Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Дмитриева Ирина Александровна

Картотека дидактических игр разработа  и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого воображения, логического мышления, коммуникатывных навыкоа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_triz.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ

для детей старшего дошкольного возраста  

2015 год

г. Калининград

1.Игры на формирование умения выявлять функции предмета.

Ознакомление с окружающим. 

 

Игра: «Поиграй - ка » (для детей с 3 – лет). видео

Материал: Игрушка мячик, картинки: зайчик, птичка,   шарик,   резиновые игрушки.

Цель:  Продолжать знакомить со свойствами и качеством предметов (цвет, форма, величина);   их  назначением, из чего сделаны.  Вводить в словарь детей глаголы, характеризующие движение. Закреплять умение находить ассоциативные связи. Развить воображение.

Правила игры: Ведущий называет объект (Объект можно показать или загадать с помощью игры « Да – Нет» или загадки). Дети должны найти этот предмет,  назвать его свойства и качества, определить, что  делать объект, на что похож.  

Воспитатель Что это?

Дети: Мячик.

Воспитатель: Какой мячик? (потрогай).

Дети: Мягкий, круглый, гладенький, резиновый, разноцветный.

Воспитатель: Что бывает еще круглым?

Дети. Солнышко, апельсин, шарик…

Воспитатель. Из чего он сделан?

Дети. Резиновый.

Воспитатель. Что еще бывает резиновым?

Воспитатель: Что может делать мяч?

Дети: Прыгать, катиться, подпрыгивать, лежать.

Воспитатель: Покажите, как мячики  прыгают, катятся, подпрыгивают, лежат.

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня веселый мячик, с ручками, ножками, и говорит: «Я круглый, резиновый, гладкий, умею прыгать, катиться, подпрыгивать, со мной любят играть дети»

Природное окружение.

Игра  «Теремок » (проводится с 4-х лет).

Цель.  Формировать умение  функцию предмета «что умеет делать?». Развивать умение находить сходство в действиях объектов живой природы: растет, дышит, размножается,  

Правила игры: Воспитатель раздает детям картинки и дает задание: найти сходство действий своего предмета с действиями  заданного предмета.   Ключевыми словами являются слова: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, что ты умеешь делать, как я » «Тук –тук. Кто в теремочке живет?».

Ход игры.

Воспитатель.  «Я – дерево. Пущу   в теремок того, кто скажет, что он умеет делать, как я»

Дети. Я цветок,   цвету как ты.   Я куст, я отдыхаю зимой как ты. Я гриб,  расту из земли, как ты.  Я трава, дышу листочками как ты.   Я подсолнух, размножаюсь семечком, как ты»

 

Игра «Я  ищу друзей»

Цель. Закрепить знание детьми свойств живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются.

Правила игры: Воспитатель, раскладывает на столе картинки с объектами живой и неживой природы ( птицы, камни, рябы, песка, цветка, земли, самолет, перышко).  Предлагает  детям  взять понравившуюся карточку и превратиться  в тот объект, который они выбрали.

Воспитатель: Я ищу друзей тех, кто умеет дышать.

К ведущему  подходят (подбегают или показывают карточку) дети и показывают мимикой образ того, чью карточку они взял:  образ птицы, рыбы, то есть объектов живого мира.

Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет цвести  и размножаться.

К ведущему побегают дети, взявшие образ птицы, рыбы, цветка.

Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет  самостоятельно  передвигаться.

К ведущему побегают дети птицы, рыбы, река.

Воспитатель: Мои друзья это то, что может расцветать и качаться от ветра.

К ведущему побегают дети, взявшие образ цветка.

В старшем дошкольном возрасте можно брать «сложные « объекты по функции. В 5-6 лет возрасте роль ведущего может выполнять ребенок

Усложнение:

Воспитатель. Мои друзья – это то, что умеет летать.

К ведущему побегают дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, перышка.

Развитие речи.

Игра «Дразнилка» (старший дошкольный возраст)

Цель. Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др. Поощрять желание детей  придумывать функцию нового объекта (что он делает или что делается с его помощью).

Правила игры: Воспитатель называет объект. Дети  образовывают дразнилку с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др и называют функцию нового предмета.

Ход игры.

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка -кошка, которая все время мяукает;

- мяучище-большая кошка, которая громко мяукает;  

- бегалка- быстро бегает;

- кусалище – больно кусается;

-  сонечка- любит спать…

Воспитатель: Пылесос.

Дети: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, громыхалище.

Воспитатель: Кинотеатр.

Дети: Смотрилище, показывалка.

Воспитатель: Знаки дорожные.

Дети: Указывалка, предупреждалки, запрещалочки…

Воспитатель: Мяч.

Дети: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка…

Воспитатель: Снег:

Дети: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.

 Игры на выявление над - системных связей.

Живая и неживая природа

Игра «Где живет?»

Материал: картинка медведя, лес, берлога, облака, дупло, дом, гнездо, цветок.

Цель: Формировать умение определять среду обитания живых объектов и место нахождения реальных предметов.

В младшем возрасте  - это неживые предметы из ближайшего окружения и объекты живой природы.

В старшем дошкольном возрасте – это любые предметы и явления реального и фантастического миров.  Дети  называют  среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры.

Воспитатель. Воспитатель. В лесу все перепуталось. Звери перепутали свои дома: медведь живет в дупле, заяц в гнезде, белка в норе, лиса в берлоге.  Надо  зверей вернуть в свои дома. Дети расселяют зверей по своим домам: медведя в берлогу, белку в дупло, птиц  в гнездо, зайца и лису  в норки.

 

Вариант игры

Воспитатель. Где живет медведь?

Дети: В зоопарке, в лесу, в мультфильмах, в фантиках конфетных.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, в доме, в квартире, есть бродячие собаки.

Воспитатель: Где живет подорожник?

Дети. У дороги  живет, на лужайке, в поле, в аптеке.

Игра «Где находится?»

Цель. Продолжать формировать умение выявлять над – системные связи. Упражнять детей разными способами образовывать слова.

  Правила игры.

    Воспитатель называет   слова (сахар, хлеб, соль, масло, чай, кофе, конфеты, салат, селедка), а дети должны образовать новые слова, определить их место нахождения  (сахарница, хлебница, солонка, масленка, чайник, кофейник, конфетница, салатница, селедочница)  

Развитие речи

Игра «Послушай и скажи»

Цель. Развивать умение выявлять над – системные связи.  Закреплять умение находить место нахождения, звуков, букв, слов,  предложений ?  

Воспитатель: В каких словах живет буква «А»?

Дети: Мама, лиса, азбука….

Воспитатель: Где живет звук?

Дети: В слове, в музыкальных инструментах, когда человек  поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре, радио,..

Воспитатель: Где живет слово?

Дети: В предложении,  в сказке, в человеке.

Игры на определение под – системных связей объекта

Окружающий мир

 Игра «. Объединял - ка»  (части – целое»» (с 3- лет)  

Цель. Упражнять в усвоении понятия: целое (система) – части (подсистема),  узнавать  предмет по внешнему виду, называть его действия (прыгает, плавает..) .

Правила игры.

Воспитатель  предлагает детям помочь объединить в целое части  объектов: собачку, цветок, дерево, рыба…Назвать предмет и его действия.  

Воспитатель. Нужно соединить предметы  из частей, назвать, что это за предмет и его действия.

Играем

 

Игра « Путаница»  

Цель. Закреплять понятие системного видения окружающего  мира: понятия – целое -части (система – подсистема). Формировать умение группировать и классифицировать предметы:   посуда (система) – тарелка, чашка, кастрюля (подсистема).

Правила игры.

Воспитатель разложил разрезные карточки с изображением посуды, транспорта, одежды и просит их сгруппировать по назначению.

 Воспитатель просит детей  просит детей помочь Незнайке собраться в поход и не знает, что нужно взять из посуды. Дети группируют предметы.

Усложнение: Разбилась чашка (система), отлетело донышко, стенки, ручка (подсистема).  Нужно собрать чашку из частей.    

 

Игры для объединения над- и под-  системы объекта.

 Игра «Волшебный светофор» (с 4-х летнего возраста)

Цель.  Закреплять умение  различать транспорт по назначению и внешнему виду. Формировать у детей системный взгляд на окружающий мир:  каждый предмет является частью чего – то  и сам предмет состоит из частей.   Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.

Правила игры.

У «Волшебного светофора» красный цвет означает, из чего состоит предмет (подсистему объекта), желтый - систему, для чего нужен предмет, зеленый –  место нахождения реальных предметов ( надсистему).

 Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть, лежать перед ребенком, а может после показа убираться.

Ход игры.

Воспитатель вывешивает предметную  картинку машины (в старшем возрасте  - схему машины).

Воспитатель: Если я подниму  кружок красного цвета – вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен этот предмет. Нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет. (метод эмпатии для старшего дошкольного возраста)

        Используя  данную систему, можно рассмотреть    круговорот воды    в природе.  На этом примере можно рассмотреть  закон  диалектики:   переход количества в качество и др.: лужа умирает — образуется туча — туча выпадает дождем и становится новой лужей.

Игра «Дождь»

Цель. Расширять знания об окружающем мире. Познакомить детей с  круговоротом воды в природе. Продолжать учить видеть систему, подсистему, надсистему,  

Правила игры.

 Если я подниму  красный цвет, то нужно сказать, из чего состоит предмет    (подсистема  объекта), желтый цвет – для чего он нужен  (систему), зеленый – надсистему. Таким образом рассмотрим  дождь.    

Ход игры.

Воспитатель вывешивает  картинку с изображением дождя  

Воспитатель: Если я подниму  кружок красного цвета – вы мне скажите,  из чего состоит дождь. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите, частью чего является дождь.  А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен дождь.

Воспитатель поднимает  желтый  кружок.  Для чего он нужен дождь?

Дети. Дождь – это много, много капелек воды.

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

Дети. Дождь живет на улице, а облаках, образуется в атмосфере.

Воспитатель поднимает  красный  кружок.

Дети. Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут деревья, цветы, разные растения. После дождя свежий и чистый воздух.

Воспитатель. После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька попала на листочек. Изобразите ее.

Развитие речи.  Грамматический строй речи. Подготовка к обучению грамоте.  ( со среднего возраста)

Игра «Поиграем в слова»

Цель. Закреплять умение согласовывать существительные  с прилагательными.   Упражнять детей в умении различать и правильно понимать термины «Слово», «Звук», «Предложение». Продолжать учить:

- производить звуковой анализ слов: различать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

-составлять предложение .

  Продолжать учить детей видеть систему, подсистему, надсистему. Развивать фантазию при вхождении в образ.

Правила игры:

Воспитатель называет слова (дом, мак, лук). Необходимо назвать что обозначает это слово, каким может быть, частью  чего это слово является, составить предложение с этим словом, назвать, из чего оно состоит (слоги, звуки: гласные, твердые, мягкие согласные)

Игры на определение линии развития объекта. Закрепление понятий: сейчас, в будущем, в прошлом (раньше).  

Ознакомление с окружающим миром.

Начинаем  знакомство с линией развития объекта с понятия «сначала» -  «потом»

Игра. «Я расту. Чем был – чем стал» (с 4-х летнего возраста)

Цель.  Формировать   представление об основных  этапах жизненного цикла  живых организмов, умение определять линию развития объекта: сейчас, в прошлом, в будущем.

 Правила игры. Воспитатель готовит несколько вариантов    изображения  объекта живой природы в разные  временные периоды.

Игра « Машина  времени»  играем

Цель. Формировать системное мышление. Познакомить детей  с этапами  развития бытовых предметов: что есть сейчас, что было раньше, что будет потом.  Развивать творчество, фантазию. Закреплять умение образовывать однокоренные слова  (по образцу).

Правила игры. Карточки (игрушки) раздаются детям и выкладываются на столе в соответствии а линией развития объекта.  Необходимо назвать предметы прошлого и подобрать образовать однокоренные слова по образцу: печь- печурка; утюг – утюжок, скалка- скалочка. Придумать бытовые предметы будущего: как будут называться,  какую функцию выполнять (назначение). Развивать воображение, фантазию.

Игра «По дорожкам хожу, о себе все расскажу»

Цель: Формировать  у детей системное представление об окружающем мире:

  •   Умение определять функции предмета.
  •  Определять основные составляющие этого объекта, способствующие выполнению функции: надсистема, подсистема.
  • Рассматривать функции объекта в прошлом, будущем.

Правили игры:  Предложить ребенку выбрать объект для игры и рассказать о нем по волшебному экрану, выложенному на полу

Математическое развитие            
«Поможем  мышке найти домик»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине.

  • Формировать понимание относительности размера.
  • Активизировать мышление.  

Вывод: Одно и тоже может быть большим и маленьким.

Игра «Катя заболела»

  • Цель: Приобщение  детей к здоровому образу жизни.
  • Способствовать развитию познавательной активности детей, учить выделять некоторые особенности состояния здоровья на основе способов сравнения, элементарного анализа.

Способствовать  развитию воображения.

  • Выводы: Хотя в болезни есть и

  хорошее и плохое, лучше все - таки не болеть.

Природное окружение.
         Игра «Зима - лето »  

  • Цель: Систематизировать знания о характерных особенностях времен года (зима – лето).
  • Продолжать учить определять и называть состояние погоды.  
  • Активизировать использование в речи антонимов – слов с противоположным значением.
  • Вывод: У каждого времени года есть что – то хорошее и что – то плохое, в зависимости от конкретной ситуации.

Игра
«Посещение детского сада»

  • Если я буду ходить в детский сад, это хорошо, так как я смогу поиграть с друзьями, но плохо, потому что я скучаю без мамы.
  • Если я не буду ходить в детский сад, это хорошо, потому что я все время буду с мамой, но плохо, т.к. я буду скучать по товарищам.

Решения:

………..

Природный мир. 
Игра «Волшебный лес»

Цель. Систематизировать знания детей о месте нахождении объектов живой природы.                                                                                                                                                                                                                             Способствовать расширению и углублению знаний   о  том, на каких растениях  какие растут плоды.

     Развивать фантазию, воображение.  

Правила игры. Воспитатель  предлагает совершить путешествие в волшебный лес, где все перемешалось: на елке растут  хлебобулочные продукты… и детям необходимо  определить, бывает ли так и что должно расти на этих деревьях.

Природный мир.
Игра«Сказочный лес»

Цель.

  • Систематизировать знания детей о  том, что деревья могут расти в разных местах: в лесу, в саду, в парке…
  •  Закрепить знание о деревьях ближайшего окружения.  
  •  Развивать фантазию, воображение.
  •  Расширять словарный запас детей.

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

«Методическое пособие развития для педагогов дошкольных учреждений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личност...

Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...

Консультация для воспитателей "Игра "Да - нет" как элемент технологии ТРИЗ в системе работы с детьми дошкольного возраста"

Консультация предназначена для восптателей ДОУ. В ней рассматривается одна из игр технологии ТРИЗ - игра "Да - нет". Игра может применяться в разных деятельностях, имеет несколько уровней сл...