Главные вкладки

    Консультация для родителей "Задержка психического развития у детей дошкольного возраста".
    консультация по коррекционной педагогике

    Консультация содержит познавательный материал по ЗПР.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей.

    Тема: «Задержка психического развития у детей дошкольного возраста».

    Подготовила учитель – дефектолог

    ГБОУ Школа № 1080 Елинек Е.В.

    г. Москва

    Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем , что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно , может иметь множество различных предпосылок , причин и следствий . Явление , сложное по своей структуре , требует пристального и тщательного анализа , индивидуального подхода к каждому конкретному случаю .

    3ПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии , как умственная отсталость , первичное недоразвитие речи , слуха , зрения , двигательной системы . Основные трудности , которые они испытывают , связаны прежде всего с социальной ( в том числе школьной ) адаптацией и обучением . Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по - разному и отличаться и повремени , и по степени проявления . Но , несмотря на это , мы можем попытаться выделить круг особенностей развития , характерных для большинства детей с ЗПР.

    Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально - волевой сферы, иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие , заставить себя выполнить что - либо . А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость , сниженная концентрация , повышенная отвлекаемость . Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью . Такой комплекс отклонений ( нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность ), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью " ( СДВГ ).

    Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире . Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность : они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал , чем вербальный . Кроме того , установлено , что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми ЗПР нередко сопровождается проблемами речи , связанными в первую очередь с темпом ее развития . Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико- грамматической стороны.

    У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления : оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно- логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями ( анализ , синтез , обобщение , сравнение , абстрагирование ). При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако , требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

     Типы психической задержки.

    Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

    Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально - волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать , что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения , который , однако , может существенно отразиться на деятельности ребенка , в первую очередь - учебной , его адаптационных способностях к новой ситуации. Такой ребенок часто бывает несамостоятелен , тяжело приспосабливается к новым для него условиям , часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным ; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое - либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие . Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

    Ко второй группе - соматогенного происхождения - относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития . Это объясняется тем , что на протяжении долгой болезни , на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает , а , следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики . Сюда же относят детей из семей с гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него , опасаясь , что ребенок может себе навредить , что он еще мал . В такой ситуации близкие , считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки , тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - к познанию окружающего мира, формированию полноценной личности . Необходимо заметить , что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние , стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками

    Следующая группа - это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье , проблемное воспитание, психические травмы . Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи , это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность , отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

    Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гиперопеки , или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности , педагогической запущенности . Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе , неумение контролировать собственное поведение , безответственность и неспособность отвечать за свои поступки , недостаточный уровень знаний об окружающем мире .

    Четвертый и последний тип ЗПР - церебрально - органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен . Как следует из названия , основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения , а именно недостаточность нервной системы , причинами которой могут стать : патология беременности ( токсикозы , инфекции , интоксикации и травмы , резус - конфликт и др . ) , недоношенность , асфиксия , родовая травма , нейроинфекции . При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция ( ММД ) , под которой понимается комплекс легких нарушений развития , проявляющих себя , в зависимости от конкретного случая , весьма разнообразно в различных областях психической деятельности .

    Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

    -поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды ;

    -патологическое течение предыдущих родов ;

    -хронические заболевания матери , особенно диабет , резус - конфликт , преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности ;

    -такие психосоциальные факторы , как нежелательная беременность , факторы риска большого города ( ежедневная долгая дорога , городские шумы ) ;

    -наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье ;

    -патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п

    Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

    Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

    Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"

    «Роль семьи в развитии речи ребенка»Физическое и психическое вос­питание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки при­обретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка...

    РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

    Педагог- психолог МБУ ЦППМСП "Центр диагностики и консультирования" Шихалева Светлана Валентиновна делится опытом работы по преодолению задержки психического и речевого развития у детей дошкольного во...

    Выступление на педагогическом совете Д/С "«Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста».

    laquo;Проблемы изучения и коррекции  задержки психического развития у детей  дошкольного возраста»....