Система работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнидеятелности.
консультация на тему

Пищаева Наталья Витальевна

Дети — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окру­жающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начи­нать обучение детей правилам безопасного поведения с дошколь­ного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с детьми дошкольного возраста по

формированию основ безопасности жизнидеятелности.

Дети — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Особенности дошкольного возраста требуют постоянного повторения и закрепления знаний, умений, навыков. Кроме того, достаточно большой объем познавательного материала по ознакомлению с окружающим и лимитированное количество НОД в течение года диктуют необходимость соединения отдельных тем, вынесение некоторых из них за рамки НОД и рассмотрение через другие формы работы с детьми.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности и формированию элементарных навыков охраны своей жизни должна раскрываться в соответствии с формами организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Режим НОД— их разнообразие и общее количество — позволяет реализовывать указанную задачу ежемесячно, объединяя с другими задачами — по развитию речи, введению в основы экологии, обучению изобразительной деятельности. Поэтому в перспективном плане необходимо, например, наряду с закреплением знаний о транспорте формировать навыки рассказывания о предмете или игрушке, а рассказывая о воздухе, напомнить о функциях дыхания и методах оздоровления своего организма и т.д. (пример Е.Н. Чалова, НОД по конструированию).

    Очевидно, что весь объем знаний, рекомендованный Программой, невозможно передать детям только на НОД. Закрепление, расширение и углубление знаний осуществляются в беседах с детьми, которые могут быть организованы преимущественно во второй половине дня или на прогулке. Планы проведения бесед, которые обычно должны начинаться с объявления темы, предполагают использование наглядного материала, игровых приемов, чтение художественной литературы — стихотворений, загадок, рассказов. В процессе беседы педагог задает вопросы, обобщает и дополняет ответы детей, расширяя тем самым их представления. В связи с тем, что в названиях бесед, как правило, раскрыто их основное содержание («Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Если ты один дома», «Зачем нужны дорожные знаки» и т.д.).

Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения: пульс участился, а значит, сердце работает быстрее при активном движении; если заткнуть уши, ничего не услышишь и т.д. Моделируя на игрушках дорожные ситуации, необходимо убедить детей, что человек не может видеть движущийся транспорт, обходя автобус спереди. Поджигая кусочки дерева, бумаги, показывать, как быстро огонь распространяется и охватывает предмет, и внушает мысль, что нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Предложив детям пройти некоторое расстояние с завязанными глазами, убеждает их в том, насколько важен этот орган и как тщательно его нужно беречь.

В продуктивной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, которые могут быть реализованы задачи по ОБЖ, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Кроме того, в качестве продуктивной использованы также некоторые виды трудовой деятельности дошкольников.        

Игра как основной вид деятельности в дошкольном детстве используется в разных аспектах, в том числе для закрепления знаний и умений детей. Дидактические игры помогут не только закрепить, но в некоторых случаях и расширить знания детей о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми, правильном питании и т.д.  Можно и нужно использовать такие формы работы, как игровые тренинги «Мы вызываем службу спасения», «Оказание первой помощи», составление семейного альбома, составление портфолио, акции, развлечений и некоторые другие ( И.Н. Ширякова –тренинг на занятии).

Необходимо отдельно остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном счете развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. В исследовательском проекте дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газеты, плаката, книги, выставки. Ролево-игровой проект предполагает решение поставленных перед детьми проблем путем их вхождения в образы сказочных персонажей. С помощью информационных проектов дети самостоятельно получают необходимую информацию и реализуют ее на практике. Результатом творческих проектов могут стать оформление группы, показ спектакля и т.д. В проекте могут сочетаться разные его направленности, поэтому и содержание их может быть различным, все зависит от отношения педагога к этой деятельности, его инициативы и творческого подхода. В содержание проектной деятельности детей могут входить1:

  • экспериментально-исследовательская деятельность;
  • работа с литературой (энциклопедии, справочники, детская художественная литература), ее систематизация, составление словарей;
  • подбор и систематизация иллюстративного материала;
  • изобразительная деятельность;
  • театральная деятельность;
  • детский дизайн;
  • создание газет, альбомов, плакатов;
  • конкурсы, викторины, кроссворды;
  • выставки;
  • праздники и развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков

Система работа с детьми дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков...

Система работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о профессиях

Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Сегодня  на первом месте для многих людей оказывается ценно...

Система работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Работа с детьми дошкольного  возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения...

Система работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию на три года.

Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию, спланированное на три года, начиная со среднего возраста. Планирование составлено на основе программы С.Н.Николаевой "Юный...

Консультация для воспитателей "Игра "Да - нет" как элемент технологии ТРИЗ в системе работы с детьми дошкольного возраста"

Консультация предназначена для восптателей ДОУ. В ней рассматривается одна из игр технологии ТРИЗ - игра "Да - нет". Игра может применяться в разных деятельностях, имеет несколько уровней сл...

Сообщение из опыта работы «Использование коврографа "Ларчик» В.В. Воскобовича в системе работы с детьми дошкольного возраста».

Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры ...

Представление опыта работы «Система работы с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате с применением электронных ресурсов и ИКТ средств»

В период сложной эпидемиологической обстановки (самоизоляция, дежурные группы) педагогический коллектив МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» оказался перед необходимостью реализовыва...


 

Комментарии

Чалова Елена Николаевна

Действительно,система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности и формированию элементарных навыков охраны своей жизни должна раскрываться в соответствии с формами организации педагогического процесса в дошкольном учреждении