КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ НОД
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
Автор: Ломанова Ирина Николаевна
Учитель-логопед I кв.категории
МДОУ "ДС №7 «Рябинушка», г.Стрежевой, Томской обл.
Тема: «Как купить автомобиль»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»
Цели: развитие связной речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
- закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
- закрепить название профессий людей;
- активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
- учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
- закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;
- развивать общую и мелкую моторику;
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
Оборудование:
- силуэт грузовика и детали к нему;
- «водительское удостоверение» на каждого ребенка;
- игрушечные автомобили;
- волшебный сундучок с двойным дном;
- плакат-схема движения грузовика;
- контурные картинки на тему «транспорт»;
- опорная схема для описательных рассказов;
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Николаевна. Мне очень приятно видеть Вас. Глядя в ваши умные и внимательные глазки, я поняла, что вы любите разгадывать загадки. Я угадала? (Дети стоят около логопеда у доски).
- Можно я одну вам загадаю?
- Слушайте:
Не летает не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька. (Машина)
Л.: Вы догадались, о чем я хочу с вами поговорить?
- Правильно, о машинах. Мы с вами посетим место, где можно приобрести машину, каждый из вас попытается описать понравившуюся машину.
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Л.: Раздаётся звонок (телефонный)
- Извините пожалуйста.
- Кто говорит?
(Слушает)
- Дети, сейчас звонили малыши из детского сада. Вот что они сказали:
- У нас в группе было много красивых машин, но случилась беда!
К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звёздный воин.
3. Д/игра: «Сборка грузовика»
Посмотрите, что он сделал с нашими грузовиками. Он разломал их на части.
Л.: Видите части грузовика у вас на столах?
Мы сможем помочь малышам? А как? Снова соберём грузовики из частей. Пройдите к рабочим местам.
(дети стоя собирают грузовики по деталям).
Л.: Какие детали есть у грузовика, который ты собрал Витя? Света а твоего грузовика, какие детали? (крыло, бампер, сиденье, руль, колёса и т.д.)
Л.: Какие грузовики красивые получились? Удобно будет детям с ними играть?. Почему?
(Ответы детей: она плоская, детали могут рассыпаться …)
4. Л.: У меня есть волшебный сундучок, может он нам поможет? (на столе стоит сундук, накрытый тканью). Давайте проверим.
Л.: Поместим в сундучок наши грузовики. (Дети складывают свои картинки в сундучок и логопед колдует).
Абра-кадабра, сим-соловим, плоские машины в настоящий грузовик превратись! (Л.- Достаёт игрушечную машину и показывает детям).
Л.: Дети, а кто управляет автомобилем? (Дети шофер.)
Л.: Можно сказать, водитель. А какие это люди по характеру?
(добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).
Л.: Если звёздный воин прилетит к нам ещё раз, как сделать, чтобы он не смог разломать грузовик? (Д.: сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звёздного, грузовик можно увеличить, можно уменьшить, сделать воина маленьким…)
5. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками
Л.: Ребята, грузовик один, а вас много. Хотите чтобы, у каждого из вас была машина? Дети: да.
Л.: Где можно приобрести машину? (Д.: в автомагазине).
Л.: Что такое автомагазин? (Ответы детей).
Л.: Представьте, что мы отправляемся на нашем грузовике в автомагазин.
А мы знаем дорогу в автомагазин?
У меня есть схема маршрута, по которой можно доехать до автомагазина.
(На мольберте плакат-схема движения грузовика). (Логопед ведет грузовик по плакату, проговаривая текст, а дети все вместе договаривают слова: доехали, въехали, съехали и т.д.)
Ехали мы, ехали, до горки…(доехали),
(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),
Яму… (объехали) и дальше…(поехали).
Ехали мы, ехали, до речки…(доехали),
Мост…(переехали) и дальше …(поехали).
От моста…(отъехали) и дальше…(поехали).
Ехали мы, ехали, до дома…(доехали),
Во двор… (заехали), вот и …(приехали).
Л.: Ребята, а до автомагазина мы не доехали, можно пешком дойти.
6. Д/и «Узнай по контуру»
Л.: И дружно пошли по улице гулять. (Вывести детей к столам, на которых лежат зашумованные машинки, и опорная схема Дом, перевернутая).
Устали, присядьте .
Л.: Мимо нас проезжало много машин. Угадайте по контуру машину. Для этого обведите его указательным пальцем. Витя какую машину ты увидел?
Л.: Ребята но мы должны дальше ехать в автомагазин.
7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»
Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем,
(тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)
А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Вот и приехали.
Л.: Смотрите, какая красивая витрина. (На витрине стоят машины)
8. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»
- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине скорая помощь, а в магазине... (машины скорой помощи).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине полицейская машина, а в магазине... (полицейские машины).
- На витрине экскаватор, а в магазине…(экскаваторы).
Л.: Хотите приобрести машину?
Представьте, что я продавец, а вы покупатели. Покупатели машина продаётся одна на двоих. Какого цвета тебе Алёша понравилась машина?
Какой она формы? Какой размер? Какая польза людям от работы этой машины? А тебе Саша?
9. Рассказывание по опорной схеме
Л.: Чтобы управлять машиной, нужно иметь «водительские удостоверения».
Права получит тот, кто хорошо знает свою машину и может её описать.
(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме Домик, затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).
10. ИТОГ
- Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
А вам звёздный воин просил передать, что больше никогда не будет ломать игрушки.
Ребята, эту посылку прислали вам малыши. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.
Спасибо дети за интересные ответы!
Используемая литература:
1. Нищева Н.В. «Подгрупповые логопедические занятия в детском саду».
2. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».-М.:Аркти.2002 г.
3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokupaem_avtomobildokument_microsoft_office_word.docx | 68.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
Автор: Ломанова Ирина Николаевна
Учитель-логопед I кв.категории
МБДОУ №7 детский сад «Рябинушка», г.Стрежевой, Томской обл.
Тема: «Как купить автомобиль»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»
Цели: развитие связной речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
- закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
- закрепить название профессий людей;
- активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
- учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
- закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;
- развивать общую и мелкую моторику;
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
Оборудование:
- силуэт грузовика и детали к нему;
- «водительское удостоверение» на каждого ребенка;
- игрушечные автомобили;
- волшебный сундучок с двойным дном;
- плакат-схема движения грузовика;
- контурные картинки на тему «транспорт»;
- опорная схема для описательных рассказов;
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Николаевна. Мне очень приятно видеть Вас. Глядя в ваши умные и внимательные глазки, я поняла, что вы любите разгадывать загадки. Я угадала? (Дети стоят около логопеда у доски).
- Можно я одну вам загадаю?
- Слушайте:
Не летает не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька. (Машина)
Л.: Вы догадались, о чем я хочу с вами поговорить?
- Правильно, о машинах. Мы с вами посетим место, где можно приобрести машину, каждый из вас попытается описать понравившуюся машину.
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Л.: Раздаётся звонок (телефонный)
- Извините пожалуйста.
- Кто говорит?
(Слушает)
- Дети, сейчас звонили малыши из детского сада. Вот что они сказали:
- У нас в группе было много красивых машин, но случилась беда!
К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звёздный воин.
3. Д/игра: «Сборка грузовика»
Посмотрите, что он сделал с нашими грузовиками. Он разломал их на части.
Л.: Видите части грузовика у вас на столах?
Мы сможем помочь малышам? А как? Снова соберём грузовики из частей. Пройдите к рабочим местам.
(дети стоя собирают грузовики по деталям).
Л.: Какие детали есть у грузовика, который ты собрал Витя? Света а твоего грузовика, какие детали? (крыло, бампер, сиденье, руль, колёса и т.д.)
Л.: Какие грузовики красивые получились? Удобно будет детям с ними играть?. Почему?
(Ответы детей: она плоская, детали могут рассыпаться …)
4. Л.: У меня есть волшебный сундучок, может он нам поможет? (на столе стоит сундук, накрытый тканью). Давайте проверим.
Л.: Поместим в сундучок наши грузовики. (Дети складывают свои картинки в сундучок и логопед колдует).
Абра-кадабра, сим-соловим, плоские машины в настоящий грузовик превратись! (Л.- Достаёт игрушечную машину и показывает детям).
Л.: Дети, а кто управляет автомобилем? (Дети шофер.)
Л.: Можно сказать, водитель. А какие это люди по характеру?
(добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).
Л.: Если звёздный воин прилетит к нам ещё раз, как сделать, чтобы он не смог разломать грузовик? (Д.: сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звёздного, грузовик можно увеличить, можно уменьшить, сделать воина маленьким…)
5. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками
Л.: Ребята, грузовик один, а вас много. Хотите чтобы, у каждого из вас была машина? Дети: да.
Л.: Где можно приобрести машину? (Д.: в автомагазине).
Л.: Что такое автомагазин? (Ответы детей).
Л.: Представьте, что мы отправляемся на нашем грузовике в автомагазин.
А мы знаем дорогу в автомагазин?
У меня есть схема маршрута, по которой можно доехать до автомагазина.
(На мольберте плакат-схема движения грузовика). (Логопед ведет грузовик по плакату, проговаривая текст, а дети все вместе договаривают слова: доехали, въехали, съехали и т.д.)
Ехали мы, ехали, до горки…(доехали),
(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),
Яму… (объехали) и дальше…(поехали).
Ехали мы, ехали, до речки…(доехали),
Мост…(переехали) и дальше …(поехали).
От моста…(отъехали) и дальше…(поехали).
Ехали мы, ехали, до дома…(доехали),
Во двор… (заехали), вот и …(приехали).
Л.: Ребята, а до автомагазина мы не доехали, можно пешком дойти.
6. Д/и «Узнай по контуру»
Л.: И дружно пошли по улице гулять. (Вывести детей к столам, на которых лежат зашумованные машинки, и опорная схема Дом, перевернутая).
Устали, присядьте .
Л.: Мимо нас проезжало много машин. Угадайте по контуру машину. Для этого обведите его указательным пальцем. Витя какую машину ты увидел?
Л.: Ребята но мы должны дальше ехать в автомагазин.
7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»
Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем,
(тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)
А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Вот и приехали.
Л.: Смотрите, какая красивая витрина. (На витрине стоят машины)
8. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»
- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине скорая помощь, а в магазине... (машины скорой помощи).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине полицейская машина, а в магазине... (полицейские машины).
- На витрине экскаватор, а в магазине…(экскаваторы).
Л.: Хотите приобрести машину?
Представьте, что я продавец, а вы покупатели. Покупатели машина продаётся одна на двоих. Какого цвета тебе Алёша понравилась машина?
Какой она формы? Какой размер? Какая польза людям от работы этой машины? А тебе Саша?
9. Рассказывание по опорной схеме
Л.: Чтобы управлять машиной, нужно иметь «водительские удостоверения».
Права получит тот, кто хорошо знает свою машину и может её описать.
(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме Домик, затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ). Приложение №1
10. ИТОГ
- Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
А вам звёздный воин просил передать, что больше никогда не будет ломать игрушки.
Ребята, эту посылку прислали вам малыши. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.
Спасибо дети за интересные ответы!
Используемая литература:
- Нищева Н.В. «Подгрупповые логопедические занятия в детском саду».
- Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».-М.:Аркти.2002 г.
- Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2006.
Приложение №1
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....
Перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
перспективный план на учебный год...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языкаи развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНРпо лексической теме «Транспорт»...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР...