Воспитание и развитие речи у детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и нёба
консультация по логопедии (младшая группа)

Ольга Николаевна Анисимова

 Уважаемые родители, представляю вашему вниманию рекомендации по развитию речи  детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и нёба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картинки по запросу картинка дети jpeg

                             

Консультация для родителей на тему:

Воспитание и развитие речи у детей раннего возраста

с врожденными расщелинами губы и нёба

Составитель:

 учитель-логопед Анисимова О.Н

Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним.       

    Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда организовывать занятия с детьми в форме игры, проводить занятия по 25—30 минут не реже 3—4 раз в неделю. Очень важно не прерывать занятия.

Чтобы предотвратить патологическое положение языка, в раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к зубам. Это возможно при лежании на животе или на боку.

Кроме произношения, при ринолалии страдает фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать их между собой и обобщать в словах). Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, на чтении и письме.

     С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком. На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: а — а — а, а — гу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого нёба, следует давать питье маленькими глотками. С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начинается повторение отдельных слогов и звуков. С шести месяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подражательность. К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т. д.). С ребенком нужно говорить, только правильно артикулируя, не искажать звуки, не ≪сюсюкать≫, всячески поощрять общение ребенка с окружающими людьми. В первые годы жизни ребенка проводится операция — пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:

— поднимать и опускать верхнюю губу;

— стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

— ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая

губу вперед;

— вибрировать пальцем верхнюю губу;

— постукивать около рубцов подушечками пальцев;

— щипать пальцами;

— взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.

Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а — п, п — а, б — а, па — па, ба — ба, ма — ма. Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: а, э, о, ы,у,и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны. Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений.Массаж проводится в исходном положении ≪лежа на спине≫, при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении ≪сидя, голова на подлокотнике≫. Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый ≪пальцевой душ≫. Поглаживание лба осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление движения — от средней линии лба к вискам. Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от кончика носа к переносице. Поглаживание щечной области осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей. Приемы вибрации и ≪пальцевой душ≫ осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании. Массажные движения необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой:

—круговые движения языком в преддверии полости рта;

—набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая

воду под губами;

—≪пальцевой душ≫ —постукивание около рубцов подушечками

пальцев;

—≪щипки пальцами≫ —легкое пощипывание околоруб-

цовых областей.

Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцветных бумажек.  

От простых дыхательных игр-упражнений постепенно надо переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук.

Примеры таких упражнений:

как гасят огонек? (ф-) — верхние зубы касаются нижней

губы;

— как гудит пароход? (ы-);

— как гудит паровоз? (у-);

— какой ты большой? (о-);

— как шумит ветер? (е-) — верхние зубы касаются нижней

губы;

— как звенит комарик? (з-) — губы в улыбке, зубы вместе,

язык упирается в нижние зубы, выход холодной струей;

— как шипит змея? (ш-) — язык поднят в форме чашечки

за верхние зубы;

— как жужжит жук? (ж-) — губы слегка вытянуты вперед,

струя воздуха теплая.

Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям. В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчисляется несколькими сотнями слов. В этот период можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами. Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); зрыву губами по типу звука п; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр.

Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывают у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, сказывается на формировании его психики. Эти психологические наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Не устраненные в детском возрасте речевые проблемы могут препятствовать выбору профессии, мешать в работе и повседневной жизни. Однако своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.

(по материалам  статьи Г.Б. Волосовец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания и развитию речи у детей раннего возраста с использованием игровых технологий. первая младшая группа.

Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания  и развитию речи у детей раннего возраста с  использованием игровых технологий.первая младшая группа....

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...