Проект "Моя весёлая азбука"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Новосёлова Юлия Ивановна

Детско-родительский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_novosyolovoy_yu.i.doc578.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 компенсирующего вида г. Можайска.

Долгосрочный творческий, совместный с родителями  проект на тему:

«Моя весёлая азбука».

Автор проекта: учитель-логопед

Новосёлова Ю.И.

Можайск 2016 г.

Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционном процессе.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии, поэтому вопрос комплексного подхода в коррекции речевой патологии, укреплении и сохранности детского здоровья, является особенно актуальным.

Успех коррекционно-воспитательной работы  учителя-логопеда определяется продуманной системой, в основе которой тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника. Оно подразумевает не только распределение задач между участниками педагогического процесса для достижения единой цели. Взаимодействие подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым.

Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. 

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей

                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

        .

Проект учителя-логопеда «Весёлая азбука»

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». 
А. Дистервег 

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и предупреждение ошибок в чтение и письме. Нам хорошо известно, что развитие ребёнка в большой степени зависит от участия родителей, но в последние годы мы вынуждены наблюдать, что для многих родителей понятие «школьная готовность» заменилось понятием «умение читать». Родители чуть ли не с рождения начинают учить детей узнавать буквы, приобретая для этой цели всевозможную литературу и пособия, не всегда отвечающие требованиям методики обучения грамоте (это всевозможные «говорящие азбуки», компьютерные игры и программы, обучающие компьютеры и т. п.) . Потом мы слышим от родителей: «Ребёнок знает все буквы, но не может прочитать слог». Не всегда получается убедить родителей полностью доверить обучение грамоте детей специалистам, поэтому я решила привлечь родителей к совместной деятельности по обучению детей грамоте. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Весёлая азбука». К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Вид проекта:

  • Долгосрочный.
  • Творческий.
  • Совместный с родителями.

Цель  проекта:

  • Обучение грамоте и подготовка детей к школе посредством совместного творческого взаимодействия с родителями.
  • Профилактика нарушений чтения и письма.
  • Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей.
  • Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.
  • Оптимизация коррекционной работы с каждым ребенком
  • Развитие у детей  творческих способностей.
  • Развитие ВПФ (воображение, внимание, мышление, память, речь).

Условия реализации проекта:

Заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Участники проекта:

Учитель-логопед, воспитанники и их родители.

Творческим результатом совместной работы являются:

Альбомы каждого ребёнка «Весёлая азбука».

Эффективность использования проекта

Для детей

Для родителей

Для учителя-логопеда

Для ДОУ

Положительная динамика речевого развития; сокращённое по времени овладение знаниями и умениями;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

Положительная оценка деятельности учителя-логопеда;
готовность и желание помогать учителю-логопеду;
использование знаний по развитию речи детей  и обучению грамоте в домашних условиях.

Положительный психологический климат между логопедом и родителями;
заинтересованность логопеда в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
учет положительной динамики в овладении детьми элементами грамоты.

благоприятные условия для профессионального роста педагога;
повышенный статус ДОУ.

Сроки проведения проекта

2016 – 2017 учебный год.  Старшая группа.

2017 – 2018 учебный год. Подготовительная группа.

Содержание деятельности проекта.

Форма проведения  мероприятия и тема.                                            

Ответственный

Проведение родительского собрания «Учите детей играя».

  Выполнение домашней работы по заданию логопеда.

Изготовление страниц «Весёлой азбуки».

Практикум для родителей на тему: «Звук и буква»

 Оформление стенда для родителей на тему: «Игры со звуковыми символами»

Оформление стенда для родителей на тему: «Подготовка руки к письму».

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего возраста».

Консультация для родителей на тему: «Подготовка ребёнка к школе».

Оформление стендов «Вышли буквы погулять».

Оформление стенда для родителей на тему: «Звуковой анализ слова».

Оформление стенда для родителей: «К чтению готов?»

Индивидуальные беседы с родителями по профилактике дисграфии у ребёнка.

Логопедическое развлечение для детей с родителями «В гостях у королевы Азбуки»

Конкурс поделок «Моя любимая буква»

Учитель-логопед

 

Родители, дети

Родители, дети

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед, родители, дети.

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Родители, дети

В начале года на собрании  родители знакомятся с программой обучения, особенностями работы педагогов в логопедической группе, подробно обсуждается с родителями предстоящая совместная работа.

Занятия по обучению грамоте строятся на основе логопедической азбуки Косиновой и пособий Бардышевой Т. Ю. и  Моносовой Е.Н. На занятиях дети знакомятся со звуками, их характеристикой, учатся находить звук в словах, подбирать слова на изучаемый звук и т. Д. Далее осуществляется знакомство с буквой. После изучения каждой буквы на логопедических занятиях, дома дети с родителями изготавливают странички своей азбуки, посвящённые изученной букве.

В группе с помощью логопеда происходит презентация своей странички. Ребёнок рассказывает, с кем делал страничку, загадывает остальным детям загадки, рассказывает стихотворения. После этого странички скрепляются в книжку. Все книжки хранятся в свободном доступе для детей, и они с родителями имеют возможность брать и пролистывать книжки в свободное время.

Я предложила родителям ответить на несколько вопросов, связанных с работой над проектом. Один из вопросов звучал так: «Что дала работа над проектом Вам и вашему ребёнку? »

Среди отзывов родителей были такие:

• Массу положительных эмоций.

• Общение, контакт с ребёнком, интерес к знаниям.

• Умение дружно выполнять работу.

• Совместный труд, интерес к поиску материала.

• Совместное чтение книг и общение.

• Учит усидчивости, внимательности, старательности.

• Более глубокие знания о буквах.

Такая совместная работа создаёт благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

Индивидуальные книжки-малышки

Коллективные книжки-малышки

Выставка поделок «Моя любимая буква»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлая азбука

Красочная азбука в интересных картинках....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая азбука»

Занятие с использованием фонетической сказки и мнемокарточек по гласным звукам и буквам....

Весёлая азбука в стихах

В материале на каждую букву даны стихотворения и чистоговорки....

Весёлая азбука

Сценарий обучающего развлечения, формирующий интерес к познанию...

Развитие речи. Создание альбома"Весёлая азбука" подготовительная группа.

Хочу представить вам наш мини прект по развитию речи и подготовке к обучению грамоте"Весёлая азбука". Цель:содействие развитию интеллектуального потенциала детей,готовность к школе,вовлечение род...

Дидактический материал из фетра "Весёлая азбука"

Данный материал был разработан для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста, основным стимулом данного материала и познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естестве...

Конспект НОД по речевому общению: «Весёлая азбука» (грамота) в подготовительной группе.

Задачи:Образовательные: упражнять в умении выделять гласные и согласные звуки, делить слово на слоги , определять количество слогов составлять предложения , работать со схемой предложений , упраж...