Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Шорникова Наталья Александровна

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

К моменту поступления ребенка в школу он должен овладеть:

  • правильным звуковым оформлением слов, четкое и ясное их произношение,
  • иметь определенный словарный запас,
  • иметь в основном грамматически правильную речь,
  • строить различные по конструкции предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы;
  • свободно пользоваться монологической речью; овладеть способностью рассказать пережитые события, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

 

Все это позволяет ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом. Однако, если дошкольник имел какие-либо отклонения в развитии, даже временного характера, в том числе задержку речевого развития, это может отразиться на его дальнейшем обучение в школе.

Говоря о нарушениях речи у детей, как правило, приходится говорить и о нарушениях других, более сложных функций: возрастном недоразвитии речи, или ее несформированности функционального или физиологического происхождения.

Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития.

При обследовании у таких детей отмечаются следующие виды недостаточности:

  • эмоциональной,
  • моторной,
  • сенсорной,
  • голосовой,
  • психической

функций. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Что касается самой речи, то страдают не только звуки, но и механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат. На первый взгляд у таких детей имеется лишь фонетическое (звуковое) неблагополучие. На самом же деле у них отмечается неблагополучие общего развития.

Общее недоразвитие речи ребенка представляет собой несформированность всех сторон речи:

  • звуковой;
  • лексической (словарный запас);
  • грамматической (умение пользоваться грамматическими категориями);
  • связной речи (монологической и диалогической).

На этом неприятности не кончаются, потому что общее недоразвитие речи сопровождается рядом неречевых нарушений – нарушений психологической базы. К ним относятся недостаточно развитые:

  • все виды восприятия,
  • все виды памяти,
  • мышления,
  • движения пальцев,
  • ориентировка в пространстве.

У каждого ребенка они проявляются в разной степени.

Недостаточность слухового восприятия ведет к неправильному восприятию услышанного, а затем и к неправильному воспроизведению. Ребенок может пропускать буквы на письме, заменять их по непонятной причине.

Недостаточность зрительного восприятия ведет к неправильному распознаванию различной информации, в том числе и графических знаков – букв и их элементов через зрительный анализатор.

Уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать пространственно-временные представления. Тогда ребенок не будет путать пространственное расположение элементов букв.

Недостатки внимания могут проявиться в виде рассеянности, ошибок при списывании, ребенок вряд ли сможет вам рассказать, о чем шла речь на уроке.

Трудности возникают при пересказе, если у ребенка недостаточно развиты память и мышление.

Внимание, память, мышление можно и нужно развивать как можно раньше, придавая обучению игровой характер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: СЕМЬЯ КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС ПРОФИЛАКТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Страх – это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия....

"Основные принципы, определяющие успешность воспитания детей дошкольного возраста"

Консультативный материал для родителей с рекомендациями по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. Раскрывает содержание основных принципов, определяющих успешность воспитательных воздействий....

Основные вокальные навыки, формирующиеся у детей дошкольного возраста

Важно помнить, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент процесса развития музыкальных способностей....

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"...

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста,

Статья для родительского уголка в подготовительной к школе группе....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит» (для старшего дошкольного возраста)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТдыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит»(для старшего дошкольного возраста)...

Основное (организованное) меню рациона питания детей дошкольного возраста (1,5-3 лет). Основное (организованное) меню рациона питания детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Питание в детском саду регулируется нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Особенности организации питания дошкольников: сбалансированность рациона детей, витаминизация, индивидуализация меню, режим пит...