Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)
рабочая программа по обж

Кирпичёва Лидия Львовна

Рабочая программа

 «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_bezopasnosti.doc504 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35 «Василек»

г. Смоленска

         

          УТВЕРЖДАЮ

Заведующий муниципальным

бюджетным дошкольным

образовательным учреждением «Детский сад № 35 «Василек»

города Смоленска

_______________Фроленкова Н.В..

ПРИНЯТО

на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 35 «Василек»

Протокол №1 от 30.08.2018г.                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                 

Рабочая программа

 «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

                             

                                                 

2018г.

Содержание:

Введение_________________________________________________2 стр.

Глава 1.Теоретические основы развития навыков безопасного поведения дошкольников в деятельности  воспитателя дошкольного учреждения.

а) Проблема развития безопасного поведения ребенка старшего дошкольного возраста_________________________________________________5 стр.

1.2. Система  деятельности воспитателя по развитию навыков  безопасного поведения ребенка____________________________________________13 стр.

2.2. Тематическая программа. Развития навыков безопасного поведения  дошкольников_______________________________________________28 стр.

3. Заключение_______________________________________________46 стр.

4. Список литературы________________________________________48 стр.

5. Предметно – развивающая среда  по правилам дорожного движения

___________________________________________________________49 стр.

Введение.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантным становится развитие социально-активной, творческой личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации и адаптироваться к качественно новым, в том числе и экстремальным, условиям жизнедеятельности.

В то же время рост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, а также ущерба, наносимого им экономике и экосфере, стал сегодня объективной реальностью. В этих сложных условиях развитие навыков безопасного поведения подрастающего поколения становится важнейшей задачей государства.

Проблема потребности развития навыков безопасного поведения находит отражение в исследованиях классиков науки: в трудах с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др.

Современые исследователи Н. А. Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров, В. П. Соловьев, Г. М. Соловьев и др. определяют различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности.

На современном этапе развития общества уделяется большое внимание дошкольному возрасту и социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно-этическому, художественно-эстетическому и эмоциональному благополучию (И. А. Аршавский, Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, Е. А. Козырева, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.).

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.  Вместе с тем старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у старших дошкольников.

Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с особенностями познавательного развития детей  старшего дошкольного возраста, со стремлением расширить познавательные горизонты, с психологической особенностью детей дошкольного возраста, их защитной реакции на обстановку.

Вопросы развития навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста отражены в трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. Ф. Тихомировой, Л. Г. Татарниковой.  

Безопасное поведение рассматривается как предупреждение  потенциальной опасности. В понятие «безопасное поведение в дошкольном образовательном учреждении» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников дошкольных образовательных учреждений, защиту от экологических катастроф и терроризма. Обеспечение безопасного поведения дошкольников заключается в формировании  у них основных понятий об опасностях, выработке умений правильно оценивать свои возможности и принимать  обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – развитие навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка правильно вести себя в опасных  для жизни ситуациях.

Глава 1.Теоретические основы развития навыков безопасного поведения дошкольников в деятельности воспитателя детского сада.

  1. Проблема развития безопасного поведения ребенка старшего дошкольного возраста.

Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Каждый родитель хочет, чтобы жизнь его ребенка была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.

В «Концепции социализации ребенка» отмечается, что «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения», что «знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам». Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Так, информативность, объективно присущая знанию, не является для ребенка таковой, если знания слишком просты или слишком сложны. Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. И, наконец, процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники, оставшись без руководства взрослого, не способны самостоятельно организовать деятельность и наполнить её смыслом. Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Едва появившись на свет, малыш начинает познавать мир. Его любознательности нет границ. Поэтому, когда ребенок начинает ползать, а затем ходить, за ним нужен особый присмотр. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку либо развести костер в комнате или на кухне. А ребенок может - из озорства или любопытства. Ребенок, оставшись без надзора взрослых, способен беспечно открыть кран газовой плиты, по неосторожности выпасть из открытого окна, из любопытства попробовать бабушкино лекарство. Все это становится причиной тяжелых увечий или даже смерти.

В самом общем виде безопасность – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

Различают следующие виды безопасности: экологическую, военную, технологическую, социальную, информационную, социокультурную, политическую, экономическую, региональную, коллективную, личную и т. д.

Воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями. Опасность - это свойство элементов системы «человек - среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам.

В большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушающий общепринятые правила безопасного поведения.

Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустановленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопасности и общественного порядка.

Все опасности по источникам их возникновения принято делить на естественные и антропогенные. Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере - таких, как землетрясения, наводнения, ураганы, циклоны, лавины.

Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, цунами. Естественные опасности относительно стабильны по времени и силе воздействия.

Возникновение антропогенных опасностей связано, прежде всего, с активной техногенной деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются люди, а также технические средства, здания, сооружения, транспортные магистрали - все, что создано человеком. Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств. Рост негативного влияния, как правило, обусловлен нарушениями технологических рекомендаций, трудовой дисциплины и, что самое главное, - отсутствием необходимых знаний о причинах возникновения опасностей и о последствиях, возникающих в зонах действия опасностей.

По характеру воздействия на человека все опасности разделяются на вредные и травмирующие.

Вредные воздействия приводят к ухудшению самочувствия человека или к заболеванию (если воздействие продолжительно). Сюда относятся: воздействие токсичных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, воде, продуктах питания; недостаточность освещения; повышенная или пониженная температура воздуха; снижение содержания кислорода в воздухе помещения.

Травмирующие воздействия приводят к травмам и гибели людей при однократном действии, характеризуются неожиданностью и быстротой. Электрический ток, падающие предметы, действие подвижных частей различных установок, падение, разгерметизация систем повышенного давления, часто приводящая к взрывам и пожарам, - все это травмирующие факторы.

Дети  травмируются не только во время стихийных бедствий, в военных ситуациях, но и в быту, в детском саду, в школе, при транспортных катастрофах. Организм ребенка значительно тяжелее реагирует на повреждения, что связано с недостаточным развитием жизненно важных систем, несовершенством компенсаторных возможностей. Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за своё собственное поведение. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения, принятыми в дошкольных образовательных учреждениях, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста. 

Безопасное поведение в широком смысле рассматривается как интеграция ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. В более узком понимании безопасное поведение – это функциональная система взаимодействия человека с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.

В качестве признаков безопасности ребенка в научной, учебной и методической литературе выделяются:

состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку;

отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности;

готовность человека к преодолению, устранению негативных последствий вредных или опасных факторов жизнедеятельности;

система мер защиты человека и среды обитания от опасностей;

состояние, при котором риск сведен к минимуму;

степень защищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью.

 В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым. [40 ]

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

   П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении безопасному поведению состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем - то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасного поведения.

Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Очень важно, для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, взрослые сами их знали и неукоснительно соблюдали.

Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.  

В работах Р. Яковлева, О.Дегтяренко, Э.Краснопольского и др. отмечается, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.

Л. В. Коломийченко впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит вокруг себя; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей безопасному поведению, по преимуществу со старшей группы; “...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду”. Исследования Л. Коломийченко были продолжены практическими работниками дошкольных учреждении. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные Л. Коломийченко, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и др.

По словам А.М.Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил безопасного поведения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе). Поэтому важно позаботится о том, что бы дети получили все необходимые знания по основам безопасного поведения, усвоили их, и могли применить на практике.

Первой значимой социальной группой для детей, первым институтом социализации является семья, затем – коллектив дошкольного учреждения. Этот микросоциум – своеобразная модель реального общества. Здесь проявляются поведенческие особенности ребенка в отношении к сверстникам и взрослым, его умение устанавливать контакты, постоять за себя, взаимодействовать с окружающими и т.д.

Период дошкольного возраста  - один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы безопасного поведения. Сегодня слабая подготовка дошкольника в области развития навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, несоблюдение им правил дорожного движения, пожарной безопасности пренебрежение правилами личной гигиены и нормами безопасного поведения в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев с детьми. Именно поэтому развитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста является острой проблемой в наши дни.

   Содержание деятельности  воспитателя по развитию навыков безопасного поведения в дошкольном учреждении состоит  том, чтобы создать для каждого ребенка  такие условия для развития, в которых дошкольник может безопасно функционировать, а также развивать у детей навыки безопасного поведения.

Таким образом, развитие  навыков безопасного поведения у  дошкольников является актуальной проблемой, так как в процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное  осознание и принятие детьми смысла безопасного поведения.

1.2. Система  деятельности воспитателя по развитию навыков  безопасного поведения ребенка.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее  важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Поэтому педагог  детского  сада  призван формировать у детей навыки безопасного поведения, позволяющие действовать адекватно в конкретной реальной опасной ситуации. Период дошкольного детства  у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь  с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Безопасное поведение в современном мире является одним из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Безопасное поведение – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях.

Общая цель формирования безопасного поведения – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Основной целью воспитания безопасного поведения дошкольника является формирование качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире. Цель всей системы воспитания и обучения - формирование личности, безопасной для себя, для окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие, способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз, то есть личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни самому себе.

Воспитатель обязан формировать у дошкольника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

 Ильин Е. П. в своих работах утверждает, что  мотивация – это побуждение людей к активной деятельности, обусловленное обращением к мотивационной сфере. Мотивационную сферу личности составляют потребности, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценка. Развитие навыков безопасного поведения  дошкольников должно предусматривать воспитание мотивации к безопасному поведению дошкольников. В исследованиях Ильина Е. П. указано, что в процессе развития человека под влиянием социальных, педагогических и иных факторов реализуются три основные тенденции.

Первая тенденция связана с тем, что  формируется человек, склонный к саморазрушению, у которого не только отсутствует мотивация к безопасному поведению, но и имеется противоположная мотивация, проявляющаяся в готовности к целенаправленному созданию опасных ситуаций.

Вторая тенденция связана с  формированием преувеличенного стремления к безопасности. В данном случае человек  хочет все больше оберегать себя от любых влияний, как окружающей среды, так и со стороны общества.

Третья тенденция проявляется в стремлении обеспечить как личную безопасность, так и безопасность окружающих. Человек стремится к рациональному преодолению возможных опасностей, формирующихся под влиянием воспитания, основанного  на расширении зоны самостоятельности, ответственности ребенка, а также доверительного взаимоотношения со стороны взрослых.

Все эти три типа мотивации формируются на ранней стадии развития ребенка. На их формирование большое влияние оказывает образовательная среда: родители, воспитатели, друзья, средства массовой информации. Склонность к саморазрушению воспитывается под влиянием взрослых, например, родителей, страдающих алкоголизмом, или жестокого обращения с ребенком, предъявления ему завышенных требований. Излишняя опека, боязливо-тревожное отношение взрослых к ребенку запугивают его, культивируют нерешительность.

Л. И. Божович в своих работах говорит о том, что в дошкольном возрасте  начинает возникать соподчинение мотивов, которое основано на сознательно принятом намерении, то есть на доминировании такого рода мотивов, которые способны побуждать деятельность ребенка, вопреки существующим у него непосредственным желаниям.

 В то же время   А.В. Запарожец,  Я.З. Неверович  утвержали, что для того чтобы возникло действие, ребенку необходимо определить смысл, который это действие может иметь для него: он должен чувственно представить себе  и эмоционально предвосхитить последствия, которые будут иметь месте, если он совершит или не совершит действие. 

Развитию навыков безопасного поведения в детском саду, начиная со второй младшей группы, уделяется пристальное внимание, а для детей старшего дошкольного возраста оно носит систематический целенаправленный характер.

   Навык  -  деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.  Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

 Грирорян Р. В. определяет, что развитие навыка – это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Показателями наличия навыка является то, что человек начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него  отдельных частных операций. Благодаря формированию  навыков действие выполняется быстро и точно.

Главной целью в работе воспитателя по развитию навыков безопасного поведения является развитие у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасного поведения.

В работах Мудрика А. В. можно выделить, что для получения позитивных  результатов в реализации этой цели  педагог решает  следующие задачи:

- научить воспитанников умению распознать и оценить опасности окружающей среды;

-  раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

- привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

- находить новые агитационные формы пропаганды правил пожарной безопасности, дорожного движения;

-  укрепить преемственные связи с начальной школой;

-  сплотить детский коллектив через совместное творчество.

Деятельность воспитателя  по развитию навыков безопасного поведения осуществляется на основе следующих принципов:

- принцип системности: работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;

- принцип сезонности: следует учитывать местные условия, времена года;

- принцип доступности: предоставленный детям материал, должен соответствовать возрастным особенностям;

- принцип полноты содержания; содержание должно быть реализовано по всем критериям проводимой  работы.

- принцип интеграции: направление работы может быть реализовано как самостоятельное, так и выступать как составная часть комплексной программы;

- принцип координации деятельности педагогов: деятельность воспитателей и социального педагога должна включать в себя последовательность  изложенного материала;

- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи: основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые являются активными участниками педагогического процесса.

 Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.  

Деятельность по развитию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста педагог начинает с выявления уровня их знаний и интересов, которое проводится в форме беседы, наблюдений, игровых занятий.

Данная работа ведется через: организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;  совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры.

   Итак система деятельности  педагога по развитию навыков  безопасного поведения дошкольников включает в качестве составных частей следующие аспекты:

формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);

специальную теоретическую подготовку к безопасному поведению (овладение знаниями в области безопасности);

психологическую подготовку к безопасному поведению (развитие таких качеств, как смелость, решительность, и т.д.);

развитие качеств личности, необходимых для безопасного поведения (проницательность, дальновидность)

воспитание нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями, в которых закреплены как требования к личности, так и нормы поведения, ставшие безусловными (добро, милосердие, толерантность, долг, ответственность).

Таким образом, в современных условиях социальному педагогу необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма знаний и умений дошкольника к безопасному поведению. Этот механизм включает:

• приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;

• формирование экологического мировоззрения;

• обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

• развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

• формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Процесс формирования системы знаний, умений и навыков безопасного поведения должен осуществляться как в дошкольном учреждении,  так и в семье. Но знания - это лишь первая ступень овладения основами безопасного поведения ребенка, они должны естественным образом подтверждаться практическими умениями.

    Воспитание характера, личностных качеств способствует  предупреждению и преодолению опасных, в том числе экстремальных ситуаций. Характер - это совокупность основных психических свойств человека, которые отражаются в его индивидуальных особенностях и проявляются в действиях и поступках. Люди с сильным характером ставят перед собой высокие цели и, как правило, реализуют их. Люди со слабым характером не способны пожертвовать своим спокойствием для безопасности других. Поэтому у дошкольников необходимо развивать такие качества, как решительность, смелость, оптимизм, гуманность по отношению к людям, милосердие.

Решающим фактором для выживания в опасных ситуациях является психологическая устойчивость. Осознание ситуации и адекватность поведения при угрозе для жизни зависят от особенностей личности. В экстремальной ситуации у человека возникает эмоциональное напряжение, то есть стресс. Существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью. Необходимо подготовить ребенка к адекватному поведению в экстремальной ситуации, сформировать стрессоустойчивость, психологические качества, позволяющие адекватно оценивать обстановку.

В Работах Колесова Д. В. отмечается, что обеспечение физической подготовки детей к действиям в экстремальных ситуациях  также  способствует развитию безопасного поведения ребенка.  К основным физическим качествам можно отнести мышечную силу, быстроту, выносливость, ловкость и т.д. Для развития физических качеств необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, силу и т.д. Необходимо подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования физической подготовки применительно к конкретным условиям.

Оптимальным методом формирование основ безопасного поведения в детском саду является игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций. Кроме этого, очень полезны ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогающие закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. В работе применяются различные дидактические игры и пособия, можно переделать сказки так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации, использование художественной литературы (сказки, рассказы, песни, стихи, пословицы помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности).

Педагог должен не забывать учить и напоминать детям убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

 Артемова Л. В. утверждает, что очень положительное воздействие имеет разработка и проведение КВНов, викторин по правилам безопасного поведения. Обычно это очень яркие и запоминающиеся события для детей. Очень эффективны выставки детского творчества на данную тематику, буклеты для родителей, организованы уголки безопасности для детей и родителей.

Развитие безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов, но если мы будем постоянно одергивать ребенка, то из него вырастет запуганное, беспомощное создание. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависят их здоровье и  жизнь. Существует ряд предметов, которыми детям дошкольного возраста категорически запрещается пользоваться: спички, розетки, газовые и электрические плиты и т.д., здесь, как нигде, уместны прямые запреты. В то же время необходимо предупредить ребенка о возможных последствиях, не напугав его. При этом необходимо воспитание таких качеств как ориентировка в окружающей действительности, самостоятельность и ответственность.

Содержание деятельности педагога по развитию навыков безопасного поведения включает реализацию следующих направлений: - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;  - противопожарная безопасность; - безопасность ребенка в быту; - безопасность ребенка в природе; - безопасность ребенка в общении с людьми; а также 1)социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого могут быть использованы различные игровые методы и приёмы, физкультурно-театрализованные представления и стандартные формы работы;

2)интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Необходимо в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни.

3)оздоровительного, направленного на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. В этом направлении используются традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

Деятельность по развитию навыков безопасного поведения ребенка представляет собой поэтапное решение методов взаимодействия  воспитателей и родителей с ребенком и включает:

- этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в  преимущественно через дидактические игры;

- этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий и моделирование возможных угрожающих ситуаций обращения с опасными предметами;

- этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами.

Занятия могут использоваться для обобщения и систематизации знаний о правилах безопасного поведения в конце этапа по каждому виду опасностей.

Важное значение имеет освоение детьми умений применять полученные знания в повседневной жизни.

Дети дошкольного возраста без особых трудностей усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с животными.

В старшей группе должен быть уже наработанный обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Очень хорошо, если на видном месте будет оформлен стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где будут размещены для воспитателей и родителей, например:

• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

• буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

• консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.

В работе с детьми по формированию основ безопасного поведения следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов, обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде, стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами.

Важно предусматривать также работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.

Содержание деятельности по развитию навыков  безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста будет  формироваться успешно в тех случаях, если педагог  будет соблюдать следующие условия:

- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей  и осваивается в заданной последовательности;

- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения, при активной позиции ребенка;

- в воспитательно-образовательном процессе ДОУ широко используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

- педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют ее в тесном сотрудничестве.

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и даже поддерживать связь с инспекторам полиции и пожарной частью. Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, утюг, гвозди, велосипед, автомобиль и т.п.). Они могут быть и безопасными, если используются по назначению и правильно.

Работа по обучению основам безопасного поведения проводится  педагогом систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

Таким образом, развитие навыков безопасного поведения  детей - очень важная и необходимая работа в условиях дошкольного образовательного учреждения. Крайне важно начать ее во время, нельзя упускать время. Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая недоработка педагога, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.

В ходе работы  педагога с дошкольниками по развитию навыков безопасного поведения дети  получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и  о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.

Следует уточнить, что деятельность  педагога по развитию навыков безопасного поведения дошкольника представляет собой неотъемлемую составляющую его профессиональной деятельности, направленную на выявление, развитие и формирование навыков безопасного поведения, на благополучие и жизнедеятельность ребенка.

Анализ системы  деятельности  педагога  показал, что развитие навыков безопасного поведения, оказывающих влияние на формирование данной личности, выступает главным объектом педагогической деятельности, а системное изучение особенностей безопасного поведения ребенка является одной из первоочередных задач деятельности воспитателя детского сада.

Беседа  с педагогами значимости развитию навыков безопасного поведения в дошкольном учреждении.

1. Считаете ли вы задачи развития безопасного поведения у дошкольников первоочередными в своей работе?

2. Кто, по вашему мнению, должен осуществлять данную работу?

3. Каким образом в дошкольном учреждении вы осуществляете работу по развитию безопасного поведения у дошкольников?

4. Какие формы работы с родителями по данному направлению вы используете?

5. Считаете ли вы, что в вашем дошкольном учреждении задачи развития безопасного поведения решаются достаточно эффективно?

Для выявления уровня развития навыков безопасного поведения  диагностика группы детей старшего возраста.

Небольших  опросник для детей:

1)Как тебя зовут? Имя, фамилия. Где ты живешь?

2)Номер домашнего телефона?

3)Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

4)Место работы родителей?

5)Номер твоего детского сада?

6)К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме, запахе газа?

7) Как ты поступишь, если идя по улице увидишь, что из окна жилого дома идет дым?

8) Как поступить, если в лесу ты увидишь красивые незнакомые ягоды?

9) Как ты поступишь, если к тебе в лесу ( в парке, в деревне) подойдет незнакомое животное?

10)Как поступить, если ты один дома, и тебе стало плохо?

Ситуативные задания «Безопасность на дороге» (Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В.)

Цель: выявление уровня сформированности знаний о безопасном образе жизни.

Ход исследования: ребенку предлагается решить предложенные ситуативные задачи.

ЗАДАНИЕ 1. Во дворе Коля встретил своего друга Пашу. Паша спросил его: «Хочешь на «зебру» посмотреть?». Взявшись за руки, ребята поспешили к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы...

Как ты думаешь, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясни.

ЗАДАНИЕ 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживлённому перекрёстку, нас встречает. То зелёным светом моргнёт, то красным засияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрестке.

ЗАДАНИЕ 3. Однажды Володя переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?

ЗАДАНИЕ 4. Подошли школьники к перекрёстку и замерли от удивления. Светофор, как всегда, моргал, но только одним своим глазом - жёлтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался»,- подумали школьники.

Как ты думаешь, что случилось со светофором, как нужно переходить дорогу в такий ситуации?

ЗАДАНИИЕ 5. Однажды Наташа гуляла по улице, как вдруг услышала звук сирены. К перекрёстку, поблёскивая маячками синего и красного цветов, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение вперёд. За ней двигалась вереница автобусов.

Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора?

Каким ещё автомобилям разрешено двигаться на красный свет?

Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

ЗАДАНИЕ 6. Под утро приснился Саше сон: будто бы в его комнате послышались сначала незнакомые голоса, а затем один за другим вошли дорожные знаки.

Вы что, живые? - удивился мальчик.

А тебя я знаю - сказал Саша дорожному знаку «Пешеходный переход», ты помогаешь мне перейти проезжую часть по дороге в школу. Только вот как же вы помните имена друг друга, вас ведь так много!

Ну, это просто - заговорили разом все знаки. - Во-первых, мы делимся на группы. А на некоторых из нас всё написано и нарисовано.

И тут зазвенел будильник и Саша проснулся.

Какие группы дорожных знаков вы знаете? Назови их.

ЗАДАНИЕ 7. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Коля взял санки и побежал к горке. Горка совсем рядом - у дороги. Влез Коля на горку, сел на санки и помчался вниз!.. Но вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина...

Как ты думаешь, что могло случиться? Где можно кататься на санках, лыжах, коньках?

ЗАДАНИЕ 8. Шёл Вова как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекрёсток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались переходить улицу, как Вова сказал: «Подождите, пропустим машину». И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?»

Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами? Как автомобиль «сообщил» о повороте?

ЗАДАНИЕ 9. Может быть, ты отгадаешь загадку? Загадка была такая: Какой островок находится на суше?

ЗАДАНИЕ 10. Петя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Петя так увлёкся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним...

Что может случиться с Петей? Расскажи, где можно играть с мячом?

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок отвечает на все поставленные вопросы.

Средний уровень – ребенок допускает не более двух ошибок.

Низкий уровень – ребенок допускает многочисленные ошибки.

2.2. Тематическая программа. Развития навыков безопасного поведения  дошкольников

Основу программы по развитию навыков безопасного поведения старших дошкольников составляют педагогические занятия, которые представлены в тематическом плане работы воспитателя дошкольного учреждения.

Проектируемый результат: сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения. Научить детей правильно вести себя на дорогах, на природе, в помещении, с электрическими приборами, незнакомыми предметами, как действовать при пожаре. Научить различать, что опасно, а что безопасно и развивать у детей умение  правильно применять полученные знания на практике.

Тематический план по развитию навыков  безопасного поведения в старшей группе детского сад

Длительность одного занятия составляет 30 минут, длительность беседы примерно 15 минут.

Сроки

Время

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

1час 15мин

Беседа: «Правила поведения на дорогах».

Дидактическая игра: «Автомобили, история их возникновения».

Цель - научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике.

Спортивное развлечение: «Путешествие по городу дорожных знаков»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках.

Воспитатель

Октябрь

1час 15мин

Занятие: «Правила безопасности в помещении».

Цель: формировать у детей знания об опасностях  в помещении, научить их правильно вести себя с опасносными предметами в помещении.

Беседа: «Что такое опасность и бозопасность?»

Игра: «Найди 10 признаков опасных ситуаций»

Воспитатель

Ноябрь

1час 15мин

Беседа: «Опасность-электричество»

Дидактическая игра «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны»

Экскурсия на кухню, в прачечную.

Цель:  научить детей безопасному поведению с электрическими приборами.

Воспитатель

Декабрь

30мин

Занятие: «Опасность – газ»

Цель: развивать у детей знания о том, что может быть опасно и как действовать, если опасная ситуация возникла.

Воспитатель

Январь

45мин

Занятие: «Опасные предметы дома»

Цель:  закрепить у детей предсталение об опасных для жизни  и здоровья предметах, с которыми они могут встретиться дома.

Разгадывание загадок по данной теме.

Воспитатель

Февраль

45мин

Беседа: «Противопожарная безопасность».

Экскурсии по детскому саду, изучение противопожарного щита.

Цель: развивать у детей знания о противопожарной безопасности.

Воспитатель

Март

1час

30мин

Занятие: «Как возник огонь?»

Цель: закрепить знания детей о противопожарной безопасности.

Заучивание пословиц и стихов.

Игра: «Огонь - хорошо, огонь – плохо»

Воспитатель

Апрель

45мин

Занятие: «Службы 01, 02, 03 всегда на страже»

Конкурс рисунков:  «Хочу быть пожарным», «Пожарная машина», «Сумей справиться с огнем».

Цель: заучивание с детьми номеров телефонов служб спасения.

Воспитатель

Май

45мин

Беседа: «Безопаность на природе»

Занятие: «Безопасность на природе»

Цель: научить детей правилам безопасного поведения на природе, формировать у детей знания о том, как правильно вести себя на природе.

Воспитатель

Цель данной программы состоит в формировании навыков безопасного

поведения детей, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

- Дать детям знания по развитию навыков безопасного поведения.

- Развить в детях умение применить полученные знания на практике, то есть в дальнейшей жизни.

- Воспитать в детях понимание того, что соблюдение правил безопасного поведения необходимо выполнять неукоснительно и почему.

- Стимулировать познавательную деятельность детей по данной теме.

Нами разработан материал, где раскрываются принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.

Средства ознакомления детей с основами безопасности.

Мы использовали следущие средства ознакомления детей по нашей теме.

Сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное - это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Мы обращали внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника); перечень улиц; указатель знаменательных дат, которые будут отмечаться селом; перечень событий которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе («Масленица», «День рождения», озеленение участка).

Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами).

Мы соблюдали следущие условия, которые необходимы для формирования у детей безопасного поведения.

1. Деятельность как условие по ознакомлению детей с основами безопасности.

2. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.

Виды деятельности делятся на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.

Игра. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Игра-рисование представлет собой состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Вадим Т. рисует пожарных в серых тонах. Он объясняет это так, что он когда-то обжог палец и ему было очень больно. От этого у Вадима плохое настроение и он, таким образом, отображает это в рисунке. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем, именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов – и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане. Это предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели (аккуратно и осторожно постирать кукольное белье, при этом постараться не проливать воду, так как можно поскользнуться и упасть). И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Наблюдение. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Учебная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Существует четыре особенности обучения детей:

1)обучение словом - это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);

2)непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);

3)обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);

4)обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

    Методы ознакомления детей с основами безопасности.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.

Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет.

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

                    Сотрудничество с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. Взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. С родителями проводились консультации, давались домашние задания. Мы провели тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов:

1)В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

2)Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

3)Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

4)Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?

5)Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?

6)Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

7)Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Темы:

«Не оставляйте детей без присмотра».

«Что нужно делать при пожаре».

«Как знакомить детей с основами безопасности».«Ожог у ребенка» (консультация старшей медсетсры).

«Как устанавливать елку».

«Не допускайте шалостей с огнем».

«Как вести себя во время пожара».

«Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».«Отчего происходит пожар».

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Использование и хранение опасных предметов».«Личная безопасность».

«Обращение с электрическими приборами».

«Правила поведения при пожаре».

Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.

Мы использовали все  вышеперечисленное с целью формирования навыков безопасного поведения у старших дошкольников, но так же мы проработали отдельно все направления этой работы.

Проработка направления «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.»

Привить детям навыки безопасного поведения на улице только рассуждая об осторожности нельзя. Безопасному поведению учат с позиции пешехода, а не водителя. При этом мы считаем, что обращаться к детям следует простым языком, без уменьшительных и ласкающих слух выражений.

Мы провели занятие «Автомобили, история их возникновения».

Целью которого было научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки». «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл».На занятии мы использовали художественное слово, проблемную ситуацию, сюрпризный момент, наглядность, вопросы причинно-следственного характера. Перед занятием с детьми была проведена беседа по правилам поведения на дорогах, рассматривание дорожных знаков. (см.Приложение). По этому же направлению было проведено спортивное развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков», которое вызвало живой интерес и море положительных эмоций у дошкольников.

Проработка «Правила безопасности дома(в помещении)»

Так как дети дошкольники остаются без присмотра гораздо чаще не на  улице, а на какой-то ограниченной территории, мы проработали это направление более обширно.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

1)предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

2)предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3)предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Мы начали работу с первой группы предметов, беседы о том, что такое опасность и безопасность. Задавали вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Объяснили, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите - кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске - раскаленный утюг, разлитое масло. Находили в групповой комнате опасные места: в приемной – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); в группе – острые углы у столов. Затем мы нарисовали план – схему групповой комнаты и отметили все опасные места красными кружочками.

Вспомнили правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги); участок детского сада (обследование на предмет опасности). Провели игру «Найди 10 признаков опасных ситуаций». После такой беседы, я напомнила детям телефоны служб защиты населения: пожарная охрана – 01, милиция – 02, скорая медицинская помощь – 03, аварийная газовая служба – 04.  Объяснили, что дети должны замечать приметные сигналы опасностей и сообщать об этом взрослым: звон бутылки в комнате, струйка дыма, вода в коридоре, неприятный запах.

Мы провели беседу – рассуждение на тему «Опасность – электричество».Составляли творческие рассказы на тему «Откуда может прийти беда», «Почему это случилось». Создавала игровые обучающие ситуации « Бабушка забыла выключить утюг». Провели дидактическую игру «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны». Организовали экскурсии на кухню, где повар показал, какими электрическими приборами они пользуются; экскурсия в прачечную. В результате проделанной работы дети узнали историю открытия электричества; заглянули в прошлое, настоящее и будущее, закрепили знания о безопасном поведении с электрическими приборами.

Провели занятие «Опасность – газ». Показывали детям иллюстрации и объясняли следующие правила:

•самостоятельно не включай газовую плиту. Пусть за огнем следят взрослые, они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не было пожара.

•почувствовав запах газа, срочно скажи об этом взрослым, открой окна и двери, закрой кран на плите, позвони по телефону «04».

Из объяснений дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.

Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, мы организовали специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Было проведено занятие «Опасные предметы дома», в котором было закреплено у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. Мы определили с детьми, какие предметы в доме можно считать опасными и загадала детям загадки о домашних предметах (ножницы, молоток, иголка, пила, перочинный нож, кнопки, скрепки, гвозди, булавки, топор). Объяснить, почему они могут быть опасными? Умеют ли ребята правильно пользоваться ими? А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться? Вспоминаем с детьми правила безопасности:

•все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

•ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

•не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.

Предлагаем детям назвать предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор) – для этого надо еще подрасти, и те предметы, которыми следует пользоваться осторожно, так как показали взрослые - иголки, вилки, гвозди, молоток.

У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у детей сложилось представление о пожаре как о тяжелом бедствии для взрослых и детей. Приоритет мы отдавали индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной безопасности должны быть понятными, сопровождаться демонстрацией красочно оформленных картинок с изображениями любых персонажей детских произведений, интересными рассказами, чтением произведений писателей, поэтов, показу диафильмов.

Данная работа ведется через:

•организованную деятельность детей – занятия, занятия-проекты, тренинги, экскурсии;

•совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

•свободную самостоятельную деятельность – сюжетно-ролевые игры, словесные дидактические игры.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, я наметила для себя следующие задачи и пути раскрытия этой работы по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности:

1) Познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека; показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни; акцентировать внимание на том, что именно человек «приручил» огонь. Мы провели занятие на тему «Как возник огонь?», «Огонь – друг, огонь- враг». Выучили с детьми пословицы: «Огонь – мастер на все руки», «Огня бойся, воды берегись», «Огонь тушат, пока не разгорелся», «Солома с огнем не дружит», «Огонь без дыма не бывает». Как только огонь подружился с человеком, он стал ему верным помощником. Поиграли в игру: «Огонь хорошо – огонь плохо». В ходе занятия показывала детям иллюстрации, картинки на эту тему. Выучили с детьми стихотворение.

2) Следующая задача - это продолжать знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Подвести детей к пониманию вероятных последствий детских шалостей. Была проведена беседа на тему «Будь осторожен с огнем», занятия «Отчего происходят пожары», «Человеку друг-огонь, только зря его не тронь». В ходе беседы выяснили основные причины возникновения пожаров. Познакомили детей с легковоспламеняющимися предметами и предметами, которые не горят (на столе предметы: банка, пластмассовый стакан, металлическая кружка, камень, бумага, ткань и резина). При помощи картинок, плакатов, мы четко сформулировали правила поведения при пожаре.Рассмотрели с детьми картины с сюжетами на тему возникновение пожаров; прочитали отрывок из книги С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Провели конкурс на лучший рисунок по теме «Спичка-невеличка», «Огонь наш друг, но не всегда: бывает от него беда».

3) Следующая задача была - закрепить знания пожарных предметов, опасных для жизни и здоровья, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям и помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Провели беседу-рассуждение на тему «Пожароопасные предметы в доме». Главная цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Предлагаем детям назвать предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор, газовая плита, электрические приборы, бытовая техника).С детьми была проведена беседа. Использовали детскую литературу («Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова). Обсудили с детьми опасные ситуации, в которые попали персонажи прочитанных произведений, как им следовало правильно поступить в каждом из рассматриваемых случаев. Загадала загадки о бытовой технике, об электроприборах. Предлагаем детям нарисовать языки пламени на свече, печке, телевизоре, электроплитке. Мы провели игру «Если возник пожар» (надо быстро сказать последнее слово стихотворной строки).Провела словесную игру «Так или не так».

4) Следующая задача - закрепить знания номера телефона экспертной пожарной службы, правила пользования телефоном, закрепить знание домашнего адреса, умение набирать «01» на телефонном аппарате, умение разговаривать с дежурным в пожарной части, слушать и понимать речь, обращенную к звонящему. Уметь вести элементарный телефонный разговор. Вызвать желание оказывать помощь. Развивать быстроту движений. По этой задаче мы провели практическое занятие «Служба «01» всегда на страже». Вопрос к детям, почему телефон пожарной охраны «01»? Мы проигрываем с детьми, как каждый будет набирать по телефону «01» и вызывать на помощь пожарную команду по своему адресу. С помощью игры предложили детям алгоритм поведения при пожаре. Провели подвижную игру, в которой дети делятся на 2-3 команды (огонек, уголек, искорка).

5) Следующая задача - это продолжать знакомить детей с профессией пожарных, вызвать интерес к этой профессии. Провели беседу с детьми, а также конкурс рисунков «Хочу быть пожарным», «Пожарная машина», «Сумей справиться с огнем», оформили альбом «Спичка-невеличка, а вред от нее большой». Прочитали стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». Провели настольную игру «Составь целое из части».С детьми совершили экскурсию по детскому саду. Познакомила детей с понятием «путь эвакуации», объяснила его значение. В ходе экскурсии показала детям пути эвакуации, познакомила с противопожарным инвентарем (огнетушитель, лопата, ведро, лом, топор). Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными.) Организовали сюжетно-ролевую игру «Мы пожарные», Рассмотрели плакаты, иллюстрации по теме «Пожар».

Провели итоговое занятие, где выявила уровень усвоенности детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации.

Проработка напраления «Безопасность в быту».

Мы провели специальное занятие на тему «Службы «01», «02», «03» всегда на страже». (см. Приложение ).В ходе данной работы дети запомнили номера телефонов службы спасения и как ими пользоваться.

Проработка направления «Безопасность в природе»

Мы провели занятия с целью донести детям то, что на природе так же необходимо неукоснительно соблюдать некоторые правила поведения.Проработали, что такое ядовитые растения и грибы. Познакомили детей с правилами пожарной безопасности в лесу. Познакомили детей с тем, как безопасно общаться с животными, и с какими животными необходимо избегать контакта. Провели игры, бесседы по данному направлению работы.

Беседа по данному направлению работы  также помогла нам достичь положительного результата в пополнении знаний дошкольников и вызвало у детей живой интерес, активность, и яркие положительные эмоции.

Заключение.

Таким образом, мы изучили  проблему безопасного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и выявили, что она является актуальной в наше время, а также рассмотрена систему деятельности  педагога по развитию навыков  безопасного поведения ребенка. Одной из главных причин возникновения чрезвычайных ситуаций в современном обществе является человеческий фактор. Поэтому особенно важно воспитать у подрастающего поколения навыки безопасного поведения, найти способы преодоления агрессивного образа мышления и поведения.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Нами была составлена программа изучения особенностей организации деятельности  педагога по развитию безопасного поведения у детей дошкольного возраста в БДОУ  «Детский сад комбинированного вида  «Аленушка»  Кичменгско-Городецкого района. Работа  педагога по развитию безопасного поведения детей планируется в годовом и календарном плане. Она проводится через такие формы работы как занятия, экскурсии, целевые прогулки, беседы, досуги. Работа с родителями чаще всего заключается в размещении наглядной информации, в проведении бесед с ними. Педагог считает, что работу по развитию безопасного поведения у дошкольников необходимо совершенствовать и проводить комплексно всеми специалистами.

В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются: коммуникативные игры; беседы на различные темы; сюжетно-ролевые игры. Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Работа осуществлялась по следующим направлениям: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, правила безопасности дома, в помещении, безопасность в быту, безопасность в природе.

Список литературы:

1) Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.

2) Алексеева Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т.А.Алексеева. – М., 2000.

3) Анастасова,  Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л.П. Анастасова,  И.В.Иванова, П.В. Ижевский– М.,1996.

4)  Андреев,  А.С.  Безопасность жизнедеятельности  /  А.С.Андреева. – М., 2004.

5) Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников /Л.В. Артемова.– М., 1992.

6) Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы, и технологии создания / И. А. Баева -  СПб., 2002

7) Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / JI.A. Михайлов, В.П. Соломин, Божович Л. И., А.В: Старостенко и др. — СПб., 2005

 8) Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.

9) Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1999.

10) Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 2000.

11)  Волчкова,  В. Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада / В. Н. Волчкова, Н.В. Степанова .– М.,2004

12) Воробьев Ю. Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю. Л. Воробьев, В. А. Пучков, Р. А. Дурнев ; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. -  М., 2006

13) Гордиенко М. В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника  / М. В. Гордиенко. — Омск, 2009

14)Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология – М., 2003

5. Предметно – развивающая среда по правилам дорожного движения.

Знай всегда и назубок-

Правила движения,

Как таблицу умножения.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь Правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила,

Свои имеют правила,

Шофет и пешеход!

Делали ребятам предостереженье:

«Выучите срочно, Правила движенья!»

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители.

   

                                       Дорожные знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности

Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...

Система работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнидеятелности.

Дети — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окру­жающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начи­нать обучение детей пра...

«Система работы по обучению дорожной грамоте и формированию навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста»

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения....

Система работы по укреплению психологического здоровья и формированию навыков безопасного образа жизни дошкольников.

На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важна и актуальна. От того, как в процессе личностного роста и воспитания формируются жизненно важные привычки и навыки, ...

Титульный лист рабочей программы "Осторожно, малыш!" (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Титульный лист рабочей программы "Осторожно, малыш!" (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...