Главные вкладки

    Подготовка дошкольников к обучению грамоте
    консультация по обучению грамоте по теме

    Жмурова Елена Александровна

    В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Имея в виду начальное обучение, мы определяем чтение как процесс

    воссоздания звуковой формы слов по графической (буквенной) модели.

    Верно, конечно, что чтение – выявление информации, содержащейся

    в тексте. Но это уже не является его специфической характеристикой. Ведь

    слушание речи вообще, понимание рассказываемого или читаемого кем-либо вслух тоже есть "выявление, активная переработка и осознание

    смысловой информации", содержащейся в сообщении.

    Следовательно, особенность чтения состоит не в извлечении

    информации – этим оно сходно с другими формами сообщений, а в том, на

    какой основе это извлечение информации происходит. Происходит же оно

    прежде всего на основе воссоздания звуковой формы речи.

    В нашем определении чтения в качестве предметного содержания

    действий читающего выделена материальная, звуковая сторона слова. Не

    буквы или их названия являются предметным содержанием действий

    читающего, а звуковая сторона языка – фонемы и их последовательность.

    Собственно, чтение вслух есть своеобразное говорение по

    графической (буквенной модели).

    Однако, несмотря на то, что говорение и чтение есть формы устной

    речи, они совершенно различны по способу своего формирования.

    Ребенок учится говорить, ориентируясь на образцы речи взрослых. В

    ходе развития речи он проделывает громадную работу по ориентации в

    языке, по координации артикуляторно-произносительных действий со

    слуховыми образцами, получаемыми от взрослых в качестве образцов.

    Принципиальное различие между говорением слов и их чтением

    заключается в том, что меняется характер управления работой

    арикуляторно-произносительного аппарата.

    Процесс обучения чтению должен быть понят как перестройка

    управления устной речью, превращение его из автоматического в

    произвольный, сознательно регулируемый процесс с последующей автоматизацией.

    Процесс овладения чтением как особой речевой деятельностью

    состоит из нескольких этапов:

    I. Звуко - слоговой анализ слова.

    II. Ознакомление с буквами как звуковыми эквивалентами.

    III. Овладение техникой слогового слияния букв.

    IV. Овладение техникой чтения целого слова

    Чтение сочетаний слов

    Овладение техникой интонирования.

    Чтение предложения с учетом интонации.

    Чтение связного текста.

    В современных образовательных системах можно встретить

    противоречивые суждения о том, в каком возрасте начинать обучать детей

    чтению. Вот что пишет, например, Л. Павлова в статье "Раннее обучение

    чтению: можно или нельзя?" (Педагогический вестник. 1996. № 1-2.)

    С какого возраста лучше обучать чтению детей?

    "Как же начинается первое знакомство с буквами? Ребенок

    рассматривает замысловатые "узоры" – буквы, они вызывают его

    любопытство, хотя запомнить он их не стремится. Запоминание

    начинается после того, как взрослый регулярно называет их ребенку.

    Малышу помогают и сравнения начертаний буквы с реальными

    предметами "О" – кружок, бараночки, "У" – трубочки, дудочки.

    Наблюдается и обратное явление, когда дети начинают отождествлять с буквами предметы похожие на их очертания.

    С 5 лет можно начинать знакомить детей с понятие слог, слово и предложение. Так как ребенок еще не понимает абстрактности этих понятий их можно превратить в символы. Символами могут служить полоски из картона разной длины и цвета. Для данной работы вам понадобится набор таких символов, а также предметные и сюжетные картинки.

    Начинать целесообразно с понятия «слово» и «слог»

    Например, ребенку дается картинка, на которой нарисован стул.

    - Что нарисовано на этой картинке? (стул)

    - Правильно, это слово стул. (Кладем полоску из картона под картинку)

    - Давай прочитаем это слово. (Ребенок пальцем ведет по полоске и проговаривает это слово)

    - Давай передадим это слово по телеграфу. (Взрослый вместе с ребенком отхлопывает это слово)

    - Сколько раз мы хлопнули? (Один)

    - Значит в этом слове один слог (Кладет полоску поменьше)

    - Давай прочитаем этот слог. (Стул)

    Далее ребенку предлагается слово с двумя и более слогами. Каждый слог выкладывается под слово и проговаривается.

    После того как данные понятия будут усвоены дается понятие «предложение».

    Ребенку предлагается сюжетная картинка, например, «Мальчик поливает цветы»

    - Что ты видишь на этой картинке? (Мальчик поливает цветы)

    - Получилось предложение. Предложение может иметь несколько слов, связанных между собой по смыслу. (Кладет длинную полоску под картинку)

    - Давай прочитаем это предложение (Ребенок пальцем ведет по полоске и проговаривает каждое слово)

    - Давай посчитаем, сколько слов получилось в нашем предложении. (Взрослый вместе с ребенком отхлопывает слова)

    - Получилось три слова.

    - Назови мне первое слово в предложении. (Кладет полоску поменьше)

    - Назови второе слово в предложении. (Кладет вторую  полоску)

    - Назови третье слово в предложении (Кладет третью полоску)

    - А теперь давай каждое слово передадим по телеграфу.

    - Сколько слогов в первом слове? (выкладывает полоски по количеству слогов в слове)

    - Сколько слогов во втором слове?

    - Сколько слогов в третьем слове?

    В результате такой работы ребенок учится определять количество слогов в слове и слов в предложении.

    В дальнейшем полоски можно «оживить» графическими символами – буквами.

    Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются  с занятиями по изучению родного  языка. Конкретные восприятия и представления  детей являются основой для формирования у них правильных понятий и  умений выражать свои впечатления и  мысли в речи.

    Исследования  позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

    Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

    Подготовка дошкольников к обучению грамоте

    Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...

    Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"

    Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....

    Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

    Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

    Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

                 Дети хотят поскорее научиться  рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнут...

    Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте

    Развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов дошкольников....

    Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".

    Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....