План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Кулиш Анна Сергеевна

Данная программа является системой коррекционно-развивающих игр, упражнений, занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, направлена на формирование адекватной самооценки.

Своеобразие программы заключается в комбинировании различных видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр и упражнений.

Программа разработана в соответствии с ФГОС, отвечает требованиям, предъявляемым к данному виду работ и может быть рекомендована воспитателям, педагогам – психологам и специалистам коррекционного профиля (учителям-логопедам) к реализации в условиях ДОУ комбинированного, компенсирующего вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Сентябрь

Образовательная область

Сроки

Вид деятельности

Цель

1. «Познавательное развитие»

1-я неделя

Игра «Моё имя».

Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребѐнка к своему «Я».

2-я неделя

Игровое упражнение «Разные лица»

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью – мимика, жесты. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе, самоконтроль и самооценку.

3-я неделя

Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”.

Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию.

4-я неделя

С/р игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки)

Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение ( коррекция завышенной самооценки).

2. «Художественно-эстетическое развитие »

1-я неделя

Рисование на тему «Рисуем себя».

Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия себя, повышение уверенности в своих силах.

2-я неделя

Аппликация на тему  "Смешные рожицы"

Закреплять навыки работы с ножницами, клеем; привлекать детей к работе с разнообразными материалами; развивать умение описывать свою поделку;  учить объективно оценивать выполненную работу; способствовать развитию творческого воображения и чувства юмора. Занятие предполагает успех каждого ребенка, повышает уверенность себе, в своих силах.

3-я неделя

Рисование на тему «Я-побе-дитель!».

Повышение самооценки ребенка.

4-я неделя

Аппликация на тему  «Цыплята в одуванчиках»

Учить складывать из аппликативных деталей предметы, состоящие из нескольких частей согласно образцу. Высказывать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) развивать воображение, воспитывать потребность создавать что-то своими руками. Развивать уверенность в собственных силах.

3. «Речевое развитие»

1-я неделя

Д/ и «Веселые сочинялки»

Побуждать детей сочинять несложные истории, героями которых, являются дети.

Воспитывать чувство юмора.  Способствовать повышению самооценки детей. Развивать  связную (диалогическую ) речь детей.

2-я неделя

Чтение стихотворения  «Вот так храбрец!»

Развивать интерес детей к художественной литературе.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Помочь детям  поверить в собственные силы.

Активизация словаря: храбрец.

3-я неделя

Игра: «Давай поговорим»

Учить пользоваться интонациями при   произнесении фраз -  грустно, радостно, сердито, удивлённо и т.д.   Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

4-я неделя

Стихи с частым произношением звуков «с-сь».

Снятие речевого зажима.

4. «Физическое развитие»

1-я неделя

П/ и. «Золотой ключик»

Снизить физическое и психическое напряжение, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

2-я неделя

Упражнение на релаксацию и дыхание  «Воздушный шарик»

Снять напряжение, успокоить детей;  расслабить мышцы нижней части лица

3-я неделя

Игра «Танцующие руки»

Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

4-я неделя

Упражнение на релаксацию и дыхание  «Корабль и ветер»

Настроить группу на рабочий лад, снятие психоэмоционального напряжения.

5. «Социально- коммуникативное развитие»

1-я неделя

Упражнение «Волшебный клубочек».

Создание позитивного настроения, эмоции, дружеского взаимодействия.

2-я неделя

Упражнение «Доброе животное»

Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

3-я неделя

Пантомима «Дарю цветок»

Развитие эмоциональной сферы, и коммуникативных способностей детей.

4-я неделя

Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Раскрепощение детей и объединение их в группу; создание благоприятного

эмоционального фона в группе; усиление внимания к своим эмоциям, настроению, осознание своего эмоционального состояния.

Октябрь

Образовательная область

Сроки

Вид деятельности

Цель

1. «Познавательное развитие»

1-я неделя

Д/ и по ФЭМП «Неопределённые фигуры»

Повторение геометрических форм, снижение психоэмоционального напряжения.

2-я неделя

Д/и «Назови лишнее»

• обобщить знания детей о насекомых;

• развивать способность выделять существенные признаки предметов;

• развивать внимание и логическое мышление;

• воспитывать у детей способность выслушивать друг друга не перебивая;

• развивать уверенность в себе и в своих возможностях;

• формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.

3-я неделя

Игровое упражнение «Именинник».

Повышение самооценки ребенка.

4-я неделя

Упражнение «Расскажи свои страхи».

Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Познание ребёнком самого себя.

2. «Художественно-эстетическое развитие »

1-я неделя

Рисование на тему «Мое настроение»

Повышение самооценки, снижение уровня страхов, осознание своего эмоционального состояния.Знакомство детей со способами управления и регуляции настроения. Совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, рисовать его. Воспитание доброжелатель-ности к сверстникам и окружающим людям.

2-я неделя

Этюд «Стойкий оловянный солдатик».

Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.

3-я неделя

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Формирование положительной «Я-концепции» ,самопринятия.

4-я неделя

Рисование  «Настроение музыки».

Формирование умения выразить свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.

3. «Речевое развитие»

1-я неделя

Упражнение «Закончи предложение»

Развитие умения чувствовать настроение.

Развитие связной речи.

2-я неделя

«Волшебные очки».

Учит детей ориентироваться на внешние качества личности сверстника, умению «разглядеть» положительные качества в людях. Коррекция низкой самооценки.

3-я неделя

Упражнение «Повторялки»

Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

4-я неделя

Чтение рассказа «Вот если бы все было не так».

Повышение позитивного настроя.

Активизация словаря.

4. «Физическое развитие»

1-я неделя

Этюд «Шалтай- болтай»

Расслабление мышц рук, спины и груди, снятие психомоторного напряжения.

2-я неделя

Упражнение «Отдыхаем»

Развивать умение расслабиться.

3-я неделя

Упражнение на релаксацию «Моя жемчужина»

Снятие мышечного и эмоционального напряжения у ребенка и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность.

4-я неделя

Упражнение «Скульптура»

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

5. «Социально- коммуникативное развитие»

1-я неделя

Игра «На кого я похож».

Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. Помощь ребенку в лучшем осознании себя и своего характера.

2-я неделя

Игра «Попроси игрушку»

Развитие коммуникативных навыков.

3-я неделя

Игра “Менялки”

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

4-я неделя

Игра «Аплодисменты по кругу»

Формирование групповой сплоченности.

Ноябрь

Образовательная область

Сроки

Вид деятельности

Цель

1. «Познавательное развитие»

1-я неделя

Игровое упражнение «Ромашка успеха».

Повышение самооценки ребенка.

Закрепление цвета и дней недели.

2-я неделя

Игра «Тень»

Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

3-я неделя

Упражнение «Превращения»

Осознание своего эмоционального состояния.

4-я неделя

Упражнение «Я сильный – я слабый»

Формирование положительной «Я-концепции» ,самопринятия.

2. «Художественно-эстетическое развитие »

1-я неделя

Рисование на тему «Веселый страх»

Воспитание уверенности в себе, символическое уничтожение страха.

2-я неделя

Этюд по сценке из мультфильма «Котёнок по имени Гав».

Помощь в преодолении негативных переживаний.

3-я неделя

Рисование на тему «Чего я боялся , когда был маленьким…»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Ребенок рисует свои страхи.

4-я неделя

Рисование себя в виде цветка.

Способствовать формированию представлений о себе, проследить, как ребёнок отражает отношение к себе в рисунке.

3. «Речевое развитие»

1-я неделя

Логопедическое занятие  «Звук [С]»

Образовательные задачи:

  • формирование понятия о механизме образования звука [С] и его акустических особенностях;
  • закрепление правильного произношения звука [С] в речевом материале (слоги, слова, предложения).

Коррекционные задачи:

  • развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие лексико- грамматического строя речи;
  • развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

  • развитие умения слушать педагога, повышение самооценки ребёнка, улучшение его эмоционального благополучия.

2-я неделя

Беседа «Что ты знаешь о своём друге? »

Развитие диалогической речи. Активизация словаря.  Формирование у детей понятия «друг», «дружба».

3-я неделя

Игра «Давай поговорим».

Развитие связной и диалогической речи.  Создание атмосферы принятия и понимания, навыков общения, умения безоценочно относиться друг к другу.

4-я неделя

Развивающее занятие  "Развивай-ка!"

  • развитие познавательных мотивов;
  • развитие внимания, памяти, самоконтроля, мыслительных навыков;
  • развитие речи, воображения;
  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам;
  • формирование умения работать в группе.

4. «Физическое развитие»

1-я неделя

Комплекс «На лесной поляне»

Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.

2-я неделя

Игровое упражнение    «Увернусь от мяча»

Развитие координации движений.

3-я неделя

Упражнение «Буратино рисует».

Почувствовать приятные ощущения от медленных плавных движений позвонков шейного отдела (массаж шейных позвонков).

4-я неделя

Игра «Цветок растёт».

Способствовать осознанию своего тела, снятию мышечных зажимов, тренировка выразительных движений.

5. «Социально- коммуникативное развитие»

1-я неделя

Игра «Хороший друг».

Развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

2-я неделя

Игра «Связующая нить»  

Формирование чувства близости с другими людьми.

3-я неделя

Игра «Узнай по голосу»

Умение передавать радостное, положительное настроение, сплочение детского коллектива.

4-я неделя

Игра «Колечко-колечко»

Достижение взаимопонимания, симпатия друг к другу.

Декабрь

Образовательная область

Сроки

Вид деятельности

Цель

1. «Познавательное развитие»

1-я неделя

Игра "За что меня любит мама"

Повышение уверенности в себе.

2-я неделя

Упражнение  «Конкурс боюсек»

Формирование уверенности в себе.

3-я неделя

Игровое упражнение «Достань звезду»

Настроить ребенка на достижение успеха, учит верить в неограниченность своих возможностей.

4-я неделя

Упражнение «Я умею».

Повышение самооценки, развитие самосознания.

2. «Художественно-эстетическое развитие »

1-я неделя

Этюд «Страшный зверь»

Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

2-я неделя

Рисование по этюду «Страшный зверь»

Развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ.

3-я неделя

Упражнение «Презентация»

Данное упражнение позволит каждому ребёнку выразить своё эмоциональное состояние, повысить свою значимость, через рисунок.

4-я неделя

Рисование на тему «Что я люблю - чего я не люблю».

Рисование того, что ребёнок любит и чего не любит. Возможность спокойно и открыто говорить о том, что детям нравится, и что им не нравится.

3. «Речевое развитие»

1-я неделя

Беседа с детьми «Злой ужасный Карабас,

Не боимся больше вас! »

Развитие диалогической речи.  Снятие страхов, развитие умения у детей регулировать своё поведение развитие навыков самостоятельного выбора детьми подходящих форм реакций в разных ситуациях.

2-я неделя

Игра «Ритуалы общения».

Развитие диалогической речи.  Обучить детей употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией.

3-я неделя

Игровое упражнение «Вежливые слова».

Активизация словаря.  Развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.

4-я неделя

Игра «Слова благодар-ности».

Активизация словаря.  Обучить детей уместному использованию слов благодарности.

4. «Физическое развитие»

1-я неделя

Релаксация «Спящий котенок».

Расслабление мышц тела.

2-я неделя

Релаксация «Волшебный сон».

Развивать воображение, внутреннюю раскованность.

3-я неделя

Релаксация «Конкурс лентяев».

Расслабление мышц.

4-я неделя

Релаксация «Внушение».

Расслабление мышц тела.  Укрепление уверенности в себе.

5. «Социально- коммуникативное развитие»

1-я неделя

Упражнение «Ток»

Сплочение коллектива.

2-я неделя

Игра «Гусеница»

Формировать умение координировать свои усилия с действиями остальных участников.

3-я неделя

Игра «Шел король по лесу»

Проявление симпатии, снятие напряжения, невротических состояний.

4-я неделя

Игра «Иголочка и ниточка»

Формирование сплоченности детского коллектива.

Январь

Образовательная область

Сроки

Вид деятельности

Цель

1. «Познавательное развитие»

1-я неделя

Игра «Сокровища эльфов».

Стимулировать познавательную активность в игровой, опытнической деятельности.

Учить детей объединяться в игре для реализации поставленной цели. Развитие мелкой моторики рук, совершенствование тактильных ощущений. Развивать познавательный интерес и наблюдательность. Расширять и систематизировать знание детей о песке.  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

2-я неделя

Игровое упражнение «Угадай-ка! »

Тренировка внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.

3-я неделя

Комплексное занятие «Ребята и зверята»

  • снижение уровня тревожности, раздражительности, двигательного беспокойства, преодоление барьеров в общении;
  • формирование позитивной я- концепции, повышение самооценки;
  • развитие координации движений, внимания, воображения, восприятия;
  • преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, коррекция девиаций поведения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений, речи.

4-я неделя

Игровое упражнение «Подарок другу».

Развивать умение невербально «описывать» предметы.

2. «Художественно-эстетическое развитие »

1-я неделя

Этюд «Ласка».

Развитие умения выражать чувство радости, удовольствия.

2-я неделя

НОД по музыке «Зимняя сказка»

  • Развивать познавательную активность детей в процессе слушания музыки, пения песен.
  • Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.
  • Развивать наглядно-образное мышление: мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.
  • Вызвать у детей интерес к совместному выполнению заданий, развивать навыки совместной деятельности (в пении, движениях, рисовании).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту зимней природы.
  • Совершенствовать умение детей нетрадиционным способам рисования скомканной бумагой.
  • Воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.

3-я неделя

Коллаж - нанесение на ватман представление о своем будущем.

Осознавание себя как полноправной личности и формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.

4-я неделя

Рисование на тему « Ужасно-прекрасный рисунок»

Применение на практике навыка осознавания своих чувств, их анализ, осознавание опыта «делать хуже» и «делать лучше».

3. «Речевое развитие»

1-я неделя

Д/и «Назови лишнее»

• развивать связную речь;

• расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них представлений об объектах природы;

• воспитывать у детей способность выслушивать друг друга не перебивая;

• развивать уверенность в себе и в своих возможностях;

• формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.

2-я неделя

Беседа «Как можно понять настроение человека? »

Развитие диалогической речи.  Развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.

3-я неделя

Игра «Цветок – имя».

Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени) средств в общении.

4-я неделя

Театрализованная речевая игра «Как мыши с котом воевали»

  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе;
  • формирование позитивной я- концепции, повышение самооценки;
  • преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, коррекция девиаций поведения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений, речи.

4. «Физическое развитие»

1-я неделя

Упражнение на релаксацию «Разговор с лесом»

Упражнение развивает умение расслабиться.

2-я неделя

«Мимическая гимнастика».

Снятие напряжения мышц лица. Изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительности мимики.

3-я неделя

Релаксация «Волшебный сон».

Снятие мышечного напряжения. Развитие воображения, внутренней  раскованности.

4-я неделя

Упражнение «Театр масок»

Расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

5. «Социально- коммуникативное развитие»

1-я неделя

Этюд «Шарик»

Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения придти на помощь.

2-я неделя

Игра «Передай по кругу»

Развитие умения передавать свои эмоции.

3-я неделя

Игра «Поймай рыбку»

Достижение взаимопонимания.

4-я неделя

Игра: «Волшебная палочка».

Развитие уверенности в себе, умение просить и отказывать.

Февраль

Образовательная область

Сроки

Вид деятельности

Цель

1. «Познавательное развитие»

1-я неделя

Игровое упражнение «Слушаем себя».

Развитие концентрации внимания, обращение внимания на себя, на свои чувства.

2-я неделя

Игра «Зоопарк»

Повторение названий животных.  Развитие уверенности в себе, усиление внимания к себе.

3-я неделя

Упражнение «Расскажи о своём настроении».

Диагностировать эмоциональное состояние детей. Познание ребёнком своего эмоционального состояния.

2. «Художественно-эстетическое развитие »

1-я неделя

Рисование на тему «Ладошка»

Опыт получения и выражения позитивной обратной связи. Возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

2-я неделя

Этюд «Комплименты»

Формирование у детей представления о том, что важно в дружеских отношениях.

3-я неделя

Рисунок «Я  в будущем».

Помочь ребенку осознать возможность преодоления в будущем собственных недостатков, формирует перспективу будущего и уверенность в собственных силах.

3. «Речевое развитие»

1-я неделя

Составление рассказа «Кто Я?»

Развитие связной речи. Расширить представления о себе, взглянуть на себя с разных сторон.

2-я неделя

Беседа «Как можно общаться без слов».

Развитие связной речи. Дать детям  понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

3-я неделя

Д/и «Испорченный телефон».

Понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником. Сплочение детского коллектива.

4. «Физическое развитие»

1-я неделя

Игра«Смелые мышки».

Снятие телесных зажимов. Выход психофизического напряжения, агрессивности, страхов и поднятие настроения.

2-я неделя

Релаксация «Подснежник»

Снятие психомышечного напряжения.

3-я неделя

Игра: «Море волнуется»

Снятие мышечного напряжения.

5. «Социально- коммуникативное развитие»

1-я неделя

Игра «Сороконож-ка»

Развитие умения взаимодействовать друг с другом, чувствовать себя неотъемлемой частью детского коллектива.

2-я неделя

Игра: «Войди в круг и выйди из круга».

Отработка различных способов поведения в ситуации одиночества, совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие симпатии.

3-я неделя

Игра «Ручеек».

Развитие дружеских отношений, проявление симпатии к члену группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...

Творческая работа «Формирование словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В работе представлена диагностика и система работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с ОНР....