Некоторые формы работы с родителями
консультация по логопедии

Горбачева Галина Дмитриевна

 Система работы логопеда с родителями в условиях специализированного дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_formy_raboty_s_roditelyami.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые формы работы с родителями

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими общее речевое недоразвитие, особая роль принадлежит родителям. В дошкольном возрасте родители являются для ребёнка непререкаемым авторитетом и, если они включаются в логопедическую работу, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению ОНР. Задача логопеда – привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития малыша, дать определённые знания, умения необходимые для  коррекции речевого нарушения.

Часто родители не осознают всей тяжести ОНР, не предполагают, что это системное нарушение всех компонентов речи. Они обращают внимание только на неправильное звукопроизношение и в основном лишь шипящих звуков и звука р . Мало кто замечает аграмматизмы, недоразвитие слоговой структуры, несформированность связной речи. Некоторые родители относят нарушения своих малышей к возрастным особенностям и считают, что это исправится само собой. Логопед должен дать правильные ориентиры в коррекционной деятельности, предостеречь от некоторых заблуждений. Одним из таковых является мнение, что если научить ребёнка читать, то речевые нарушения исправятся. Родители начинают самостоятельно обучать чтению и, не владея необходимыми приёмами, порой формируют побуквенное чтение. Приходится в дальнейшем переучивать ребёнка, вырабатывая у него слитное чтение, затрачивая на это много усилий и времени, так как научить легче, чем переучить. В последнее время появилась тенденция обучать детей с ОНР иностранному языку, что недопустимо. В первую очередь надо исправить нарушения в своей собственной речи, а затем изучать иностранный язык. Ещё одним из заблуждений родителей является мнение, что посещение большого количества различных кружков поможет в преодолении речевого дефекта. Ребёнок с ОНР нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать лишней информацией и все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша. Много времени дети проводят за компьютером. Родители поощряют это увлечение, думают, что компьютерные игры полезны детям. Долгое пассивное сидение у компьютера задерживает разбитие высших психических функций. Ребёнок становится рассеянным, ему трудно сосредоточиться, он быстро устает на занятии, хуже усваивает материал. Прогулки, наблюдения за природой, посещение театра, помощь взрослым на даче и дома, чтение книг, общение с мамой и папой, дедушкой и бабушкой дают малышу необходимые знания, развивают внимание и память, совершенствуют связную речь. В повседневной жизни родители в непринуждённой обстановке имеют возможность закреплять знания и речевые навыки детей, полученные во время занятий в детском саду.

В условиях специализированного дошкольного учреждения существует система работы логопеда с родителями:

- родительские собрания

- индивидуальные ежедневные консультации логопеда

- открытые фронтальные и индивидуальные занятия

- оформляются стенды, папки-передвижки, тетрадь для родителей

Первое родительское собрание проводится в сентябре по результатам углублённого обследования детей. На этом собрании предлагается анкета по сбору данных анамнеза для более точного установления диагноза. Логопед сообщает краткие сведения из онтогенеза и дизонтогенеза речи, знакомит родителей с организацией работы в данной группе, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости домашних занятий с ребёнком по индивидуальной тетради, объясняет, как оформить эту тетрадь. Важно предупредить родителей о том, чтобы они не выполняли домашнее задание за детей. Нужно вместе с ребёнком подыскать картинки к данной лексической теме, вырезать их и наклеить в тетрадь или помочь малышу нарисовать рисунки.

Второе собрание проходит в январе. На нём подводятся итоги за I полугодие и намечаются основные пути дальнейшего коррекционного обучения.

Третье собрание проводится в мае по итогам года. Логопед даёт рекомендации на летний период по закреплению поставленных звуков. На этом же собрании надо напомнить родителям о том, что если они хотят самостоятельно научить ребёнка читать, то лучше всего это делать по букварю под редакцией Н.С. Жуковой, где даны чёткие методические приёмы по формированию слитного чтения.

Кроме собраний в определенный день недели проводятся консультации по просьбе родителей или по приглашению логопеда. В этот день логопед работает во второй половине дня. На консультации логопед показывает, как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику, обращает внимание на возможные ошибки при выполнении тех или иных упражнений, разъясняет, как выполнять задания, сообщает об успехах и  трудностях ребёнка, путях их преодоления. Для автоматизации звуков предлагается специально подобранный и расположенный в определённой последовательности речевой материал, представленный на карточках. Логопед вкладывает карточку в кармашек, приклеенный на обратной стороне тетрадной обложки. Родители дома переписывают задание с карточки в тетрадь, а карточку возвращают. Таким образом в тетради накапливается речевой материал, который нужно ежедневно проговаривать с малышом до тех пор, пока ребёнок не начнёт пользоваться правильным звуком в самостоятельной речи.

Наглядная информация представлена на стенде и в виде папок с рекомендациями по закреплению полученных знаний. На стенде помещаются сведения, касающиеся развития речи ребёнка в норме и при различных видах речевых аномалий, приводится список рекомендуемой литературы, предлагается материал по формированию звукопроизношения и развитию связной речи, который периодически обновляется. В специальном разделе стенда указываются даты родительских собраний. В тетради для родителей указывается дата приглашения для беседы с логопедом, тема беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...