Рабочая программа
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Шуваева Валентина Владимировна

"Коррекционно- речевые нарушения

дошкольников  в условиях ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2018.doc406 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенского  района Курской области

СОГЛАСОВАНО:

Педагогическим советом

МКДОУ «Касторенский д/с «Сказка»

Протокол №________

От «__»_______ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ

«Касторенский д/с «Сказка»

Кудрявцева О.И.__________

Приказ №_______

От «__» _________ 20__ г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА

«Коррекционно- речевые нарушения

дошкольников  в условиях ДОУ»

на 2018/19 учебный год

Возраст детей:5-7лет

Срок реализации 1год.

                                                                                                                                Составитель/Разработчик программы

                                                                  Шуваева Валентина Владимировна

                                                                  Квалификация:    

                                                                  Соответствует занимаемой должности  

                                                                  Педагогический стаж: 8лет    

                                                                  Шуваева Валентина Владимировна,

                                                                  учитель-логопед                            

                                                                                                                                   

2018г.

Содержание:

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

1.2.Возрастные, психологические  и индивидуальные  особенности  воспитанников.

1.3.Цели и задачи программы.

1.4. Основные принципы.

 2.Содержательный раздел.

2.1.Описание образовательной  деятельности в соответствии с направлениями развития по 5  образовательным областям.

2.2.Задачи МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка».

2.3.Содержание образовательной деятельности.

2.4. Результаты образовательной деятельности.

2.5.Региональный компонент.

2.6. Формы организации  образовательной  деятельности.

2.7.Комплексно- тематическое планирование.

3.Организационнй раздел.

3.1.Организация предметно развивающей среды с учётом возраста.

3.2.Краткое описание различных форм, методов, способов реализации  Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных  потребностей и интересов.

4. Условия реализации Программы.

4.1.Материально- техническое оснащение.

4.2. Учебно - методическое обеспечение.

4.3. Список используемой литературы.

4.4. Приложения к Программе.

1.Целевой раздел рабочей программы учителя - логопеда ДОУ.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 5 до 7 лет старшую, среднюю  группы МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка».

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
  • Образовательной Программой дошкольного учреждения;
  • А также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Рабочая программа учителя-логопеда составлена на основе образовательной

программы дошкольного образования «Радуга», авторы: С.Т. Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, Е.К.Екжанова, с использованием  порциональной   программы  «От рождения до школы».

Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в средней, старшей  группах для детей с нарушениями речи  в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

  Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда  является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Основной формой работы с детьми  является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, занятия в соответствии с рабочей программой  носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается  благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогов и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

   Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие»,  тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

1.В течение года логопед работает с 20 детьми, т.е. ведется достаточно интенсивная работа.

2.Основной контингент - дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития

(есть дети с ОНР, ФНР, ФФНР).

3.Преимущественно индивидуальная и подгрупповая  форма занятий.

1.2. Возрастные, психологические  и индивидуальные  особенности  воспитанников.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого

возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью

взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого

года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи

в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими

секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки

значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется

существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека,

почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия

людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий,

отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого

этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном

монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя

эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе

связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей

страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно

чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается

еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями

способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые

получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия

тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень

привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого

возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для

запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки

могут выступать карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет

ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем,

чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия

людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение

ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом

возрасте в сравнении со старшей группой. Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения

достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые

виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять

обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к

школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем

познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.3.Цели и задачи программы.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемой примерной комплексной программой «Радуга», приоритетным направлением  познавательно-речевым развитием дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель  программы позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего или дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 Задачи программы:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 -обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 - обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

 -создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

 -обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

 -определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений).

1.4.Основные принципы.

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребёнка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Принципы:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребёнка;

 2.Принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

3. Решение поставленной цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

 4.  Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;

5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;

6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

 

2.Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка по 5 образовательным областям.

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие

-развивать коммуникативные навыки;

-совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре;

-развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

- настольно-печатные игры;

-театрализованные игры;

-автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

Познавательное развитие

-развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования;

- развитие памяти, внимания;

- формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

 

-составление описательных рассказов;

-развитие фразовой речи, обогащение и расширение словаря;

-дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия;

-игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами;

- пальчиковая гимнастика;

- автоматизация поставленных звуков

Речевое развитие

Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, монологической, диалогической речи;

- формирование структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического

грамматического;

-формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

-автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи ;

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие мелкой моторики;

Художественно-эстетическое развитие

-Развивать графомоторные навыки;

- развивать умение слышать ритмический рисунок;

-учить передавать ритмический рисунок;

 

- развитие мелкой моторики;

- развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепления мышц рук.

Физическое развитие

-Развивать координированность и точность действий;

-Формировать правильную осанку при посадке за столом;

-Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

-пальчиковая гимнастика;

-речь с движением;

-физминутки;

- беседа

 

 

2.2. Задачи МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка»

На  2018-2019 учебный год.

  1. Развивать потенциал педагогов по повышению качества творческой деятельности детей, формировать воображение и образное мышление детей средствами художественно- эстетических видов деятельности.
  2. Организовать условия для эффективного сотрудничества педагогов и родителей с целью воспитания патриотических чувств у детей на основе исторических и природных особенностей родного края.
  3. Систематизировать физкультурно - оздоровительную деятельность с вовлечением в нее всех участников образовательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обогащать знания о здоровом образе жизни, формировать умения заботиться о своем здоровье и способствовать снижению заболеваемость.

Целью МКДОУ»Касторенский детский сад «Сказка» является всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.

2.3.Содержание образовательной деятельности.

 Так как на логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения речи (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включила именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

 

Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонетическое недоразвитие речи

-развитие фонематического восприятия;

-совершенствование слоговой структуры слова;

-коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

 -пополнение словаря;

-совершенствование грамматического строя речи;

-совершенствование связной речи;

-развитие фонематического восприятия;

-совершенствование слоговой структуры слов;

-коррекция звукопроизношения

 Коррекция звукопроизношения включает в себя  следующие этапы:

1.Подготовительный- 4-12 занятий;

2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

3.Этап формирования коммуникативных умений и навыков– 4-12 занятий.

(Количество занятий приблизительное. Для детей с тяжелыми нарушениями речи, индивидуальными особенностями,  количество занятий увеличивается).

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе, кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

  • Для всех звуков: «Заборчик», «Окошко», «Мостик»;
  • Для свистящих: «Лопата», «Холодный ветер», «Фокус»;
  • Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»;
  • Для [Р], [Р’]: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Молоток», «Гармошка», «Дятел»;
  • Для [Л],[Л’]: «Блинчик», «Накажем язычок», «Пароход», «Поймаем мышку», «Лошадка»;
  • Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Забей мяч в ворота», «Колобок», «Накорми птиц» и др.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1.Постановка нарушенных звуков, используя различные способы - имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

  • Свистящие [С] [З] [Ц] [С’] [З’]
  • Шипящий [Ш]
  • Соноры[Л][Л’]
  • Шипящий [Ж]
  • Соноры[Р][Р’]
  • Шипящие [Ч][Щ]

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2.Автоматизация поставленных звуков:

  • изолированного произношения;
  • в слогах;
  • в словах;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях;
  • в тексте.

3.Дифференциация:

  • изолированных звуков;
  • в слогах;
  • в словах;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях;
  • в тексте.

4.Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитие речи и общем недоразвитие речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:

1Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

2.Развитие фонематического слуха  (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

         На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

  • упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голосок»,  «Поймай звук», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили», «Звучащие коробочки»;
  • воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я», «По какому дереву стучит дятел?», «Какую пару обуви чинит сапожник?», «Кто постучал в дверь?» и др.;

Этап развития фонематического слуха включает:

  • упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и

вычисление его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук»,  «Определи место звука в слове»;

  • упражнения на дифференциацию звуков, близких по

артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мной повтори».

         Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

  • последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
  • последовательное вычисление и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
  • обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
  • составление условно-графических схем «Телеграфист».

При общем недоразвитии  речи, помимо выше перечисленных, включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  • номинальный словарь;
  • предикативный словарь;
  • словарь признаков;
  • числительные и местоимения;
  • навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  • словоизменение;
  • согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  • пересказ;
  • рассказ по серии сюжетных картин;
  • рассказ по сюжетной картине.

2.4.Результаты образовательной деятельности.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  • Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки  русского языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.
  • Ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слышать инструкцию и выполнять её; умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной структуры.
  • Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
  • Педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате этого у ребенка сформированы первичные представления о семье, себе, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

2.5. Региональный компонент.

    Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 Образовательный процесс группы отличают: возрастные, климатические, демографические, социально-экономические и социокультурные, национально-культурные, организационные особенности.

  Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Климатические – образовательный процесс осуществляется с учётом специфических климатических особенностей Курской области. Территория области расположена в поясе умеренно-континентального климата в пределах лесостепной зоны, в благоприятных климатических условиях для ведения эффективного сельскохозяйственного производства. У каждого народа своя история, свои герои, своя память. Древний Курский край, известный соловьиными трелями, – часть славной истории русского народа. Этот край, не спутать ни с каким иным. Курский край по праву стал важным звеном длинной цепи истории развития русского государства, являясь в течение нескольких веков опорным пунктом сначала Киевской Руси, а потом и Московского государства в их борьбе с внешними врагами, в расширении торговых связей, в укреплении экономики и обороны.

   Наш детский сад находится в  посёлке Касторное Курской области. Посёлок Касторное расположен в восточной части Курской области, в долине р. Олым, где расположена берёзовая роща. В посёлке имеется районный  краеведческий музей, парки имени Вориводина, парк имени Будёного. Рядом с детским садом расположена библиотека и почта. Все это дает возможность проводить экскурсии с дошкольниками для расширения образовательного пространства, обогащения их яркими впечатлениями, которые способствуют запоминанию и пополнению информации, получившей в ходе обучающей деятельности в детском саду, экскурсии способствуют социальному развитию, полезны для развития речи, фантазии формирования целостной картины мира.

  Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Поэтому реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, наблюдения, показ презентаций.

2.6. Формы организации образовательной деятельности.

             Формы

              Виды

                       Цели

   Индивидуальная

Первичная беседа

Довести до сведения каждого родителя результаты  обследования ребёнка. Заручиться поддержкой семьи для последующего  взаимодействия  в вопросах речевого развития ребёнка. Распределить обязанности  между садом и семьёй. Заполнение анкет и анамеза.

   

 Работа в течение года

Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения  (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности  и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребёнка.

Домашняя тетрадь

Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребёнком на фронтальных, подгрупповых  и индивидуальных занятиях.

Коллективная

Групповые собрания

Сообщать об особенностях развития воспитанников  с различными речевыми нарушениями  и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании и обучении.

 

Родительский стенд

«Советы логопеда»

Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста.

   

Родительский клуб

«Лесенка успеха»

Дать родителям теоретические и практические знания по какой либо теме. Обучать родителей  формам совместной деятельности с детьми, носящими, коррекционную направленность (артикуляционная, пальчиковая гимнастика…).

Организация речевых    праздников

Родители имеют возможность увидеть результаты работы с ребёнком.

 

Анкетирование

Выявление представлений родителей по какому либо вопросу.

2.7.Методы и приемы работы с воспитанниками.

Методы

Приёмы

       

Наглядный

-Предметная наглядность;

-Предметные и сюжетные картинки;

-Расположение предметов  по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», « Продолжи рисунок»);

-Выкладывание последовательностей серий («Кем будет?», «Кто кем был раньше?», «Прошлое, настоящее, будующее»);

-Подведение итога занятия по графическому плану;

-Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор);

-Выкладывание логических цепочек;

-Сигнальные картинки.

         

Словесный

-Вопрос как стимул к речевой активности;

-Оценка детской речи;

-Рассказ о проделанной работе;

-Придумывание слов на заданный звук, слог;

-Договаривание по образцу;

- Комментирование  собственных действий;

-Работа с деформированным текстом, фразой;

-Преобразование предложений по образцу;

-Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам;

-Преобразование деформированной фразы;

-Выделение родственных слов из текста;

-Составление словосочетаний, предложений по демонстрируемому действию;

-Выделение 4-лишнего по заданному признаку;

-Подбор слов по родовому признаку.

-Анализ качества выполненной работы(педагогом, сверстниками, самим ребёнком;

- «Что не так? объясни»;

-«100 вопросов»;

-Составление предложений по схемам,  заданным количеством слов;

-Работа в паре: « Объясни партнёру задание»;

-Беседы рассуждения: что произошло бы, если…

-Распространение предложений по наводящим вопросам;

-Сравнение предметов, анализ признаков и действий  предметов;

-Анализирование собственных действий в конкретной ситуации («Кто я?» -в транспорте-пассажир, дома-сын, брат, сестра, дочь…).

 

Практические

-Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание в соответствии шифром);

-Угадывание предметов на ощупь;

-Выполнение действий по словесной инструкции;

-Заполнение и выполнение инструкций;

-Выполнение действий по символьной инструкции;

-Использование знаковой символики для обозначения свойств  и признаков предметов;

-Зачёркивание заданной буквы;

-Узнавание букв на ощупь;

-Выкладывание букв из палочек, верёвочек, мозаики;

-Рисование буквы в воздухе;

-Графические диктанты.

Игровой

-Инсценировки сказочных сюжетов;

-Использование игрушек и сказочных персонажей;

-Исправление «ошибок» педагога или персонажа;

-Перевоплощение и выполнение соответствующих действий.

Репродуктивный

- Словесный образец;

-Одновременное проговаривание;

-Повторение, объяснение, указание;

-Словесные упражнения.

Исследовательский

-Придумывание загадок, анализируя признаки и свойства    предметов.

2.8. Комплексно- тематическое планирование.

Средняя группа №1- Средняя группа №2.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Сентябрь

1-2

Обследование речи детей

3

Наш детский сад

4

Игрушки

Октябрь

1

Это я. Части тела. Туалетные принадлежности.

2

Сад. Фрукты. Ягоды.

3

Осень. Сезонные изменения в природе. Одежда и обувь

4

Огород. Овощи.

Ноябрь

1

Лес. Деревья, грибы.

2

Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме.

3

Домашние животные и их детёныши.

4

Домашние птицы.

5

Перелётные птицы. Поздняя осень. Предзимье.

Декабрь

1

Зима, сезонные изменения в природе. Одежда, обувь.

2

Зимующие птицы.

3

Дом. Мебель.

4

Новый год, ёлка. Ёлочные игрушки. Украшения.

Январь

3

Зимние забавы.

4

Кухня. Посуда.

Февраль

1

Продукты питания. Труд повара.

2

Магазин. Продавец.

3

Наша армия ( военные профессии).

4

Семья

Март

1

Международный женский день. Первые цветы.

2

Профессии женщин. Больница. Врач, мед.сестра.

3

Весна. Сезонные изменения в природе (одежда, обувь, головные уборы).

4

Дикие животные.

Апрель

1

Домашние животные весной.

2

Перелётные птицы.

3

Посёлок, в котором мы живём. Моя улица.

4

Транспорт. Профессия: шофёр.

5

Комнатные растения.

Май

1

Наш посёлок. День победы.

2

Рыбы, аквариумные рыбки.

3

Скоро лето.

4

Цветы, насекомые.

Старшая группа.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Сентябрь

1-2

Обследование речи детей

3

Игрушки. Наш детский сад. Профессии в детском саду.

4

Золотая осень. Сезонные изменения в природе. Деревья и кустарники.

Октябрь

1

Огород. Овощи.

2

Сад. Фрукты. Ягоды.

3

Лес. Грибы.

4

Одежда, головные уборы. Обувь.

Ноябрь

1

Поздняя осень. Перелётные птицы.

2

Домашние птицы и их детёныши.

3

Посуда, продукты, питания. Труд повара.

4

Домашние животные и их детёныши.

5

Лес. Хвойные деревья.

Декабрь

1

Зима, приметы зимы.

2

Зимующие птицы.

3

Дикие животные наших лесов, их детёныши. Зимовка зверей.

4

Новый год, ёлка. Новогодние игрушки.

  Январь

2

Комнатные растения.

3

Зимние забавы, развлечения.

4

Наш дом, мебель. Бытовые приборы.

Февраль

1

Зимняя одежда. Обувь.

2

Человек. Семья.

3

День Защитника Отечества. Военные профессии.

     4

Транспорт. ПДД. Профессии на транспорте.

Март

1

Стройка. Профессии.

2

Женский день. Профессии женщин.

3

Весна. Сезонные изменения в природе. Одежда, обувь.

4

Перелётные птицы. Животные весной.

Апрель

 

1

Наш посёлок. Моя улица.

2

День космонавтики.

3

Рыбы (пресноводные, аквариумные).

4

Цветы, первоцветы (лесные, полевые, садовые).

Май

1

Наша Родина. День победы.

2

«Откуда хлеб пришёл?» Весенние сельскохозяйственные работы (профессии, сельскохозяйственная техника, инструменты).

3

Скоро лето (сад, лес, луг). Насекомые.

4

Закрепление пройденного. Диагностика.

3.Организационный раздел.

3.1.Организация предметно развивающей среды.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться

поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что

ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько

основных зон:

1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:

- Материалы по обследованию речи детей;

- Методическая литература по коррекции речи детей;

-Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей;

-Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

-Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках; пластиковых контейнерах, папках и конвертах).

2. Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на стендах («Советы логопеда»): в коридоре, в групповых приемных обновляется регулярно. В логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений о развитии и коррекции речи детей.

3. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются зеркала и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная и групповая коррекционная.

3.2.Формы и методы реализации программы.

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-

дошкольниками по всем направлениям развития является игровая

деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает,

что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими

нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках

каждого занятия.

Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и

подгрупповых занятиях. Частота проведения индивидуальных занятий

определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения,

возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Продолжительность индивидуальных занятий – 10-15 минут, 2 раза в

неделю. На данных занятиях происходит овладение дошкольником

правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизация его в

облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном

слоге, словах несложной слоговой структуры. Для проведения работы по

автоматизации и дифференциации звуков в словах дети со сходными

дефектами объединяются в подгруппы, по 2-3 человека. Вся дальнейшая

коррекционная работа проводится в подгруппах. Периодичность занятий – 2

раза в неделю, в соответствии с СанПинами их длительность для детей

старшего дошкольного возраста составляет 20 минут. Продолжительность

занятий с детьми: ФНР – до 6 месяцев; ФФНР – 1 год.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков

коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно

оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп

является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в

зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции

звукопроизношения.

Содержание подгрупповой работы отражается в комплексно-

тематическом планировании.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по

следующим основным направлениям:

-совершенствование мимической моторики;

-совершенствование статической и динамической организации

движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);

-развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

-формирование звукопроизносительных навыков, фонематических

процессов;

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в

процессе нормализации звуковой стороны речи;

-формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

-развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным

воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют

структуре его речевого нарушения.

Работа  ведется поэтапно:

1) диагностика речевого развития,

2) подготовка к постановке звукопроизношения;

3) постановка звукопроизношения;

4) автоматизация звуков;

5) дифференциациация звуков.

Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по

усмотрению учителя-логопеда.

4.Условия реализации программы.

4.1.Материально техническое оснащение.

 В МКДОУ «Сказка» созданы условия для реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного  образования. Имеется:

1. Зеркала для индивидуальной работы.

2. Шкафы для пособий.

3. Стол письменный канцелярский.

4. Стулья взрослые.

5.Стол детский (для подгрупповых занятий).

6. Стулья детские.

7. Полки для пособий.

10.Часы настенные.

11.Азбука настенная.

13. Магнитофон.

14. Дидактический материал для обследования речи ребенка.

15. «Инструмент» для постановки звуков.         

16. Настольные игры лексико-грамматического содержания.

17. Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.

18. Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.

19. Настольные дидактические игры на развитие связной речи.

20. Картотека фонематических игр.

21.Звуковая лента «Звонкий-глухой».

22. Звуковые фонарики (красные, синие, зеленые)

23. Профили артикуляционной гимнастики.

24. Счетные палочки.

25. Цветные карандаши.

26. Предметные картинки  на каждый звук для автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического слуха.

27. Сюжетные картинки для развития связной речи.

28.Детские книги со сказками для развития связной речи  («Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Маша  и медведь» и пр.).

29. Игровые пособия для выработки воздушной струи.

30. Игровые пособия для развития правильного речевого дыхания.

31. Картотеки пальчиковых игр.

32.Игровой материал для самомассажа и развития мелкой моторики.

33. Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.

34. «Волшебный мешочек» с  мелкими пластиковыми фигурками.

35. Жетоны, печати для поощрения детей.

36. Картотека материалов  для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных, йотированных звуков ( слоги, слова, словосочетания, предложения,  потешки, чистоговорки, скороговорки,
тексты).

4.2. Учебно - методическое обеспечение.

1. Белавина Н. Н.- «Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей  и  слогового состава слова».

2.Белавина Н.Н.- «Логопедические карточки для обследования и развития лексико- грамматического  строя и связной речи.

3. Йощенко В.О. « Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: сборник примерных форм документов и методических материалов»

4. Кондратенко И. Ю.- «Произносим звуки правильно» Логопедические упражнения.

5.Агранович З.Е. - « Сборник домашних заданий».

6.Белобрыкина О.А.- « Речь  и ощение».

7.Смирнова Л.Н. - «Логопедия- играем со звуками».

8.Максакова А.И., Тумакова Т.А.- « Учите, играя».

9.Нищева Н.В.- « Тетрадь- тренажёр».

10. Мигунова Н.В.-« Учимся говорить правильно».

11.Крупечук О.И.- « Интерактивная артикуляционная гимнастика».

12.Крупенчук О.И.- « Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста».

13.Колесникова Е.В.- « От слова к звуку».

14.Теремкова Н.Э.- « Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

15.Рыбина А.Ф.- « Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал».

16.Смирнова Л.М.- « Логопедия в детском саду».

17.Куликовская Т.А.- «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках».

18.Иванова Е.А.- « Слышу, вижу, ощущаю- правильно говорю!».

19.Фомичёва М.Ф. – «Воспитание у детей правильного произношения».

20. Тырышкина О.В.- « Индивидуальные логопедические занятия».

5.Список используемой литературы.

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. М., 2005.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия во второй младшей группе».М.,2010г.
  3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия для детей старшей  группы.М.,2010г.
  4. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М., «Коррекционная педагогика», 2004 г.
  5. Н.С.Жукова, Е.Н.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление ОНР у дошкольников», Екатеринбург, 1998г.
  6. Иншакова О.Б. «Альбом индивидуального обследования дошкольника», М., Владос, 1998 г.
  7. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповые занятия. М.: Просвещение, 1998г.
  8. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда», Москва, просвещение, 1985 г.
  9. Нищева Н.В. «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической  группе детского сада».- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004г.
  10. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.
  11. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.
  12. Пожиленко  Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л», Санкт- Петербург: Каро, 2006 г.
  13. Пожиленко  Е.А.  «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г.
  14. Йощенко В.О. Сборник примерных  форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ.
  15. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект). Под научной редакцией О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012 г.
  16. Под ред. Стребелевой Е.А.  «Комплексная диагностика детей раннего и дошкольного возраста» методическое пособие. М., 2005г.
  17. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. М.,2005.
  18. Ткаченко Т.А.. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-6, 6-7 лет. М.: Гном-пресс,  1999г.
  19. Ткаченко  Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у дошкольников», Москва, 2005 г.
  20. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений», сборник упражнений и практических рекомендаций.
  21. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А.. «Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты»- М.: Книголюб, 2006г.
  22. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2009г.
  23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с ФФНР. Воспитание и обучение. М., 2009г.
  24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР.М., 2009г.
  25. Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании», Детство – Пресс, 2012 г.
  26. Ястребова А.В. Лазаренко О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность.-М.:Арктур,2001.

Приложения

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Задача:                                                                                                                                                                         тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой работе, а именно: а) вызвать интерес  к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх  и специальных упражнениях;

в)  формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок  овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации

врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Задачи:                                                                                                                                                                  а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользовании исправленной ( фонетически чис- той, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

                 Виды коррекционной работы на данном этапе:

1).ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ в такой последовательности:

а) – свистящие С, З, Ц, С, З                                                                                                                                  -шипящий Ш, шипящий Ж                                                                                                                                                                                    -   сонор Л                                                                                                                                                                         -соноры Р,Р                                                                                                                                                                  - шипящие Ч,Щ

Способ постановки:                                                                                                                                           Подготовительные упражнения ( кроме артикуляционной гимнастики):                                                     для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Горка», «Чистим зубки», «Футбол», «Фокус».                 Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; для Р,Р: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт».              Для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».                                                                                             Работа по постановке звуков проводится индивидуально.

2) АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:                                                           По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:                                                  а) З,Ш,Ж,С,З,Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в поледнюю очередь – в слогах со стечением согласных;                                                                                                    б) Ц, Ч, Щ, Л  - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;              в) Р,Р, можно начинать автомтизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.      

3) АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:                                                       Проводиться по следам автоматизации в слогах, в той  же последовательности.                                           По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводиться в подгруппах.                                                                                                                                   4) АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.                                                                                          Каждое отработанное в произношении слово  немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, поговорки, чистоговорки, стихи с данным словом.                                                                                                                                                                  5)  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:                                                                                                                          С – З, СЬ – Ц, С – Ш;                                                                                                                                                  Ж – З, Ж – Ш;                                                                                                                                                           Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;                                                                                                                                                  Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;                                                                                                                                    Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л                                                                                                                      6) АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ                                                                                                     (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).                    

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ                                           и навыков анализа и синтеза  слов  параллельно с коррекцией звукопроизношения.                                  

4. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.

5. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ  на базе правильно произносимых звуков.                                                                                                                                                                     Лексические и грамматические упражнения.                                                                                                       Нормализация просодической стороны речи.                                                                                                                Обучение рассказыванию.  

Анкета для родителей ребёнка с речевыми нарушениями

Уважаемые родители! Заполнение данной анкеты поможет в определении верных направлений  коррекционной работы с вашим ребёнком.

Фамилия,имя, отчество, ребёнка__________________________________________

Дата рождения____________Адрес_________________________________________

Домашний телефон______________________________________________________

Мобильный телефон (одного из родителей)__________________________________

Сведения  о родителях

Мать________________________________________ Год рождения_______________

Национальность_______________________Специальность______________________

Место работы____________________________________________________________

Отец_________________________________________Год рождения_______________

Национальность_____________________Специальность________________________

Место работы ____________________________________________________________

Речь родителей и родственников____________________________________________

Двуязычие в семье________________________________________________________

Общий анамнез

От беременности ______Роды_____Как протекала беременность (инфекции, прстудные заболевания, болезни печени, почек, угрозы, токсикозы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер протекания беременности( токсикозы,инфекции, травмы, хронические заболевания)____________________________________________________________

Роды в ______недель(стремительные, затяжные, обезвоженные)___________________________________________________________

Стимуляция (химическая, механическая,электрическая)_________________________

Крик ( сразу, резкий)________________Асфексия(синяя, белая)__________________

Группа крови_________Вес___________ Рост_________________________________

Родовые травмы(переломы,вывихи, гематомы)________________________________

Грудное вскармливание с _______________________до________________________

Раннее развитие

Голову держит (до 3)________Ползает (6) ________Сидит сам(7)_________________

Ходит сам(12)________________появился 1-й зуб______________________________

Перенесённые заболевания

До 1 года________________________________________________________________

После года_______________________________________________________________
Инфекционные (ветр. оспа, корь, коклюш, гепатит, краснуха и др.)_____________________________________________________________________

Травмы головы (ушибы, сотрясения)_________________________________________

Стоит на диспанцерном учёте (специалист, по поводу)__________________________________________________________________

Речевой анамнез

Первые слова к (1)________________________________________________________

Фразы(2)________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие___________________________________________

Отношение родственников к речевому дефекту________________________________

Занимались ли с логопедом_________________________________________________

Речевая карта

1.Анкетные данные:

Фамилия, имя_________________________________________________

Число, месяц,год рождения_____________________________________

Домашний адрес______________________________________________

2.Состояние речевого аппарата, голосовой функции просодики

Губы (толстые, тонкие)________________________________________________

Зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, вне дуги, отсутствуют, наклон)_______________________________________________________________

Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; перекрёстный, прямой)_________________________________________________

Язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право)

Подъязычная связка ( норма, массивная, укороченная, сращённая)____________________________________________________________

Нёбо (норма, уплощённое, расщелина)____________________________________

Темп________________________Ритм__________________________

Слух физиологический___________________Фонематический_________________________

3.Звукопроизношение

(произношение различение звуков: произносит(П), замена (З), искажение(И), пропуск (Пр), смешение (С)).

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Т

Ть

Л

Ль

Р

Рь

Й

Д

Б

Бь

В

Вь

Г

Гь

К

Кь

Х

Хь

П

Пь

М

Мь

Н

Нь

Ф

Фь

4.Слоговая структура(N-воспроизведено верно; в остальных случаях записывается речь ребёнка) Лекарство_________________________________________

Скворечник_______________________________________

Велосипед ________________________________________

Сковорода________________________________________

Сквозняк_________________________________________

5.Фонематические представления

Повтори правильно:

Па-ба-ба____________,та-та-та___________,га-ка-ка_____________,за-за-за____________,ча-ча-ча___________,

Ра-ра-ра______________

Покажи на картинках: рак-лак, мишка-миска, Марина-малина, коза-коса, жевать- зевать, тёлка-чёлка, вечер-ветер, мажет-машет.

6.Грамматический строй.

Словоизменение (N- правильная форма).

Согласование с числительными

1конь

2__________________

5__________________

1Коза

2__________________

5__________________

7.Словообразование

Образование уменьшительно – ласкательных форм

Стул-стульчик

Кружка _________________Гнездо______________________

Платье__________________ Дерево______________________

8. Лексический запас

-Уровень классификаций

Назови одним словом:

 Свитер, юбка, брюки- это_____________________________________

Груша, яблоко, лимон – это___________________________________

Сапоги, туфли, кеды – это_____________________________________

 Молоко, хлеб, колбаса – это___________________________________

        -Назови

Назови птиц___________________________________________________

Назови посуду ________________________________________________

 Назови фрукты_______________________________________________

Назови мебель________________________________________________

-Номенативный словарь(Назови детёнышей) 

У козы_________________  Укоровы________________ У собаки____________

У курицы_______________________ У свиньи ___________________________

Глагольный словарь ( Кто что делает?)

 Змея__________________ Заяц_____________ Лошадь_______________

Врач______________ Учитель ____________ Повар _______________

Что неправильно нарисовал художник?

_________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:_________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты промежуточной диагности:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                   Картотека дыхательной гимнастики

«Куры»

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями: тах-тах.

Поднимем крылья мы к плечам,

Потом опустим так.

И. п.: стоя. Наклониться пониже опустив голову. Произнося «тах - тах», одновременно похлопывать себя по коленям - выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох.

Повторить 3- 5 раз.

«Самолет»

Посмотрите в небеса,

Самолет там, как оса,

«Ж-ж-ж-ж-ж», -жужжит самолет

И машет крыльями.

Ребята, в полет!

Полетаем-ка с нами!

И. п.: стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж-ж», - вдох, опустить руки - выдох.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону.

«Насос»

Это очень просто:

Накачай, насос ты.

 Направо, налево

Руками скользя,

Назад и вперед

Наклоняться нельзя.

Накачай насос ты —

 Это очень просто.

И. п.: стоя. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочередно вправо и влево. При наклоне выдох с произнесением «с-с-с», при выпрямлении вдох. Повторить 4-5 раз.

«Дом маленький, дом большой»

У медведя дом большой,

А у зайца маленький.

Мишка наш пошел домой,

Да и крошка заинька.    

И. п.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением «ш – ш – ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться , встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя дом большой).

Повторить упражнение 4 -6 раз.

«Подуем на плечо»

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

И. п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой -подуть на плечо. Голова прямо -вдох. Голову вправо — выдох трубочкой. Голова прямо - вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо -вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза.

Ходьба

Как косолапый мишка,

Пойдем мы все потише,

Потом пойдем на пятках,

А после — на носках.

Повторим так, ребятки,

И скажем слово «ах».

При каждом упражнении

Мы скажем «ах!» в движении.

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.

И. п.: стоя, голову не опускать, как в первом упражнении, движения сопровождаются произнесением слова «ах» в ритм шагам. Ходьбу постепенно ускорять, переходя на умеренный по темпу бег, а потом снова на ходьбу. Остановиться, сделать, выдох, расправить плечи, поднять голову -вдох. Повторить 2 раза. Продолжительность упражнения

40-45 с.

«Трубач»

Мы пришли и сели,

Играем на трубе.

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу.

И. п.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак, к губам и, как в трубу, произнести: «тру-ру-ру».  Повторить   3-4 раза.

«Еж»

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги и руками притянуть их к груди -вдох с произнесением «бр-р-р» (ежик замерз). Опустить ноги, поднять руки кверху -вдох (ежик согрелся). Повторить 6 раз.

«Жук»

Усы раздвинув смело,

Жуки жужжат в траве.

«Ж-ж-у, - сказал крылатый жук,-

Посижу и пожужжу».

И. п.: сидя, скрестив руки на груди. Опустить голову. Сжимать грудную клетку, произнося «ж-ж-ж», - выдох. Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо -вдох. Повторить 4-5 раз.

«Часики»

И.П.—стойка ноги врозьРазмахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так» на выдохе (10-12 раз).

«Трубач»

.

И. П.— сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением «ф-ф-ф-ф-ф» и опускание рук вниз, далее выполнить вдох (4—5 раз).

«Петух».

И. П.- стойка ноги врозь, руки в стороны-вдох. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (5-6 раз).

«Паровоз»

И. П.-стойка руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух-чух» на выдохе, и далее - вдох (20-30 сек).

«Насос».

И.П.- основная стойка. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-С-С» (руки скользят вдоль туловища) (6-8 раз).

«Каша кипит».

И.П. - сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая -на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь -вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот -выдох. При выдохе громко произносить «Ш-Ш-Ш» (5-6 раз).

«Партизаны».

И.П.-стойка, в руках палка (ружье). Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага -вдох, на 6-8 шагов - медленный выдох с произнесением слова «Ти-ш-ш-ше» (1,5 мин).

«На турнике».

И.П.-стойка, гимнастическая палка перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх -вдох, опуститься в стойку, палку на лопатки -длительный выдох с произнесением звука «Ф-Ф-Ф-ф-ф» (3-4 раза).

«Гуси шипят».

И.П.— стойка ноги врозь. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны-назад (в спине прогнуться, посмотреть вперед) — медленный выдох «Ш-Ш-Ш». Выпрямиться — вдох (5раз).

«Ежик».

И. П.- упор сидя сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди (группировка), медленный выдох на звуке «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф». Разогнуть ноги -вдох (4—5 раз).

«Шар лопнул».

И. П.- стойка ноги врозь. Разведение рук в стороны - вдох. Хлопок перед собой -медленный выдох на звуке «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш» (5-6 раз).

«Дровосек».

И. П.- стойка ноги врозь. Поднять сцепленные руки вверх -вдох, опустить вниз -медленный выдох с произнесением «Ух-х-х» (5-6 раз).

«Маятник».

И.П.- стойка ноги врозь, палка за спиной. Наклонять туловище в стороны. При наклоне -выдох с произношением «Т-у-у-у-х-х-х». Выпрямляясь - вдох (6-8 раз).

«Вырасти большой».

 И.П.- основная стойка. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх -вдох. Опуститься в И. П. -выдох.

Образные упражнения:

«вдыхать аромат цветка»;

«сдувать пух с одуванчика»;

«дуть на свечу» («на снежинку»);

«дуть на предмет» (в руке каждого занимающегося ленточка, все на нее дуют, у кого она будет дольше всех колыхаться); «сдувать с ладони травинку» и т. д.

Дыхательные упражнения, способствующие

продолжительному выдоху.

Подбираются образные упражнения, в которых на выдохе даются односложные слова, включающие определенные гласные или согласные. Наиболее удобными из гласных являются: «У» - ту-у-у-у -гудение паровоза; пфу-У'У'У'У - звук трубы; ау-у-у -заблудился и т. д. «А» - ка-а-а-а-р  ворона каркает; г-а-г-а-г-а — гуси; ква-а-а — лягушка и др. Из согласных звуков можно применить: «Ш» -Ш-Ш-Ш -шипение змеи, каша шипит; «Ж» - Ж-Ж-Ж -жук летит, пчела жужжит; «3» - 3-3-3 -комар звенит и др.

Шары летят

И. П.сидя, сидя за столом.

                                Что за праздничный наряд?         Вдох.

Здесь кругом шары летят!           Выдох.

                                    Флаги развеваются!                   Вдох.

   Люди улыбаются!                       Выдох.

                                Воздух мягко набираем,                Вдох.

Шарик красный надуваем.         Выдох.

Пусть летит он к облакам,         Вдох.

 Помогу ему я сам!                     Выдох.

Вороны

Вот под елочкой зеленой           Вдох.

Скачут весело вороны —       Прыжки на одной ноге.

Кар-кар-кар!                            Прыжки на другой  ноге.

Целый день они летали,         Дети кричат на выдохе.

Спать ребятам не давали -      Бег на месте со взмахом

                                    рук в стороны и вниз.

Кар-кар-кар!                            Дети кричат на выдохе.

Только к ночи умолкают,       Ходьба на месте.

Вместе с ними засыпают -      Присед с выдохом.

Ш-ш-ш-ш...

Дрова

И.П.стойка ноги врозь, руки над головой в «замок».

Раз дрова,                Наклон вперед, на  выдохе

Два дрова,            произнося «Ух!»

Раскололся ствол едва!

Бух дрова,              При выпрямлении – вдох.

Бах дрова!

Вот уже полена два.

Поехали!

Завели машину -                         Вдох.

Ш-Ш... Ш-Ш...                         Выдох.

Накачали шину                         Вдох.

Ш-Ш... Ш-Ш...                         Выдох.

Улыбнулись веселей                 Вдох.

И поехали быстрей.                

Ш-Ш... Ш-Ш...                         Выдох.

Ветер

И. П.сидя на гимнастической скамейке, стуле.

Ветер сверху набежал,               Вдох.

Ветку дерева сломал: «В-В-В!»  Выдох.

Дул он долго, зло ворчал           Вдох.

И деревья все качал: «Ф-Ф-Ф».  Выдох.

Филин

И. П.сидя на гимнастической скамейке, стуле.

Сидит филин на суку                 Вдох.

И кричит: «Бу-бу-бу!»               Выдох.

Шарик красный

И. П.сидя на гимнастической скамейке, стуле.  

Воздух мягко набираем,               Вдох.

 Шарик красный надуваем.            Выдох.

Шарик тужился, пыхтел,             Вдох.

 Лопнул он и засвистел: «Т-сс!»  Выдох.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...