«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
консультация по логопедии

Карнаухова Александра Васильевна

 

    Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

    А так как ,одним из ведущих приоритетных направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей,а среди наших воспитанников высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Логопедическая работа по обучению грамоте с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

     Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз(Методика Базарного), для чего используются мольберты, массажные коврики. Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль.

Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия.

    Объем двигательной активности дополняем проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж); дыхательной гимнастики.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая не напряженная артикуляция. Так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, проводятся различные дыхательные упражнения, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Большое внимание логопеды детского сада уделяют артикуляционной гимнастике -выработке правильных, полноценных движений, определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

    Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

    Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, мы стараемся дать ему почувствовать этот “контроль” и как он “работает” в игровой форме. Прежде всего, такие занятия показаны замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью.    

     Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

    Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у детей проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игровой процесс предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок.

 

      Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс.

 Чем раньше ваш ребенок научится не только читать и считать,

 но и размышлять, сравнивать, логически мыслить,

будет уметь ориентироваться в окружающем мире,

научится дружить и быть физически активным,

 тем проще ему будет учиться в школе!

Помните, что говорил Ж. Ж. Руссо:

 “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте...

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...

Использование игр и игровых упражнений в подготовке дошкольников к обучению грамоте.

В статье приводятся примеры игр и игровых упражнений в подготовке дошкольников к обучению грамоте. ...

Мастер-класс «Использование перфокарт при подготовке дошкольников к обучению грамоте»

Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного матер...

Использование игровых приёмов в подготовке дошкольников к обучению грамоте

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определе...

Презентация «Использование зрительных символов звуков при подготовке дошкольников к обучению грамоте»

Подготовка дошкольников к обчению грамоте является частью парциальной программы по развитию речи и включает в себя обязательное развитие фонематического анализа и синтеза. Для того, чтобы  формир...