Планирование работы по развитию мелкой моторики в разделе "Работа воспитателей по заданиям логопеда" в средней группе детского сада.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Панасенкова Ирина Алексеевна

   Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Это позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. В работе представлены виды работ по развитию мелкой моторики, практический материал по нескольким лексическим темам и планирование работы по развитию мелкой моторики в тетради связи (в средней группе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация915.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Планирование работы по развитию мелкой моторики в разделе «Работа воспитателей по заданиям логопеда» в средней группе детского сада Подготовила учитель-логопед ГБДОУ д/с № 39 Фрунзенского района Панасенкова Ирина Алексеевна Педагогическая технология : активное обучение. 1 14.03.2019

Слайд 2

Содержание Введение. Совместная деятельность логопеда и воспитателя по развитию мелкой моторики. Виды работ по мелкой моторике. Практический материал для воспитателей по лексической теме «Осень. Признаки осени. Деревья». Координация слова с движением. Пальчиковая гимнастика. Отгадывание загадок. Раскраски к отгадкам. Стихи для разучивания наизусть. Раскраски по лексической теме. Выкладывание из палочек (образец). Мозаика (образец). Практический материал для воспитателей по лексической теме «Зима». Планирование работы по развитию мелкой моторики в тетради связи (в средней группе). 2 14.03.2019

Слайд 3

Введение Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя . Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения . Планируя виды работ по развитию мелкой моторики , необходимо правильно подбирать речевой материал к ним с учётом речевого развития детей. По выполнении ребёнком любого задания педагог проговаривает с ним весь материал. Поэтому к каждому заданию, будь то раскраска, выкладывание из палочек, лепка, трафареты или шнуровка, должен быть подготовлен речевой материал: стихотворение, потешка , песенка, рассказ, которые помогут оречевить предметную деятельность ребёнка. Педагог также должен подготовить примерный перечень вопросов, отвечая на которые ребёнок расскажет о том, что он сделал, как он это делал, что у него получилось. Так , развивая мелкую моторику, мы развиваем лексико-грамматический строй речи и связную речь. 3 14.03.2019

Слайд 4

Совместная деятельность логопеда и воспитателя по развитию мелкой моторики. Логопед составляет задания для воспитателей по всем разделам логопедической работы: - развитие общих речевых навыков, - развитие фонематического слуха, - развитие зрительного и слухового внимания, - развитие лексики и грамматики, - развитие связной речи, - развитие мелкой моторики. Планируя задания в тетрадь связи, логопед тщательно подбирает материал с учётом лексической темы . По развитию мелкой моторики логопед планирует такие виды работ, для выполнения их на коррекционном часу, в свободное время, как: Пальчиковая гимнастика Трафареты Раскраски планируются на каждую Выкладывание из палочек лексическую тему Мозаика А также другие виды работ: Разрезные картинки Шнуровки Дорожки Игры с пальчиками планируются выборочно Застёжки Аппликация Лепка Игры: «Золушка», «Наряди куклу» (Подробнее тема раскрыта в разделе «Планирование работы по развитию мелкой моторики в тетради связи (в средней группе) 4 14.03.2019

Слайд 5

Виды работ по мелкой моторике В приложении к заданиям по мелкой моторике, которые логопед прописывает в тетрадь связи, помещается практический материал. В него входят: Стихотворения для проведения упражнений на координацию речи с движением. Этот же материал отрабатывает логопед на подгрупповых занятиях, используя во время проведения физкультурных минуток. Стихи для проведения пальчиковой гимнастики. Этот речевой материал может использовать воспитатель на занятиях по развитию речи. Загадки. Отгадывая загадки, дети закрепляют словарь по теме, совершенствуют грамматический строй речи, развивают связную речь. Раскраски к отгадкам. После отгадывания загадок педагог предлагает детям раскрасить «отгадки». Это или предметные, или сюжетные картинки. Как вариант, можно предложить ребёнку разучить загадку, к которой он нарисовал картинку. Стихи для разучивания наизусть. Логопед подбирает несколько стихов по лексической теме, для детей с разным уровнем речевого развития. Раскраски по лексической теме (предлагаются детям с образцом). Образцы для выкладывания изображений из палочек. На логопедических занятиях (на подгрупповых, индивидуальных) детям предлагается этот вид работы, а с воспитателями они закрепляют полученные умения. Образцы для выкладывания изображений из мозаики. Эти образцы можно использовать в разных типах мозаик. 5 14.03.2019

Слайд 6

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья» Координация слова с движением Д ождик Капля раз, (Делают прыжок на носочках, руки на поясе). Капля два. (Делают прыжок) Очень медленно сперва, (4 прыжка) А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. ( 8 прыжков) Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны) От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой). 6 14.03.2019

Слайд 7

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья» Пальчиковая гимнастика *** Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.) Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, (Вновь загибают пальчики, начиная с больших.) Маме осенний букет отнесём. (Приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук.) Нищева Н.В. 7 14.03.2019

Слайд 8

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья» Отгадывание загадок Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят … Осень Я берёзку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь отгадать? Ветер Это кто такой садовник? Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и листы. А как сумерки настали, Нам по радио сказали, Что и завтра он придёт И польёт наш огород. Дождь По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает – иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой … Тучи Она весну встречает – Серёжки надевает. Накинута на спинку Зелёная косынка, А платьице – в полоску. Ты узнаёшь …? Берёзку Её всегда в лесу найдёшь, Пойдём гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. А к нам придёт Под Новый год – Ребята будут рады, Хлопот весёлых полон рот: Готовят ей наряды. Ёлка Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. Дуб Все детки на ветках С рожденья в беретках. С деревьев упадут – Береток не найдут. Жёлуди Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные грозди. Рябина Лист ладошкой с длинной ножкой. Лист клёна 8 14.03.2019

Слайд 9

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья» Раскраски к отгадкам 9 14.03.2019

Слайд 10

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья.» Стихи для разучивания наизусть Осень Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад. Листья около берёзы Золотым ковром лежат. (Е. Головин) *** Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. ……………………. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… А. Плещеев Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад» М. Пришвин «Берёза» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика») М. Пришвин «Дуб» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика») И. Токмакова «Сосны», «Ива» 10 14.03.2019

Слайд 11

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья.» Раскраски 11 14.03.2019

Слайд 12

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья.» Раскраски 12 14.03.2019

Слайд 13

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья.» Раскраски 13 14.03.2019

Слайд 14

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья.» Выкладывание из палочек «Дуб» (образец) 14 14.03.2019

Слайд 15

Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья.» Мозаика «Дождевая туча» (образец) 15 14.03.2019

Слайд 16

Лексическая тема «Зима» Координация слова с движением Снежинки Кружатся снежинки В воздухе морозном. (Кружатся на носочках) Падают на землю Кружевные звёзды. (Медленно приседают, руками показывают падение снежинок) Вот одна упала. (Встают, ловят «снежинку» на ладонь) Ой, не тай, снежинка, Подожди немножко. ( Бережно прикрывают «снежинку» и сдувают её). А.В. Никитина 16 14.03.2019

Слайд 17

Лексическая тема «Зима» Пальчиковая гимнастика Мы во двор пошли гулять. Раз , два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.) Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.) Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.) С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.) Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладошки.) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку.) Нищева Н.В. *** Снежинки пуховые, Весёлые, живые! (Сжимают и разжимают пальцы.) Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном (Плавно двигают руками вверх, вниз.) И землю устилаете Блестящим серебром. (Гладят руками поверхность стола.) А. Липецкий Никитина А.В. 17 14.03.2019

Слайд 18

Лексическая тема «Зима» Отгадывание загадок Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Зимой С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые … Снежинки Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь, Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. Снег Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. Лёд Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. Это – клён, а это – ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! Мороз 18 14.03.2019

Слайд 19

Лексическая тема «Зима» Раскраски 19 14.03.2019

Слайд 20

Лексическая тема «Зима» Раскраски 20 14.03.2019

Слайд 21

Лексическая тема «Зима» Стихи для разучивания наизусть *** Всё злее, злее , злее На улице мороз. И каждый потеплее Закутывает нос. И людям, и машинам Сейчас не до красы. И люди, и машины Закутали носы. В. Орлов *** Снегуру очень холодно Сегодня поутру. -Не простудить бы голову На этаком ветру! Погодка-то плохая… А вдруг да зачихаю?! Спасибо – Ваня удружил! Снегуру шапку одолжил. (Н.П. Колпакова ) Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Зимние картинки» Я. Аким «Первый снег» С. Козлов «Зимняя сказка» 21 14.03.2019

Слайд 22

Лексическая тема «Зима» Раскраски 22 14.03.2019

Слайд 23

Лексическая тема «Зима» Раскраски 23 14.03.2019

Слайд 24

Лексическая тема «Зима» Выкладывание из палочек «Снежинка» 24 14.03.2019

Слайд 25

Лексическая тема «Зима» Мозаика «Санки» 25 14.03.2019

Слайд 26

Планирование в тетради связи. Виды работ по развитию мелкой моторики. Лексическая тема Раскраски Пальчиковая гимнастика Трафареты Осень. Признаки осени. Деревья. Узоры на зонтиках «Осень добрая пришла…», «Раз, два, три, четыре, пять Осенние листья Огород. Овощи. По теме «Мы капусту рубим» «Овощной салат» (помидоры, огурцы) Сад. Фрукты. По теме «Компот» «Компот» (яблоки, груши, сливы) Лес. Грибы. Ягоды. По теме «За ягодами», «Мы в лесок пойдём», «Я с корзиночкой иду» Белый гриб Игрушки По теме «На большом диване в ряд» Мячики, кубики Одежда По теме «Гномики-прачки», «Алёнка маленка », «Я перчатку надеваю» Свитер, кофта, юбка, брюки Обувь По теме «Сколько обуви у нас», «Башмаки» Резиновые сапоги Мебель По теме «Много мебели в квартире» __________ Посуда По теме «Помощники», « Глаша каши наварила» «Чашка, кастрюля, блюдце 26 14.03.2019

Слайд 27

Планирование в тетради связи. Виды работ по развитию мелкой моторики. Лексическая тема Выкладыв -е из палочек Мозаика Другие виды работ Осень. Признаки осени. Деревья. Осеннее дерево Дождевая туча Разрезные картинки «Осень» Огород. Овощи. Лопата, морковь (см. мл. гр.) Репка Лепка (см. словарь) Сад. Фрукты. Лестница Яблоки на подносе Груши Аппликация «Компот» (коллективная работа) Лес. Грибы. Ягоды. Белы гриб Подосиновик Мухомор Шнуровка «Грибок» Игрушки Ведёро Флажки Пирамидка Застёжки «Пирамидка» Одежда Шорты Шарфик Игра «Наряди девочку» Обувь Резиновые сапоги Обувная щётка Игра «Наряди девочку» Мебель Стол, стул (см. мл. гр.) Диван Стол (ваза на столе) Разрезные картинки (по теме) Посуда Чашка, чайник (см. мл.гр .) Сахарница Тарелка с кашей Блюдце Застёжки «Сахарница» 27 14.03.2019

Слайд 28

Планирование в тетради связи. Виды работ по развитию мелкой моторики. Лексическая тема Раскраски Пальчиковая гимнастика Трафареты Зима По теме «Мы во двор пошли гулять» «Снежинки пуховые…» Лопата для снега Зимующие птицы Синичка Снегирь «Кормушка» Снегирь Комнатные растения По теме _____________ Горшочки для цветов Новогодний праздник По теме «Ёлочка» Хлопушка Домашние птицы По теме «Шла уточка бережком Утка, гусь, петух Домашние животные По теме «По дороге белой, гладкой» Кошка, собака, свинья Дикие животные По теме «Сидит белка на тележке» Лиса, заяц, волк, медведь Профессии. Продавец Конфеты «В магазин везут продукты» Овощи, фрукты (повторение) Профессии. Почтальон. Почтовый ящик «Что принёс нам почтальон?» Разноцветные карандаши 28 14.03.2019

Слайд 29

Планирование в тетради связи. Виды работ по развитию мелкой моторики. Лексическая тема Выклад -е из палочек Мозаика Другие виды работ Зима Снежинка Санки Разрезные картинки (по теме) Зимующие птицы Трапеции Кормушка с угощениями для птиц Лепка «Снегири» Комнатные растения Лейка Лейка Разрезные картинки (по теме) Новогодний праздник Ёлка Украшенная ёлка Пособие «Наряди ёлку» (Контуры фигур) Домашние птицы Мостик Миска с горошком для петушка Шнуровки «Гусь», «Петух» Домашние животные Заборчик (мл. гр.) Чередов-е вертикал-х палочек (узор) Косточка для собаки Разрезные картинки (по теме) Дикие животные Чередов-е палочек (узор) Бочонок мёда для медведя Дорожки (по теме) Профессии. Продавец Грузовик Сушки Бублик Игра «Золушка» (перебери фасоль и горох) Профессии. Почтальон. Чередов-е палочек (узор) Лыжи для почтальона Игры с пальчиками : очки, бинокль, колечко, флажок 29 14.03.2019

Слайд 30

Планирование в тетради связи. Виды работ по развитию мелкой моторики. Лексическая тема Раскраски Пальчиковая гимнастика Трафареты Транспорт По теме «Есть игрушка у меня» Легковая машина, грузовик Профессии на транспорте См. тему «Транспорт» «Самолёт построим сами» См. « Транспорт» Весна По теме «Кап, кап, кап – звенит капель» Солнышко Мамин праздник. Профессии мам По теме «Я пришёл сегодня к маме», «Как у нас семья большая» Из темы «Одежда» (подбери наряд для мамы) Первые весенние цветы По теме «Там, где сосны не проснулись» __________ Цветущие комнатные растения По теме __________ Горшочки для растений Дикие животные весной По теме «Три пушистых рыжих шкурки Лиса, заяц, волк, медведь (повторить) Домашние животные весной По теме «Дудочка» Кошка, собака, свинья, лошадь Перелётные птицы По теме «Ласточка», «Весною на деревьях» По теме 30 14.03.2019

Слайд 31

Планирование в тетради связи. Виды работ по развитию мелкой моторики. Лексическая тема Выклад -е из палочек Мозаика Другие виды работ Транспорт Пароход Лодочка Разрезные картинки (по теме) Профессии на транспорте Часы Самолёт Дорожки «Транспорт» Весна Сосульки на крыше Ручеёк Разрезные картинки (по теме) Мамин праздник. Профессии мам Платок для бабушки Букет для мамы Лепка «Торт» Первые весенние цветы Чередов-е наклонных линий (узоры) Подснежники Аппликация на картоне из пластилина «Подснежник» Цветущие комнатные растения Герань в горшочке с подносом Кактус в цветочном горшке Разрезные картинки (по теме) Дикие животные весной Разноцветные треугольники Морковка для зайчика Шнуровки (по теме) Домашние животные весной Чередование квадратов и треугольников Игрушка на ниточке для котёнка Шнуровки (коза, собака) Перелётные птицы Скворечник Дупло в дубе Разрезные картинки (по теме) 31 14.03.2019

Слайд 32

Планирование в тетради связи. Виды работ по развитию мелкой моторики. Лексическая тема Раскраски Пальчиковая гимнастика Трафареты Насекомые По теме __________ Бабочка Аквариумные рыбки По теме «Плавает в аквариуме» Золотая рыбка Наш город. Моя улица. По теме «Мы по городу шагаем» Двухэтажный дом Правила дорожного движения По теме __________ Пешеходный переход «Зебра» Лето. Цветы на лугу. Цветы «Утром алые цветы» Ведёрко с формочками Лексическая тема Выклад -е из палочек Мозаика Другие виды работ Насекомые Разноцветный узор Бабочка Шнуровка «Бабочка» Аквариумные рыбки Рыбка Рыбка Застёжки «Рыбка» Наш город. Моя улица. Фонарь Фонарь Шнуровки «Домик с окошками» Правила дорожного движения Светофор Светофор Шнуровка «Светофор» Лето. Цветы на лугу. Одуванчик Сачок Застёжки «Цветы» 32 14.03.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики рук

Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования...

Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей

Образец планирования  работы по развитию мелкой моторики рук у детей всех возрастов ДОУ на один месяц...

Календарное планирование работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями.

Календарное  планирование работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями...

Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей подготовительной группы.

Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей подготовительной группы....

Конспект НОД воспитателя с детьми по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму в средней группе «Путешествие в лес».

Конспект НОД воспитателя с детьми по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму  в средней группе «Путешествие в лес».Цель: профилактика и преодоление имеющихся отклонен...