Диагностика грамматического строя речи
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

           Проблема формирования грамматического строя у детей  с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.  Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития  морфологической и синтаксической систем языка,  семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. 

          Исследования состояния сформированности грамматического  строя языка является одним из центральных моментов в установлении речевого диагноза и определении путей дифференцированного обучения.

        Первые ориентировочные представления об этом  обследующий получает в процессе предварительной беседы с ребенком. Однако выявить аграмматизм при этом удается далеко не всегда. Поэтому обычно в практике логопедического обследования приходится использовать и другие, специальные приемы, выявляющие, каков уровень грамматического (синтаксического и морфологического) оформления высказывания характерен для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_grammaticheskogo_stroya_rechi.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 учреждение  «Детский сад  № 12  «Звездочка»

г. Ртищево  Саратовской области

     

Диагностика

грамматического строя речи

   

     

     Учитель – логопед

     МДОУ №12 «Звездочка»:     Андрианова Л.М.

                                                      Ртищево

                                                         2018

        Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П.Павлов, высказав мысль о том,  что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация  соответствующих  грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов,  воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщая, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения  грамматической стороны речи.  У ребенка  вырабатывается определенный  динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для  выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм. Выработка динамического стереотипа  облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе  языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях , когда имеются отступления от системы.

           Проблема формирования грамматического строя у детей  с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.  Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития  морфологической и синтаксической систем языка,  семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.  

          Исследования состояния сформированности грамматического  строя языка является одним из центральных моментов в установлении речевого диагноза и определении путей дифференцированного обучения.

        Первые ориентировочные представления об этом  обследующий получает в процессе предварительной беседы с ребенком. Однако выявить аграмматизм при этом удается далеко не всегда. Поэтому обычно в практике логопедического обследования приходится использовать и другие, специальные приемы, выявляющие, каков уровень грамматического (синтаксического и морфологического) оформления высказывания характерен для ребенка.

      Специальные приемы обследования грамматического строя можно выделить следующие:

- составление предложений по опорным словам;
- составление предложений по отдельным словам в начальной форме, данных в беспорядке.
- составление предложений по картинке. При этом обращается внимание на соотношение простых предложений без распространения и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложении; умение выразить в одном предложении объективно существующие отношения.
- выявление умения детей употреблять имена существительные в разных падежах.
- выявление умения детей употреблять разные части речи во множественном числе. Например, слова: воробей, стул, рукав, роза.
- особо отмечается умение детей образовывать родительный падеж множественного числа. Обычно материалом для обследования данного умения служат: сумка, тумба, блюдце, окно, яблоня, ухо, пень, лоб, ведро, одеяло.
- выявляется умение использовать разные предлоги: причем используется картинный материал, где изображен один и тот же субъект находится в разных положениях.
При анализе результатов отмечается уровень овладения грамматическими категориями. Если ребенок заменяет нужную грамматическую форму нулевой формой (т.е.формой именительного падежа) на уровне единственного числа, то это говорит о самом низком уровне. Если ребенок заменяет один падеж другим – это начало овладения грамматическими категориями – низкий уровень. Если ребенок смешивает окончания предложно-падежных форм – средний уровень, недостаточная дифференциация падежных форм.

При обследовании употребления предлогов фиксируются следующие показатели:

•    - отсутствие предлога, ограниченное количество предлогов, используемых только для отношения наглядных отношений, неумение правильно передать падежные окончания в словосочетании с предлогом.
•    - лишний предлог в словосочетании.
•    - замена и смешение предлогов.

- выявляются навыки правильного согласования. Проверяется возможность согласования прилагательного и существительного, существительного и числительного, существительного и местоимения, существительного с глаголом: в роде, числе, падеже.

Обязательно необходимо отметить: допускает ли ребенок в простых синтаксических конструкциях, или только в сложных.
- умение пользоваться способами словообразования. При этом нужно учитывать, что по словообразующим функциям суффиксы делятся на две группы: образующие слова с добавочным значением (уменьшительно-ласкательные, увеличительные); образующие новые слова (профессии людей, вещи, качества). При обследовании второй функции:  названия животных и их детенышей, названия профессий, обозначение материала. Исследуется умение образовывать новые слова с помощью приставок.

                    Изучение сформированности грамматического строя языка

Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, 1992; Т.Б. Филечева, Г.В. Чиркина, 1991; И.О. Соловьева, 1996).

Предлагаемый

материал

Ответы

Начало года

Конец года

Дети, ложитесь спать!

В саду росло много яблонь.

Белка перепрыгивала с ветки на ветку.

Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа.

Ваня сказал маме, что не пойдет гулять.

Цветы засохнут, если их не поливать.

Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна.

  1. Проверка общего уровня языковой компетенции 

Серия «А». Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я».

Оценка:

5 баллов - точное воспроизведение всех предложений;

  1. балла - большинство предложений воспроизведено точно. Допускается одна ошибка, которая самостоятельно исправляется;
  1. балла - некоторые предложения воспроизведены точно, в большинстве предложений отмечаются пропуски отдельных слов, замены слов без искажения смысла предложения, ошибки исправляются после уточняющих вопросов взрослого, иногда - повторного воспроизведения задания, темп выполнения замедлен;
  1. балла - отмечаются многочисленные нарушения структуры предложения, искажения смысла, замены слов, требуется повторное воспроизведение задания;
  1. балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Серия «Б». Инструкция: «Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала плохо, неправильно, то поправь меня».

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Я люблю мама.

Мальчик рисовает красками.

Петя ест спелый яблок.

В море плавают рыбка.

Малыши построили много

домов из песков.

У кошки родились котенки.

Оценка:

  1. баллов - ребенок заметил и самостоятельно исправил все ошибки;
  1. балла - ребенок заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть - с незначительной помощью;
  1. балла -*• ребенок ошибки заметил (иногда после повторного воспроизведения материала), но исправил после уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
  1. балла - часть ошибок замечена, но для исправления требуется значительная помощь, некоторые ошибки незамечены даже после повторного воспроизведения материала;
  1. балл - задание не выполнено, неадекватные ответы.
  1. Проверка умения конструировать предложения

Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Ребята, гулять, лес;

Мама, сливы, купить, дочка;

Малыш, бабушка, коляска, укладывать.

Оценка:

  1. баллов - все предложения составлены самостоятельно и верно;
  1. балла - в основном все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь;
  1. балла - задания выполняются в замедленном темпе, иногда требуется повторное воспроизведение, помощь в виде уточняющих вопросов;
  1. балла - требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных ребенком предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла;
  1. балл - невыполнение, помощь не использует.
  1. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в

именительном и родительном падежах.

Серия «А». Инструкция: «Один - мяч, а если много, то скажем, что это - мячи».

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Одна рука, а если их много, то это -

Один глаз, а если их много, то это -

Одно ухо, а если их много, то это -

Одно копыто, а если их много, то это -

Один стул, а если их много,

то это -

Один карандаш, а если их много, то это -

Один гусенок, а если их много, то это -

Один медведь, а если их много, то это -

Одно окно, а если их много, то это -

Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру. Сначала я буду называть картинку, а потом убирать ее, а ты должен ответить чего не стало». Последовательно предъявляются картинки с изображением рук, глаз, ушей, копыт, стульев, карандашей, гусят, медведей, окон».

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Не стало: Рук

Глаз

Ушей

Копыт

Стульев

Карандашей

Гусят

Медведей

Окон

Оценка для заданий № 3 «А», «Б»:

  1. баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
  1. балла - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания - с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;
  1. балла - задания выполняются в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
  1. балла - большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;
  1. балл - невыполнение, помощь не использует.
  1. Проверка усвоения предложно-падежных Форм существительных

Демонстрация действий.

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Где стоит коробка? (На столе)

Где лежит игрушка? (В коробке)

Откуда я достаю игрушку? (Из коробки)

Куда я поставила коробку? (Под стол)

Откуда я достаю коробку? (Из-под стола)

Куда я посадила зайку? (На пол)

Откуда я взяла зайку? (С пола)

Где сидит зайка? (За шкафом)

Откуда выглядывает зайка? (Из-за шкафа)

С чем бывает бутерброд? (С колбасой, с сыром)

Над чем порхает бабочка? (над цветами)

Оценка:

  1. баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
  1. балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;
  1. балла - часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако есть понимание значения предлогов (выполняет инструкция, включающую предлог);
  1. балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;
  1. балл - невыполнение.
  1. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными в роде,

числе, падеже

Серия «А». Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Синий чайник

Синее ведро

Желтое солнце

Желтые кружки

Желтая репка

Желтый банан

Красные флажки

Красный чайник

Красное платье

Красная ягода

Зеленая лягушка

Зеленые пуговицы

Зеленый огурец

Зеленое ведро

Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру «Чего не стало». Послушай, как я скажу. «Не стало синей кастрюли (четкая артикуляция)». А теперь ты: “Не стало..

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Синего чайника

Синего ведра

Желтого солнца

Желтой репки

Желтого банана

Желтых кружек

Красных флажков

Красных флагов

Красного платья

Красной ягоды

Зеленой лягушки

Зеленых пуговиц

Зеленого огурца

Зеленого ведра

Серия «В». Подбор к прилагательному существительного соответствующего рода, ориентируясь на окончание прилагательного.

Инструкция: «будем отгадывать хитрые загадки. Послушай:...»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Белая, пушистая - это кошка или котенок?

Красное, спелое - это яблоко или помидор?

Серый, голодный - это волк или мышка?

Оценка для заданий №5 «А», «Б», «В»:

  1. баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
  1. балла - большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
  1. балла - большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
  1. балла - при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;
  1. балл - невыполнение, помощь не использует.
  1. Проверка умения образовывать сравнительную степень прилагательных

Инструкция: «Осенью холодно, а зимой еще холоднее»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Этот цветок красивый, а тот еще...

Этот дом высокий, а тот еще...

Этот мальчик умный, а этот еще...

Эта девочка хорошая. А та еще...

Оценка:

  1. баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
  1. балла - большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
  1. балла - большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
  1. балла - при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;
  1. балл - невыполнение, помощь не использует.
  1. Проверка навыков словообразования Серия «А». Образование названий детенышей животных. Инструкция: «У кошки - котята, а у...»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Козы

Собаки

Коровы

Свиньи

Курицы

Утки

Пингвина

Льва

Серия «Б». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Инструкция: «Вот этот большой предмет - мяч, к нему подходит маленький предмет - мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет».

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Дом

Кукла

Яблоко

Стул

Елка

Серия «В». Образование относительных прилагательных.

Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая)...»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Кораблик из бумаги

Лопата из железа

Сок из яблок

Компот из слив

Баба из снега

Конфета из шоколада

Ваза из стекла

Серия «Г». Образование притяжательных прилагательных Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у ...»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Белки

Волка

Зайца

Лисы

Медведя

Серия «Д». Образование приставочных глаголов.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что делает мальчик».

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Мальчик идет.

Мальчик подходит к дому.

Мальчик выходит из дома.

Мальчик входит в дом.

Мальчик переходит улицу.

Оценка для заданий №7 «А», «Б», «В», «Г», «Д»:

  1. баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
  1. балла - большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
  1. балла - большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны;
  1. балла - при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;  1 балл - невыполнение, помощь не использует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Экспресс диагностика грамматического строя речи детей 5-6 лет

Обследование грамматического строя речи детей 5-6 лет...

Диагностика грамматического строя речи

Диагностика грамматического строя речи...

Диагностика грамматического строя речи дошкольника

Материал для диагностики. Самое главное кратко и без визуального шума....