Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Ложкина Марина Витальевна

из опыта работы по развитию речевой активности детей группы раннего возраста в игровой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №142 ОАО «РЖД». Воспитатель группы раннего возраста: Ложкина Марина Витальевна, г. Тобольск, Тюменская области.                                                                                                        Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности. Ранний возраст - особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических качеств. Известно, что ребенок овладевает речью за какие-нибудь два-три года. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года-300-400, а к трем годам в его активном словаре уже от 1500 слов и более. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Советские психологи (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.   В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.  В своей работе по развитию речевой активности детей раннего возраста я использую разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: сюжетно - отобразительные, дидактические, подвижные, пальчиковые, народные, музыкальные игры- забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.    Сюжетно – отобразительные игры. Это, в основном, ряд игр с куклой Лялей. «Кукла Ляля обедает», «Кукла Ляля делает зарядку», «Оденем куклу Лялю на прогулку». Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал. Народные игры. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например, “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на Торжок”, “Чики – чики - чикалочки”. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить воспитателю, маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Дидактические игры: «Большой – маленький», «Животные и их детеныши» и другие активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.   В раннем возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь», «Как бегает и лает собачка». Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Эффективным методом развития речи детей является развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры стимулируют процесс речевого развития ребенка. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.  Игры с песком. С самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.  Таким образом, развитие речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности детей раннего возраста

Сообщение для педагогов,  работающих с детьми ясельной группы....

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Влияние театрализованной деятельности на развитие речевой активности детей раннего возраста

Презентация на тему "Влияние театрализованной деятельности на развитие речевой активности детей раннего возраста".Развитие речевой активности детей раннего возраста (1,5-3 лет) посредством т...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация совместной деятельности ребёнка со взрослыми в доступной форме и средствам – второе условие развития речевой активности детей раннего возраста"

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Развитие речевой активности детей раннего возраста посредствам игровых приемов

Цель: создание условий для развития речи у детей раннего возраста с помощью игровых приемовЗадачи:изучить и проанализировать литературные и методические источники по проблемам формирования речи в ранн...