Консультация "Почему ребенок не говорит".
консультация по логопедии

Буйвалова Наталья Николаевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenok_ne_govorit.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ

  Определяющим периодом для становления речи является возраст ребёнка от 0 до 5 лет. Это время, когда интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. А согласно данным, полученным в результате исследований физиологами, функции ЦНС легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.

 Существуют некоторые объективные причины «запаздывания» речевого развития. 

 На «нулевом этапе» развития ребёнка, т.е. ещё до беременности, на его будущее здоровье влияют наследственность (особенности нервно-психического склада и образ жизни будущих родителей, строение артикуляционных органов родителей), воздействие радиации и химически активных веществ, наркомания, алкоголизм, курение, искусственное прерывание беременности в прошлом.

 На этапе внутриутробного развития плода нормальному формированию речевого аппарата могут препятствовать: токсикоз, резус-конфликт, физические повреждения, заболевания, стрессы и нагрузки матери во время беременности. Особенно важны первые 3 месяца беременности, когда идёт закладка и формирование основных органов ребёнка. Губительными для речи будущего ребёнка на данном этапе могут быть курение и употребление алкоголя.

 Очень важен для сохранения здоровья ребёнка и нормального формирования его речи в будущем и сам характер процесса родов. Родовые травмы, среди которых черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных родах, асфиксии, обвитие пуповиной, могут стать причиной патологического развития речи и общего развития.
 В период раннего развития ребёнка опасностью для формирования речевого аппарата являются травмы головного мозга, среднего и внутреннего уха, воздействие лекарств на слуховой нерв, приобретённые до формирования речи аномалии челюстей и зубов, инфекционные заболевания, отсутствие контроля над развитием речи. 

 Не менее важно и то, что речевые расстройства у детей могут появиться по вине окружающих, поскольку речь усваивается ребёнком по подражанию. Картавость и заикание ребёнка нередко становятся «заслугой» окружающих его людей, а быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, может привести к задержке его собственной.  Бедный словарный запас ребёнка, неправильное согласование слов между собой также могут быть следствием внешнего воздействия, которое принято называть педагогической запущенностью.

 Нередко встречается и такая проблема речевого развития, как «двуязычие» в семьях, где родители говорят на разных языках. Ребёнок вперемешку слышит слова из разных языков, что затрудняет для него овладение родной речью с её особенностями звукопроизношения.
 Развитие речи включает в себя две стадии: понимание речи и самостоятельная речь. Понимание речи развивается у малыша примерно так же, как развивалось бы у нас, взрослых, понимание чужого языка. Вначале ребёнок понимает лишь общий смысл нашей речи, причём в основном по интонации, затем возникает ситуационное понимание – так, ребёнок до года понимает слова и короткие фразы, связанные с конкретной, часто повторяющейся ситуацией. Затем малыш уже понимает слова и фразы различной структуры, но различать слова, сходные по звучанию, ему пока нелегко.

 В формировании самостоятельной речи принято условно выделять два периода:
-    период от рождения до года, который характеризуется первыми голосовыми (неречевыми) реакциями ребёнка на окружающую среду;
-    период после 1 года и примерно до 5 лет, когда ребёнок должен овладеть всей языковой системой.

 Нормы возникновения звуков, слогов, слов и предложений в речи достаточно условны. «Бить в колокола» необходимо, когда:

- к концу первого месяца жизни ребёнок не пытается привлечь к себе внимание криком (в основном перед кормлением);

- к концу четвёртого месяца не возникает «комплекс оживления», когда малыш улыбается вам, начинает активно двигаться, всячески демонстрирует свою готовность оказаться на руках и пообщаться;

- к концу шестого месяца не произносит не только слоги, но и даже отдельные звуки, не гулит;

- к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание гулением или лепетом;

- к концу десятого месяца не пытается повторять мимику и жесты за взрослыми, не повторяет за ними различные, доступные звуки и их сочетания;

- к концу года не выполняет простые просьбы, не отзывается на своё имя, не прислушивается к звукам, в речи не появилось ни одного слова (звукоподражания);

- к полутора годам не называет и не зовёт близких людей;

- к году и девяти месяцам не произносит 6 осмысленных слов;

- ритмы речи и дыхания ребёнка явно не совпадают (создаётся впечатление, что малыш «задыхается», когда говорит);

- речь ребёнка очень торопливая, сбивчивая, ребёнок «проглатывает» слоги и целые слова; речь явно не поспевает за мыслью.

 К разряду неговорящих относятся дети, которые не начинают говорить к 3 годам. К неговорящим можно причислить детей со следующей картиной молчаливого поведения:

•    Ребёнок молчит, отворачивается, когда его спрашивают «как тебя зовут». В активе только «мама, папа, би-би» да ещё несколько слов. Речь такого ребёнка носит лепетный характер, в то время как он должен уже пользоваться фразой и иметь словарный запас 1,5 тысяч слов;

•    Ребёнок называет одним словом разные предметы, например «кика» - это и кошка, и конфета, и пирамидка; а также мычит или показывает пальцем, если что-то нужно;

•    Речь появилась, ребёнок говорил слова и даже короткую фразу, но затем произошло «затухание» речи, и он замолчал;

•    Ребёнок переставляет слоги в словах, нарушена слоговая структура слова;

•    В речи ребёнка слова не согласованы между собой, например, «кукла дай», «папа пошла гулять»;

•    Ребёнок на уровне развития отстаёт от сверстников.
 Появление слов после 2-4 лет характерно для детей с тяжёлым нарушением речи, слуха, интеллекта, речевого негативизма. Необходимо вовремя выявить проблему, найти причину, устранить причину и как можно раньше начинать занятия с логопедом. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребёнка в соответствии с закономерностями его развития. По заданию логопеда родители проводят с детьми упражнения на развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственных представлений, расширяют кругозор, обогащают лексику, закрепляют грамматические категории и т.д.    
  Впоследствии, в процессе систематических логопедических занятий, одни дети дают положительную динамику, полностью преодолевая речевые проблемы до поступления в школу. Речь же других детей продолжает развиваться по патологическому пути, и такие дети могут обучаться только в специализированных школах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

Как помочь ребенку научиться говорить

Консультация для родителей...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...