Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие по логопедии:
    Библиографический список журнальных статей по логопедической работе при различных нарушениях

    Попова Полина Геннадьевна

    Ценные статьи по логопедической работе с детьми с различными нарушениями (слех, зрение, интеллект)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл defektologiya_uo.docx17.47 КБ
    Файл defektologiya_ns.docx22.54 КБ
    Файл defektologiya_nz.docx14.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Библиографический список журнальных статей по логопедической работе при нарушении интеллекта

    Журнал "Дефектология"

    1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках, с. 32, № 6, 1987 В данной статье рассматривается методическая организация занятий по формирование связной речи на уроках по развитию речи. Описываются упражнения для работ со словарем, которая ведется в трех основных направлениях. Авторы придерживаются игровой формы обучения, что помогает поддержать интерес и внимание к заданию.
    2. Катаева (Венгер) А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции, с. 69, № 1, 1976 В статье раскрывается вопрос об использовании сочетания наглядных и словесных методов в обучении умственно отсталых детей дошкольного возраста; рассматриваются аспект соотношения подражания действиям взрослого, действий по образцу и речевой инструкции. Представлены результаты обучающего эксперимента: раскрывается методика обучения умственно отсталых дошкольников.
    3. Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида, с. 60, № 6, 2002 При подготовке умственно отсталых детей к школьному обучению, овладение навыками письма представляется наиболее сложным в обучении дошкольников с нарушением интеллекта. Важно на дошкольном этапе обучения уделить значительное внимание развитию у детей с нарушением интеллекта мелкой и ручной моторики, ориентировки на листе бумаги, усовершенствование зрительно-двигательного навыка, способам выполнения базовых графических заданий. В статье представлены особенности готовности к овладению навыками письма воспитанников ДОУ компенсирующего вида. Подробно дано описание методики, определяющей уровни готовности к выполнению графических заданий детьми с нарушением интеллекта, характерные особенности способов выполнения письменных заданий дошкольниками.
    4. Кинаш, Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения [Текст] / Е.А. Кинаш // Дефектология. - 2003. - №3. – С. 25-30. Подготовка умственно отсталого ребенка к усвоению элементов учебной деятельности в дошкольный период обучения является сложной задачей. При формировании письменного навыка у ребенка решающее значение имеет развитие у него мелкой ручной моторики, базовых графических умений и навыков. В статье представлены содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию базовых графических навыков и умений у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях ДОУ компенсирующего вида на 1-м и 2-м годах обучения.
    5. Кинаш, Е.А. Пути формирования у дошкольников с нарушением интеллекта базовых графических навыков [Текст] / Е.А. Кинаш // Дефектология. - 2004. - №4.- С. 35-39. Обучение элементам учебных навыков старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида является одной из сложных задач в дошкольный период детства. Формирование базовых графических навыков и умений у дошкольников с нарушением интеллекта является одной из составляющих при подготовке ребенка к овладению навыками письма. Это и умение удерживать статическую позу за столом во время выполнения письменных работ, и ориентировка на различных листах бумаги, и умение удерживать пишущий предмет в руке, и согласованно действовать обеими руками, а также различные интегративные умения: зрительно-моторный, слухо-моторный и сенсомоторный контроль и т.д. В статье подробно раскрыты приемы и методы коррекционно-педагогической работы по формированию базовых графических навыков и умений у дошкольников с нарушением интеллекта – воспитанников ДОУ компенсирующего вида на третьем и четвертом году обучения.
    6. Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V-IX классы). Рекомендации к изучению русского языка, природоведения и биологии [Текст] // Дефектология. — 1993. — № 2. — С. 12-19. В статье представлены рекомендации к изменению планирования учебных программ в классах для детей с задержкой психического развития.



    Предварительный просмотр:

    Библиографический список журнальных статей по логопедической работе при нарушениях слуха

    Журнал «Дефектология»

    1. Багрова И.Г. Некоторые особенности восприятия на слух слов слабослышащими школьниками[ Текст]: / И.Г. Багрова // Дефектология. - 1985. - №6.-С. 8-17. Рассматриваются зависимость темпа развития слухового восприятия от степени снижения слуха и уровня речевого развития слабослышащих, а также устойчивость слуховых образов слов.
    2. Багрова, И.Г. Работа по развитию слухового восприятия в школе для слабослышащих детей [Текст] / И.Г. Багрова // Дефектология. - 1981. - №5. - С. 37-41.В статье раскрываются задачи, содержание, методические приемы работы по развитию слухового восприятия в школах для слабослышащих детей (I и II отделения). Изложены принципы отбора речевого материала для слуховых тренировок в восприятии речи на слух.
    3. Багрова, И.Г. Роль остаточного слуха в процессе коррекции и автоматизации произносительных навыков у глухих школьников [Текст] / И.Г. Багрова // Дефектология. - 1973. - №4. - С. 50-56.Показаны возможности использования остаточного слуха при коррекции дефектов произношения и в ходе автоматизации произносительных навыков у глухих.
    4. Багрова, И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением [Текст] / И.Г. Багрова // Дефектология. - 1973. - №6. - С. 3-8.Раскрываются нейропсихологические основы формирования слухового и кинестетического самоконтроля при автоматизации произносительных навыков у глухих школьников.
    5. Боровлева Р.А. Общеупотребительный речевой материал для тренировочных упражнений в зрительном и зрительно-слуховом восприятии устной речи [Текст] / Р.А. Боровлева // Дефектология. – 2006. – №5. – С. 65-74.В статье приводятся краткие теоретические сведения о сути чтения с губ, некоторые методические рекомендации и советы для оглохших и их близких. Представлен общеупотребительный речевой материал для тренировочных упражнений в зрительном и зрительно-слуховом восприятии устной речи, рассчитанный на людей, владеющих русским языком как родным. Данный речевой материал может быть использован в тренировках слухового восприятия после кохлеарной имплантации.
    6. Головчиц, Л.А. Дидактические игры по развитию речи для дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л.А.Головчиц, Т.А. Осипова // Дефектология. - 2003. - № 1 – С. 42-49. В статье представлены игры по развитию речи, направленные на формирование словаря, работу над значениями слов и фраз, использование их в разных видах речевой деятельности. В процессе дидактических игр осуществляется формирование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной); развитие разговорной и описательно-повествовательной речи детей.
    7. Головчиц, Л.А. Некоторые аспекты формирования словаря глухих дошкольников [Текст] / Л.А. Головчиц // Дефектология. - 1986. - № 4. - С. 44-58 Известно, что понимание значения слова глухими дошкольниками характеризуется значительным своеобразием. Это необходимо учитывать при разработке методики формирования словаря детей. В статье описаны методические пути обогащения словаря, дифференциации различных типов смысловых связей слов: видо-родовых, конверсивных, антонимических, синонимических, отношений «целое-часть», многозначности слов.
    8. Зыкова, Т. С. Характеристика речевого развития выпускников школ для глухих детей [Текст] : (Сообщ. второе) / Т.С. Зыкова // Дефектология. - 2001. - N 1. - С. 86-96. - Продолж. Начало см.: Там же.- 2000.- N 6.Широкомасштабное изучение речи выпускников вскрыло особенности их речевого развития, а также потребность в специальном обучении речевому поведению с начальных до выпускных классов.
    9. Зыкова, Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи / Т.С. Зыкова // Дефектология. – 1990. – №1. – С.45 – 51. Впервые представлена система работы по обучению составлению плана на уроках развития речи.
    10. Королевская Т.К. "Видимая речь": десять лет в России [Текст] / Т.К. Королевская // Дефектология. - 1999. - N 4. - С. 57-65. - (Компьютер в руках дефектолога) Кратко изложена история создания и появления в России Speechviewer - 'Видимой речи'. Достаточно подробно описываются возможности ее новой, третьей версии. Рассматриваются некоторые итоги анализа 10-летнего опыта работы со всеми версиями 'Видимая речь'.
    11. Королевская Т.К. Видимая речь-3 ' [Текст] / Т.К. Королевская // Дефектология. - 1998. - N 5. - С. 63-65. - (Компьютер в руках дефектолога) С момента появления первой версии программы Speechviever (Видимая речь) прошло 10 лет. За это время значительно расширились возможности информационных технологий, которые разработчики программы блестяще используют в новой версии. Сегодня в Speechviever-III реализованы все требования педагогов – практиков, благодаря чему данная программа надолго останется эталоном качества применительно к компьютерным программам визуализации речи, Знание возможностей «Видимой речи» поможет специалистам объективно оценивать появляющиеся на образовательном рынке компьютерные программы, обещающие поддержку в работе над произносительной стороной устной речи.
    12. Королевская Т.К. Общая характеристика речевого материала, используемого на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия у слабослышащих детей [Текст] / Т.К. Королевская // Дефектология : Науч.-метод.журн. - 2003. - N6. - С. 32-39.С научной и практической сторон автором обоснованы основные требования к подбору речевого материала для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, приведены конкретные примеры сокращения изменения формы текстов.
    13. Корсунская Б.Д. Обучение глухого дошкольника чтению [Текст] / Б.Д. Корсунская // Жизнь глухих. - 1969. - № 1. - С. 22-23 Подробно для родителей дошкольника с нарушенным слухом описана методика обучения технике чтения, которая может успешно применяться и сегодня.
    14. Корсунская Б.Д. Отвечаем нашим читателям [Текст] / Б.Д. Корсунская // Дефектология. – 1971. – № 5. – С. 85-86.Статья посвящена конкретным вопросам обучения маленьких глухих детей при использовании дактильной формы речи.
    15. Корсунская, Б.Д. Рассказывание глухим дошкольникам [Текст] / Б.Д.Корсунская // Дефектология. – 1977. – № 5. – С. 73-84.Статья посвящена приобщению глухих дошкольников к чтению. При этом используется оригинальный методический прием – инсценирование рассказа, позволяющий раскрыть не только его содержание, но, главное, смысл.
    16. Корсунская, Б.Д. Чтение как цель и средство в системе дошкольного обучения глухих [Текст] / Б.Д. Корсунская // Дефектология. — 2007. — № 1. - С. 39-47. Статья посвящена использованию письменной речи в коррекционном обучении глухих дошкольников.
    17. Кузьмичева Е.П. Итоги работы по развитию восприятия речи на слух у глухих учащихся [Текст] / Е.П. Кузьмичева // Дефектология. - 1979. - №2. - С. 32 – 3 Приведены данные об организации, методике и результатах развития речевого слуха в первые годы перехода школы глухих на новую систему развития слухового восприятия.
    18. Кузьмичева Е.П. Оценка развития речевого слуха глухих школьников [Текст] / Е.П. Кузьмичева // Дефектология. – 1989. – №4. – С. 17-21.Описаны методики обследования слуха с целью выявления динамики развития речевого слуха у глухих школьников и проверки усвоения программного материала по развитию слухового восприятия и их соотнесения с состоянием тонального слуха учащихся.
    19. Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей [Текст] : [Компьютер в руках дефектолога] / О.И. Кукушкина // Дефектология: Науч.-метод. журн. - 2004. - №1. - С. 76-85Созданные для взрослых компьютерные программы, объединенные общим названием «Текстовые редакторы», рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. Описан подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере. Методика обучения рассматривается на примере детей с нарушенным слухом.
    20. Лаптев В.Д. О техническом оснащении занятий по формированию произношения и развитию остаточного слуха у глухих и слабослышащих учащихся [Текст] / В.Д. Лаптев // Дефектология. – 1976. – №2. – С. 69-75.В статье подробно описана роль технических средств в обучении детей с недостатками слуха. Рассмотрены основные типы звукоусиливающих приборов, определены условия, необходимые для размещения звукоусиливающей аппаратуры.
    21. Маккавеев, В.А. Использование тактильно-вибрационных ощущений при чтении с губ[Текст] / В.А. Маккавеев // Дефектология. - 1969. - № 2. - С. 44-51 Исторический интерес представляет проверка с помощью специально сконструированной аппаратуры восприятия звуков, ударения, слов.
    22. Маркович М.М. Особенности извлечения информации из общения дошкольниками с нарушенным слухом [Текст] / М.М. Маркович // Дефектология. – 2008. – №5. – C. 60-67.В статье описываются методика и результаты исследования информационной продуктивности общения у слабослышащих детей дошкольного возраста, находящихся в различных условиях воспитания и обучения (в традиционных специальных группах и в смешанных группах – совместное пребывание с нормально слышащими детьми). Показано, что уровень сформированности изучаемых качеств оказался более высоким у детей с нарушенным слухом из смешанной группы, что объясняется их более полноценным коммуникативным опытом.
    23. Миронова, Э.В. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации [Текст] / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 57-66. В статье предлагаются направления коррекционно-педагогической работы с оглохшими детьми, владеющими речью на уровне слышащих сверстников, а также детьми с врожденной глухотой, у которых имеется фразовая речь.
    24. Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко Н.Д. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом [Текст] : [Из опыта эксперим. обучения детей с нарушен. слухом в дет. садах Москвы] / О.О. Новикова, И.П. Новицкая И.П., Н.Д.Шматко // Дефектология. - 1995. - № 1. - С. 79-87 В статье описывается методика использования речевой ритмики при работе над различными сторонами произношения. В ней отражена система постепенно усложняющихся упражнений по отделению слога от ряда слогов, по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса, по работе над ритмической и интонационной стороной речи.
    25. Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. – 1991. – №1. – С. 81-88.Рассматриваются особенности устной коммуникации в норме и при нарушенном слухе, а также сенсорная база и механизм восприятия глухими устной речи.
    26. Рау, Ф.Ф. Психологические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. - 1976. - №1. - С. 3-13 Одна из последних статей выдающегося ученого, раскрывающая сложные проблемы выбора тех или иных подходов в обучении произношению дошкольников и школьников с нарушенным слухом.
    27. Салахова А.Д., Кочегарова Н.В. Спонтанный период доречевого и речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом [Текст] / А.Д. Салахова, Н.В. Кочегарова // Дефектология. - 2001. - N 6. - С. 59-64. - Продолж. Начало см.: Там же. - 2001. - N 3. В статье содержится анализ выявленных четырех уровней речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом к началу их специального обучения.
    28. Салахова, А.Д. Первичное обследование речевого развития слабослышащего ребенка [Текст] / А.Д. Салахова // Дефектология. – 1980. – №4. – С. 79-85.Описана методика выявления индивидуальных особенностей речевого развития слабослышащего ребенка на начало обучения, включающая изучение: слухо-речевого анамнеза, уровня речевого развития (понимание речи, средства общения, фонетические особенности речи).
    29. Слезина Н.Ф. Обучение глухих школьников произношению в новых условиях [Текст] / Н.Ф. Слезина // Дефектология. – 1976. – №5. – С. 57-65.Рассматриваются принципиальные изменения в работе над произношением в условиях проведения интенсивной работы по развитию слухового восприятия: цель, задачи, содержание и организация работы, принципы подбора речевого материала, виды работ.
    30. Слезина Н.Ф. Обучение глухих школьников произношению в условиях широкого использования их остаточного слуха [Текст]: к итогам двухлетней работы / Н.Ф. Слезина // Дефектология. – 1979. – №2. – С. 35-39.Рассматриваются принципиальные изменения в овладении произносительной стороной речи: отдельные звуки и их сочетание, слово, фраза.
    31. Соловьева, Т.А. Особенности речевого общения интегрированных первоклассников с нарушенным слухом [Текст] / Т.А. Соловьева // Дефектология. - 2010. - № 5. - с. 60-68.Статья продолжает серию публикаций, посвященных проблеме определения и реализации особых образовательных потребностей детей с недостатками слуха, обучающихся в массовой школе. Представлены результаты второго этапа эксперимента, включающего серию наблюдений за учебным процессом в классах массовой школы, где обучаются дети с нарушенным слухом, а также лабораторную часть исследования.
    32. Темкина И.Я., Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И. Развитие восприятия речи на слух у глухих [Текст] / И.Я. Темкина, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард // Дефектология. - 1973. - №3. - С. 3-13.В статье приводится описание результатов шестилетнего эксперимента по углубленному изучению возможностей восприятия глухими речи на базе остатков слуха с помощью новейшей звукоусиливающей аппаратуры.
    33. Теплоухова, И.А. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушенным слухом в работу по развитию речи [Текст] / И.А. Теплоухова // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 50-54 В статье представлен опыт работы сурдопедагога с родителями по развитию речи неслышащих детей, воспитывающихся в условиях постоянной неполной интеграции (смешанной группы). Подробно рассматриваются такие формы работы, как ведение дневника выходного дня, альбомов «Лето» и «Моя семья», изначально рассчитанные на детей школьного возраста и старших дошкольников с нарушенным слухом. В данной статье впервые представлен опыт сурдопедагога, использующего дневник в работе с неслышащими детьми, начиная с 3-х лет. Полученные автором результаты свидетельствуют о том, что ведение таких дневников помогает налаживать контакты дошкольника с родителями и близкими, углублять их взаимодействие и взаимопонимание, а также эффективно сказывается на речевом, социальном и эмоциональном развитии ребенка.
    34. Шелгунова Н.И. Некоторые фонетические факторы внятности речи глухих [Текст]: / Н.И. Шелгунова // Дефектология. - 1973. - №5.-С. 20-2 Описаны результаты экспериментального изучения влияния отдельных дефектов произношения фонем и их сочетаний на разборчивость речи глухих учащихся. Эти данные необходимы учителю для планирования работы над произношением детей с нарушенным слухом.
    35. Шматко, Н.Д. Преемственность в системе работы над произношением детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учреждениях [Текст] / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – №5. – С. 45-51.Статья посвящена одной из наиболее специфических задач обучения детей с нарушенным слухом – формированию у них произносительной стороны речи. Автор характеризует методы обучения произношению старших дошкольников и младших школьников. Описывает оригинальный подход к формированию произносительной стороны речи дошкольников при широком использовании речевой ритмики. Обращает особое внимание на выявление особенностей произношения детей при переходе из детского сада в школу, предлагает организационные изменения в системе школьного обучения произношению.



    Предварительный просмотр:

    Библиографический список журнальных статей по логопедической работе при нарушении зрения

    Журнал "Дефектология"

    1. Денискина, В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5. — С. 20–29.

    В статье приводится классификация детей с нарушением зрения в соответствии с состоянием зрительных функций, предложенная В.З. Денискиной, раскрываются психофизические особенности данной категории детей, а также даются рекомендации по выбору образовательного маршрута в зависимости от состояния зрения воспитанников.

    1. Денискина, В.З. К вопросу о сдаче ЕГЭ и экзаменов в форме тестов лицами с нарушением зрения [Текст] / В. Денискина, И. Зарубина, Ю. Котов // Шк. вестн. — 2007. — № 10. — С. 1–9.

    В статье описываются проблемы проведения ЕГЭ для лиц с нарушением зрения, рассматриваются особенности выполнения тестирования данной категории учащихся. На основе российского и зарубежного опыта авторы указывают на необходимость создания специальных условий для прохождения слепыми и слабовидящими итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

    1. Денискина, В.З. Методические рекомендации по использованию «Прибора прямого чтения» в школах для слепых детей [Текст] / В.З. Денискина, Н.С. Костючек // Дефектология. — 1984. — № 1. — С. 77–79.

    В рассматриваемой статье автор указывает на практическую ценность использования «Прибора прямого чтения» при изучении различных дисциплин, дает методические рекомендации по его применению.

    1. Денискина, В.З. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Т.Н. Машкова, В.З. Денискина // Дефектология. — 2001. — № 5. — С. 87–90.

    В статье описывается опыт системы коррекционной работы по формированию неречевых средств общения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения "Начальная школа — детский сад" для детей с нарушением зрения.

    1. Денискина, В.З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 61-71.

    В статье приводятся примеры и анализируются особенности зрительного восприятия слепых детей, имеющих форменное (предметное) зрение. Показана необходимость знания педагогами и (ре)абилитологами зрительных возможностей при формировании компенсаторных навыков, лежащих в основе социально-адаптивного поведения.

    1. Соколов, В.В. Эволюция тифлоинформационных средств [Текст] / В.В. Соколов // Дефектология. - 2009. - No.5.

    В статье описывается история развития тифлоинформационных средств в логике периодизации эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Приведено краткое описание современных тифлоинформационных средств, используемых в обучении детей с нарушением зрения. Описаны основные принципы использования программ невизуального доступа к информации на экране компьютера в процессе обучения информационным технологиям слепых детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум для учителей - логопедов Тема «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях».

          Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж - это нетр...

    Система логопедической работы при нарушении звукопроизношения

    Система логопедической работы при нарушении звукопроизношения у дошкольников....

    Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников

           Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми:  1.      оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возрас...

    Методика коррекционно-логопедической работы при нарушениях голоса

    Методические рекомендации по улучшению голоса включают голосовые упражнения, направленные как на активизацию, так и релаксацию голосового аппарата....

    Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']

    Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...

    «Особенности логопедической работы при нарушениях слуха»

    Особенности логопедической работы с детьми в условиях инклюзивного образования....

    Приёмы, способы и советы по постановке звуков при различных видах речевых нарушений.

    При постановке следует учитывать экономичность и силу образования звуков, процессы ассимиляции. Прилагаемые ребёнком усилия для достижения артикуляции должны быть как можно естественнее.Постановка зву...