Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Ложкина Марина Витальевна

из опыта работы по развитию речевой активности детей группы раннего возраста в игровой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №142 ОАО «РЖД». Воспитатель группы раннего возраста: Ложкина Марина Витальевна, г. Тобольск, Тюменская области.                                                                                                        Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности. Ранний возраст - особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических качеств. Известно, что ребенок овладевает речью за какие-нибудь два-три года. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года-300-400, а к трем годам в его активном словаре уже от 1500 слов и более. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра. Советские психологи (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.   В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.  В своей работе по развитию речевой активности детей раннего возраста я использую разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: сюжетно - отобразительные, дидактические, подвижные, пальчиковые, народные, музыкальные игры- забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.    Сюжетно – отобразительные игры. Это, в основном, ряд игр с куклой Лялей. «Кукла Ляля обедает», «Кукла Ляля делает зарядку», «Оденем куклу Лялю на прогулку». Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал. Народные игры. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например, “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на Торжок”, “Чики – чики - чикалочки”. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить воспитателю, маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Дидактические игры: «Большой – маленький», «Животные и их детеныши» и другие активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.   В раннем возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь», «Как бегает и лает собачка». Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Эффективным методом развития речи детей является развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры стимулируют процесс речевого развития ребенка. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.  Игры с песком. С самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.  Таким образом, развитие речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованной деятельности на развитие речевой активности детей раннего возраста

Презентация на тему "Влияние театрализованной деятельности на развитие речевой активности детей раннего возраста".Развитие речевой активности детей раннего возраста (1,5-3 лет) посредством т...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация совместной деятельности ребёнка со взрослыми в доступной форме и средствам – второе условие развития речевой активности детей раннего возраста"

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Развитие речевой активности детей раннего возраста посредствам игровых приемов

Цель: создание условий для развития речи у детей раннего возраста с помощью игровых приемовЗадачи:изучить и проанализировать литературные и методические источники по проблемам формирования речи в ранн...

«Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

laquo;Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».Вам было бы интересно узнать, как создать условия для развития мелкой моторики рук?Мне тоже было это и...

Тема мастер-класса: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

laquo;Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».Вам было бы интересно узнать, как создать условия для развития мелкой моторики рук?Мне тоже было это и...