Использование игр и игровых приёмов при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костюк Галина Петровна

Большую помощь в коррекции звукопроизношения могут оказать игровые приемы и формы работы. Они должны максимально широко использоваться на различных этапах формирования правильного произношения звуков. Чтобы работа над автоматизацией, дифференциацией звуков проходила более продуктивно, необходимо  превратить рутинную  работу над звуком в увлекательную игру. Безусловно, основная цель занятия - правильное произнесение звука - должна сохраняться на протяжении всей игры.  При тяжелых речевых нарушениях, этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vseh_etapah_kor._proiznosh.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование игр и игровых приёмов при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников

      Большую помощь в коррекции звукопроизношения могут оказать игровые приемы и формы работы. Они должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходным (акустически и артикуляционно) звуком.

     Чтобы работа над автоматизацией, дифференциацией звуков проходила более продуктивно, необходимо  превратить рутинную  работу над звуком в увлекательную игру. Безусловно, основная цель занятия - правильное произнесение звука - должна сохраняться на протяжении всей игры.
    При тяжелых речевых нарушениях, этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук. Многократное проговаривание одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
    Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.

Автоматизация изолированного произношения звуков
Предлагаемые задания направлены  на автоматизацию звука в речи,  на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

 Кто дольше?
Ребенок и взрослый  соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом. Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кнопочки
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
Метроном
Ребенок проговаривает звуки  под заданный логопедом ритм метронома.
Су-джок
Ребенок работает с су-джок  массажером, отрабатывая речевой материал.
Кубик с цифрами
Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторитьзвук.
Счеты
Ребенок произносит звук столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.
Улиточка
Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги проводя пальцем по спирали - домику улиточки.
Тихо - громко
Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая звук. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.
Дорожки
Игра используется для автоматизации изолированных звуков. Ребенок или взрослый  рисуют дорожку (спираль, волнистую, прямую и т.д.), ребенок ставит палец на начало линии и, длительно произнося автоматизируемый звук, ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
Прокати мяч
Взрослый  предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Кто быстрей дойдёт?

 Определить линию финиша, при правильном произнесении слова делается шаг вперед, при неточном – шаг назад. Играть при этом могут взрослый и ребенок, или  двое детей, у которых автоматизируется один и тот же звук на одном и том же этапе.

        

Автоматизация звуков в слогах

Кто больше?
Используется любой счетный материал, можно морские камни. За каждое правильное произнесение звука или слога взрослый и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения.

Научи Мишку
Взрослый  берет игрушку и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог.

Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
Маленькие ножки бежали по дорожке…
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
Ступеньки
На бумаге ребёнок или взрослый рисуют ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Раз - шажок, два - другой…
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Подружим пальчики

 Поочередные касания пальцев правой руки с одноименными пальцами левой руки сопровождаются одновременным проговариванием слогов.

 Игра на рояле (пианино)

  Поочередные прикосновения пальцев рук правой, затем левой руки, затем двумя руками к поверхности стола или имитируемым клавишам. Движения выполняются в направлениях слева направо, справа налево со сменой темпа и с одновременным проговариванием слогов на заданный звук.

 Перепрыгни через лужу (ручеек, кочку, дощечку, фишку)

 Называть слоги или слова с автоматизируемым звуком, одновременно прикасаясь к фишке заданным пальцем. Назвать столько слогов (слов), сколько фишек (луж, кочек, ручейков).

 Маленькие ножки шагают по дорожке

 Проговаривать слоги или слова с заданным звуком, одновременно «шагая» указательным и средним пальцами по поверхности стола или по бедру ребенка.

Рыбки

Проговаривать слоги и слова только при помощи одной артикуляции или шёпотом. Наблюдать при этом в зеркало за работой губ, щёк, языка. Позднее можно проделывать это упражнение без зеркала.

Графические упражнения

Написание в тетради в клеточку различных графических линий, черточек с одновременным проговариванием того или иного изучаемого звука в изолированном положении или в сочетании с другим звуками.

Автоматизация звуков в словах

Песочные часы

 Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

Колокольчик 

Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик

 Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Заборчик

 Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

Дорожка

 Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры

 Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Пирамидка

 Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая  слова.

Часики

 Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

Бусы

 Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты

 Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Улиточка

 Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

Поле чудес

На одном игровом поле подобраны 12-20 картинок на какой-нибудь один автоматизируемый звук. Ребёнок выполняет задания взрослого на пространственную ориентировку, правильно проговаривая название картинки: «двигайся на одну клетку вверх, на две клетки вправо, на одну вниз» и т.д.

Весёлая дорожка

 «Шагать» пальчиками по дорожке из картинок, подобранных на заданный звук, одновременно проговаривая их названия. Можно использовать игрушки-персонажи (Красная Шапочка шагает по дорожке и называет картинки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у дошкольников. Автоматизация звука Ш".

Использование различных игровых приёмов для коррекции звукопроизношения на примере автоматизации звука Ш у детей....

Выступление на методическом объединении логопедов "Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"

Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занят...

Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников

Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников...

"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".

В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...