Главные вкладки

    КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Ломанова Ирина

    КОНСПЕКТ НОД

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

    ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

     

    Автор: Ломанова Ирина Николаевна

    Учитель-логопед I кв.категории

    МДОУ "ДС №7 «Рябинушка», г.Стрежевой, Томской обл.

     

    Тема: «Как купить автомобиль»

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

     

    Цели: развитие связной  речи.

    Задачи:

    коррекционно-образовательные:

    -       обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

    -       закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

    -       закрепить название профессий людей;

    -       активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

    -       закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

    -       учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;

    -       закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

    -       закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

     

    коррекционно-развивающие:

    -       развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;

    -       развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;

    -       развивать общую и мелкую моторику;

    -       стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

     

    коррекционно-воспитательные:

    -       воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;

    -       воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;


    Оборудование:

    -       силуэт грузовика и детали к нему;

    -       «водительское удостоверение» на каждого ребенка;

    -       игрушечные автомобили;

    -       волшебный сундучок с двойным дном;

    -       плакат-схема движения грузовика;

    -       контурные картинки на тему «транспорт»;

    -       опорная схема для описательных рассказов;

     

    Ход занятия:


    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

     

    Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Николаевна. Мне очень приятно видеть Вас. Глядя в ваши умные  и внимательные глазки, я поняла, что вы любите разгадывать загадки. Я угадала? (Дети стоят около логопеда у доски).

    - Можно я одну вам загадаю?

    - Слушайте:

    Не летает не жужжит,

                                                  Жук по улице бежит,

                                                  И горят в глазах жука,

                                                 Два блестящих огонька.    (Машина)

    Л.:  Вы догадались, о чем я хочу с вами поговорить?

    - Правильно, о машинах. Мы с вами посетим место, где можно приобрести машину,  каждый из вас попытается описать понравившуюся машину.

     

    2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

     

    Л.: Раздаётся звонок (телефонный)

    - Извините пожалуйста.

    - Кто говорит?

    (Слушает)

    - Дети, сейчас  звонили малыши из детского сада. Вот что они сказали:

    - У нас в группе было много  красивых  машин, но случилась беда!

    К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звёздный воин.

    3.  Д/игра: «Сборка грузовика»

    Посмотрите, что он сделал с нашими грузовиками. Он разломал их на части.

    Л.: Видите части грузовика у вас на столах?

    Мы сможем помочь малышам? А как?  Снова соберём грузовики из частей. Пройдите к рабочим местам.

    (дети стоя собирают грузовики по деталям).

    Л.: Какие детали есть у грузовика, который ты собрал Витя? Света а твоего грузовика, какие детали? (крыло, бампер, сиденье, руль, колёса и т.д.)

    Л.: Какие грузовики красивые получились? Удобно будет детям с ними играть?. Почему?

    (Ответы детей: она плоская, детали могут рассыпаться …)

     

    4. Л.: У меня есть волшебный сундучок, может он нам поможет? (на столе стоит сундук, накрытый тканью). Давайте проверим.

    Л.: Поместим в сундучок  наши грузовики. (Дети складывают свои картинки в сундучок и логопед колдует).

    Абра-кадабра, сим-соловим, плоские машины в настоящий грузовик превратись! (Л.- Достаёт игрушечную машину и показывает детям).

    Л.: Дети, а кто управляет автомобилем? (Дети шофер.)

    Л.: Можно сказать, водитель. А какие это люди по характеру?

    (добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).

    Л.: Если звёздный воин прилетит к нам ещё раз, как сделать, чтобы он не смог разломать грузовик? (Д.: сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звёздного, грузовик можно увеличить, можно уменьшить, сделать воина маленьким…)

     

    5. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками

    Л.: Ребята, грузовик один, а вас много. Хотите чтобы,  у каждого из вас была машина? Дети: да.

    Л.: Где можно приобрести машину? (Д.: в автомагазине).

    Л.: Что такое автомагазин? (Ответы детей).

    Л.: Представьте, что мы отправляемся на нашем грузовике в автомагазин.

    А мы знаем дорогу в автомагазин?

    У меня есть схема маршрута, по которой можно доехать до автомагазина.

    (На мольберте плакат-схема движения грузовика). (Логопед  ведет грузовик по плакату, проговаривая  текст, а дети все вместе договаривают слова: доехали, въехали, съехали и т.д.) 

    Ехали мы, ехали, до горки…(доехали),

    (Въехали, съехали) и дальше… (поехали).

    Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),

    Яму… (объехали) и дальше…(поехали).

    Ехали мы, ехали, до речки…(доехали),

    Мост…(переехали) и дальше …(поехали).

    От моста…(отъехали) и дальше…(поехали).

    Ехали мы, ехали, до дома…(доехали),

    Во двор… (заехали), вот и …(приехали).

    Л.: Ребята, а до автомагазина мы не доехали,  можно пешком дойти.

    6. Д/и «Узнай по контуру»

    Л.: И дружно пошли по улице гулять. (Вывести детей к столам, на которых лежат зашумованные машинки, и опорная схема  Дом, перевернутая).

    Устали, присядьте .

    Л.: Мимо нас проезжало много машин. Угадайте по контуру машину. Для этого обведите его указательным пальцем. Витя какую машину ты увидел?

     

    Л.: Ребята но мы должны дальше ехать в автомагазин.

     

    7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

     

    Едем, едем на машине,
    (движения рулем)
    Нажимаем на педаль,
    (сгибать и вытягивать ногу)
    Газ включаем, выключаем,
    (тянуть «рычаг» к себе, от себя)
    Смотрим пристально мы вдаль.
    (ладонь ко лбу)
    Дворники счищают капли:
    Влево, вправо - чистота.
    (руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
    Мы шоферы хоть куда!
    (поднять большой палец)

     

    А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).  Вот и приехали.

    Л.: Смотрите, какая красивая витрина. (На витрине стоят машины)

     

    8. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»

     

    - На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
    - На витрине скорая помощь, а в магазине... (машины скорой  помощи).
    - На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
    - На витрине полицейская машина, а в магазине... (полицейские машины).
    - На витрине экскаватор, а в магазине…(экскаваторы).

     

    Л.: Хотите приобрести машину?

    Представьте, что я продавец, а вы покупатели. Покупатели машина продаётся одна на двоих. Какого цвета тебе Алёша  понравилась машина?

    Какой она формы? Какой размер? Какая польза  людям  от работы этой машины? А тебе Саша?

     

    9. Рассказывание по опорной схеме

    Л.: Чтобы управлять машиной, нужно иметь «водительские удостоверения».

    Права получит тот, кто хорошо знает свою машину и может её описать.

    (Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме Домик, затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ). 

     10. ИТОГ

     

    - Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
    А вам звёздный воин просил передать, что больше никогда не будет ломать игрушки.

    Ребята, эту посылку прислали вам малыши. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.

     

    Спасибо дети за интересные ответы!

     

     

    Используемая литература:

     

    1.     Нищева Н.В. «Подгрупповые логопедические занятия в детском саду».

    2.     Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».-М.:Аркти.2002 г.

    3.      Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2006.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pokupaem_avtomobildokument_microsoft_office_word.docx68.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ НОД

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

    ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

    Автор: Ломанова Ирина Николаевна

    Учитель-логопед I кв.категории

    МБДОУ №7 детский сад «Рябинушка», г.Стрежевой, Томской обл.

    Тема: «Как купить автомобиль»

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

    Цели: развитие связной  речи.

    Задачи:

    коррекционно-образовательные: 

    • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
    • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
    • закрепить название профессий людей;
    • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
    • закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
    • учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
    • закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
    • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

     

    коррекционно-развивающие:

    • развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
    • развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;
    • развивать общую и мелкую моторику;
    • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

    коррекционно-воспитательные:

    • воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
    • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;


    Оборудование:

    • силуэт грузовика и детали к нему;
    • «водительское удостоверение» на каждого ребенка;
    • игрушечные автомобили;
    • волшебный сундучок с двойным дном;
    • плакат-схема движения грузовика;
    • контурные картинки на тему «транспорт»;
    • опорная схема для описательных рассказов;

    Ход занятия:


    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Николаевна. Мне очень приятно видеть Вас. Глядя в ваши умные  и внимательные глазки, я поняла, что вы любите разгадывать загадки. Я угадала? (Дети стоят около логопеда у доски).

    - Можно я одну вам загадаю?

    - Слушайте:

    Не летает не жужжит,

                                                  Жук по улице бежит,

                                                  И горят в глазах жука,

                                                 Два блестящих огонька.    (Машина)

    Л.:  Вы догадались, о чем я хочу с вами поговорить?

    - Правильно, о машинах. Мы с вами посетим место, где можно приобрести машину,  каждый из вас попытается описать понравившуюся машину.

    2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

    Л.: Раздаётся звонок (телефонный)

    - Извините пожалуйста.

    - Кто говорит?

    (Слушает)

    - Дети, сейчас  звонили малыши из детского сада. Вот что они сказали:

    - У нас в группе было много  красивых  машин, но случилась беда!

    К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звёздный воин.

    3.  Д/игра: «Сборка грузовика»

    Посмотрите, что он сделал с нашими грузовиками. Он разломал их на части.

    Л.: Видите части грузовика у вас на столах?

    Мы сможем помочь малышам? А как?  Снова соберём грузовики из частей. Пройдите к рабочим местам.

    (дети стоя собирают грузовики по деталям).

    Л.: Какие детали есть у грузовика, который ты собрал Витя? Света а твоего грузовика, какие детали? (крыло, бампер, сиденье, руль, колёса и т.д.)

    Л.: Какие грузовики красивые получились? Удобно будет детям с ними играть?. Почему?

    (Ответы детей: она плоская, детали могут рассыпаться …)

    4. Л.: У меня есть волшебный сундучок, может он нам поможет? (на столе стоит сундук, накрытый тканью). Давайте проверим.

    Л.: Поместим в сундучок  наши грузовики. (Дети складывают свои картинки в сундучок и логопед колдует).

    Абра-кадабра, сим-соловим, плоские машины в настоящий грузовик превратись! (Л.- Достаёт игрушечную машину и показывает детям).

    Л.: Дети, а кто управляет автомобилем? (Дети шофер.)

    Л.: Можно сказать, водитель. А какие это люди по характеру?

    (добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные). 

    Л.: Если звёздный воин прилетит к нам ещё раз, как сделать, чтобы он не смог разломать грузовик? (Д.: сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звёздного, грузовик можно увеличить, можно уменьшить, сделать воина маленьким…)

    5. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками

    Л.: Ребята, грузовик один, а вас много. Хотите чтобы,  у каждого из вас была машина? Дети: да.

    Л.: Где можно приобрести машину? (Д.: в автомагазине).

    Л.: Что такое автомагазин? (Ответы детей).

    Л.: Представьте, что мы отправляемся на нашем грузовике в автомагазин.

    А мы знаем дорогу в автомагазин?

    У меня есть схема маршрута, по которой можно доехать до автомагазина.

    (На мольберте плакат-схема движения грузовика). (Логопед  ведет грузовик по плакату, проговаривая  текст, а дети все вместе договаривают слова: доехали, въехали, съехали и т.д.)  

    Ехали мы, ехали, до горки…(доехали),

    (Въехали, съехали) и дальше… (поехали).

    Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),

    Яму… (объехали) и дальше…(поехали).

    Ехали мы, ехали, до речки…(доехали),

    Мост…(переехали) и дальше …(поехали).

    От моста…(отъехали) и дальше…(поехали).

    Ехали мы, ехали, до дома…(доехали),

    Во двор… (заехали), вот и …(приехали).

    Л.: Ребята, а до автомагазина мы не доехали,  можно пешком дойти.

    6. Д/и «Узнай по контуру»

    Л.: И дружно пошли по улице гулять. (Вывести детей к столам, на которых лежат зашумованные машинки, и опорная схема  Дом, перевернутая).

    Устали, присядьте .

    Л.: Мимо нас проезжало много машин. Угадайте по контуру машину. Для этого обведите его указательным пальцем. Витя какую машину ты увидел?

    Л.: Ребята но мы должны дальше ехать в автомагазин.

    7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

    Едем, едем на машине,
    (движения рулем)
    Нажимаем на педаль,
    (сгибать и вытягивать ногу)
    Газ включаем, выключаем,
    (тянуть «рычаг» к себе, от себя)
    Смотрим пристально мы вдаль.
    (ладонь ко лбу)
    Дворники счищают капли:
    Влево, вправо - чистота.
    (руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
    Мы шоферы хоть куда!
    (поднять большой палец)

    А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).  Вот и приехали.

    Л.: Смотрите, какая красивая витрина. (На витрине стоят машины)

    8. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»

    - На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
    - На витрине скорая помощь, а в магазине...
    (машины скорой  помощи).
    - На витрине легковой автомобиль, а в магазине...
    (легковые автомобили).
    - На витрине полицейская машина, а в магазине...
    (полицейские машины).
    - На витрине экскаватор, а в магазине…
    (экскаваторы).

    Л.: Хотите приобрести машину?

    Представьте, что я продавец, а вы покупатели. Покупатели машина продаётся одна на двоих. Какого цвета тебе Алёша  понравилась машина?

    Какой она формы? Какой размер? Какая польза  людям  от работы этой машины? А тебе Саша?

    9. Рассказывание по опорной схеме

    Л.: Чтобы управлять машиной, нужно иметь «водительские удостоверения».

    Права получит тот, кто хорошо знает свою машину и может её описать.

    (Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме Домик, затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).  Приложение №1

    10. ИТОГ

    - Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
    А вам звёздный воин просил передать, что больше никогда не будет ломать игрушки.

    Ребята, эту посылку прислали вам малыши. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.

    Спасибо дети за интересные ответы!

    Используемая литература:

    1. Нищева Н.В. «Подгрупповые логопедические занятия в детском саду».
    2. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».-М.:Аркти.2002 г.
    3.  Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2006.

    Приложение №1

    I:\домик 016.jpg

            -  -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

    Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

    Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

    Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе.

    Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе....

    Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

    Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....

    Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Дикие животные».

    Связная речь – это развернутое, связное , самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. занятие по развит...