Памятки для родителей по закреплению материала по лексико-грамматике
консультация по логопедии

Кузнецова Ольга Петровна

Материал усвоенный детьми с ОВЗ на занятиях по лексико-грамматике с учителем-логопедом, необходими закреплять дома. Для этого мною представлены памятки для родителей по закреплению этого материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Памятки для родителей159 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Я человек. (Продукты питания. Посуда.)

Родителям рекомендуется вместе с ребенком сходить в продуктовый магазин, рассмотреть продукты, которые там продают. Пояснить ребенку, какие продукты мясные, молочные, рыбные.

Дети должны ответить на вопросы:

Продукты питания.

  • Для чего нужна человеку пища? Сможет ли человек жить без пищи?
  • Какие продукты питания тебе известны? Где их можно взять?
  • Какую растительную пищу знаешь? (овощи, фрукты, ягоды, грибы, злаки и т.д.)
  • Какие молочные продукты знаешь? Почему их назвали молочными продуктами? Назвать кисломолочные продукты.
  • Какие продукты называют мясными? Что можно  приготовить из мяса? Какие мясные продукты можно посолить и есть сырыми? (сало, бекон)
  • Какие продукты называют рыбными? Что относится к рыбным продуктам? Какую рыбу едят люди? В каком виде можно есть рыбу?
  • Какие продукты питания можно заморозить? Какие продукты, должны обязательно хранится в холодильнике? Что может случится, если съесть несвежие продукты?

Посуда.

Рассмотреть вместе с ребенком посуду- кухонную, чайную, столовую.

  • Для чего нужна посуда? Всегда ли люди пользовались посудой?
  • Почему посуда так называется- чайная, столовая, кухонная?
  • Из каких материалов делают посуду? Какая посуда самая крепкая? Какая посуда самая хрупкая?
  • Что можно приготовить в кастрюле, сковороде?
  • Какая посуда представляет опасность?

Тема: Осень. (Овощи, фрукты.)

Осень.

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
  • обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);
  • объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;
  • во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;
  • выучить стихотворение.

Дождик, дождик- кап- кап- кап, мокрые дорожки.

нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Овощи. Фрукты.

  • рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты;
  • обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;
  • рассказать, где растут овощи, фрукты (в саду, в огороде, на земле, в земле, на кустах, на деревьях);
  • по возможности сходить вместе с ребенком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты там продают;
  • рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов;
  • поговорить с ребенком о труде людей на полях и в огородах осенью.
  • рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Тема: Растительный мир.(Грибы. Ягоды.)

Грибы.

Родителям рекомендуется:

  • пойти с ребенком в лес за грибами и показать ему съедобные грибы: белые, маслята, опята, подберезовики, подосиновики и несъедобные: поганки, мухоморы;
  • рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить внимание на строение и окраску шляпки;
  • рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест
  • вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить
  • составить рассказ о грибе:

-Как называется этот гриб?

-Он Съедобный или несъедобный?

-Как выглядит ножка гриба?

-Какая у него шляпка?

-Что можно из него приготовить?

Ягоды.

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком натуральные ягоды. Обратите внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус.
  • побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать из ягод
  • составить рассказ о ягоде:

-Как называется?

-Где она растет?

- Какая она на вид, вкус, по запаху?

-Что из нее готовят?

  • Попробуйте вместе с ребенком разделить названия грибов и ягод на слоги:

Бо--ро-вик, по-до-си-но-вик, по-до-си-новик, под-бе-ре-зо-вик, мо-хо-вик, масс-ле-нок, вол-нуш-ка; мали-на, чер-ни-ка, го-лу-би-ка, брус-ни-ка, клю-ква, зем-ля-ни-ка.

Тема: Животный мир. (Дикие и домашние животные)

Дикие животные.

Родителям рекомендуется:

  • Предложите ребенку вспомнить названия диких животных наших лесов (медведь, волк, лось, кабан, барсук, лиса, заяц, белка, еж и т.д.) Это можно сделать, используя игру с мячом. Вы бросаете друг другу мяч и называете животных. Побеждает тот, кто назовет животное последним.
  • Объяснить ребенку, что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище. А как называются жилища диких животных? Проведите игру «Чей дом?» Она не только позволит проверить уровень знаний ребенка по теме, но и поупражняет его в образовании притяжательных прилагательных.

- Как называется жилище медведя? (берлога)

-Берлога – чье жилище? (медвежье)    и т.д.

    Домашние животные.

Родителям рекомендуется:

  • Предложите ребенку вспомнить названия домашних животных (корова, лошадь, собака, коза, овца, кролик и т.д.). Знает ли он, почему они называются домашними? (Приносят человеку пользу, а человек за ними ухаживает)
  • Выяснить, помнит ли ребенок названия детенышей домашних животных? Поиграйте с ним в игру «У кого кто?»

- У козы- козленок.

-У кошки- котенок.

-У свиньи- поросенок.

-У собаки- щенок.

-У коровы- теленок. и т.д.

  • Следующее задание позволит потренировать ребенка в образовании притяжательных прилагательных. Предложите ему ответить на ваши вопросы:

-Чей это хвост? (бараний, овечий, козий…)

- Чья это голова? (баранья, овечья, козья…)

- Чье это ухо? (баранье, овечье, козье….)

Тема: Я человек. (Тело человека)

Родителям рекомендуется:

  • Назвать и показать части тела:

ступня, колено, бедро, голень, пятка, локоть, кисть, бровь, лоб, висок, скула, затылок.

  • Попросить детей ответить на вопросы:

- О каких частях тела можно сказать мой, твой, наш? (нос, глаз, рот)

- О чем можно сказать моя, твоя, наша? (голова, нога, рука)

-О чем можно сказать мое, твое, наше? (сердце, ухо, плечо)

  • Ответить на вопрос.

-Сколько у тебя рук, ног, глаз, ушей, щек, губ, пальцев? (две ноги, руки, щеки; два уха; пять, десять  пальцев)

  • Ответить на вопросы:

- Кого из своих близких ты можешь назвать добрым?

- Кто относится к тебе добрее других?

-Кто из твоих знакомых или друзей самый добрый?

- Когда у тебя бывает самое радостное настроение?

-Кого ты считаешь самым умным?

  • Объяснить ребенку значение слов:

- доброжелательный

- добродушный

- жизнерадостный

- жизнелюбивый

  • Ответить на вопросы:

- Какие у тебя глаза?

- Какие у тебя волосы?

- Какой у тебя нос?

  • Что можно делать:

глазами-……

руками-…….

ногами-…….

зубами-…….

  • Что общего и чем отличается?

Девочка и кукла.

Тема: Электроприборы. Инструменты.

Электроприборы.

Родителям рекомендуется:

  • Объяснить,  для чего нужны электроприборы? Почему их так назвали.
  • Вместе с ребенком перечислить электроприборы, которые есть у вас дома.
  • Рассказать как нужно обращаться с электроприборами.
  • Ответить на вопрос.

Что делают наши помощники?

Мясорубка-

Холодильник-

Пылесос-

Утюг-

Кофемолка-

Стиральная машина-

Швейная машина-

Часы-

Инструменты:

Родителям рекомендуется:

  • Побеседуйте с ребенком о том, зачем людям нужны инструменты.
  • Помогите ребенку вспомнить названия орудий труда (инструментов) и рассказать о том, кому и для чего они нужны.
  • Потренируйте ребенка в составлении сложноподчиненных предложений. Например:

Ножницы нужны парикмахеру, чтобы делать стрижку.

Шприц нужен медицинской сестре, чтобы делать уколы.

Кисть нужна маляру, чтобы красить стены. и т.д.

  • Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?» Вы называете профессию, а ребенок перечисляет все инструменты, которые нужны представителю этой профессии. Например:

Плотник.

- Плотнику нужны молоток, рубанок, стамеска, пила.

Маляр.

- Маляру нужны кисть, валик, ведро.

Тема: Животные жарких стран.

Родителям рекомендуется:

  • Прочитать ребенку стихотворение В. Маяковского «Что ни страница- то слон, то львица». Выясните, названия каких животных жарких стран запомнил ребенок. Пусть перечислит их и разделит на слоги.
  • Поиграйте с ребенком в игру «У кого – кто?» Вы бросаете ребенку мяч и произносите первую часть фразы; ребенок ловит мяч, заканчивает фразу и возвращает мяч вам. Например:

У тигра- тигренок (тигрята)

У льва- львенок (львята)

У слона-

У кенгуру-

  • Поиграйте в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Например:

Хвост льва (чей?)- львиный

Усы тигра (чьи?)- тигриные.

Хобот слона (чей?)- слоновий.

Глаза обезьяны (чьи?) обезьяньи.

  • Помогите ребенку составить рассказ- описание об одном из животных по образцу:

Это тигр. Он живет в жарких странах. Я его видел в зоопарке. Он большой, рыжий, полосатый. У него крупная голова, мощные лапы и длинный хвост. У тигра зоркие глаза, чуткие уши и острые зубы. Он охотится на других животных. Его дети называются тигрятами.

  • Выучить с ребенком стихотворение Б. Заходера «Кенгуру». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

КЕНГУРУ.

Носит мама- кенгуру

В теплой сумке детвору.

А ребятки- кенгурятки

Целый день играют в прятки.

Тема: Насекомые.

Родителям рекомендуется:

  • Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания. Побеседуйте о том, что насекомые могут быть полезными ( пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка- белянка). Выясните, знает ли ребенок, почему осенью насекомые исчезают.
  • Рассмотрите части тела насекомого по картинкам и помогите их запомнить.
  • Попробуйте вместе с ребенком составить рассказы о насекомых по плану:

- Кто это?

- Какого он (она) размера?

- Какие части тела у него (у нее) есть?

- Как он (она) передвигается?

- Чем питается?

- Приносит пользу или вред?

  • Предложите ребенку разделить названия известных ему насекомых на слоги: ба- боч- кА, стре- ко- за, му- ра- вей, ко- маар, му- ха, гу- се- ни- ца.
  • Пусть ребенок попробует произвести звуковой анализ слова жук с помощью вопросов:

- С какого звука начинается слово ЖУК?

- Какой звук следует за первым?

- Каким звуком слово ЖУК заканчивается?

- Сколько всего звуков в этом слове7

- Сколько согласных звуков в слове?

- Сколько главных звуков в слове?

- Сколько слогов? Почему?

  • Выучите с ребенком четверостишие о  стрекозе, следите за правильностью произношения звуков.

Вот большое коромысло

Над речушкою зависло.

Стрекозу так называют.

Это каждый школьник знает.

Тема: Перелетные птицы.

Родителям рекомендуется :

  • Напомнить ребенку, что одной из примет осени является отлет перелетных птиц в теплые края. Знает ли он , почему птицы улетают? ( становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, становится трудно добывать корм.)
  • Предложите ребенку вспомнить названия перелетных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди.
  • Помогите ребенку разделить названия этих птиц на слоги.
  • Расскажите ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы;
  • Поиграйте с ребенком в игру «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете взрослую птицу; ребенок бросает мяч вам и говорит, как называются ее птенцы.

Например:

У скворца- скворчата.

У журавля- журавлята.

У аиста- аистята.

У грача- грачата. и т.д.

  • рассмотрите изображение перелетных птиц на иллюстрациях, обсудите их отличительные признаки: внешний вид, повадки, особенности питания.
  • Предложить ребенку отгадать загадки, а если появится желание- выучить их и потом загадать друзьям.

Вдоль по берегу гуляет,

На лягушек нападает.

На носу повисла капля,

 а зовется птица……(цапля»)

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех.

Выгибает гордо шею.

Назови ее скорее!      (лебедь)

Тема: Семья.

Родителям рекомендуется:

  • Поговорить с ребенком о семье ( получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?)
  • Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
  • Составьте с ребенком рассказ о своей семье по плану:

- сколько в семье человек;

- как зовут твоих родителей;

- как зовут брата (сестру);

- сколько лет брату (сестре);

- какая у тебя семья;

  • Поиграть с ребенком в игру «Подбери признак»

Мама (какая?)-……………………………………………..…………

Бабушка (какая?)-………………………………………...…………..

Дедушка (какой?)-……………………………………………………

Папа (какой?)-………………………………………………………...

  • Попросите ребенка ответить на вопросы:

У кого глаза добрые?

У кого сильные руки?

У кого ласковые руки?  и т.д.

  • Провести с ребенком дидактическую игру « Покажи, где…..»

( используя картинку, на которой нарисованы мама с дочкой)

мамина дочка

дочкина мама

мама дочки

дочка мамы

  • Попросите нарисовать ребенка свою семью.

Тема: Профессии.

Родителям рекомендуется:

  • Побеседуйте с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
  • Спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;
  • Помогите ребенку составить рассказ о профессии папы или мамы: рассказать, кем и где папа или мама работает, в чем заключается эта работа.
  • Предложите ребенку вспомнить названия профессий работников детского сада, ателье, магазина, почты, профессии строителей и транспортников. Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях.
  • Проведите игру «Кто что делает?». Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам. Например:

Врач- лечит детей.

Логопед- учит детей правильно говорить

Воспитатель- воспитывает детей. и т.д.

  • Проведите дидактическую  игру « Назови профессию» ( образование существительных с помощью суффикса – щик)

Кто носит багаж?- Носильщик.

Кто сваривает трубы?- Сварщик.

Кто вставляет стекла?- стекольщик.

Кто работает на кране?- Крановщик.

Кто кладет камни?- Каменщик. и т.д.

  • Попросите ребенка назвать женские профессии.

ткач- ткачиха

воспитатель- воспитательница

повар- повариха

учитель- учительница и т.д.

художник- художница

  • Выучите с ребенком стихотворение:

Красят домик маляры

для любимой детворы.

Если только я смогу,

то им тоже помогу.

Тема: Зима.

Родителям рекомендуется:

  • Побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;
  • Во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;
  • Вспомнить названия времен года и зимних месяцев;
  • Объяснить, какое время года самое холодное и почему;
  • напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;
  • Назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;
  • вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребенок знает;
  • Назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.
  • Вспомнить совместно с ребенком стихи и загадки о зиме.
  • Вспомнить совместно с ребенком названия зимних месяцев.
  • Объяснить ребенку пословицы:

«Декабрь год кончает, а зиму начинает»

 «В феврале зима с весной встречаются»

  • Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному:

Снег (какой?)- белый, пушистый, легкий, чистый, холодный.

Лед (какой?)-……………………………………………………..

Снежинка (какая?)-………………………………………………

Сугроб (какой?)-…………………………………………………

  • Предложите ребенку задание для проверки фонематического слуха. Сможет ли он назвать слова, начинающиеся со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снегопад,………………………..)
  • Выучите с ребенком четверостишие. Оно поможет запомнить зимние месяцы.

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередою

С морозом, со снежком,

С рождественской звездою.

Тема: Животные севера.

Родителям рекомендуется:

  • Показать ребенку картинки с изображением животных, живущих  на севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы;
  • Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
  • Спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;
  • Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:

Название.

Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.)

Повадки.

Чем питается?

Как добывает корм?

Враги.

Как защищается?

Детеныши.

  • Проведите дидактическую игру «Узнай животного по описанию»

(взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет)

  • Дидактическая игра «Медведи» (по ролям)

Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый медведь спрашивает бурого:

- Где ты живешь?- В лесу.

- А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета?- Коричневого.

-А у меня шерсть белая. Что ты ешь?- Листья, ягоды, рыбу.

-Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой?- Сплю в берлоге.

- А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

  • Выучите с ребенком загадку:

Стройный, с тонкими ногами

И ветвистыми рогами.

Он на севере живет,

Вместо сена мох жует. (олень)-

Тема: Наш край.

Родителям рекомендуется:

  • Побеседовать с ребенком о родном крае, узнать знает ли он, как называется наш край, город в котором он живет.
  • Выучите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает.
  • Помогите ребенку запомнить название главных улиц, площадей, реки.
  • Посетите с ребенком исторический центр города, познакомьте его с некоторыми достопримечательностями, музеями, театром.
  • Помогите ребенку вспомнить ваш полный адрес, адрес детского сада.
  • Подберите и выучите с ребенком стихотворение о родном городе. Следите за произношением и четкостью дикции.
  • Вместе с ребенком нарисуйте одно из замечательных мест города, которое вы посетили.
  • Составьте рассказ на тему «Моя улица» по плану:
  1. Как называется улица (была ли она переименована)?
  2. Какая она, эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая….)?
  3. Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения )?
  4. Где проходит эта улица?
  5. Твое отношение к этой улице.
  • Составьте небольшой рассказ по следующему плану:
  1. Назови адрес, по которому ты живешь.
  2. Почему нужно знать свой адрес?
  3. Кому можно говорить свой адрес, а кому нет?

   

Тема : Зимние развлечения. Новый год.

Родителям рекомендуется:

  • Побеседуйте с ребенком о приближающемся празднике, погуляйте по городу и полюбуйтесь его праздничным убранством. Обратите внимание ребенка на иллюминацию, гирлянды, наряженные  елки.
  • Привлекайте его к украшению елки дома, к подготовке подарков и сюрпризов всем домашним.
  • Предложите ребенку ответить на вопрос «Почему ты любишь новогодний праздник?» Отвечая, пусть он использует сложноподчиненное предложение, начав ответ со слов: Мне нравится новогодний праздник, потому что…………………
  • Рассмотрите с ребенком елочные игрушки, которые есть у вас дома. Побеседуйте о том, из чего они сделаны.
  • Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое?» Пусть ребенок нарисует одну елочную игрушку и составит о ней описательный рассказ по образцу:

Это елочная игрушка- шарик. он большой, легкий, серебристый, блестящий. Шарик висит на ветке, кружится и сверкает.

  • Предложите ребенку отгадать и выучить загадки:

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес.

Кто он?           (дедушка Мороз)

Красавица какая

Стоит, светло сверкая!

Так пышно убрана.

Скажите, кто она?                  (новогодняя елка)

  • Помогите ребенку сделать звуковой анализ слов бусы, шарик. Пусть определит количество звуков в этих словах, скажет, сколько в них гласных и согласных звуков, даст характеристику каждому звуку.
  • Подберите и выучите с ребенком стихотворение про Новый год. Поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

Тема: Животный мир морей и океанов.

Родителям рекомендуется:

  • Вспомните с ребенком все, что он знает о жизни животных рек, озер, прудов. Каких пресноводных рыб он помнит? Что знает о строении тела рыбы?
  • Если есть возможность, посетите с ребенком дельфинарий. Рассмотрите изображения морских животных на картинках в книгах.
  • Расскажите ребенку о рыбах
  • Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
  • Ответить на вопросы: что у рыбы вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
  • Прочитайте и обсудите с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина;
  • Расскажите об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
  • Пусть ваш ребенок ответит на вопросы:

Как называется суп из рыбы? (уха)

Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)

Кто такие мальки? (Рыбкины дети)

  • Предложите ребенку разделить на слоги слова кит, краб, дель- фин, а- ку- ла, ось- ми- ног, сделайте звуковой анализ слова скат.
  •   Об одном из морских животных ребенок должен составить описательный рассказ по образцу.
  • Выучите с ребенком стихотворение:

В банке чистая вода, пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть, плавать,

Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.

  • Дидактическая игра «Назови , чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных)

у щуки голова- щучья

хвост-……………….

плавник-……………

туловище-…………..

Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

Родителям рекомендуется:

  • Объяснить ребенку, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;
  • Объяснить ребенку  понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • Спросите у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом- панаму, босоножки, шорты?»;
  • Совместно с ребенком внимательно рассмотрите одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и его материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;
  • Закрепите названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.)
  • Помогите ребенку вспомнить, какие у него есть одежда, обувь, головные уборы, и ответить на вопрос:

- Почему в разные сезоны люди носят разные обувь, одежду, головные уборы? ( Одежда, обувь, головные уборы должны соответствовать сезону и погоде.)

  • Проверьте, использует ли ваш ребенок в речи сложноподчененные предложения. Пусть даст полные ответы на вопросы:

- Почему осенью тебе нужны резиновые сапожки?

- Почему летом ты не носишь шубу?

- Почему ты не пойдешь зимой гулять в босоножках?

  • Поиграйте с ребенком в игру «Скажи наоборот»

Надевать- снимать

Обувать- разувать

Покупать- продавать

Завязать- развязать

Застегнуть- расстегнуть

Гладить- мять

Повесить- снять   и т.д.

  • Составьте вместе с ребенком описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе ( по выбору)

 

Тема: Мое  здоровье. ( Время, дни недели.)

Родителям рекомендуется:

  • Рассказать ребенку о режиме дня. Почему его нужно соблюдать? Как соблюдение режима дня влияет на здоровье людей?
  • Расскажите о закаливании организма. Какие виды закаливания бывают? Выберите один из видов закаливания и начните закаливать организм ребенка.
  • Прочитайте детям пожелания:

Вовремя завтракайте, обедайте и ужинайте.

Не смотрите телевизор допоздна!

Ложитесь спать вовремя!

Рано просыпайтесь! Водой холодной обливайтесь!

  • Прочитайте ребенку стихотворение и вместе поразмышляйте.

«Завтра» будет праздник,

«Завтра» что-то купят.

Почему сегодня

«Завтра» не наступит?

Где они хранятся, дни и вечера?

Почему к нам больше

Не придет «вчера»?

  • Ответьте на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Час (какой?) утренний, поздний,…………………………………

Стрелка (какая?)……………………………………………………

Время (какое?)……………………………………………………..

Часы(какие?)……………………………………………………….

  • Вспомните вместе с ребенком дни недели по порядку.
  • Составьте предложения из перепутанных слов.

В, семь, дней, неделе.

После, наступает, среды, четверг.

Перед, бывает, зимой, осень.

На, сверкает, ночном, небе, ярко, звезды.

Время, по, узнают, часам.

В, есть, каждом, будильнике, звонок.

  • Попросите ребенка ответить на вопросы:

Что темнее- вечер или ночь?

Что длиннее- минута, час или секунда?

Тема: День защитника Отечества.

Родителям рекомендуется:

  • Рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;
  • Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии;
  • Воспитывать уважение и любовь к Российской армии;
  • Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой.( по картинкам и иллюстрациям)  
  • Познакомить с военными профессиями: летчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.
  • Сходите с ребенком на военный парад. Особенно интересен будет такой поход мальчику. Обратите его внимание на военных людей, идущих по улице, на их красивую форму, особую выправку. Все это способствует пробуждению патриотических чувств. Объясните, какая важная профессия у военных, как это почетно- защищать Родину.
  • Ответить на вопрос. Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки? Сделать своими руками подарок для папы (дедушке, дяди, брату)
  • Прочитайте ребенку и предложите выучить стихотворение В Степанова «Наша армия». Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки, говорил четко, ясно, выразительно.

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет на шу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Шелестят березы,

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

Родителям рекомендуется:

  • Понаблюдать с ребенком на улице з движением различного транспорта;
  • закрепить название видов транспорта;
  • спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;
  • спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;
  • вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;
  • провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда- нет;
  • рассказать ребенку о профессии регулировщика.
  • совместно с ребенком рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.
  • вспомнить загадку о транспорте.
  • составить описательную загадку о каком- либо виде транспорта ( по  выбору).
  • поиграйте с ребенком в игру «Подбери признак»

машина (какая ?)……………………………………………………..

самолет (какой?)……………………………………………………..

  • поиграйте с ребенком в игру «Подбери предмет к признаку»

старый……………….., новый…………………………………..,

маленькая……………………, мощный…………………………,

длинный……………………..., грузовой………………………...

  • выучите с ребенком стихотворение.

Шла по  улице машина, шла машина без бензина,

Шла машина без шофера, без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная, шла машина заводная.

  • попросите ребенка отгадать загадку:

Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.

Желтый- предупреждении, а зеленый говорит:

«Проходите путь открыт».

Тема: Самое главное слово- мама. (Мамин праздник)

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о празднике 8- е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;
  • расскажите историю зарождения традиции праздновать 8-е Марта.
  • научить ребенка словам поздравления, который он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам;
  • побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера);
  • прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?» (ребенок должен запомнить названия женских профессий).
  • расскажите ребенку о том, где работает его мама, чем она занимается
  • Д.И. «Подбери признак»

мама (какая?)- добрая, ласковая, заботливая………………….

сестра (какая?)-………………………………………………….

бабушка (какая?)-………………………………………………..

  • Составить с ребенком рассказ «Мамина работа»
  • Пусть ребенок нарисует  свою маму.
  • «Назови ласково»

мама- мамочка, мамуля, мамулечка,…………………………….

бабушка-…………………………………………………………..

сестра-…………………………………………………………….

тетя-……………………………………………………………….

  • Выучите с ребенком стихотворение.

Мама, бабушка, сестра- все нарядные с утра.

Принимают поздравленья, хоть у них не день рожденья.

Каждой праздничный подарок и букет- он очень ярок.

А еще сюрприз их ждет- испекли мы с папой торт.

Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.

Мы забыли слово лень, вот что значит Женский день!

А сестра спросила нас: Это будет каждый раз?»

Тема: Моя страна- Россия. Москва.

Родителям рекомендуется:

  • Побеседуйте с ребенком о нашей Родине, а затем задайте вопросы:

- Как называется наша Родина?

- Какие народы живут в России?

- Как называется главный город нашей страны?

- На какой реке стоит столица?

- Какие еще города есть в России?

- какие реки есть в России?

  • Помогите ребенку объяснить пословицу:

Человек без Родины, что соловей без песни.

  • Выучите с ребенком стихотворение З. Александровой «Родина». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

Родина.

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

золотая целина….

Родина бывает разная,

 Но у всех она одна!

  • Прочитайте ребенку текст о Москве.

Москва- столица, самый главный город России. Там работают российское правительство, президент. Сердце Москвы- кремль, Красная площадь. В кремле на Спасской башне находятся самые главные часы России- Кремлевские куранты. В Москве много предприятий, банков, театров, музеев, стадионов, парков.

Задайте ребенку несколько вопросов к тексту:

- Как называется столица России?

- Кто работает в Москве?

- Что находится в сердце Москвы?

- Как называются главные часы России?

-Что есть в Москве?

Тема: Ранняя весна.

Родителям рекомендуется:

  • На прогулке понаблюдайте с ребенком приметы наступающей весны. Обратите его внимание на сосульки на крышах, капель, проталинки, распускающуюся вербу, веселый щебет птиц.
  • Обратите внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах.
  • Попросите назвать предшествующее весне время года, назвать следующее за весной время года.
  • Уточните знание ребенком весенних месяцев.
  • Помогите ребенку запомнить, что есть два периода весны: ранняя весна и поздняя весна. Расскажите, что сейчас началась ранняя весна. Помогите ребенку запомнить  приметы ранней весны:

- снег еще лежит на земле, но уже появились проталины;

- лед на водоемах потемнел и начал трескаться;

- солнце светит ярко и начинает пригревать;

- начинается капель, на крышах появляются сосульки;

- на проталинах распускаются первые цветы- подснежники: мать- и –мачеха, пролеска, гусиный лук, хохлатка, фиалка;

-прилетели и начали строить гнезда грачи, весело чирикают воробьи и щебечут синицы.

  • Пусть ребенок составит рассказ о ранней весне, расскажет о том, что происходит в природе ранней весной, по плану:

- Какое время года наступило?

- Каким стало небо?

- Что ты можешь рассказать о солнце?

- Что появилось на крышах?

- Каким стал снег, и что появилось на снегу?

- Что распускается на проталинках?

- Как ведут себя птицы и другие животные?

  • Упражнение «Подбирай- называй»

Весна (какая?)- ранняя, теплая, долгожданная и т.д.

Солнце (какое?)- ………………………………………………….

День (какой?)- …………………………………………………….

Снег весной (какой?)……………………………………………..

Сосулька (какая?)…………………………………………………

Тема: Перелетные птицы.

Родителям рекомендуется:

  • Вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки);
  • Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;
  • Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы;
  • Учить бережному отношению к живой природе;
  • Вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;
  • По возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц  весной во время прогулки в парке.
  • Поиграйте с ребенком в игру «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете взрослую птицу; ребенок бросает мяч вам и говорит, как называются ее птенцы.

Например:

У скворца- скворчата

У журавля- журавлята

У аиста- аистята    и т.д.

  •  Поиграйте в игру «Закончи предложение»

На дереве гнездо, а на деревьях-………………………….

На ветке сук, а на ветках ………………………………….

В гнезде птенец, а в гнездах-……………………………..

  • Предложите ребенку отгадать загадку, а если появится желание- выучить их и потом загадать друзьям.

Вдоль по берегу гуляет,

На лягушек нападает.

На носу повисла капля,

А зовется птица……………… (цапля)

  • Кто как говорит?

Ласточка щебечет.

Соловей  поет.

Журавль курлычет.

Кукушка кукует.

Жаворонок звенит.

Тема: Космос.

Родителям рекомендуется:

  • Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник, помогите ребенку ответить на вопросы:

- Что такое космос? (безвоздушное пространство вокруг Земли и других планет.)

- Как можно попасть туда? ( на космическом корабле)

- Что люди запускают в космос? ( ракеты, космические корабли)

-Кто был первым космонавтом?  (Юрий Алексеевич Гагарин)

  • Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;
  • Рассказать ребенку о первом космонавте- Ю. Гагарине.
  • Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
  • Подберите однокоренные слова к слову «космос».
  • Составьте вместе с ребенком предложения из слов.

Ракета, космос, летать, в.

Космонавт, в, летать, космос.

  • Выучите с ребенком стихотворение:

Мы летим к другим планетам!

Объявляем всем об этом!

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет.

Жмется заинька к ракете:

- Полечу я с вами, дети,

На любую из планет ,

Где волков зубастых нет.

Кошки- крошки засмеялись:

- Мы летали, не боялись,

Высота- красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь.

И с большой медведицей

В синем небе встретиться.

Тема: Откуда хлеб пришел?

Родителям рекомендуется:

  • Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;
  • Объясните детям выражение «Хлеб всему голова»;
  • Вместе с ребенком сходить в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;
  • купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;
  • Рассмотреть пшеничное зерно, муку;
  • поговорить с ребенком о труде колхозника, которые выращивают хлеб.
  • Объясните ребенку значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.
  • Предложите ребенку отгадать загадки:

Без рук, без ног, а в гору лезет.  (тесто)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (хлеб)

  • Выучите с ребенком стихотворение:

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

    ( объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют».)

  • Д/игра «Откуда хлеб пришел?»

    (взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает)

-Откуда хлеб пришел? (из магазина)

- А в магазин как попал? (из пекарни)

- Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

- Из чего? (из муки)

-  Из чего мука? ( из зерна)

- Откуда зерно? ( из колоса пшеницы)

- Откуда пшеница? (выросла в поле)

- Кто ее посеял?  ( колхозники)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по закреплению материала по лексическим темам ("Осень.Деревья", "Овощи", "Фрукты") с детьми 4 лет с ОНР

Эта картотека будет полезна воспитателям и родителям детей с ОНР третьего уровня речевого развития.В неё включены рекомендации и задания по  расширению словарного запаса детей 4 лет, по коррекции...

Рекомендации для родителей по закреплению материала дома

Закрепляем материал по проекту: "Знакомство с целостностью картины окружающего мира и развитие связной речи у детей с ТНР" (для родителей)...

Рекомендации родителям для закрепления материала Тема: « Звук и буква Ч»

Успешность коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает  участие в нем родителей   и    главной задачей  учителя-л...

Рекомендации родителям для закрепления материала Тема: « Звук и буква Ч»

Успешность коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает  участие в нем родителей   и    главной задачей  учителя-л...

Консультация логопеда для родителей для закрепления материала по теме: "Хвойные деревья"

Материал в помощь родителям для занятий с детьми по теме "Хвойные деревья"...