Индивидуальный образовательный маршрут на 2018 - 2019 гг.
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Бабичек Светлана Николаевна

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя 

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2. Особенности сопровождения детей с ЗПР

1.3. Психолого-педагогическая характеристика ребенка.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности с дошкольником.

2.2.  Календарный тематический план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения.

2.3. Взаимодействие с педагогами и с семьей ребёнка.

III. Организационный раздел

3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

3.2. Учебно – методическое обеспечение.

3.3. Мониторинг реализации индивидуального образовательного маршрута. 

3.4. Список используемой литературы.

Приложение №1. Расписание логопедических занятий.

В данной работе раскрыт вся образовательная деятельность на 2018 - 2019г. для ребенка ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Медвежонок»

«Согласовано»:                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

старший воспитатель                                                          заведующий МБДОУ

________ _____________                                                    детский сад «Медвежонок»

                                                           с.п. Угут                          

                                                                                        __________ О.У. Салиева

                                                                                         «____» ___________2018г.  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

_____________________ФИО ребенка

Дата рождения: _________

на 2018 – 2019 учебный год.


 

                                                           

                                                                                   

                                                                                    учитель - логопед

                                                                             С.Н. Бабичек

с.п. Угут, 2018г.

Содержание

I. Целевой раздел 

1.1.Пояснительная записка

1.2. Особенности сопровождения детей с ЗПР

1.3. Психолого-педагогическая характеристика ребенка.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности с дошкольником.

2.2.  Календарный тематический план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения.

2.3. Взаимодействие с педагогами и с семьей ребёнка.

III. Организационный раздел

3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

3.2. Учебно – методическое обеспечение.

3.3. Мониторинг реализации индивидуального образовательного маршрута.  

3.4. Список используемой литературы.

Приложение №1. Расписание логопедических занятий.

  1. Пояснительная записка

По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 млн. человек с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет почти десятую часть жителей планеты, среди них огромное количество - это дети с ОВЗ. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Актуальность проблемы заключается в том, что современное дошкольное учреждение должно обучать не только обычных воспитанников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах. Такую возможность дает инклюзивное образование детей.

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития.

При поступлении в дошкольное учреждение у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом.

Цель:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольника с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы дошкольника.

Задачи:

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольника с ЗПР.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи дошкольника.

5. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Принципы коррекционной работы.

1. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

2. Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 3.  Непрерывность. 

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

4.Вариативность. 

Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 5. Рекомендательный характер оказания помощи. 

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (группы).

Ожидаемые результаты.

В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок с ЗПР должен научиться правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи, уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.

1.2. Особенности сопровождения детей с ЗПР

Логопедическая работа с ребенком, страдающим ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• формирование морфологической и синтаксической системы языка;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность ребенка, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность дошкольника с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь ребенку в зоне их ближайшего развития.

  1. Психолого-педагогическая характеристика _____________________________(ФИО) ребенка поступил в детский сад в 2017 году. До поступления в ДОУ воспитывался дома. Воспитанием ребенка в основном занимается мама. По результатам обследования ПМПК было рекомендовано начать обучение в ДОУ по индивидуальной программе для ребенка с ЗПР.

К новой обстановке привыкает долго, молчалив, замкнут, на вопросы не отвечает. Во время игры лидерских способностей не проявляет, но может вмешаться в игру других и разрушить её.

У ребёнка повышенная утомляемость, низкая работоспособность, с трудом выдерживает занятия продолжительностью 20 минут, требуется частая смена положения тела за урок. Темп работы заметно снижен.

Программный материал усваивает с трудом. Мальчик не может работать самостоятельно, требуется постоянная помощь, но помощь принимает с удовольствием. Часто не может справиться с заданием за отведённое время, но если он знает, как выполнять задание, то обязательно его закончит. При выполнении заданий может действовать только стереотипно. Если инструкция состоит из нескольких этапов – не может выполнить, т.к. запоминает не более двух ступеней.

(ФИО ребенка) больше всего нравится заниматься лепкой и рисованием. Часто использует в работе тёмные, больше чёрные цвета. Наибольшее затруднение вызывают задания, связанные с логическим мышлением.

По поведению мальчик бывает разным. Часто бывает активным, однако бывают дни, когда он пассивен, как бы отключен от окружающего мира.

II Содержательный раздел.

2.1.Содержание коррекционно-развивающей деятельности

При отборе программного материала учитывается структура дефекта

детей с ЗПР. Нормативный срок освоения индивидуально образовательного маршрута – один год.  Средний  возраст:

1 этап: Подготовительный.

Цель работы: Формирование артикуляционной базы речи.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков.

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Задачи:

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

4. Формирование и развитие мелкой моторики.

Постановка звуков в последовательности:

- шипящий: ш;

- сонорный: л;

- шипящий: ж;

- сонорные: р, рь;

- шипящие: ч, щ.

Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1. Автоматизация звука, выделение звука. Развитие внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.

3. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи: 

1. Оценка результативности коррекционной работы.

2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

2.2. Календарный тематический план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения.

Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;

Развитие мелкой моторики рук;

Развивать фонематический слух;

Формировать правильную воздушную струю;

Отработка опорных звуков.

Зеркало, фотографии, картинки.

Постановка звука

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ–по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)

2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух, память, мышление.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

а) автоматизация в прямых слогах

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

Зеркало

б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука.

в) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука

г) автоматизация в словах (в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игры .

д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игры .

е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях)

 Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

Зеркало, таблица слогов,  разрезная азбука, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото».

ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

Зеркало, таблица слогов,  разрезная азбука, серия картинок,  Игра «Умный телефон», «Лото».

4. Автоматизация звука в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Фонематический слух.
  • Пополнять словарный запас.
  • Развивать речь ребенка.
  • Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

Зеркало, таблица слогов,  разрезная азбука, серия картинок, Игра « Умный телефон», «Лото».

а) автоматизация во фразовой речи

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

Зеркало, игра «Лото», «Умный телефон»

б) автоматизация звука в простом предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

Зеркало, серия картинок, игры.

в) автоматизация звука в простом распространенном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас.

Зеркало, серия картинок, игры

г) автоматизация в сложном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами (а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

Зеркало, серия картинок, игры

5. Автоматизиция звука :

- чистоговорках ;

-стихах;

- скороговорках;

- поговорках;

-шутках;

- потешках;

Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

Книга «Русское народное творчество»

Зеркало, серия картинок, игры.

Месяц

Неделя

Название темы

Сентябрь

1, 2, 3

Психолого-педагогическое обследование

4

Детский сад

Октябрь

1

Ранняя осень

2

Овощи, огород

3

Фрукты. Сад

4

Лес. Грибы, ягоды

Ноябрь

1,2

Игрушки

3

Посуда

4

Одежда, обувь

Декабрь

1,2

Новый год

3

Зимующие птицы

4

Зима

Январь

2

Домашние животные

3

Дикие животные

4

Семья

Февраль

1

Продукты питания

2

Домашние птицы

3

Части суток

4

Папин праздник

Март

1

8 Марта

2,3

Весна

4

Перелетные птицы

Апрель

1,2

Весна

3

Наш край

4

Домашние животные

Май

1,2

Наш огород

3

Перелетные птицы

4

Домашние птицы

2.3. Взаимодействие с педагогами и с семьей ребёнка.

       Работа с педагогами.

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-

-развивающей работы

Развитие  внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово,

обозначающее животное» (растения, обувь и

т.д.);

-«Встань, если услышишь слово,

обозначающее растение» (одежда, транспорт

и т. д.);

-«Хлопни в ладоши, если услышишь слово,

обозначающее животное; встань, если

услышишь слово, обозначающее растение».

-«Найди отличия»,

-«Что неправильно?»,

-«Что задумал художник?»,

-«Что

недорисовано?»

-«Нарисуй 10 треугольников, закрась

красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т.

д.

-«Расставь точки на своей карточке так, как

ты видел»,

-«Найди пару», «Найди такой же».

-«Раскрась фрукты» (как только проявляется

небрежность, работа прекращается),

-«Копирование образца»,

-«Найди такой же предмет»,

-«Рисую палочки»,

-«Расставь значки»

Развитие  восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности

временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные

представления

8) развивать наблюдательность

«Назови фигуру»,

-«Геометрическое лото»,

-«Нарисуй фигуру, которую я назову»,

-«Закрась фигуры»,

-«Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

-«Составь целое из частей (с

геометрическими фигурами)

(вариативность)»,

-«Рисование картин, состоящих из

геометрических фигур»,

-«Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

-«Дорисуй фигуры»,

-«Угадай, что хотел нарисовать художник?»

-«Радужный хоровод»,

-«Уточним цвет предметов (вариативность)»,

-«Цветное лото»,

-«Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

-«Посиди тихо и встань, когда

минута закончится (по мнению ребёнка)»,

-«Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на

полоски (заранее разлинованные листы

бумаги, ширина полос

–3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

-Беседа

по картинкам (части суток),

-«Разложи картинки»,

-«Я начну, ты

продолжай, дни недели называй!»,

-«Угадай

время года по описанию (вариативность)»,

-Отгадывание загадок о временах года

-Заучивание стихотворений,

-Беседа о временах года,

-«Назови время года»

-«Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

-«Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой?

И т. д.»

-«Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

-«Расскажи, где, какая

игрушка стоит?»

-«Посмотри и найди

предметы круглой формы»,

-«Кто больше назовёт?»,

-«Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие мышления

1) развивать мыслительные процессы:

обобщение, отвлечение, выделение

существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

-«Четвёртый лишний»,

-«Найди отличия».

-«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

-«Как это можно использовать?»,

-«Говори наоборот»,

-«Бывает –не бывает»,

-Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной

модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и

опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной

деятельности

-«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

-«Я положил в мешок» (первый игрок

называет слово, второй повторяет

предыдущее слово и называет своё и т д.),

-«Смотри и делай».

-«Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

-«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

-«10 слов» (запоминание слов с

использованием смысловой системы:

связывание слов в один сюжет

Развитие воображения

и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие

способности

-«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой –либо предмет),

-«Дорисуй»,

-«Рисование по точкам»,

-«Комбинирование» (рисование или

конструирование предметов из

геометрических фигур),

-«Что будет, если ...»

Развитие тонкой

моторики рук

1) развивать тонкую моторику рук

-Комплекс №1 (гимнастический):

выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

-Комплекс №2 (рисуночный): «Обведи

контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

–Комплекс №3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д

Рекомендуемые игры и упражнения:

Название игры

Задачи, реализуемые учителем-логопедом

Что лишнее?

Учить выделять лишний предмет, мотивируя свой выбор, повторить изученные обобщающие понятия

Что изменилось?

Развивать наблюдательность, внимание, память.

На что похоже?

Учить ребенка узнавать предмет по силуэту, развивать зрительной восприятие, внимание, мышление.

Что изменилось?

Развивать наблюдательность, внимание, память; закрепить обобщающее понятие

Волшебный мешочек (игрушки, овощи, фрукты, животные)

Закрепить представление о предметах, учить узнавать их на ощупь, развивать тактильное восприятие

Разложи по порядку

Учить ребенка выкладывать предметные картинки по принципу «что сначала, что потом», развивать логическое мышление, зрительное внимание

Логические цепочки

Учить ребенка выкладывать предметные картинки по принципу «что сначала, что потом», развивать логическое мышление, зрительное внимание

«Что сначала, что потом?»

Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление, зрительное внимание

Что за звук?

Учить правильно называть звучащий предмет, отрабатывать употребление глаголов «шуршит», «гремит», «звенит» и т.п.; развивать слуховое восприятие и внимание

Сад-огород

Закрепить представления об овощах-фруктах, учить дифференцировать понятия «сад-огород», проводить классификацию изображений по обобщающему понятию

Накрой на стол

Закрепить представления о посуде, её видах и назначении, учить накрывать на стол, отработать употребление простых предлогов; воспитывать бережное отношение к посуде

Волшебный карандаш

Закреплять название основных цветов и оттенков, соотносить предметы по цвету; добиваться правильного согласования прилагательного и существительного в роде и числе

«Запоминай-ка»

Развивать память наблюдательность, внимание.

                                               

III. Организационный раздел

3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

Правильно  организованная предметно-пространственная  развивающая среда в группе  коррекционной  направленности и кабинете логопеда  создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности,  инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему  гармоничному развитию личности.

Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Обстановка, созданная в кабинете, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию.

Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное.

Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

В оформлении логопедического кабинета использованы мягкие пастельные цвета. В помещении уютно, светло и радостно, обстановка максимально приближена к домашней.

3.2. Программно – методическое обеспечения:

1. Зеркало

2. Столы и стульчики для занятий у зеркала и групповых занятий.

3. Игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.)

4. Материал для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры)

5. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок

6. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного

7. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам

8. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад».

9. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

10. Тетради для автоматизации разных звуков

11. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.

12. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

13. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги, квадраты разных цветов)

14. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

15. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений

16. Разрезной и магнитный алфавит

17. Наборы игрушек для инсценировки сказок

18. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.

19. Тематические папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения, животные, насекомые, птицы, морские обитатели, рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, техника, спорт, космос, школьные принадлежности.

20. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.

21. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

3.3. Мониторинг реализации индивидуального образовательного маршрута 

Начальный результат

Промежуточный результат

Конечный результат

Выделение из ряда гласных звуков

Выделение из ряда гласных звуков

Выделять звуки [п], [т], [к ] из ряда звуков, слогов и слов

Выделение начальных ударных гласных в слове

Выделение начальных ударных гласных в слове

Выделять конечные согласные [п], [т], [к]  в словах

Анализ и синтез слияния гласных звуков: ау, уа, ИА

Выделять начальные согласные [п], [т], [к] в словах

Различие на слух слов с начальными ударными звуками

Полный анализ и синтез обратного слога: оп, ок, от.

Выделение из ряда гласных звуков

Последовательное выделение звуков прямого слога: по, ко, то

Подбирать слова на заданный согласный звук

Различие гласных и согласных звуков, их признаки

Последовательное выделение звуков из односложного слова.  

Соотнесение звука с буквой: а, у, и, а, э, о, п, т, к, х

Последовательное выделение ГГ, ГГГ

Определение звука в слове: начало, середина, конец

 

       

 

3.4. Список используемой литературы.

  1. «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,
  2. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»    Шевченко С.Г. (М., 2005).
  3. Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» Методическое пособие М. Мозаика-Синтез, 2008г.
  4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте» М. Мозаика-Синтез, 2009г.
  6. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения,  М., «Альфа», 1993
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
  12. «Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007.

Приложение №1

Расписание логопедических занятий (ФИО ребенка)

 

Индивидуальные занятия:

Понедельник 9.25 – 9.40

Пятница: 9.25 – 9.45

Подгрупповые занятия:

Вторник 9.00 – 9.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с РАС на 2018-2019 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на ребенка средней группы с тежелым расстройством аутистического спектра....

Индивидуальный образовательный маршрут Лелюхиной Лидии Фаритовны, воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного Учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» 2018-2019учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут Лелюхиной Лидии Фаритовны, воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного Учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский...

Индивидуальный образовательный маршрут на 2018-2020 годы

Цель маршрута: повышение педагогической компетенции, определение сферы профессиональных интересов, выявление проблем и затруднений, реализация принципа преемственности дошкольного и начального о...

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ФЭМП...