Комплексное использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В статье представлена актуальность и значимость комплексного использования современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комплексное использование современных образовательных технологий  в коррекционно-развивающем процессе»

Актуальность темы    продиктована одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе:
совершенствование путей и способов эффективного преодоления нарушений речи у дошкольников с использованием современных образовательных технологий.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает использование качественно новых  эффективных методов и приемов организации образовательного процесса. Обучение должно быть развивающим, увлекательным, проблемно - игровым, обеспечивать самостоятельность и творчество ребенка. Соответственно, должны претерпеть изменения  средства и методы обучения и воспитания детей, формы взаимодействия педагога и воспитанников. Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной работе. Реализуя  личностно-ориентированный подход в профессиональной   деятельности,  стараюсь видеть самобытность и уникальность каждого ребенка,  учитывать его интересы, особенности развития, темперамент, а также структуру нарушения речи. Все это способствует раскрытию творческих способностей ребенка, самореализации детской личности.

Позиция педагога по ФГОС-вместе с детьми, а вместе-это и есть партнерские взаимоотношения, совместная деятельность, … «при котором сам ребенок становится субъектом образования …».Ребенок принимает активное участие в предстоящей совместной деятельности, планировании, выбирает…Педагог- режиссер, идет  вместе с детьми по дороге познания, помогает найти правильную тропинку, чтобы детям хотелось по ней идти.

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие.

Технология развивающего обучения приобретает особую актуальность для осуществления развивающего  эффекта НОД. Процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста неразрывно связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на развитие мышления, умение анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать отношения между предметами и явлениями.  Речь тесно связана с мышлением. Значение слова является обобщением и представляет собой как единицу речи, так и единицу мышления. Они возникают независимо друг от друга, но в процессе психического развития ребёнка возникает речевое мышление, речемыслительная деятельность. интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Модель построения развивающего занятия основана на использовании проблемного вопроса, проблемной ситуации,  приема  столкновения противоположных мнений  как побудительного мотива у деятельности, поиску решения. Проблемные методы ведения таких занятий включают продуктивные задания. Это способствует качественному усвоению знаний, развитию интеллекта, творческих способностей, формированию активной личности.

Одним из важных условий является комплексное использование современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности  коррекционно-развивающего процесса, при этом в дополнение к базовой технологии используются дополнительные технологии и методики.

В профессиональной деятельности используется система методов и приемов, обеспечивающих взаимосвязь современных образовательных технологий – игровых, технологии развивающего обучения, наглядного моделирования, информационно-коммуникационных технологий. 

Проектная деятельность реализует основные принципы ФГОС ДО, осуществляет деятельностный подход в обучении, базируется на принципах развивающего обучения с учетом «зоны ближайшего развития», способствует воспитанию инициативной, творческой личности.

   В коррекционно-развивающий процесс включаются игровые технологии, направленные на развитие всех компонентов речи. Использование игровых технологий позволяет повысить эффективность  коррекционно-развивающего процесса, т.к. они ориентированы на игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, органично встраиваются в него. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка при использовании дидактических игр, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий можно развивать творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

В своей деятельности я использую технологию наглядного моделирования, которая  органично встраивается в коррекционно-развивающий процесс: при использовании моделей артикуляции звуков (методика В.М.Акименко), при составлении графических схем предложений, рассказов, слогового и звукового состава слова, моделей-схем позиции звука в слове. Моделирование словесного состава предложения с выделением с дифференциацией графических схем слов-предметов, слов-признаков, слов-действий повышает результативность работы. Эффективность логопедического воздействия при дифференциации звуков повышается при сравнении схем-моделей артикуляции звуков. Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с другими образовательными технологиями значительно повышает  качество коррекционно-развивающего процесса с воспитанниками по преодолению речевых нарушений. Использование интерактивной SMART Board. доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска используется  для изучения нового материала, предъявления новой информации; для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; для обобщения, систематизации знаний. С помощью ИКТ предоставляется возможность индивидуализировать обучение. Программа для работы с интерактивной доской предоставляет ребенку возможность повторного выполнения задания, создает ситуацию успеха, что является основой личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками. Программно-методический комплекс «Развитие речи» предоставляет возможность выбора воспитанниками заданий, вариантов выполнения заданий, объектов, возможность моделирования дидактической ситуации, создания проблемно-поисковой ситуации. Ряд игровых заданий в содержании презентаций основан на использовании элементов развивающего обучения и наглядного моделирования.

    Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса на основе комплексного использования современных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».

При модернизации дошкольной образовательной системы, переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль повышения кадров, так как от этого зависит развитие дошкольного образовани...

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе учителя –логопеда ДОУ.

В материале описаны современные образовательные  технологии, которые логопед использует в корекционном и образовательнм процессе с детьми дошкольног возраста в ДОУ....

Консультация на тему:Использование современных образовательных ИК технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптиро...

Использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...

Использование современных методов в коррекционно - развивающей работе с дошкольниками.

Ищете способы повысить эффективность коррекционно - развивающих занятий с детьми, имеющими сложности в освоении программного материала ДОО? Тогда эта статья для вас! Вы узнаете об использовании соврем...

"Использование современных образовательных технологий при взаимодействии участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе"

Тема: «Взаимодействие участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР  с использованием современных технологий программы «Вдохновение»...

Использование современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ

   В статье описаны образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ, такие как:    - личностно-ориентированная технология обучения;    - технологии индивидуализ...