Консультации для педагогов
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Рыбак Мария Александровна

Применение в логопедической работе с дошкольниками имеющими речевые нарушения приёмов мнемоники и эйдетики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема семинара-практикума: «Принцип гуманизации в образовательной практике как основа становления самостоятельной инициативной личности дошкольника»

Выступление учителя-логопеда МКДОУ детского сада №54 УКМО Рыбак Марии Александровны

Тема выступления: «Мнемоника и эйдетика в работе с дошкольниками по развитию речи».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я расскажу вам, как используются приёмы мнемоники и эйдетики в работе с дошкольниками для развития речи.

Слайд № 2

Начну с раскрытия понятия «инициатива». Не секрет что, инициативность ребёнка проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Инициатива – это первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности. Выделяют следующие виды инициатив:

1.Творческая.

2. Целеполагания и волевого усилия.

 3. Коммуникативная.

4. Познавательная.

Слайд № 3

Далее расскажу о трудностях, с которыми сталкиваются дети с низким уровнем речевого развития. Большое количество детей имеют низкий уровень инициативности, а следовательно, и коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинкам и по серии сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, в речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольников плохо сформирован грамматический строй речи. У таких детей помимо «речевых проблем» обнаруживаются проблемы развития познавательной деятельности, недостатки развития памяти, внимания, мышления, восприятия, моторных функций. Всё выше перечисленное является существенным препятствием в раскрытии личности ребёнка. Как правило, эти ребята значительно реже проявляют инициативу речевого взаимодействия, речевую активность и попытки к самостоятельному речевому высказыванию в  какой-либо деятельности.    

Формирование у детей самостоятельности и инициативности - проблема, которая не теряет своей актуальности и в настоящее время. В ряде исследований и нормативно-правовых документах говорится о целесообразности формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей её. Так в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Воплощая в жизнь ФГОС, мы относимся к дошкольнику, как к полноправному свободно развивающемуся и проявляющему свои индивидуальные способности участнику образовательного процесса.

Решая данные задачи,  используются, как традиционные, так и нетрадиционные методики. Одними из таких методик являются мнемоника и эйдетика.

Слайд № 4

Данные методики обладают комплексными свойствами и дают возможность решить поставленные цели и задачи:

- стимулируют инициативу и стремление детей к познанию, речевую активность;

- развивают скрытые в каждом способности и таланты;

- учат развернутой и осмысленной монологической речи;

- развивают зрительную и тактильную память, образное мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие и внимание.

Слайд № 5

 Мнемотехника (или мнемоника) — это совокупность методов и приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти благодаря образованию искусственных ассоциаций. Мнемотехника была известна с давних времен и насчитывает не менее двух тысячи лет. Считается, что понятие «мнемоника» ввел Пифагор Самосский в VI веке до н.э. Первый труд, который сохранился по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучали и обладали феноменальной памятью такие известные личности как Джордано Бруно, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Более того, методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Приёмы мнемотехники, многие помнят с детства, например приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», кто слышал эту фразу хоть раз уже не забудет ее.

Слайд № 6, 7

Эйдетика в переводе с греческого - это образ. Особенности нашей памяти и работы нашего мозга заключается в том, что любая информация запоминается нами в виде «эйдосов». Если мы, например, говорим слово море (чашка, компьютер, яблоко…)  у каждого возникает свой «внутренний экран» и каждый видит свое море (чашку, компьютер, яблоко…) Но эйдос это не только образ - картинка, это ещё и ощущения, можно почувствовать запахи, вкусы т.д.. В чем секрет эйдетики? Все довольно просто: запоминание идет именно  через образ, через игру с ним. Самое главное, что хотелось бы отметить — нужно ставить перед собой задачу не запомнить, а видеть и представлять. Что мы чаще всего говорим, когда что-то не знаем? «Не представляю!» И, как правило, говорим правду. Ну а когда человек не представляет, то вряд ли у него получится что-то запомнить. Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные учёные-психологи – Павел Петрович Блонский, Лев Семёнович Выготский и Александр Романович Лурия. Из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности. Но уже в конце 90-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. В России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых.

Слайд № 8

Её основатель – Матюгин Игорь Юрьевич – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и её методы. Школа эйдетики актуальна как в России, так и далеко за её границами.

№9

Работа с детьми строится на основе ассоциаций. Ассоциация – это то первое, что приходит в голову, когда вы слышите слово или видите предмет. Слайд № 10

  • цветовых ассоциаций;
  • ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
  • тактильных ассоциаций;
  • предметных ассоциаций;
  • звуковых ассоциаций;
  • вкусовых ассоциаций;
  • обонятельных ассоциаций;
  • графических ассоциаций;
  • свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

Слайд № 11

На основе развития восприятия:

- зрительного;

- слухового;

- кинестетического (движения глаза, руки, голосового аппарата);

- обонятельного;

- вкусового;

- осязательного.

И так, представлю некоторые направления из эйдетики и мнемоники в работе с дошкольниками по пробуждения инициативы речевого взаимодействия, развитию речи.

Слайд №12

ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например:Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и задавайте вопросы: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Слайд № 13.

АССОЦИАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Слайд № 14.

ТАКТИЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.

К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Д/игра «Составь сказку по тактильным карточкам»

Ребёнок выбирает 5-6 карточек и начинает составлять сказку или рассказ. Например: Я увидел домик, стена у него была шершавая, окна у домика гладенькие. Пошёл дождик, стекло покрылось капельками, которые замёрзли от ветра и мороза. А вот и кошечка, пушистая. Она замёрзла и просится домой.

Слайд №15.

ПРЕДМЕТНЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Педагог берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой).

Слайд № 16.

ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.

В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающие звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой - монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, можно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые  нельзя положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой ... 

Слайд № 16, 17, 18

С мнемотехникой каждый из нас сталкивался, когда рассказывал сказку по картинкам в книге. Для развития ассоциативной памяти у детей я применяю схемы для запоминания стихотворений — создания мнемосхем или пиктограмм. Пиктограмма — это знаки и рисунки, которые изображаются на бумаге, во время чтения стихотворения. Быть специально художником для этого не нужно. Главное, чтобы эти схемы были понятны детям.

Слайд № 19.

Стихи, скороговорки, да и просто адрес детям быстро запомнить удается не всегда.

Слова: шкаф, конь, шляпа, люк, облако, гнездо, футболист, чайник, карандаши, крылья.

Нужно представить и сочинить смешную историю вместе с детьми.

  1. Шкаф - лучше представить хорошо знакомый шкафчик из детской  комнаты.
  2. Облако - вот  шкафчик раскрылся, а из него выплыло белое облачко.
  3. Гнездо - на том облаке лежало большое  гнездо аиста.
  4. Конь - в этом гнезде уютно лежат – отдыхал  розовый конь.
  5. Шляпа - конь, конечно же, любит примерять шляпы; синяя ему понравилась, и он оставил ее на голове.
  6. Люк - и вдруг в этой шляпе открылся люк.
  7. Футболист - из люка выпрыгнул футболист.
  8. Чайник - он играет в футбол большим красным чайником.
  9. Крылья - ну, а  у чайника выросли крылья, как у быстрого  самолёта.
  10. Карандаш – и тут вдруг появился карандаш, который закрасил все в зелёный цвет.

Мастер-класс

№ 20-29

Как запомнить с первого прочтения 10 слов? Вам показалось это занятие сложным, но на самом деле как говорится, нет ничего невозможного. И так предлагаю вам запомнить 10 слов. Я буду говорить слова, и показывать картинку. И сразу буду говорить ассоциацию.  

Слова

Картинки

Ассоциации

Малина

Бусы

Нанизываем малину вместо бусинок

Лист

Ромб

Обводим по контуру лист и получается фигура похожая на ромб

Енот

Ракета

Енот тянется своей маленькой лапкой к ракете. Нажимает на кнопку и ракета взлетает.

Здание

Абстракция

В здании художественной студии висит картина, на которой изображена абстракция.

Буратино

Пушка

Буратино подходит к пушке и поджигает фитиль

Дверь

Рука

Подходим к двери и толкаем её рукой

Ваза

Ромашка

В вазе стоит цветок ромашки

Лошадь

Стул

На лошадь садятся и на стул садятся. Или у лошади четыре ноги и у стула четыре ножки.

Подушка

Кролик

Подушка мягкая и кролик мягкий

Парочка

Идиллия

По озеру плывут два лебедя.

№ 30 Слова

Таким образом, для эффективного обучения своих воспитанников, я внедряю эйдетические схемы, алгоритмы. В процессе занятий мы с детьми используем схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь мнемоника и эйдетика позволяют расширить не только грани памяти, воображения, мышления воспитанников, но и их возможности видеть мир по-другому, использовать для себя его полезные секреты.

Слайд № 31.  Использование этих и других приемов мнемотехники и эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек. Словарный запас выходит на более высокий уровень. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, проявляя речевую активность.

Слайд № 32. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Подготовка руки к письму и профилактика дисграфии

Помимо коррекции речи, перед педагогами и родителями стоит задача и подготовки руки ребёнка к письму. Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности и скоординированности движений кисти ведущей руки. Поэтому для подготовки ребёнка к письму необходимо развивать пальцевую моторику.

Раскраски

Раскраски как этап работы по подготовке руки к письму начинают использовать в занятиях с детьми четырёхлетнего возраста. До этого детей учат раскрашивать картинки цветными карандашами: ровно, с одинаковым нажимом, не выходя за контуры и не делая пропусков. В старшей группе появляются «логопедические» раскраски, т.е. раскраски с различными заданиями.

  1. Раскраски по лексическим темам. Дети раскрашивают, например, лошадь, корову, овцу, козу, свинью и т.п. по теме «Домашние животные». «Норма» для каждого ребёнка – не менее одной картинки в день. Больше – по желанию. Таким образом дети и тренируют руку, и прочнее усваивают лексический материал.
  2. Раскраски с кодированием цвета. Ребёнку даётся рисунок, разделённый линиями на части. В каждой части стоит значок, обозначающий, каким цветом её надо раскрасить. Так можно раскрашивать, например, птиц, овощи, фрукты, грибы, цветы.
  3. Раскраски «наоборот» - это такие раскраски, где рисунок нужно оставить белым, а раскрасить только фон. Например, белый лебедь на фоне голубого неба и синей воды, снеговик или снегурочка на фоне вечернего неба, белые облака на голубом небе.
  4. Раскраски с заданиями. Например, на тему «Грибы» рисуем гриб и просим ребёнка подрисовать справа грибочек, слева – цветок, на шляпке – листик, под ней – гусеницу.

Для детей подготовительной группы можно предложить более сложные задания.

  1. Раскраски с дорисовыванием – это картинки, на которых часть изображения намечена пунктиром. Ребёнку предлагается дорисовать предметы по этим линиям и раскрасить их.
  2. Дорисовывание деталей. Ребенку можно предложить дорисовать части машин, одежды, листья на ветке, лепестки цветов, ягоды.
  3. Дорисовывание части целого. Ребёнку предлагается рассмотреть картинку с зеркально расположенными предметами. Например, два бегущих навстречу цыплёнка. При этом у одного из них отсутствуют некоторые части. Вот ему и нужно дорисовать гребешок, крылышко, лапку, клювик.
  4. Дорисовывание отсутствующей половинки рисунка. Ребёнку предлагается дорисовать вторую половину предмета, например, гриба, яблока.
  5. Раскрашивание наложенных контуров. Ребёнку предлагается раскрасить рисунок, на котором контуры предметов наложены друг на друга. При этом ему даётся задание: раскрасить, например, плоды, а не листья, животных, а не птиц. Можно давать и более сложные задания: раскрасить только те овощи, в названиях которых 3 слога (наложить друг на друга контуры капусты, перца, лука, кабачка, огурца). Следить за тем, чтобы те контуры, которые ребёнок будет раскрашивать, не оказались наложенными друг на друга!
  6.  Флаги (раскраски по описанию). Например, даём ребёнку прямоугольник, разделённый на три части по горизонтали, и просим раскрасить среднюю часть голубым цветом, а нижнюю – красным. Получается флаг России. Если эту же заготовку раскрасить сверху чёрным, снизу жёлтым, а в середине красным, то получится флаг Германии. Такой же контур, но в другом цветовом решении, имеют флаги Австрии, Недерландов, Болгарии, Венгрии и др. Прямоугольники можно разделить на три части и по вертикали, тогда получатся флаги Франции, Италии, Бельгии, Ирландии и др. Кроме совершенствования моторики и ориентировки в пространстве такое задание имеет и познавательную ценность.

Обведение контура

Редко кто из четырёхлетних детей справляется с этим заданием. Именно поэтому пятилетним детям предлагается обведение внутреннего контура, а шестилетним – внешнего.

Штриховка

Детям подготовительной группы можно предложить такой вид работы с карандашом, как заштриховывание различных предметов. Это может быть штриховка горизонтальная, вертикальная, наклонная. А может быть и штриховка с дорисовыванием, когда, например, требуется дорисовывать иголки на еловой ветке, ресницы над и под глазами, щетину у щётки, полоски у тигра, зебры, жука.

Рисунки по клеточкам

Такие задания предлагаются детям подготовительной группы.

  1. Продолжение строчки до конца. Сначала это простые рисунки – палочки, квадратики, кружки, треугольники, помещающиеся в одной клетке, потом в объёме 2×2 клетки.
  2. Продолжение орнамента.
  3. Рисунки по клеткам по лексическим темам.
  4. Зеркальное срисовывание по клеткам по лексическим темам.
  5. Дорисовывание по клеткам второй половины рисунка.
  6. Графические диктанты.
  7. Графические примеры: треугольник сверху + треугольник снизу = ёлочка; треугольник сверху + прямоугольник снизу = домик.
  8. Кодирование букв. 3-4 буквы (можно и цифры) кодируются каким-либо рисунком 2×2 клетки. Например: буква Г – гриб, буква Т – треугольник, буква Р – рыбка. Дальше буквы пишутся в случайном порядке, а ребёнок подрисовывает к букве соответствующий рисунок.
  9. Восстановление орнамента. Рисуем орнамент, состоящий из 3-4 рядов, потом стираем какую-то часть и предлагаем ребёнку восстановить её.

Работа над образом буквы

  1. Раскрашивание крупно нарисованной буквы.
  2. Раскрашивание зашумлённого контура буквы.
  3. Заштриховывание контура буквы.
  4. Печатание букв в объёме 2×2 клетки.
  5. Срисовывание контура букв по клеткам с образца.
  6. Поиск буквы в ряду похожих. Ребёнку предлагается, например, найти и подчеркнуть только букву П в ряду – ПТГТГПТППГТ.
  7. Зачёркивание неправильных образцов: перевёрнутых, зеркальных букв.
  8. Складывание букв и цифр из счётных палочек. Ребёнку предлагается сложить букву или цифру из палочек. Можно давать и обратное задание: сложить восьмёрку из 7 палочек и убрать одну палочку так, чтобы получилась буква О или Б; 2 палочки – так, чтобы получились буквы П, Н, Е или Р, З палочки – так, чтобы получилась буква Ч.
  9. Дорисовывание недостающих частей буквы. Ребёнку предлагается замкнуть незамкнутый контур, например, буквы Б, дорисовать серединку у буквы Н и т.д.
  10.  Превратить одну букву в другую, например: О в Ю, Л в А, Г в Б, Е в Ё, Р в В, С в О, У в Х, Ц в Щ, Ь в Ъ или в Ы.
  11.  Дорисовывание половинок у букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии.
  12.  Раскрашивание наложенных контуров букв и цифр. Ребёнку предлагается раскрасить только буквы, только гласные (согласные).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....