Развитие речи детей в раннем возрасте.
консультация (младшая группа)

Шорникова Наталья Александровна

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Ранний возраст – такой уникальный период жизни, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, мышление, самосознание, память, сенсорные представления, речь. И что приобретет ребенок, как он будет применять полученные знания и умения, во многом зависит от его взрослого окружения.

В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по возможности разноцветную развивающую среду. Цвет – это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала дети начинают различать красный цвет, затем воспринимают и другие яркие цвета. Они учатся распознавать и отличать разные цвета задолго до того, как узнают их названия. Дети указывают на яркие предметы, еще не умея сказать “красный”, “желтый” или “зеленый”. Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и задача взрослого помочь ему. Как отмечает психолог В.С.Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.

Желательно, чтобы ребенка окружали различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; конструкторы и мозаика; разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.; игрушки контрастных размеров; игрушки различной формы (круглые, кубические); машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель; игрушечные животные; книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

 

Подберите те предметы или картинки, которые действительно имеют определенные цвета, например:

  • красный цвет - яблоко, помидор, цветок, машина, пирамидка, шарик;
  • желтый цвет - банан, солнце, лимон, карандаш, цыпленок, зонтик;
  • синий цвет - небо, бабочка, туфли, слива, кровать, мяч;
  • зеленый цвет - лягушка, лист, елочка, кружка, арбуз, кузнечик;
  • белый цвет - стол, снеговик, ваза, платье, мороженное, гусь;
  • черный цвет - кот, стул, чемодан, ворона, чайник, сапоги.

    Поиграйте с ребенком, и он выучит или закрепит цвет, название предметов, у него активизируется словарь прилагательных (например, Это желтый банан.), научится определять величину (большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий), форму (кубик, шар, кирпичик), расположите игрушки и пусть ребенок найдет и проговорит предлоги (в, на, у, за, под).

    Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребенком, так как это соответствует законам психического развития детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в раннем возрасте

Статья посвещена методам работы с детьми в ясельной группе по развитию речи...

Вот и новый теремок! И красив он и высок! НООД-игра по развитию речи детей группы раннего возраста

Цель: закрепить знания детей русской народной сказки "Теремок", побуждая детей к повторению и проговариванию вслед за воспитателем отдельных фраз и слов; вводить в активный словарь детей слова, встреч...

Консультация для воспитателей -Развитие речи детей в раннем возрасте

В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ...

Развитие речи детей в раннем возрасте

В материале говорится как помочь ребенку правильно говорить...

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Занятие по развитию речи детей группы раннего возраста "Жил-был зайчик"

Конспект НОД по развитию речи младшей группы «Жил-был зайчик»  Цель: - развивать у детей речевые навыки посредством пальчиковых и подвижных игр. Задачи:- содействовать пониманию сюжета ...