Консультация для воспитателей "Игра "Да - нет" как элемент технологии ТРИЗ в системе работы с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Семина Наталья Васильевна

Консультация предназначена для восптателей ДОУ. В ней рассматривается одна из игр технологии ТРИЗ - игра "Да - нет". Игра может применяться в разных деятельностях, имеет несколько уровней сложности, может применяться для игр с детьми разного дошкольного возраста. Данная консультация составлена по материалам  Сидорчук Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_da-net.pptx500.86 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Да- Нет» Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47» Семина Н.В.

Слайд 2

При работе с творческими задачами необходимы мыслительные операции, позволяющие выявить необходимый материал. От группировки признаков и выбора оснований для классификации объектов зависит решение творческой задачи. Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение большего количества неактуальной в данный момент информации. Метод дихотомии позволяет сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Он основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.

Слайд 3

Игра «Да – Нет» - средство по обучению сужения поля поиска. В работе с дошкольниками рекомендуется использовать следующие виды задач « Да-Нет »: 1. Поиск объекта по признакам и их значениям 1.1. Поиск объектов по признаку, значения которого упорядочиваются в ряд «от самого…, до самого…» 1.2. Поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд, когда для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения. 2. Выяснение недостающих данных в ситуациях. 2.1. Анализ бытовых ситуаций. 2.2. Анализ ситуаций из литературных произведений.

Слайд 4

Освоение числового ряда Алгоритм сужения поля поиска в числовом ряду Ведущий представляет числовой ряд, в котором загадано какое-либо число. Вводится основное правило игры: не допускается перечисление чисел данного ряда. Играющие задают вопросы по поиску этого числа в ряду. Ведущим принимаются вопросы, сужающие поле поиска ( отсечение половины числового ряда). Выигрывает тот, кто выйдет на загаданное число, задав наименьшее количество вопросов.

Слайд 5

Освоение числового ряда Игровая задача: отгадать число, загаданное ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска. Условия: не допускается перечисление чисел; принимаются только вопросы, сужающие поле поиска Выявление среднего числа с последующим отсечением половинного множества. Использование слов: "до", "после", "между", «перед»..

Слайд 6

Освоение объектного ряда Для этого устанавливаются картинки каких-либо объектов. Игра проводится точно также, как с числовым рядом, но термины «больше – меньше» заменяются на «право – лево» от середины.

Слайд 7

Освоения разных видов пространства В дошкольном возрасте важны понятия, связанные с ориентацией в пространстве (система отсчета и способы пространственной ориентации). Цель: Учить детей сужать поле поиска объекта в пространстве; Учить детей находить точку отсчета в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); Развивать умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; Использовать при решении задач ориентировки на линии, на плоскости, в объемном пространстве; Обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно-пространственном окружении.

Слайд 8

Алгоритм сужения поля поиска в пространстве Ведущий загадывает предмет, расположенный в каком-либо пространстве (линейном, плоскостном, объемном). правила игры: нельзя перечислять объекты; при поиске обязательно использовать слова, обозначающие местонахождение объекта в пространстве. Играющие задают вопросы по поиску объекта в пространстве. Ведущий принимает вопросы, сужающие поле поиска в пространстве (механизмом сужения является отсечение части пространства). Выигрывают те, кто выйдет на загаданный объект, задав наименьшее количество вопросов.

Слайд 9

Освоение линейного (одномерного) пространства Цель развитие умения сужать поле поиска объекта на линии; обучение умению ориентироваться в линейном пространстве; обогащение словаря терминами: «середина», «право – лево», «между», «крайние» и др.. Игровая задача В линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим.

Слайд 10

Освоение плоскостного (двумерного) пространства Двухмерное пространство осваивается на основе объектов, расположенных на горизонтальной и вертикальной плоскости. Цель : обучение умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве; обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть », «верхняя – нижняя часть », «дальняя – ближняя часть », « угол », «сторона» плоскости .

Слайд 11

Освоение объемного (трехмерного) пространства обучение умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета; обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть комнаты», «верхняя – нижняя часть комнаты», «дальняя – ближняя часть комнаты», «верхний – нижний угол», «ближний - дальний угол», «правый – левый угол », «правая – левая сторона», « задняя – передняя часть комнаты », «выше – ниже уровня глаз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков

Система работа с детьми дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков...

Система работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнидеятелности.

Дети — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окру­жающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начи­нать обучение детей пра...

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА» с детьми дошкольного возраста

Упражнения для профилактики плоскостопия.Упражнения для проработки тазобедренных суставов, точек стопы, улучшения ориентации в пространстве, координации, нормализации мышечного тонуса.Упражнения разви...

Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разработа  и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого ...

Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии Утренний круг в работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии "Утренний круг" в работе с детьми дошкольного возраста"...

Сообщение из опыта работы «Использование коврографа "Ларчик» В.В. Воскобовича в системе работы с детьми дошкольного возраста».

Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры ...