Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
материал (младшая группа)

Гордеева Любовь Алексеевна

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество -    постоянный спутник детского развития. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо дать знания и умения и наполнить его жизнь яркими художественными впечатлениями. Чем богаче опыт малыша, тем лучше будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому, для меня актуально, с самого раннего детства приобщать ребенка к театру, литературе, искусству. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы воспитателя

муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения г.о. Саранск «Центр развития ребенка - детский сад № 46»

Гордеевой Любови Алексеевны

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность»

Вы хотите, чтобы ваши дети были

способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать

первые шаги по ступенькам

творчества, но не опаздывайте

 и, помогая, думайте сами.

                               Б.П. Никитин

1. Обоснование актуальности и перспективного опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество - постоянный спутник детского развития. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо дать знания и умения и наполнить его жизнь яркими художественными впечатлениями. Чем богаче опыт малыша, тем лучше будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому, для меня актуально, с самого раннего детства приобщать ребенка к театру, литературе, искусству. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Одним из самых доступных видов искусства для дошкольников является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития личности. В театре ребенок раскрывает свои возможности и чувствует себя  героем, которого играет. Входя в образ, он играет любые роли, которые его заинтересовали, подражает увиденному и получает от этого огромную радость. У него исчезают некоторые комплексы, стеснительность, скованность движений. Благодаря театру ребенок глубоко  познает мир и выражает свое детское отношение к доброму и плохому. Каждое прочитанное литературное произведение или сказка имеют для него примером нравственности (дружба, честность, доброта, смелость).

Систематическое и планомерное  использование разнообразных театрализованных игр способствуют решению и  реализации  педагогических задач детского сада. Играя со взрослыми и сверстниками у ребенка, происходит развитие речи, музыкальных и других творческих способностей. Сказка  является средством интеллектуального, коммуникативного и художественно – эстетического воспитания.  Использование игры помогает решить  ряд важных вопросов:

- как провести  каждое занятие с ребенком увлекательным и интересным;

- как научить ребенка видеть  многообразие окружающего нас мира и его необыкновенную красоту;

- как развивать  основные способности ребенка: слышать, видеть, понимать, любить, чувствовать, фантазировать и придумывать.

Дети любят играть в театрализованные игры, поэтому это направление несет положительный результат для использования в моей работе.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Театр является помощником в воспитании творчески  развитой личности, поэтому и возникает у меня педагогическая идея опыта руководствоваться  в работе с дошкольниками  театрализованной деятельностью. Применение театрализованной деятельности в непосредственно образовательной деятельности, позволяет на некоторое время удерживать внимание ребёнка, расширяет успех  обучения:

-учит  точно формулировать свои мысли;

-развивает чувства познавать то, что нас окружает;

- формирует  детскую целеустремленность, взаимопомощь к другим детям.

Театрализованная деятельность – это самый доступный вид творчества. Воспитательные возможности её многозначные, тематика разнообразная  и может исполнять любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более правильной, выразительной, грамотной. Полученный  детский опыт от показа спектакля, повышает самооценку детей, и они не теряют веру в свои силы. Их игровая деятельность становится интересной и творческой. У каждого из них начинает проявляться  творческий характер, эмоциональное наполнение. Именно  игра в театр  развивает мышление речь, воображение, тренирует память ребенка. Интерес  к театральному искусству, желание передать этот интерес детям, чтобы  через данный вид творчества выработать счастливые и удачные моменты в жизни ребенка,  стало для меня определенным направлением для работы в дошкольном учреждении.

Поэтому для творческого педагогического успеха в своей работе, я обязана:

- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- увлекать детей к театральной культуре;

- организовать  координацию театрализованной  с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

- организовать  условия для совместной театрализованной деятельности детей, взрослых сверстников;

-ценить каждого маленького человека как личность , помогать ему в самореализации и созданию для него благоприятной атмосферы.

3. Теоретическая база опыта.

     В   дошкольной педагогике рассматриванием вопросов приобщения дошкольников к театральному искусству занимаются многие ученые и педагоги, на опыт которых я пытаюсь основываться в своей педагогической деятельности.

В своей работе я использую следующую литературу:

1. Программа «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой).

2. Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий.

3. М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».

4..Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».

5.Т. А. Егорова ,Комплексные занятия по сказкам для детей 3-7 лет.

6. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

- «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)

- «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

-«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)

- «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)

7. Интернет - ресурсы:

- https://nsportal.ru/detskiy-sad -  Социальная сеть работников образования;

-https://www.maam.ru – Международный образовательный портал МААМ;

- https://www.o-detstve.ru – О детстве;

- https://solnet.ee – Детский портал Солнышко;

-https://dohcolonoc.ru – Все для воспитателей детских садов.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:

Чтобы достичь поставленных целей и задач по развитию театрализованной деятельности в детском саду и накоплению эффективного опыта – кропотливая работа.

 Реальная значимость состоит в том, что накопленный опыт по театрализованной деятельности ( сценарии, досуги, театральные постановки, игры) может быть реализован при проведении  праздников, развлечений, непосредственной образовательной деятельности,  самостоятельной деятельности, деятельности детей и взрослых, в свободное время,  в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Для использования наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста проводится предварительная работа, рассматривание методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды с учётом возрастных особенностей детей. Она должна разрешать ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.

 В группе оформлен театрализованный уголок, создана картотека театрализованных и речевых игр, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др.

На занятиях по театрализованной деятельности организую: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовку и репетицию разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по развитию  этики исполнения; упражнения в целях  социальной значимости.

Занятия строятся с помощью таких методических приёмов работы, как:

-  принятие  театральных героев на  себя;

-   нахождение театральных атрибутов и действия с ними;

-    разыгрывание театральных игр атрибутами и без них;

-    загадки;

-   ответы на вопросы педагога.

Наибольший эффект в моей работе дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка и создание проблемной ситуации, переход игры на другой более сложный  уровень. Дети на занятиях при вхождении в роль (музыкантов, артистов, художников) естественно проявляются детское  творчество . Моя роль, как  педагога - особое внимание  проявить  к детям  застенчивым. Поэтому,  я должна  предоставлять детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Ненавязчиво следим за тем, чтобы своей актерской активностью   не сдерживать робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

При всей системности конкретных педагогических действий работы составляю перспективный план работы, при этом  основываюсь на следующих основных принципах реализации темы:

1. Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, жизненный опыт.

 

2. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр находятся в контакте  с другими разделами программы.

3. Принцип системности. Работа осуществляется систематически весь учебный год.

4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители сохраняют формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Именно это помогает развивать театрализованную деятельность детей и повышает творческий потенциал каждого ребёнка.

5. Анализ результативности.

Используя выше описанные действия, направленные на усовершенствование умений по развитию  творческих способностей дошкольников через  театрализованную деятельность, дали положительные результаты.  В результате запланированной работы, с учетом возрастных способностей  детей и использованием  проверенных методов и приемов в игровой деятельности, у детей повысился интерес  к играм. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Дети ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция и с большим желанием участвуют в постановке сказок.

Проведенная мною работа по развитию творчества детей в театрализованной деятельности принесла следующие результаты:

-у детей  повысился уровень коммуникации и риторики;

- значительно  изменилось представление детей о театральной культуре;

 - в самостоятельной театрализованной игре дети научились играть по интересам  друг с другом;

- умеют , пересказывать  небольшие сказки, рассказы и отвечать на вопросы по содержанию;

- умело владеют  различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д.;

- учатся совершать выбор ролей, осмысливать себя в определённой роли, производя избранные ролевые действия,  использовать  четкие  средства (интонацию, мимику, движение) для умелого претворения в роль;

- развиваются у детей нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (вежливость, общительность, доброта, умение довести начатое дело или роль  до конца);

- повысился  хороший контакт с семьями воспитанников.

Вывод:

- большое  влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как грамотное педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом счастье, радость;

 - тематика театрализованной деятельности бывает неограниченной, поэтому может  удовлетворить разные интересы детей;

- театрализованная деятельность  решает многие задачи программы детского сада: от ознакомления с социальными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического развития.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех членов коллектива  педагогического процесса.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении  заинтересованности родителей, их личный активный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. 

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    При использовании своего опыта работы я  соприкоснулась с некоторыми проблемами и трудностями:

 - если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей?

    Первая трудность - решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Воспитатель может придумать какие-либо другие  роли, чтобы охватить всех детей. 

    Вторая же трудность немного сложнее и требует постоянного наблюдения за отдельными индивидуальными  детьми. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли положительных персонажей и не хотят играть отрицательных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Сыграть роль отрицательного героя намного сложнее, но ребенок стремиться участвовать в театральной постановке и он соглашается исполнять отрицательную роль. Постепенно необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

В своём опыте использую материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: перспективное планирование, организация театрального кружка, игры и игровые упражнения, образовательная деятельность, консультации, драматизация детских произведений совместно педагогов с детьми и родителями. Мой опыт может быть использован педагогами дошкольного образования. Размещен на сайте МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 46».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

В презентации представлен материал на тему " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"....

Выступление на педагогическом совете. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существ...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Через сказку, фантазию,игру-через неповтаримое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка" В.А.Сухомлинский...

Консультация для родителей Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его со...

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развив...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сер...