Консультации для педагогов
консультация по логопедии

Афанасьева Ирина Михайловна

"Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Презентация на тему "Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

"Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

"Формирование связной речи"

Презентация на тему "Особенности работы с детьми с ОВЗ в детском саду"

 "Особенности работы с детьми с ОВЗ в детском саду"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка.

Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Так же в этом возрасте обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. с этой целью стоит использовать «пальчиковые игры».

Дыхательная гимнастика, должна проводится для выработки правильной воздушной струи при произнесении звуков, для укрепления иммунитета и обязательно в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Лягушка»: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбочку, трубочкой.

2. «Сказка о язычке»: язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик

3. «Надуть щечки» (щечки толстые - худые).

4. «Язычок гуляет»: язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).

5. «Лакание молока».

Молоко лакает кот.

Котик нас лакать зовет.

6. «Мышка»: улыбнуться и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пи-пи-пи».

7. «Заяц»: поднять верхнюю губу, обнажая только зубы.

8. «Медведь»: оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

9. «Лошадка»: цоканье языком.

10. «Вкусное варенье»: широким языком облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.

Дыхательная гимнастика.

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

Упражнение «Осенние цветочки»: медленно набрать воздух через нос, плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторить 3-5 раз).

2. Развитие плавного, длительного вдоха.

Упражнение «Узнай фрукт»: воспитатель приносит блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху.

Предварительно напоминает, как делается глубокий, длительный вдох; следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус.

3. Развитие плавного, длительного выдоха: сдувать с ладони перышко.

4. Развитие плавного, длительного выдоха. Игра на дудочке.

5. Развитие глубокого вдоха, выдоха.

Упражнение «Сдувание снежинок со снежной поляны». С листа бумаги сдувать бумажные снежинки.

6. Развитие плавного, длительного выдоха. С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.

7. 7. Развитие речевого дыхания. Используется имитация пиалы из которой поднимается пар. Упражнение «Подуем на горячий чай».

8. Развитие плавной, длительной воздушной струи. Упражнение «Паровоз».

9. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания – носовой вдох, ротовой выдох. Упражнение «Пузырьки»: воспитатель показывает, как можно пускать пузыри с помощью соломинки: вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами.

10. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания. Упражнение «Воздушные шары».

Развитие мелкой моторики.

1. «Хорошие животные»: гладить животных (мягкие игрушки).

2. Пальчиковая гимнастика: работать над темпом и ритмом речи.

-Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем

Песни пел.

- С этим братцем

Танцевал.

- С этим братцем

Я ходил в спортзал.

- С этим братцем

Я в лесу гулял.

3. Развитие мелкой моторики: указательным пальцем правой руки делать круговые движение на левой ладони. «Сорока-белобока».

4. Развитие мелкой моторики. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони. «Гуси,гуси.»

5. Развитие мелкой моторики: удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – «птички пьют из бочки»; пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие «бочки».

6. Развитие мелкой моторики. Перетирать тремя пальцами – большим, указательным, средним – крупу (гречку, рис).

7. Развитие мелкой моторики: имитировать движения в сопровождении стихотворного текста, с использованием прищепок, аппликационных шаблонов.

8. Развитие мелкой моторики: сжимать пальчики в кулачки и разжимать (повторять 3-5 раз).

9. Развитие мелкой моторики. Игра «Пальчики здороваются».

Развитие фонематического слуха.

1. Развитие фонематического слуха (звучащие игрушки, узнать звучание одного инструмента среди других.

2. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Действия с бумагой (рвать, листать, сминать).

3. Развитие фонематического слуха. Стоять спиной к воспитателю, рассказывать, что он делает: переливает воду, щелкает ножницами.

4. Развитие фонематического слуха: определять на слух знакомые звучащие игрушки.

5. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают, тихое – приседают.

6. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Звучащий предмет». На столе две коробочки, в одной колокольчик. Воспитатель достает его и демонстрирует звучание, затем убирает в коробочку; меняет коробочки местами и предлагает детям найти колокольчик, выбрав нужную коробку.

7. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Кто как кричит?»

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

1слайд

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда и воспитателей детских дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи:

2 слайд

• в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц. характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми.  Неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.

• в младшем и среднем возрасте (3-5 лет)- ведется работа по предупреждению дефектов звукопроизношения.

Правильное звукопроизношение складывается из:

- хорошо развитого слухового внимания;

- нормального речевого дыхания;

- развитой артикуляционной и мелкой моторики.

Слуховое внимание

Слуховое внимание  –  умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В играх малыш учиться различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Уже в раннем возрасте можно познакомить детей со звучанием различных музыкальных инструментов.

1. Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

2. Игры, направленные на восприятие ритма;

3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;

4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.

Артикуляционная моторика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми первой и второй младших групп – объем требований невелик. Нужно познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, небом и с основными движениями языка ( поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта). Это можно сделать в игровой форме, рассказав сказку «О веселом язычке».

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки вальдорфские узоры, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является развитие силы рук.

Речевое дыхание

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности;

• сердечно-сосудистых заболеваний.

Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.

Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить систематически, 2-3 минуты.

Упражнение «Фокус»:

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3. Сделай вдох через нос.

4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Голос

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

1. «Эхо»

В лесу причу: «ау, ау».

А мне в ответ: «ау, ау».

Горе кричу: «ау, ау».

Гора в ответ: «ау, ау»

2. «Телефон»

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен, я горжусь (громко)

Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:

Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,

ушками захлопали, ножками затопали.

Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.

Кошки замурлыкали: мур-мур-мур, Птички зачирикали: ….,

Лошади заржали: …., Мухи зажужжали: ….,

Лягушата квакают: …., А утята крякают:….,

Поросята хрюкают: …., Мурочку баюкают.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Подготовили : учитель-логопед Афанасьева И.М.

Слайд 2

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда и воспитателей

Слайд 3

Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста! • в раннем возрасте (до 3 лет) - речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми • в младшем и среднем возрасте (3-5 лет)- ведется работа по предупреждению дефектов звукопроизношения

Слайд 4

Правильное звукопроизношение складывается из : - хорошо развитого слухового внимания; - нормального речевого дыхания ; - развитой артикуляционной и мелкой моторики

Слайд 5

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте! Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь! Развитие слухового внимания – важный процесс, который поможет ребенку научиться различать речь! Артикуляционная гимнастика – неотъемлемая часть правильной речи!

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика – э то специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. С детьми первой и второй младших групп – объем требований невелик: упр. «Улыбочка» упр. «Трубочка» упр. «Качели» упр. «Часики» Сказка «О веселом язычке»

Слайд 7

В средней группе необходимо научить детей управлять своими органами речи ( нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки и язык) Развивать артикуляционную моторику можно с помощью специальных упражнений и сказки « О веселом язычке» упр. «Птенчики» упр. «Часики» упр. «Лягушка» упр. «Качели» упр. «Трубочка» упр. «Лошадка» упр. «Лопаточка» упр. «Барабан» упр. «Иголочка» упр. «Вкусное варенье»

Слайд 8

Пальчики – ловкие, ручки – умелые Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы Игры с младшими дошкольниками « Забавные карандаши » « Я колючек не боюсь» «Непослушные шарики» «Дует, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера ) Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги «Бумажные снежки »

Слайд 9

«Курочка Ряба » - коробочки от киндер сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают; « Подарки» — дети заворачивают в фольгу небольшие игрушки Пальчиковые игры: «Лапки-царапки » «Листочки» « Ежик » « Замок » «Вертолет» «Щенок»

Слайд 10

Игры с детьми среднего возраста: Пальчиковый театр Игры – шнуровки Игры с крупой, семенами, палочками Упражнения с прищепками Упражнения с бусинами Игры с конструктором, мозаикой

Слайд 11

Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом. Ранний возраст: Игра « Угадай, кто кричит » Игра «Где позвонили ?» Игра « Угадай, на чем играю» Игра «Угадай, что делают » Младший возраст: Игра «Отгадай, что звучит» Игра «Откуда доносится звук?» Игра «Угадай, кто сказал» Игра «Кто внимательный»

Слайд 12

Средний возраст: «Испорченный телефон» « Светофор » « Повтори» « Похоже – не похоже» «Японская печатная машинка»

Слайд 13

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Ранний возраст : «Мыльные пузыри» «Пузырь» «Бабочка – лети » Младший возраст: «Снегопад» « Футбол » «Ветряная мельница » Средний возраст: «Загони мяч в ворота» «Пилка дров » «Покатай карандаш » «Чайник закипел»

Слайд 14

С истематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

1-2 слайд

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда и воспитателей детских дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи:

3 слайд

• в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц. характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми.  Неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.

• в младшем и среднем возрасте (3-5 лет)- ведется работа по предупреждению дефектов звукопроизношения.

4 слайд

Правильное звукопроизношение складывается из:

- хорошо развитого слухового внимания;

- нормального речевого дыхания;

- развитой артикуляционной и мелкой моторики.

5 слайд

Развитие мелкой моторики, правильного дыхания, слухового внимания, артикуляционной гимнастики – это все залог правильной, красивой речи!

6 слайд

Артикуляционная гимнастика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми первой и второй младших групп – объем требований невелик. Нужно познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, небом и с основными движениями языка ( поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта). Это можно сделать в игровой форме, рассказав сказку «О веселом язычке». (РАЗДАТЬ СКАЗКИ)

7 слайд

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.

  8 – 9 слайд

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является развитие силы рук. Мы предлагаем использовать следующие игры……

10 слайд  

Игры с детьми среднего возраста

11 слайд

Слуховое внимание

 Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Необходимо развивать и совершенствовать слуховое внимание и речевой слух малыша. Ведь для того, чтобы произнести слово правильно, его сначала надо как следует расслышать.

Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В играх малыш учиться различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Уже в раннем возрасте можно познакомить детей со звучанием различных музыкальных инструментов.

Можно использовать:1.  игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

2. Игры, направленные на восприятие ритма;

3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;

  • Игра « Угадай, кто кричит»
  • Игра «Где позвонили?»
  • Игра «Где позвонили?»
  • Игра «Угадай, что делают»

Младший возраст:

  • Игра «Отгадай, что звучит»
  • Игра «Откуда доносится звук?»
  • Игра «Угадай, кто сказал»
  • Игра «Кто внимательный»

Со среднего возраста можно использовать игры на различение близких по звуковому составу слов

  • «Испорченный телефон»
  •  «Светофор»
  • «Повтори»
  • «Похоже – не похоже»                 
  • «Японская  печатная  машинка»          

13 слайд

Речевое дыхание

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности;

• сердечно-сосудистых заболеваний.

В младшем и среднем дошкольном возрасте игры направлены на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи. Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить систематически, 2-3 минуты.

В раннем возрасте можно использовать такие игры:

 «Мыльные пузыри»,

«Пузырь»,

«Бабочка лети»

Младший возраст:

  • «Снегопад»
  • «Футбол»
  • «Ветряная мельница»

Средний возраст:

  • «Загони мяч в ворота»
  •  «Пилка дров»
  •  «Покатай карандаш»
  •  «Чайник закипел»

14 слайд

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет
«роль воспитателя в формирования связной речи у дошкольников»

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

  Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является, развитие речи.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Из своего опыта я могу сказать, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

Основная функция связной речи – коммуникативная, т.е. помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми, регулирует поведение ребенка в социуме. Эта функция осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.

 Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго, появляются первые осмысленные слова, но и они преимущественно выражают потребности и желания ребенка. Только ближе ко второму полугодию второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. И только к концу второго года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, и сама активная речь; резко возрастает лексический запас слов, усложняется структура предложений. Малыши начинают пользоваться первоначальной формой речи – диалогической. Диалог сначала связан с практическим опытом ребенка и используется для налаживания сотрудничества и совместной предметной деятельности.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции родного языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  • Собственно речевые умения.
  • Умения речевого этикета.
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
  • Невербальные (неречевые) умения.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В возрасте от 1 до 3 лет ставится задача, понимания речи окружающих и использования активной речи детей, как средства общения. Воспитатель учит детей выражать просьбы и желания в словесной форме, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Работает над развитием инициативной речи ребенка, побуждает малыша обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формирует умение задавать вопросы.

В возрасте 3-4 лет основной задачей воспитателя является обучение малышей легко вступать в общение со взрослыми и сверстниками, учить детей выражать словами свои желания и просьбы, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить в детском саду и дома), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В 4-5 лет детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление детей рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях.

Воспитатель большое внимание должен уделять качеству ответов детей: учить отвечать как в краткой, так и в развернутой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно следует приобщать детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда вопрос адресован именно воспитателем, слушать высказывания товарищей.

Продолжается работа над воспитанием культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с посторонними людьми, встречать гостя и общаться с ним.

В 5 -7 лет следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи и особенностями монологического высказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

  • Описание–это характеристика предмета в статике.
  • Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
  • Рассуждение–этологическое изложение материала в форме доказательства.
  • Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
  • Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.

Во всех возрастах эти виды монологической речи занимают разное место.

В возрасте 1-3 лет создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается в 3-4 года. Педагог учит детей рассказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать, опираясь на наглядный материал (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня», «Детский сад»). Малышей постепенно обучают составлять короткие описания игрушек и картинок (3-4 предложения). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания повествовательного типа.

Воспитатель подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик…Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни, что делали в саду).

В возрасте 4-5 лет дети пересказывают содержание не только хорошо известных сказок и рассказов, но и тех, которые услышали впервые. В рассказывании по картине или игрушке дети сначала учатся строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований и дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз…собрались звери на полянке. Стали они…Вдруг…Взяли звери…И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. Примерно в 5,5 лет дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы между картинками («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без нее.

В 5-6 лет дети должны уметь:

Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.

- пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов.

- сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);

- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

- в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.);

-проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе - придумывание предложения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели);

- в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

-уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;

- в старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование.

В 6 -7 лет решаются следующие задачи:

-Развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей;

-Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;

-Закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

-Формирование умений адекватно передавать в речи изображённые на картинках простые действия;

-Усвоение детьми ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.);

-Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия; формирование у детей элементарных умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать своей речью.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

 Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь детей. Воспитатель должен совершенствовать  и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

  1. Игра «Ромашка» 

 Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

 

Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

Изложение прослушанного произведения (пересказ)

Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

Прием, используемый в старших группах при

пересказе литературных произведений (драматизация)

Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

6. Какие формы работы используют при обучении

детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

8. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец)

 

2. Игра «Допиши две строчки»

Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

Словесное творчество выражается в разных формах:

- в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

- в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

- в сочинение стихов

- в творческих пересказах

Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку»

 

«Наконец зима настала,

Холоднее на улице стало…

 

У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

 

Вы слыхали? На базаре

Чудо-овощ продавали...

Очень скоро Новый год

К нам на праздники придет…

 

3. Юмористическая пауза «Крокодил» - покажите пословицу жестами, пантомимой.

 

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тише едешь - дальше будешь.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

 

Решение педсовета.

Хотелось бы закончить наш педсовет изречением Ушаковой О. С., что «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт

Изложение прослушанного произведения

Назовите формы связного высказывания

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек

То, что служит основой рассказа по памяти

Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения.

Прием, который позволяет оценить детский рассказ

Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Прием, используемый в старших группах при

пересказе литературных произведений

Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью.

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками

8. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тише едешь - дальше будешь.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
  5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
  6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы 2 команде:

  1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
  2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
  6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

  1. Назовите формы речи?
  2. Какие умения развиваются в диалоге?
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
  4. Назовите структуру повествования.
  5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.
  6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Вопросы 2 команде:

1.Рассказ сюжет, которого развертывается во времени.

2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе?

5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине.

6.Ведущий прием для активизации речи и мышления.

Задание 2. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Задание 2. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

Задание 3. "Подбор антонимов, синонимов"

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

Для 1 команды - подбор антонимов.

 1. Правдивый                                

 2. Экспорт.

 3. Микро.

 4. Авангард.

 5. Нерадивый.

 6. Эксцентричный.

 7. Импорт.

 8. Рыхлый.

 9. Стремительный.                                                

 10. Тощий.      

 11. Неряшливый.                                                                                         12.Объективный.

 13. Макро.

 14. Старательный.

 15. Плотный.

 16. Прозрачный.

 17. Арьергард.

 18. Упитанный.

 19. Опрятный.

  20. Субъективный.

  21. Медленный.

  22. Лживый.

  23. Обычный.

  24. Мутный.

Для 2 команды - подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин.                                    

 2. Быстрый.

3. Материк.

4. Воля.

5. Портьера.

 6. Владыка.

7. Истинный.

 8. Свобода.

9. Континент.

10. Властитель.

11. Наготове.

12. Подлинный.

13. Независимость.

14. Занавеска.

15. Повелитель.

16. Штора.

17. Стремительный.

18. Начеку.

19. Настоящий.

20. Гардина.

21. Господин.

22. Действительный.

23. Настороже.

 24. Скорый.

Задание 4. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с детьми с ОВЗ в детском саду Подготовила учитель-логопед: Афанасьева И.М .

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Слайд 3

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна В неё входят дети : -с нарушениями слуха - с нарушениями зрения - с тяжелыми нарушениями речи - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП ) - с нарушениями интеллекта ( У.О.) - с задержкой психического развития(ЗПР ) - с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы ( РДА) - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР) - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др .)

Слайд 4

Дети с нарушением слуха 2 основные группы: 1.Глухие (рано и позднооглохшие ) 2 . Слабослышащие (с речью и с недоразвитием речи ) Наблюдается : Недоразвитие зрительного восприятия Замедление формирования подражания З атруднения при выборе по образцу Отсутствие речи и дефицит доречевого общения

Слайд 5

Если в группе есть ребенок с нарушением слуха педагогу нужно научиться : Проверять исправность слухового аппарата Проверять хорошо ли ребенок видит и слышит взрослого и ребят Использовать достаточно наглядности Говорить четко, в нормальном темпе и с нормальной артикуляцией Инициировать общение

Слайд 6

Дети с нарушениями зрения 2 основные группы: 1 . Слепые 2 . Слабовидящие

Слайд 7

Восприятие детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностям как и в норме, но имеют ряд особенностей: 1. Узкий круг интересов 2. Меньший эмоциональный отклик 3. Снижение познавательных интересов 4. Снижение полноты и точности отображаемого 5. Представления значительно отличаются от нормы, присутствует схематичность.

Слайд 8

При занятиях со слабовидящими детьми применять: Упражнения для снятия напряжения с глаз Хорошую освещенность рабочего места Наглядность крупную и четкую Хорошо дублировать раздаточным материалом Сопровождать рассказом то, что показываете Возможность использовать другие сохранные анализаторы

Слайд 9

Дети с тяжелыми нарушениями речи Алалия Дизартрия Заикание Общее недоразвитие речи

Слайд 10

Причины: трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе); повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке; дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус; недостаточная подвижность губ и языка; задержка речевого развития вследствие задержки психического развития; неграмотная речь в семье и др.

Слайд 11

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью инневарции речевого аппарата Заикание – это нарушение ритма и плавности речи ОНР или общее недоразвитие речи - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение.…

Слайд 12

У ребенка с общим недоразвитием речи наблюдается: Нарушение звукопроизношения( не произносит, искажает, заменяет другими) Нарушение восприятия звуков речи Ограниченный словарный запас Недостаточное понимание речи, не обусловленной бытовой ситуации Нарушение связной речи Стойкие аграмматизмы в речи

Слайд 13

У ребенка с дизартрией наблюдается : слабость артикуляционных мышц кажется , что ребёнок постоянно говорит в нос звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются нарушается речевое дыхание наблюдаются нарушения голоса проблемы с мелодичностью речи

Слайд 14

Если в группе есть ребенок с нарушением речи педагог должен уметь: создать доброжелательную обстановку в группе относиться терпимо к речевому дефекту ребенка создать ситуацию успеха у детей и веру в собственные возможности формировать интерес к занятиям снимать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости н е акцентировать внимание на речевом дефекте ребенка п одбирать стихотворный материал, учитывая произносительные возможности ребёнка

Слайд 15

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата ДЦП – возникают вследствие поражения двигательных зон и двигательных путей головного мозга . Основная особенность при ДЦП - тесная связь двигательных нарушений с сенсорными . Страдает согласованность между глазом и рукой. Это затрудняет развитие навыков самообслуживания, продуктивной деятельности и др. Зависимость от взрослых отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу. Часты нарушения речи и снижения зрения и слуха . Различные степени нарушения интеллекта. Характерна повышенная утомляемость, впечатлительность, обидчивость.

Слайд 16

Д ети с задержкой темпа психического развития (ЗПР) ЗПР- обратимое замедление темпа психического развития Характерные черты: Недостаточность общего запаса знаний Ограниченность представлений Незрелость мышления Низкая степень устойчивости внимания Низкая интеллектуальная целенаправленность Преобладание игровых интересов Быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью

Слайд 17

Ребёнок с ранним детским аутизмом (РДА) Аутизм-нарушение психического развития, при котором человек испытывает трудности с общением, социальным взаимодействием. Основные симптомы: Отклонения в развитии моторики, речи Отсутствие интереса к окружающим людям Стойкое избегание контактов с обществом Стереотипность поведения и деятельности Трудности в проявлении эмоций Уровень интеллектуального развития: от явно выраженнной умственной отсталости до одарённости в отдельных областях знаний и искусства

Слайд 18

Рекомендации по работе с детьми- аутистами Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому Принимайте его таким, какой он есть Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность Придерживайтесь определенного режима дня Соблюдайте ежедневные ритуалы Не трогайте ребенка без особой нужды Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом

Слайд 19

Не повышайте голос и не издавайте громких звуков Не выпускайте ребенка из поля своего зрения Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка

Слайд 20

Основные принципы в работе с детьми с ОВЗ: Психологическая безопасность (принятие ребенка таким, какой он есть ) Помощь в приспособлении к окружающей среде Единство совместной деятельности Мотивированность к учебному процессу Включение родителей в коррекционный процесс Формирование правильного отношения общества к людям с ОВЗ. Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.

Слайд 21

Этапы деятельности ПМПК ДОУ : Предварительный этап Проводится анализ актуальных ресурсов специалистов ДОУ Второй этап Первичное обследование ребенка. Проводится диагностика ребенка специалистами ПМПК детского сада Третий этап: Составляется коллегиальное заключение и намечается индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Четвертый этап: Реализация коррекционно- развивающих мероприятий. Пятый этап: Анализ коррекционно-развивающих мероприятий .



Предварительный просмотр:

Выступление

2 слайд

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ

Для детей с ОВЗ период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов.

 Детские виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование и признание, а это зачастую наносит детям моральную травму.

 Необходимо уделить достаточное внимание подготовке детей группы и их родителей к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями, так как большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, поведение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).

3 слайд

К детям с ОВЗ относятся следующие категории:

   - дети с тяжелыми нарушениями слуха,

   - с тяжелыми нарушениями зрения,

  - с тяжелыми нарушениями речи,

  - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП),

   - с нарушениями интеллекта (У.О),

   - с задержкой психического развития(ЗПР),

   - с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА),

 - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР),

  - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др.).

4 слайд

Дети с нарушением слуха

2 основные группы:

1.Глухие (рано и позднооглохшие)

2. Слабослышащие (с речью и с недоразвитием речи)

Наблюдаются:

  • Недоразвитие зрительного восприятия (низкая скорость восприятия и узнавания предметов)
  •  Замедление формирования подражания
  •  Затруднения при выборе по образцу
  • Отсутствие речи и дефицит доречевого общения

5 слайд

Если в группе есть ребенок с нарушением слуха

педагогу нужно научиться:

  • Проверять исправность слухового аппарата
  •  Проверять хорошо ли ребенок видит и слышит взрослого и ребят
  • Стараться не поворачиваться к слабослышащему спиной
  •  Использовать достаточно наглядности
  • Говорить четко, в нормальном темпе и с нормальной артикуляцией
  •  Инициировать общение

6 слайд

Дети с нарушениями зрения

2 основные группы:

1. Слепые

2. Слабовидящие

7 слайд

Восприятие детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностям как и в норме, но имеют ряд особенностей:

1. Узкий круг интересов,

2. Меньший эмоциональный отклик,

3. Снижение познавательных интересов,

 4. Снижение полноты и точности отображаемого (образы искажаются и могут не соответствовать действительности).

 5. Представления значительно отличаются от нормы. (преобладают фрагментарность и недостаточная обобщенность), присутствует схематичность.

  Процессы запоминания имеют недостаточную осмысленность (затруднения в анализе, синтезе, сравнении, классификации). Проявляется «закон края». Речь развивается по тем же законам, что и у нормы (трудности в правильном произношении и артикуляции).

8 слайд

При занятиях со слабовидящими детьми применять:

-Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих детей не более 15-20 мин. непрерывной работы.

-Важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку хорошо видно доску, мольберт и педагога.

-Особое внимание необходимо уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

-Речь воспитателя должна быть выразительной и точной, он должен проговаривать все, что делает, рисует.

-Называйте каждого говорящего по имени, чтобы было понятно, кто говорит.

-Используйте объемные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт.

9 слайд

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания, ОНР и др.

10 слайд

Причины:

-трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);

-повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;

-дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;

-недостаточная подвижность губ и языка;

-задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;

неграмотная речь в семье и др.

11 слайд

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью инневарции речевого аппарата

Заикание – это нарушение ритма и плавности речи

ОНР или общее недоразвитие речи - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение.… 

12 слайд

У ребенка с ОНР нарушено произношение звуков. Многие звуки ребенок или совсем не произносит, или искажает, заменяет другими. Это означает, что и слышит, различает он эти звуки недостаточно четко, не умеет подбирать слова на заданный звук, не слышит четко ударного звука в слове. У ребенка ограниченный словарный запас. Он не знает названий многих предметов, признаков, действий. Не умеет правильно называть части тела и лица человека, многие предметы одежды, фрукты и овощи, предметы мебели, профессии и др. Затрудняется в подборе слов с противоположным значением (широкий-узкий, длинный-короткий, подойти-отойти, растегнуть-застегнуть). Не знает названий неосновных и оттеночных цветов: оранжевый, серый, фиолетовый, коричневый. Связно рассказать знакомую сказку, мультфильм, о событиях, произошедших с ним за день, такой ребенок не может.

13 слайд

У ребенка с дизартрией наблюдается:

  • слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;
  • проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

14 слайд

Если в группе есть ребенок с
нарушением речи

-В задачи воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.

- Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т.п. --Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно.

-Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого педагог привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению.

-Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».

-Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

-Следует избегать при обращении к детям сложных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

15 слайд

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – возникает вследствие поражения двигательных зон и двигательных путей головного мозга. ДЦП проявляется в наличии у ребенка повышенного или сниженного мышечного тонуса.

 Основная особенность при ДЦП- тесная связь двигательных нарушений с сенсорными.

  • Страдает согласованность между глазом и рукой. Это затрудняет развитие навыков самообслуживания, продуктивной деятельности и др.
  • Зависимость от взрослых отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу.
  • У детей с ДЦП часто наблюдаются нарушения речи, снижения зрения и слуха.
  •  Различные степени нарушения интеллекта.
  • Характерна повышенная утомляемость, впечатлительность, обидчивость.

Для ребенка с ДЦП необходимо подобрать правильную мебель. Ребенок должен иметь возможность передвигаться по группе и другим помещениям тем способом, которым он может; разговаривать так, как позволяют его моторные возможности

16 слайд

Дети с задержкой темпа психического развития (ЗПР)

ЗПР- замедление темпа психического развития

Характерные черты:

  • Недостаточность общего запаса знаний
  • Ограниченность представлений
  • Незрелость мышления
  • Низкая интеллектуальная целенаправленность
  • Преобладание игровых интересов
  • Быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью

Необходимо максимально увязывать материал занятия с опытом и повседневной жизнью ребенка. Давать дополнительную практику при выполнении заданий. Адаптировать задания так, чтобы они отвечали уровню развития ребенка с ЗПР, разбивать задания на короткие отрезки, просить других детей помогать этому ребенку. Не замечайте негативных действий, которые ребенок совершает с целью привлечь внимание. Хвалите и уделяйте внимание тогда, когда поведение соответствует желаемому.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять их  ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

 5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы.

 6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, это необходимо для формирования позитивного восприятия себя и других детей.

 7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. В таких случаях необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

 8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя

  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материал на занятиях.
  3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  4. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая ему об этом.
  7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  9. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  10. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  11. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  12. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  16. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

.

17 слайд

Ребёнок с ранним детским аутизмом (РДА)

Аутизм – это врожденное заболевание, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей.

Аутизм может проявляться по-разному у разных людей, Каждый случай  уникален.

Выделяют основные общие симптомы аутизма, которые проявляются уже в раннем детстве.

 Ребенок  избегает общества, не разговаривает, выглядит «погруженным в себя» , не смотрит в глаза или в лицо. У ребенка скудная мимика, он редко улыбается.

 Неадекватно реагирует на незначительные раздражители (например, шум, свет) при этом сильно пугаясь. Не понимает юмор. Может быть агрессивен по отношению к детям, не играет с ними. Играет только с одной игрушкой или ее частью.

Наблюдаются расстройство моторики и речи, стереотипность поведения и деятельности. Уровень интеллектуального развития: от явно выраженной умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства.

18-19 слайд

Рекомендации педагогам по работе с детьми с РДА

  Если в группу поступил ребенок с аутизмом, необходимо вместе с ним создать  тихое, укромное место, где бы он мог побыть один.

  •  Важно предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение группы,  спальни, комнаты для занятий. Ребенок должен иметь возможность выйти из группового помещения, носить с собой привычный предмет, игрушку.
  •  Необходимо придерживаться определенного режима дня, соблюдать ежедневные ритуалы.
  • Педагог должен соблюдать постоянство в одежде. Желательно чтобы она была темных тонов – это поможет ребенку привыкнуть к нему.        
  •  Вступать во взаимодействие, в тактильный контакт с ребенком нужно только когда он готов к этому. Общаться с ребенком надо негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом.    Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений.
  •  Не следует обращаться к нему с прямыми вопросами или настаивать на продолжении выполнения задания в случае отказа.
  •  Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка. Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них следует опираться в работе.
  •         Контакты с ребенком нужно дозировать, так как возможно пресыщение.  Педагог должен уметь чувствовать настроение ребенка, улавливать изменения в его поведении, не давать ему выйти в деструктивность.
  •  Ребенку с аутизмом, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром, нужны постоянная поддержка взрослого, его одобрение.
  •  Аутизм – неизлечимое заболевание, однако раннее выявление  аутизма и вовремя начатая работа с ребенком позволяют значительно ослабить симптомы аутизма и помочь ребенку научиться жить в обществе.

20 слайд

Основные принципы в работе с детьми с ОВЗ:

  • Психологическая безопасность (принятие ребенка таким, какой он есть)
  •  Помощь в приспособлении к окружающей среде
  •  Единство совместной деятельности
  •  Мотивация к учебному процессу
  •  Включение родителей в коррекционный процесс

Формирование правильного отношения общества к людям с ОВЗ. Только это поможет жить не параллельно, а вместе.

21 слайд

Решение вопроса о выборе образовательного маршрута детям с ОВЗ осуществляется в рамках ПМПК учреждения. Работа начинается с запроса администрации ДОУ и с письменного согласия родителей.

Этапы деятельности ПМПК ДОУ :

Предварительный этап  

  Проводится анализ актуальных ресурсов специалистов ДОУ (устанавливается потребность в сопровождении ребенка с ОВЗ – тьторе, в  специальном оборудовании,  в привлечении дополнительной помощи специалистов вне детского сада)

Второй этап

Первичное обследование ребенка. Проводится диагностика ребенка специалистами ПМПК дет. сада. По результатам  обследования каждый специалист, работавший с ребенком, составляет заключение об индивидуальных особенностях  развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер.  Эти данные являются основой для разработки индивидуальной программы сопровождения ребенка.

Третий этап:

Составляется коллегиальное заключение и намечается индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Определяется объем необходимой психологической, логопедической, медицинской, социальной коррекции. Родители знакомятся с рекомендациями ПМПК ДОУ

Четвертый этап:

Реализация коррекционно- развивающих мероприятий. Проходит в форме  индивидуальных или групповых занятий с ребенком с ОВЗ. Проводится работа с родителями ребенка с ОВЗ по вопросам повышения  родительской компетенции.

Пятый этап:

Анализ коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка состояния ребенка по окончании цикла коррекционно-развивающей работы, динамики его развития и адаптации. Делается вывод о необходимой помощи на дальнейший период пребывания ребенка в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....