Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями»
проект по логопедии (старшая группа)

Калюжная Аксана Михаиловна

Актуальность проекта:

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. К нам в дошкольное учреждение поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, его мышление, творческие способности, на взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры рук влияет на речевое развитие, формирование мыслительных операций, познавательный интерес, творчество, воображение. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей с речевыми нарушениями необходимы особые условия, которые позволят развить мелкую моторику рук.

Проблема: У детей с тяжёлыми речевыми нарушениями значительно отстаёт развитие мелкой моторики рук. Так же я считаю необходимым ориентировать родителей на развитие мелкой моторики рук в домашних условиях, взаимодействовать с ребёнком в процессе этих упражнений, активизировать творческий потенциал родителей и детей. Исходя из этого, возникла идея по созданию образовательного проекта по развитию мелкой моторики.

Вид проекта: практико-ориентированный

Широта охвата содержания: развитие речи, посредством активизации тонких движений пальцев рук.

Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь - декабрь)

Участники проекта: учитель-логопед, дети с речевыми нарушениями, воспитатели, родители.

Руководитель: учитель-логопед Калюжная А. М.

Цель проекта: Преодоление речевых нарушений у детей при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Задачи:

• Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.

• Овладеть приемами самомассажа и расслабления.

• Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.

• Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое.

• Развивать изобразительные и графические навыки.

• Развивать двигательную память, произвольность и точность движений.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.

2. Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

3. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.

4. Пополнение развивающей среды.

5. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.

6. Развитие речи, мышления, познавательного интереса, творчества, воображения, обогащение словарного запаса.

Взаимодействие с родителями:

1. Консультации для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики для развития речи детей».

2. Посещение занятий логопеда с детьми.

3. Консультация для родителей через СМИ «Речь на кончиках пальцев».

4. Помощь в пополнении развивающей среды.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

• Выбор темы проекта и его разработка.

• Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

• Подбор методического материала по данной теме.

• Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

• Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

• Разработка консультаций для родителей.

II этап – основной

Работа выстраивалась в двух направлениях:

• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей.

• С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

III этап – заключительный

• Мониторинг уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

• Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.

• Семинар-практикум «Речь на кончиках пальцев» для педагогов МБДОО.

• Методическая разработка «Игры и упражнения с использованием массажного шарика Су-джок и колец».

Реализация проекта

 

Пальчиковые игры с мелкими предметами

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с различными мелкими предметами:

1. Счетные палочки.

2. Прищепки.

3. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами.

4. Скрепки.

5. Мячики «Су-джок».

6. Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.

7. Мелкая мозаика.

8. Разрезные картинки.

9. Игры с карандашами.

10. Шнуровка.

11. Застёгивание и расстегивание пуговиц.

12. Работа с кинетическим песком.

13. Конструирование.

14. Игры с крышками.

15. Лепка.

Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Так же ребенок ощупывает предметы, что позволяет определять их свойства, температуру, материал из которого сделан и т. д. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальчики становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.

Различные техники рисования

Рисование является любимым занятием многих малышей, так как в настоящее время существует масса разных цветов и оттенков красок, фломастеров и карандашей, которые могут надолго увлечь внимание ребенка. Влияние рисования на развитие мелкой моторики рук у детей разного возраста изучено уже достаточно хорошо, поэтому недооценивать подобную методику нельзя. Существует множество способов рисования, раскрашивания которые позволяют малышу развить мелкую моторику рук.

Способы рисования, которые я использую для развития мелкой моторики:

1. Обведение и дорисовка различных фигур.

2. Штриховка.

3. Раскраска.

4. Рисование (красками, карандашами, песком и другими нетрадиционными способами).

Рисование оказывает самое благоприятное влияние на скорость развития мелкой моторики рук, поэтому следует всячески стимулировать интерес ребенка к этому занятию. Рисование развивает чувство прекрасного, цветовосприятие, что позволит ускорить его физическое и умственное развитие.

Пальчиковые игры без предметов

Пальчиковые игры мы начинаем использовать с младенчества: сорока белобока, ладушки и т. п. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят ребенка с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

Поэтому на своих занятиях я активно использую пальчиковые игры, сопровождающиеся речью и движением, которые направленны на развитие мелкой моторики, и движения рук, а так же на расширение словаря детей по лексическим темам. Дети с большим удовольствием разучивают и показывают различные пальчиковые гимнастики.

Массаж кистей и пальцев рук

Восточная медицина всегда отличалась своими нетрадиционными способами лечения человека. Они первые придумали применять пальцевой массаж и надо отметить, что использование данного массажа оказывает благотворное влияние на весь организм человека. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

На своих занятиях я применяю такие техники массажа и саммомассажа:

1. Массаж грецкими орехами.

2. Массаж карандашами.

3. Массаж шишками.

4. Массаж зубной щёткой.

5. Массаж с помощью губок для мытья посуды.

6. Массаж Су-Джок.

Данную работу я провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1-2 минуты.

Сенсорная комната

Мы с ребятами с большим удовольствием посещаем сенсорную комнату, в которой много различного оборудования для развития пальчиков рук, кистей, зрительного восприятия. Мы используем различные техники релаксации, расслабления. Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.

Все выше перечисленные приемы я рекомендую к использованию педагогам нашего детского сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью провожу для них консультации, делюсь наработками, написала статью о роли пальчиковых гимнастиках в СМИ. А главное уже сейчас я могу сказать о значительном улучшении в развитии речи моих детей. Дети становятся более раскрепощёнными, проявляют активность и любознательность на групповых занятиях и праздника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Рекомендации для воспитателей по развитию мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений....

«Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевым нарушением. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что нарушения  возн...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями

повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи....

Статья «Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Статья «Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»...


 

Комментарии

Гомидзе Наталья Алексеевна

Молодцы! Интересная публикация!Отличная работа!