«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет
статья по развитию речи (младшая группа)

Казакова Галина Владимировна

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Вся мебель в групповой комнате единая по стилю, простая по форме и имеет современный силуэт. Оборудование в группе следует размещено так, чтобы воспитателю удобно было подойти к каждому ребенку во время игр и занятий. Размещая мебель, старались максимально освободить площадь пола для игр и подвижной деятельности детей.
Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создали пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakova_gv_innovatsii_v_razvitii_rechi.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности

на основе инновационных технологий»

в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Паспорт опыта

Наименование опыта

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Заведующий МАДОУ

Д/С №278»”

Окользина Юлия Викторовна

Адрес

Г. Барнаул, ул. Ускова 39

Разработчики опыта

Воспитатель: Казакова Галина Владимировна

Цель опыта

Поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФОП ДО.    

Срок реализации опыта

2023-2024 г. Один год, с повторением нового набора детей

Ожидаемые результаты

Для детей: Создание условий для развития речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности на основе инновационных технологий. Формирование памяти, мышления, воображения и внимания.

Для родителей: Наглядное информирование, открытые просмотры, консультации, привлечение родителей к участию в жизни ребенка в ДОУ

Для педагогов: Повышение эффективности развития речи детей раннего возраста, приёмы развития мелкой моторки рук в игровой деятельности, в усовершенствованной, модернизированной и адаптированной к различным ситуациям и условиям форме.

2024 г.

Г. Барнаул

Содержание

Введение

  1. Теоретические аспекты речевого развития детей.
  2. Актуальность, новизна опыта.
  3. Цель, задачи опыта.
  4. Принципы речевого развития.
  5. Методы речевого развития детей раннего возраста.
  6. Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
  7. Целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста.
  8. Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста.
  9. Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.
  10. Приложение.

«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

Одно неотделимо от другого».

К. И. Чуковский

Введение

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли. Развитие речи детей раннего возраста обусловлено определенными закономерностями. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:

  • новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
  • у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
  • ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
  • речь связана с проявлением мышления и обусловлена им;
  • язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны. По данным Е.А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями.

  • 1 год – 9 слов;
  • 1год 6 месяцев – 39 слов;
  • 2 года – 300 слов;
  • 3 года – до 1500 слов.

 

  1. Теоретические аспекты речевого развития детей

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.

 Советские психологи (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.

     В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, музыкальные игры- забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.  Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.

      Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.   

    Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.

Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста.
Учитывая важность данной проблемы, в детском учреждении необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.

Новизна опыта использование инновационных технологий в раннем возрасте для развития речи.

  • Целью моей педагогической деятельности стал поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФОП ДО.    

    Для достижения цели был выдвинут ряд приоритетных задач:

 1.Развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложно координированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кисти и пальцев рук. 
2.Развивать речь детей. 
3.Развивать внимание, воображение, память, мышление детей. 
4.Совершенствовать зрительное восприятие, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений. 
5.Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширять знания детей по основным лексическим темам. 
6.Создавать благоприятный эмоциональный фон общения. 

Методы речевого развития детей раннего возраста

Наглядные методы:

  • Наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.
  • Наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.
  • Рассматривание игрушек, предметов и картин.
  • Изобразительная наглядность.

Практические методы:

  • Дидактические игры;
  • Дидактические упражнения;
  • Хороводные игры;
  • Игры – драматизации; инсценировки;
  • Игры – сюрпризы;
  • Игры с правилами.

Словесные методы: 

  • Чтение потешек, забавлянок, стихов, сказок с использованием наглядности;

Чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

  1. Создание условий для речевого развития детей раннего возраста

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Вся мебель в групповой комнате единая по стилю, простая по форме и имеет современный силуэт. Оборудование в группе следует размещено так, чтобы воспитателю удобно было подойти к каждому ребенку во время игр и занятий. Размещая мебель, старались максимально освободить площадь пола для игр и подвижной деятельности детей.
Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создали пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:

Игровое пособие «Речевой куб», изготовленный мной с участием родителей, для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, игротерапевтическая, развлекательная.

Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.

Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.

Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.

Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики.

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.

Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.

Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)

Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.

Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т.д.

Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. Малышам очень нравится рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки

Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр.

В соответствии с ФОП дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.
Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

С детьми 1,5 и 2-го года жизни непосредственно образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах:
- наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения;
- инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
- рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов);
- чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т.д.).
Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста:
1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают или баюкают куклу; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т.д.
2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т.д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т.д. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых навыков и умений.
4. Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки»). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении умственной и речевой деятельности.

5. Речевой куб. Различные картинки, приклеиваются к кубу, ребенок подкидывает, ловит и называет картинку. Темы «Кто как говорит», «Одежда», «Мебель», «Эмоции», «Сложи сказку «Репка», «Овощи», «Фрукты»

6. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями. Например, инсценировка «Кто в домике живет». Воспитатель вносит игрушки, «поселяет» в домик поочередно. Когда в домике несколько игрушек, спрашивает детей: «Так кто в домике живет?» дети называют, совместно с воспитателем можно обыграть.
7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение), и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа), оба методических приема имеют свои положительные стороны. Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым звукоподражанием назвать предмет.
8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, дети и воспитатель переходят от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где уточка? «Кря-кря», — она кричит. Покажите, где уточка»). Речь идет не о картинках, развешенных постоянно, а о часто меняющихся, картинках по тематике занятия. По этому типу можно использовать находящуюся в группе мебель, предметы (Где диван? Пойдемте сядем на диван. Петенька, покажи нам, где окно. Давайте подойдем к окну). Этот же метод можно использовать и на прогулке, там дети будут знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.).
9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Воспитатель вместе с детьми переходит от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке. Так же как картинки бывают разной сложности, так и выставку игрушек можно усложнять, в зависимости от развития речи детей и задач воспитателя.
На одной полочке можно поставить знакомые игрушки, которые они легко могут назвать, на другой – новые, или знакомые игрушки, выполняющие действия (кошка пьет из миски молоко, собачка едет на грузовике и т.д.). Или на всех полочках выставлен мишка, но на одной он играет в мяч, на другой – несет флаг и т.д.).
10. Волшебный мешочек. Хотя этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию.
11. Я спрячу, а ты поищи. Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить, как она называется, какая по цвету, т.е. задавать наводящие вопросы.
12. Принеси и назови. Набор игрушек раскладывается на столе, педагог просит ребенка принести ту или иную игрушку, приучайте каждого малыша показывать эту игрушку остальным детям и называть ее.
Можно усложнить прием, проговаривая шепотом имя ребенка или спрашивая детей, кто сейчас принесет игрушку.
13. Позови. Дети, подражая воспитателю, должны сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для них действие. (Танечка, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне»). Затем можно выставить несколько игрушек, предложить ребенку позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай».
14. Передай другому. Один из детей получает игрушку, картинку, палочку, коробочку и т.п. Он должен передать это кому-нибудь из детей по указанию воспитателя или по собственному выбору. Предмет необходимо назвать, по возможности описать.
15. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, макаронами, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать.

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста

Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над развитием речи, а также помогающие воспитателю в работе.

 Почему сегодня мы прибегаем к инновационным технологиям?

   Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.

  В предметно-развивающей среде моей группы «Цыплята» я хочу, чтобы особое место занимал мини-музей «Моя игрушка» - инновационная педагогическая технология познавательного развития детей на основе речевого материала.

Задачами музейной технологии являются: формирование детско - взрослой совместной деятельности на материале музейной практики, освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности воспитателя - музейного педагога, обогащение предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, развитие речи и расширения словарного запаса.

В мини - музее могут размещены книги — игрушки, книги — раскладушки, книги - картинки, книжки — малышки. Так же размещены фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации.  

         Одна из инновационных технологий, применяемая в моей практике – технология пальчиковой гимнастики.

   Н.А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание человека». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие детской речи. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. А именно: выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При выполнении пальчиковых упражнений у малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.

Обучение правильному звукопроизношению тесно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов,

кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться

- чем "умнее" руки, тем умнее и малыш.

Хорошие результаты дает методика Марии Монтессори. В последнее время эта методика стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Наша же задача только помогать ребенку реализовывать себя и свою индивидуальность. Никакого принуждения.

Виды игр по Монтессори:

- шнуровки;

- игры с водой;

- игры с пересыпанием (крупа, песок, макароны);

- игры с прищепками, бусами;

- мозаика;

- вкладыши;

- пазлы;

- пальчиковые игры;

- лабиринты и мн. др.

        Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста. 

Использую театрализацию в разных видах деятельности пед. процесса: в режимных

Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции (фото 3).

Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.

У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров:

Настольный: Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д.), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию), повторяют запомнившиеся фразы.

Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта я использую индивидуальную работу с детьми, знакомлю детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления.

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Театр рукавичек: надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер.

Постоянный разговор с ребенком. С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.

При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Умывание

-Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку

- Сейчас мы пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т. д.

Во время укладывания детей на сон можно поговорить о чистом, красивом белье, как приятно положить головку на мягкую подушку со свежей наволочкой, какие замечательные сны приснятся, вспомнить названия предметов постельного белья, обязательно спеть колыбельную песенку.

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Речевая политика воспитателя.

К речи воспитателя предъявляются особые требования. (Какие?) Она должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.

Наблюдения.

С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.

Темы для наблюдений в природе подробно изложены в программе по всем временам года «Чем удивит и очарует осень, зима, весна, лето». В чем заключается участие взрослого в детских наблюдениях? Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.

На прогулке:

Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков. И т. д.

Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т.д.).

Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования.

Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:

рукотворной, т.е. созданной руками человека,

миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т.д.)

миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.)

Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:

Знакомство со свойствами воды:

-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.

-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую?

-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.

-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).

Вопрос слушателям: В какие еще игры можно поиграть с водой? С бумагой?

Все эти игры решают несколько задач, в том числе - расширение и обогащение словаря.

Предметно-манипулятивная игра как форма познавательной деятельности.

Предметно-манипулятивная игра является одной из основных форм игровой деятельности ребенка 1,5-3 лет. Она обеспечивает полноценное развитие его мышления и формирование мелкой моторики рук (что способствует развитию речи). Такого рода игра не имеет конкретной цели и, в отличие от сюжетной, не является попыткой воспроизведения или имитации чего-либо – для ребенка ценны и интересны производимые им действия и результат сами по себе. Первое знакомство малыша с изобразительными материалами тоже носит характер предметных манипуляций и может не иметь собственно изобразительных целей. Тем не менее значение этого этапа освоения мира трудно переоценить с точки зрения развития малыша.

В распоряжении детей постоянно должны быть следующие игрушки:

-игрушки-каталки (на палочке и с веревочкой), игрушки, заводящиеся ключом;

-пирамидки на конусной основе из 4-5 колец;

-матрешки 3-4 местные;

-формочки-вкладыши;

-конструкторы «Лего» и др.;

-сборно-разборные игрушки;

-мозаика крупная и мелкая;

-озвученные игрушки (свистки, бубны, барабаны, погремушки и др., неваляшки);

-куклы двух размеров (с комплектом одежды, мебели, посуды);

-крупные мягкие игрушки (2-3 на группу);

-автомобили большие и маленькие;

-мячи большие и маленькие, кегли

-разрезные картинки (2 части);

-парные картинки;

-лото «Малышам»;

-формочки, совки, ведерки для игр с песком;

-бусы крупные для нанизывания.

Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому я стараюсь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентирую на ней внимание. Скажу, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалю их почаще.

Заключение  
Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием.

«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы.

Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.

Литература

Бердянская М.Э. Критерии развития детей раннего возраста / М.Э.Бердянская, О.Е.Громова // Управление дошкольным учреждением. – 2003. – № 3.

Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДУ / В.М.Сотникова, Т.Е.Ильина. – М, Издательство «Скрипторий», 2003.

Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б.Волосова. – М. Линка-Пресс, 1999

Павлова, Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления / Л.Н.Павлова. – М., Мозаика-Синтез, 2000.

Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.Н.Павлова. – М., «Просвещение», 1987.

Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста: под редакцией Л.Н.Павловой. – М., 1994.

Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей 2 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль. «Академия развития», 1997.

Дубинина Д.Н. Мир вокруг меня / Д.Н.Дубинина. – Мн. Национальный институт образования. 2006.

Белая, К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К.Ю.Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.

Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: Сфера, 2008.

Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005.

 Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ //Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. №4. С 12-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

из опыта работы по развитию речевой активности детей группы раннего возраста в игровой деятельности...

«Развитие активной речи у детей раннего возраста через игровую деятельность»

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании.Речь малыша развивается постоянно в быту,в игре,в общении и сопровождает его в любой деятельности.Но что бы...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».

laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»

Усваивая родной язык, ребенок усваивает… бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов… так писал Константин Дмитриевич Ушинский....

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...

«Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

laquo;Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».Вам было бы интересно узнать, как создать условия для развития мелкой моторики рук?Мне тоже было это и...

Тема мастер-класса: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

laquo;Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».Вам было бы интересно узнать, как создать условия для развития мелкой моторики рук?Мне тоже было это и...