мастер класс для педагогов
консультация по логопедии

Макаренко Елена Геннадьевна

мастер класс для педагогов по постановке и автоматизации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2019.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Каргасокский детский сад № 27»

Мастер – класс

Тема:

«Секреты учителя-логопеда,

 в индивидуальной работе по постановке

и автоматизации звуков».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                        учитель – логопед

                                                                      первой категории

                                                                   Е.Г. Макаренко

2019 г.

Уважаемые участники!

          Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

        Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания

(Лев Семёнович Выготский)

                                                  Программа:

1. Обобщение педагогического опыта по теме.

2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.

3. Рефлексия опыта:

Б) что взял полезного (интересного).

В) чем запомнился мастер-класс.

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Задачи:

  1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

         В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем большое количество воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

        Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

      Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

  • развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
  • профилактика речевых нарушений.

 

        Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.

       Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
            Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами.

          А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

Работа по развитию артикуляционного аппарата

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

     Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

     Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

      У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

    Важнейшие условия правильной речи - это длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлёб. Слова льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути. 

 Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя часть лёгких, плечи же остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом и ртом. Вначале высказывания говорящий ещё может вдохнуть носом, при длительном же высказывании он делает добор воздуха только через рот, т. к. быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постоянном речевом дыхании целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы

(между грудной клеткой и животом). При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе - сокращается. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из–за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удаётся говорить длительными фразами, достаточно чётко, с логическими паузами. Создаётся впечатление, что ребёнок задыхается. А всего-навсего ему не достаёт в данный момент воздуха. Во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

   

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

         Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

                        Практическая часть

Практическую часть своего мастер – класса, я хочу начать  с таких слов:

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

       Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы.  В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий.

  1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
  2.  Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
  3. Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
  4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
  5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
  6. Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
  7. Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
  8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
  9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

        А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

           Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

           Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит  из – за укороченной  подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

                                                               2 этап –

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

  1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  1. Сдуть бабочку с кончика носа.
  2. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
  3. Надуем шарик, не раздувая щеки.
  4. Вертушка, губы.

3 этап -

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  1. Массажный мяч.
  2. Шар с резинками.
  3. Прищепки.
  4. Су-джок терапия.

Массажный шарик

(массажер медицинский для интенсивного воздействия в комплекте с двумя кольцевыми пружинами)

Су-Джок: Су – кисть, Джок – стопа. По канонам Восточной медицины на кистях, стопах и пальцах находятся точки (зоны) соответствующие внутренним органам и частям тела. Стимуляция компактными Су-Джок массажерами точек на кистях рук и стопах ног эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп и пальцев заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим способам самопомощи, существующим в настоящее время.

В лечебный комплект Массажный шарик Су-Джок входят собственно массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических массажных эластичных кольца, предназначенных для массажа пальцев.

 Массажёр Ёжик (каштан) - с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы может принести этот малыш, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.

Ежедневное общение с шаром-Ёжиком (каштаном)(перекатывайте его между ладонями или массируйте стопы по 10 - 15 мин, 2 раза в день) избавит от гипотонии, поможет при атеросклерозе, повышенном артериальном давлении, можно использовать его для профилактики заболеваний Центральной Нервной Системы и щитовидной железы.  Особенно актуальным шар-Ёжик (каштан) становиться при воздействии на участки головы, шеи, лица. Улучшая кровоток он поможет справиться с головной болью, невритом, насморком, остеохондрозом. С его помощью можно воздействовать и на симметрично расположенные точки: разделите его на две половинки и положите под голову - через 5 - 10 минут боль пройдет.

Эластичные массажные кольца используются в случае, когда область заболевания охватывает всю руку, и необходима одновременная стимуляция большого количества точек. Кольцо одевается на палец и интенсивно прокатывается до стойкого покраснения массируемого пальца, поскольку все тело проецируется на каждый палец, такой массаж оказывает и профилактическое, общеоздоравливающее действие.

Эластичные кольца особенно эффективны для лечения больных с патологией нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Занятия спружинными массажёрами очень полезны для детей. Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у дошкольников и младших школьников.

4 этап -

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

        Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».

(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

5 этап –

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Услышишь – хлопни

 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

         Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

***

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

         Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

                     Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.

«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.

1.  ребро – кулак – ладонь – хлопок;

        2.  р – р – р – р;

           ра – ра – ра – ра;

          ро – ро – ро – ро;

         ру – ру – ру – ру;

        ры – ры – ры – ры.

  1. ра – ро – ру – ры

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....