Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
презентация по логопедии

Тягилева Елена Николаевна

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ Составила: учитель-логопед Е. Н. Тягилева ПО Р. Г. БУШЛЯКОВОЙ

Слайд 2

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому хочется ещё раз обратить внимание на необычный и нестандартный метод выполнения артикуляционной гимнастики — использование биоэнергопластики . Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

Слайд 3

ТЕРМИНОЛОГИЯ Термин « биоэнергопластика » состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики . « Биоэнергопластика » включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Слайд 4

ЗАЧЕМ? Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с OHP , МДР. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Слайд 5

ВАЖНО Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощёнными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего. Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой . Пальцево-речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счет, стихотворные строки.

Слайд 6

Общие рекомендации Комплекс артикуляционной гимнастики должен включать как статические, так и динамические упражнения. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к выполнению сложных движений. На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполняют в медленном темпе, сидя перед зеркалом, ребенку предлагается разучить от 3 до 4—5 упражнений. Количество повторов каждого упражнения от 4 до 6—7 раз. Использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений. Если во время разучивания артикуляционной гимнастики ребенок не может выполнить какое-либо движение, необходимо использовать механическую помощь для вытягивания губ вперед или для поднятия языка вверх и т. д. Гимнастику необходимо разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Слайд 7

Статические упражнения Цель упражнений : воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

Слайд 8

Бегемотик Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд. Описание артикуляционного упражнения. И. п.— сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Широко открыли ротик — Получился « бегемотик ». А затем закрыли рот — Отдыхает «бегемот». Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 9

ЛЯГУШКА Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт губы сомкнуты. Улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 10. Вернуть губы в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 10. Повторить 4-5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь расслаблена и направлена вниз. Прогнуть ладонь в нижних фалангах. Удерживать кисть в таком положении под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы голова держалась прямо, губы при улыбке были сомкнуты, но не напряжены. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 10

ХОБОТОК Цель: выработать умение вытягивать губы вперёд, удерживая в таком положении несколько секунд. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Вытянуть сомкнутые губы вперёд. Удерживать «хоботок» под счёт от 1 до 10. Вернуть губы в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Вытянул слонёнок хобот, Поиграть нам предложил. Губы «хоботком» сложили, Со слонёнком подружились. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. Согнуть в нижних фалангах 4 пальца и соединить с большим. Удерживать кисть в таком положении под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, ребёнок вытягивал вперёд только губы. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 11

ТРУБОЧКА Цель: выработать умение вытягивать губы вперёд, удерживая в таком положении несколько секунд. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Округлить губы и вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать под счёт от 1 до 10. Вернуть губы в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Словно трубочка У нас дудочка. Подудим мы в дудочку, Тянем губы трубочкой. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. Согнуть в нижних фалангах 4 пальца и приблизить к большому. Удерживать в таком положении, не смыкая, под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, ребёнок вытягивал вперёд только губы. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 12

ЗАБОРЧИК Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсть и губы в таком положении под счёт от 1 до 10. Вернуть губы в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Вышли утром мы во двор И построили забор. Зубки сомкнуты сейчас, Получилось всё у нас. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим, ладонь направлена вниз. Пальцы сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении, под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы ребёнок не опускал голову вниз. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 13

ЛОПАТКА Цель: выработать умение длительно удерживать язык вне рта широким и расслабленным. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Вернуть язык и губы в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении, под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Следить, чтобы ребёнок не опускал голову вниз, удерживал расслабленный язык на нижней губе и не прижимал его верхними зубами и губой. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 14

ПАРУС Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Вернуться в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Ветер парус раздувает, Нашу лодку подгоняет. Раз, два, три, четыре, пять, Будем парус мы держать. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. Кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Следить, чтобы язык упирался в альвеолы за верхними зубами. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 15

ЧАШЕЧКА Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Вернуть язык и губы в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. Сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 16

ИГОЛКА Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Открыть рот, и вытянуть вперёд губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10. Вернуться в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз . Язычок наш, как иголку, Сделаем мы острым, тонким. Раз, два, три, четыре, пять, Нужно нам иглу убрать. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. Сомкнуть в кулак пальцы, оставив выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением. Следить, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряжённым, недопустимо сильное напряжение.

Слайд 17

КОШКА СЕРДИТСЯ Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперёд. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Вернуться в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Есть у нас в квартире кошка, Любит пошипеть немножко. Спинку выгнула дугой, Сердится на нас с тобой. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счёт от 1 до 10. Вернуться в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз . Следить, чтобы язык упирался в альвеолы за нижними зубами, а спинка языка немного продвигалась вперёд. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением .

Слайд 18

ГРИБОК Цель: выработать подъём языка вверх, тренировать подъязычную связку. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Вверх подняли язычок, Стал похож он на грибок. Мы подержим так немножко, А затем потянем ножку. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь расслаблена и направлена вниз. Прогнуть ладонь в нижних фалангах, удерживать в форме «ковшика» под счёт от 1 до 10, вернуть в и. п. и удерживать под счёт от1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы губы были в улыбке, а язык располагался по всему нёбу, а кончик его находился у верхних передних зубов, рот был широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 19

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель упражнений : формирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

Слайд 20

ПЯТАЧОК Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «хоботком», «один» - повернуть «хоботок» влево, «два» - повернуть вправо, «три» - поднять вверх, «четыре» опустить вниз. Вернуться в и. п. и удерживать его под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. 2. Под счёт 1,2,3,4 выполнять круговые движения «хоботком», вернуться в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Подражаем поросёнку, Сложим губки пятачком, Раз, два, три, четыре, Пятачком мы покрутили. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим. 1. Под счёт от 1 до 4: повернуть кисть влево, вправо, вверх, вниз. Вернуться в и. п., Удерживать его под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. 2. Под счёт 1,2,3,4 выполнять круговые Движения кистью руки по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Вернуться в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Следить, чтобы губы не размыкались. Голова не должна наклоняться или запрокидываться. Движения кистью или кистями рук выполнять синхронно с движениями губ.

Слайд 21

КРОЛИК Цель: учить выполнять лёгкий массаж нижней губы верхними зубами. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счёт от 1 до 10. Вернуть и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Любит грызть пушистый кролик И капусту, и морковь. Кролику морковку дали И за ушки потрепали. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца. Под счёт от 1 до 10 соединять сомкнутые пальцы с верхней фалангой большого, имитируя покусывание . Вернуть и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить за синхронностью движений, ритмичностью выполнения.

Слайд 22

ЧИСТИМ ЗУБЫ Цель: учить выполнять дифференцированные движения языком. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. «Один» – кончик языка опустить запередние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5. «Два» - поднять кончик языка вверх и выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5. Вернуть и. п., удерживать под счёт от1 до 5. Повторить 6-7 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. «Один» – опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5. «Два» – Поднять кисть вверх , выполнять аналогично. И. п. удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 6-7 раз. Следить, чтобы рот был широко открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть – неподвижна, язык не выходил за край зубов. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 23

КОШКА СЕРДИТСЯ – КОШКА СПИТ Цель: выработать умение изменять положение языка, выполнять точные движения. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка за нижние передние зубы. Спинку и переднюю часть языка выгнуть (кошка сердится). «Два» – вернуть язык в и. п., но не закрывая рта (кошка спит), язык спокойно лежит, его кончик находится возле нижних зубов. И. п. удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 6-7 раз. Р ассердилась наша киска: «Кто сметану съел из миски?» Ей налили молока – Съела всё и спать легла. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. «Один» – согнуть пальцы в нижних и средних фалангах, опустить кончики пальцев вниз. «Два» – вернуть пальцы в и кисть в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 6-7 раз. Следить за точностью движений языка. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 24

КАТУШКА Цель: выработать умение удерживать язык в нижнем положении. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка в основания нижних зубов и «выкатить» широкий язык изо рта. «Два» - убрать язык вглубь рта. Выполнять под счёт от 1 до 10. И п. - от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Как катушку мы свернули Наш умелый язычок. Подкрутили, подогнули И убрали снова в рот. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца полусогнуты в средних и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. «Один» – подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз. «Два» - вернуть кисть в и. п. Выполнять под счёт от 1 до 10. И п. - от 1 до 5. Повторить 4-5 раз Следить, чтобы голова не наклонялась, язык оставался широким, а кончик языка не отрывался от резцов. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 25

КАЧЕЛИ Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка в альвеолы за верхними зубами. «Два» – опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять под счёт от 1 до 10, поочерёдно касаясь бугорков за верхними и нижними зубами, слегка упираясь в них. И. п. - под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. На качелях мы качались, Высоко вверх поднимались, Вверх – вниз, вверх – вниз, Очень крепко ты держись. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. «Один» – поднять пальцы вверх. «Два» – опустить ладонь вниз. Выполнять под счёт от 1 до 10, И. п. удерживать от1 до 5. Повторить 5-6 раз. Следить, чтобы рот был широко открыт, нижняя челюсть – неподвижна, язык точно касался альвеол, движения синхронны и ритмичны.

Слайд 26

ЧАСИКИ Цель: выработать умение чередовать точные движения языка. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. «Два» - коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять под счёт от 1 до 10, поочерёдно касаясь левого и правого углов рта. И. п. удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Словно стрелочки часов, Двигаем мы язычком. Наши часики спешат, Язычку помочь хотят. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. «Один» – повернуть кисть влево, «два» – повернуть вправо. Выполнять под счёт от 1 до 10, поочерёдно касаясь левого и правого углов рта. И. п. удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы голова не наклонялась, нижняя челюсть была неподвижна. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 27

БЛИНЧИКИ Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, покусывать язык зубами, произнося « пя-пя-пя-пя » под счёт от 1 до 10. Выполнять под счёт от 1 до 10. И п. - от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Мы испечь блины решили, Много теста замесили. Чтобы было веселей, Пригласили всех друзей. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п.—кисти рук расположены как при хлопке, ладонями друг к другу. Под счёт от 1 до 10 выполнять хлопок ладонями. И. п. удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы язык не напрягался, бал широким и расслабленным. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 28

РАСЧЁСКА Цель: учить удерживать язык широким и расслабленным. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык и протягивать его между зубами вглубь рта под счёт от 1 до 10. И п. - от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Наши зубки – гребешок, Причесали язычок. Мы причешем много раз, Чтоб он гладким был у нас. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — левая рука расположена вверх ладонью, пальцы ведущей руки согнуты и расположены на пальцах другой, кисти рук находится горизонтально на уровне солнечного сплетения. «Один» – провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, вернуться в и. п. «Два» – выполнить аналогичное движение. Выполнять под счёт от 1 до 10. И п. - от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы язык при втягивании в рот не сужался. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением, имитируя движения языка и зубов.

Слайд 29

ГАРМОШКА Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 6 опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать под счёт от 1 до 6, и. п. – от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Раз, два, три, четыре – Ротик мы открыли шире. Три, четыре, пять, шесть – И у нас гармошка есть. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счёт от 1 до 6 выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы голова не наклонялась, опускаться вниз должна только нижняя челюсть, язык не должен отрываться от нёба. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 30

ЛОШАДКА Цель: выработать умение ритмично щёлкать языком, тренировать подъязычную связку. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 10 ритмично и сильно щёлкать языком. И. п. удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 6 - 7 раз. К нам лошадка прискакала, Стук копыт мы услыхали, Вверх поднимем язычок И поскачем на лужок. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим. Под счёт от 1 до10 смыкать и размыкать 4 пальца и большой палец, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 6-7 раз. Следить, чтобы рот был широко открыт, щелчки были сильными, ритмичными. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 31

ИНДЮК Цель: выработать умение производить движения языком по верхней губе. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать по губе вперёд – назад и произносить при этом « бл-бл-бл-бл ». Выполнять под счёт от 1 до 10. И п. - от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Рассердился наш индюк, Не пустил играть на луг. Он прогнал всех со двора, Разбегайся, детвора! Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счёт от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Вернуть в и. п. и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы язык не прижимался к зубам. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 32

МАЛЯР Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, широко открыть рот, упереть кончик языка в альвеолы за верхними передними зубами. «Два» – немного продвинуть язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по нёбу под счёт от 1 до 4. На счёт «пять» – вернуть язык в и. п., удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счёт от 1 до 4 двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счёт «пять» пальцы возвращаются в и. п., удерживаются под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы голова не наклонялась, нижняя челюсть была максимально опущена вниз, «работал» только язык. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 33

ЯЗЫЧОК НА ПРОГУЛКЕ Цель: выработать умение поднимать язык вверх, опускать вниз, выполнять движения в стороны. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и поднять вверх. «Два» - опустить язык вниз, «три» – повернуть к левому углу рта, «четыре» – к правому. Выполнять перекрёстные движения языком 4 раза подряд, затем удерживать и. п. под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Язычок наш – непоседа, Не сидит на месте, Вверх – вниз, вправо – влево, Любит путешествовать. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. «Один» – поднять кисть вверх, «два» - опустить, «три» – повернуть влево, «четыре» – вправо. Выполнять перекрёстные движения кистью 4 раза подряд, затем удерживать и. п. под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Следить, чтобы язык не прижимался зубами, нижняя челюсть была неподвижна. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 34

СЛАДКОЕ ВАРЕНЬЕ Цель: учить выполнять круговые движения языком. Описание артикуляционного упражнения. И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. «Один» – улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и расположить его кончик в левом углу рта. Под счёт от 1 до 6 облизать языком по кругу Сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнить круговые движения 4 раза. И. п. удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Приготовили варенье И пирог мы испекли. Всех друзей на пир позвали И вареньем угощали. Описание движений кисти и пальцев руки. И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. «Один» – повернуть кисть влево, Затем под счёт от 1 до 6 выполнять круговые движения кистью по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Выполнить круговые движения 4 раза. И. п. удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5-6 раз. Следить, чтобы рот был открыт, язык не прижимался зубами и губами. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Слайд 35

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

Перспективное планирование Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Важным условием для начала успешного  школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь.«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биолог...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой...

"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»

Предлагаю материал для практикума для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика",чтобы родители знали,как следует проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях, поз...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата – это когда в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении н...