Логопедический праздник в старшей логопедической группе «Моя Родина – Россия»
методическая разработка (старшая группа)

Барабашова Людмила Николаевна

Цель: воспитание у детей чувства любви и уважения к своей Родине. Развитие самоконтроля за собственной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_prazdnika.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического праздника

 в старшей логопедической группе

«Моя Родина – Россия»

Цель: воспитание у детей чувства любви и уважения к своей Родине. 

Задачи:

- активизировать и актуализировать словарь по теме «Моя Родина – Россия»;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- совершенствовать навык звукослогового анализа слов;

- автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков;

- обобщать знания детей о красоте и богатстве нашей страны, о  малой и большой Родине;

- уточнить представления о России - необъятной стране, о гражданах, о национальности большинства людей;

- закрепить знания о городах Золотого кольца России, о великой реке Волге, о рыбах, обитающих в ней, о природных богатствах Сибири и Крайнего Севера;

- уточнить знания о значении  воды для жизни животных, растений и человека;

     - развивать связную речь, фонематические представления,  зрительное    

    восприятие, внимание, мышление;

    - развивать любознательность, стремление изучать и сохранять  животный  

    мир, природу России;
   - развивать умение выразительно читать стихи;

- развивать  тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох, музыкально-ритмические способности.

- воспитывать  у детей уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства;

- воспитывать  чувства  поддержки и взаимовыручки,  навыков взаимодействия в команде;

- воспитывать любовь к Родине, желание беречь и украшать родную землю.

Предварительная работа:

  1. Беседы о родном крае,  о Родине, о значении ее в жизни человека, о государственных символах Российской Федерации, о народах, населяющих ее.
  2. Слушание и заучивание стихов.
  3. Дидактические игры «Рыбалка», «Наоборот», «Один – много».
  4. Просмотр слайдов, рассматривание иллюстраций.
  5. Работа с картой. 

Оборудование:  

- мультимедийный экран;

- проектор;

- ноутбук;

- слайды;

- аудиозаписи;

- спортивный инвентарь для проведения эстафеты;

- мяч;

- предметные картинки с изображением рыб;

- удочки с магнитом;

- ведерки с кружками (по количеству слогов);

- прищепки  желтого цвета, желтые круги;

- флаги России, белые, синие и красные шарфы, красная лента;

- веночки для девочек, тюбетейки для мальчиков;

- флажки разноцветные;

- тульские пряники.

Психолог настраивает детей на занятие

Педагог-психолог:  Ребята, я очень рада вас приветствовать.

Упражнение «Приветствие».

Логопед: Мы со Светланой Юрьевной  сегодня подготовили для вас  путешествие по нашей стране.

Логопед демонстрирует слайд «Россия на политической карте мира».

Логопед: Наша Родина – Россия – страна очень большая. Чтобы проехать на поезде с запада на восток, понадобится много дней. Когда мы с вами просыпаемся, на другом краю нашей страны ребята вернулись из детского сада и уже ложатся спать. Вот какая большая наша страна!

На коврик похожа на разноцветный,

Или на фантик пестрый конфетный,

Или, быть может, на покрывало —

Красок на карте мы видим немало.

На ней все на свете сейчас мы найдем:

Вот город любимый, в котором живем.

Вот озеро, речка, а это — гора,

И Северный полюс нашли мы, ура!

Расскажет нам много умная карта —

Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг — зреют там апельсины,

И в море лазурном играют дельфины.

Живем мы в большой и красивой стране,

И наша страна очень нравится мне.

Логопед:    А вам? Скажите,  а как называется ваша малая родина? То место, где вы живете? А как называют жителей вашего города?

(Ответы детей)

Логопед: Да, мы с вами дончане и очень любим наш город.

Слайды с видами Донецка

Песня о Донецке.

Совместное исполнение воспитателей и детей.

Логопед: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине. На чем можно путешествовать?

(Ответы детей)

Логопед: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?

(Ответы детей)

Упражнение «Самолетики»

(развитие плавного речевого дыхания и высоты голоса)

Плавный вдох –  самолет летит высоко – на выдохе «У-у-у» (тихо)

Плавный вдох –  самолет подлетел к нам  – на выдохе «У-у-у» (громко)

Звучит аудиозапись, приглашающая пассажиров на посадку

Логопед:  Я вам предлагаю занять место в самолете, и начнем мы наше путешествие со столицы нашего Донского края, с города Ростова-на-Дону. А пока наш самолет взял курс на Ростов-на-Дону,  я предлагаю вам поиграть.  

Слайды с видами городов Ростовской области

Игра  «Назови жителей города»

В Каменске-Шахтинском живут каменчане. В Гуково – гуковчане, в  Зверево – зверовчане, в Азове  - азовчане,  в Миллерово – миллеровцы, в Шахтах – шахтинцы, в Красном Сулине – красносулинцы, в Новочеркасске – новочеркасцы,  в Ростове-на-Дону – ростовчане.

Слайды с видами Ростова-на-Дону

Логопед: Ростовская область была образована 80 лет назад 13 сентября 1937 года. Велик донской регион – на его территории могли бы одновременно уместиться Нидерланды, Дания и Бельгия. Донской край привлекает туристов своей богатой историей, очаровательной природой, гостеприимными жителями, самобытной казачьей культурой. Наш самолет приземляется в аэропорту Ростова-на-Дону и нас встречают удалые казаки и казачки.

Танец гостей

Звучит аудиозапись, приглашающая пассажиров на посадку

Логопед: А нам с вами пора лететь дальше. Занимайте места.  Наш лайнер набирает высоту и пролетает  над городами Золотого кольца России

 Слайды с видами городов.

Дети читают стихотворение В. Степанова «Золотое кольцо»

Города старинные,

Звон колоколов.

Словно птицы – лебеди

Суздаль и Ростов

 

На широкой Волге

Тверь и Кострома,

Башенки резные,

Чудо-терема.

 

Города старинные,

Крепость на реке.

Новгород на Волхове,

Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые

В бой вели князья,

Конного и пешего

Недруга разя.

 

Города старинные,

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки –

Из Ельца - матрёшки,

А из Тулы - пряники.

 

Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом.

Логопед: Спасибо вам ребята, а наш самолет берет курс  на спортивную столицу  России город Сочи.  В 2014 году в городе прошла зимняя олимпиада. И мы с вами сейчас примем участие в спортивных соревнованиях.

Слайды с видами Сочи. Олимпийская символика

Игры-эстафеты

Звучит аудиозапись, приглашающая пассажиров на посадку

Логопед: Ребята нам пора в путь. Занимайте места. Наш самолет летит  дальше.  Посмотрите в иллюминатор (слайд с изображением Волги). 

Мы  пролетаем над самой известной рекой в России. Ребята, вы знаете, как она называется?

(Ответы детей)

Логопед:  Какими словами можно сказать о Волге? Какая она?

Игра «Наоборот»

Логопед: Она маленькая?    

Дети: Нет, большая.

(Волга –маленькая-большая, мелкая-глубокая, грязная-чистая, теплая-холодная, узкая-широкая, уродливая-красивая, слабая-могучая)

Логопед: А еще про нее говорят  неистовая,  великая, судоходная. Что это значит?

(Ответы детей)

 Динамическая пауза

Волга – река (волнообразные движения руками),

Ты бежишь издалека (соединить руки перед грудью),

Твои воды глубоки (нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол),

Твои воды широки (развести руки в стороны),

Берега твои скалисты (соединить пальцы вытянутых рук над головой),

И покаты, и холмисты (поочередно опустить руки вниз).

Логопед: А какую пользу еще приносит река? 

(Ответы детей)

 (река дает воду, река поливает землю, река дает пищу, река дает электроэнергию, по реке ходят теплоходы, по реке сплавляют лес)

Логопед: Кто обитает в реке? 

(Ответы детей)

Логопед: Давайте приземлимся и порыбачим.

Игра «Рыбалка»

Дети «ловят» рыбу и раскладывают по ведеркам с символами количества слогов в слове.

Логопед: Вот это улов. Отлично порыбачили.

Звучит аудиозапись, приглашающая пассажиров на посадку

Логопед: А нам пора в путь. Наш лайнер взял курс на кладовую России – Сибирь.

Слайды с видами Сибири

Дети читают стихотворение Александр Бойчука «Земля сибирская»

Земля Российская, земля Сибирская,

Земля Камчатская и Азиатская.

Леса дремучие, метели жгучие,

Такая теплая моя Сибирь.

 

Земля равнинная, земля былинная,

Земля таежная, непроходимая.

Гостеприимная и неделимая,

Такая теплая моя Сибирь.

 

Земля Алтайская и Забайкальская,

Земля угрюмая, как старец  мудрая,

Земля суровая, открытья новые,

Такая теплая моя Сибирь.

 

Земля Уральская и Прибайкальская

Река Амур и Енисей,

Земля Таймырская и океанская,

Сибирь открыта для друзей.

Логопед: За великим Каменным поясом, Уралом, раскинулись необъятные просторы Сибири. Эта территория занимает почти три четверти от всей площади нашей страны. Мы приземляемся в аэропорту Новосибирска столице Сибири. Новосибирская область в этом году тоже празднует свое восьмидесятилетие. Отсюда мы с вами можем попасть и в Восточную Сибирь, и на Дальний Восток. Здесь добывают нефть, газ, золото, алмазы. В сибирских лесах водится много пушных зверей: ласка, норка, песец. В сибирских реках и озерах много рыбы. Но больше всего гордится Сибирь своим лесом. Сибирские леса богаты грибами, ягодами, кедровыми шишками.

Игра «Какой лес?»

Логопед: Какой лес, если в нем растут кедры – кедровый. (Ели, сосны, осины, березы, дубы, клены). А если в лесу растут и ели и сосны и березы и клены, как называется такой лес. Смешанный.

А давайте мы с вами на лесную полянку пойдем и хоровод заведем.

Слайд с изображением лесной поляны

Хоровод «У моей России»

Звучит аудиозапись, приглашающая пассажиров на посадку

Логопед: Занимайте места в самолете,  мы отправляемся в путь на Крайний Север. А пока мы летим на север, я узнаю у наших гостей, что они знают об этом крае

Игра «Экзамен для родителей»

1. Как называется дом жителей тундры

Изба, яранга, чум, шалаш.

2. Транспорт для передвижения по тундре

Лошади, медведи, олени, собаки.

3. Сани для езды на оленях

Телега, нарты, тачка.

4. Чем занимаются жители севера

Охота, рыбалка, выращивают овощи, разводят коров, оленеводство.

5. Какие животные живут в тундре

Олень, песец, белка, лиса, волк, лошадь, лось, осел, медведь, волк.

Слайд с изображением северного сияния

Включается фонограмма ветра, вьюги.

Логопед: А кого же можно встретить в царстве льдов? Отгадайте мои загадки.

 

1. Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые... 

Медведи

Слайд с изображением белой медведицы с медвежонком

- Как называются детёныши медведя? – Медвежата

2. Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы - бурый... 

Морж

Слайд с изображением моржа

-  У моржа – моржата

3. На Крайнем Севере живет,

Обожает снег и лед.

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он - ...

Тюлень

Слайд с изображением тюленя

У тюленя – тюленята

4. Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...

Олень

Слайд с изображением оленя

У оленя – оленята

Логопед: А каких еще животных можно встретить в этом холодном краю?

Ответы детей  (Касатка, нарвал,  белуха,  белая  чайка, кайра, гагара)

Слайды с изображением животных

Логопед: Чтобы не замерзнуть, я вам предлагаю поиграть.

Игра «Части тела» (с мячом)

У медведя не ноги, а………….………… лапы,

У чайки не руки, а ……………….……..крылья,

У моржа не зубы, а …………….…….....клыки,

У тюленя не руки, а …………..………...ласты,

У медведя не лицо, а ………..………….морда,

У касатки не руки, а ………..………….плавники,

У оленя не перья, а……………………. шкура,

У чайки не рот, а………..…...………….клюв,

У кита не ноги, а ………….……………хвост,

У медведя не волосы, а …….………….мех

У рыбы не мех, а……………………… чешуя.

У гагары не мех, а ……………………. перья.

Слайды с изображением северных народов

Логопед: В Сибири и на Севере  живут малые народы России. В Якутии живут …

(Ответы детей)

…якуты, в Туве – тувинцы,  в Ненецком автономном округе – ненцы,  в Ханты-Мансийском – ханты и манси,  в Эвенкии – эвенки, на Чукотке – чукчи.

Логопед:  Я вам предлагаю сделать солнышки из прищепок и оставить их жителям Севера, чтобы у них быстрее наступила весна.

Игра с прищепками

Звучит аудиозапись, приглашающая пассажиров на посадку

Логопед: Ох,  и задержались мы на Севере. Приглашаю всех занять места в самолете. Берем курс на столицу нашей Родины Москву.

Слайд с видами Москвы

Логопед: Ребята, а что вы знаете о Москве?

(Ответы детей)

Логопед: Правильно Москва – это столица нашей страны. Страна – это не просто поля и леса, города и сёла, где живут люди. Это государство. А у каждого государства есть свои символы. Слово «символ» в переводе означает знак, сигнал, пароль.

- Ребята, а какие государственные символы вы знаете?

Дети читают стихи о символах России

Слайд с изображением герба

1. У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Слайд с изображением флага

2. Белый цвет – берёзка

Синий – неба цвет

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Слайд с текстом гимна

3. Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

Гимн слушаем стоя и молча всегда.

Его нам включают в момент торжества!

Логопед: А наш самолет приземлился в Москве.

Я вас приглашаю на Красную площадь, где на крыше Большого Кремлевского Дворца развивается флаг России.

Слайд с изображением флага на Большом Кремлевском Дворце

Танец  «Белый, синий, красный»

Логопед: Ребята, так какая она наша страна?

(Ответы детей)

Россия, огромная, красивая,  величавая, гостеприимная, необъятная.

Логопед: И в этой стране живут такие замечательные дети и взрослые. Мы разные, но мы вместе.

Флешмоб с родителями

Логопед: А на память о нашем путешествии мы хотим вас угостить тульскими пряниками.