация «Подснежник» | Снятие психомышечного напряжения. | |
3-я неделя | Игра: «Море волнуется» | Снятие мышечного напряжения. | |
5. «Социально- коммуникативное развитие» | 1-я неделя | Игра «Сороконож-ка» | Развитие умения взаимодействовать друг с другом, чувствовать себя неотъемлемой частью детского коллектива. |
2-я неделя | Игра: «Войди в круг и выйди из круга». | Отработка различных способов поведения в ситуации одиночества, совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие симпатии. | |
3-я неделя | Игра «Ручеек». | Развитие дружеских отношений, проявление симпатии к члену группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ». Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 БАЗАРНОВА О.В.
Отражает деятельность и системный подход к изучению и коррекции нарушений речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-178930-1383140453.jpg)
Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-552699-1477810122.jpg)
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612798-1427213722.jpg)
Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-675488-1476193078.jpg)
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-221445-1453442029.jpg)
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-1085358-1542920038.jpg)
Творческая работа «Формирование словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В работе представлена диагностика и система работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с ОНР....