Использование коврографа «Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми.
методическая разработка по логопедии

Куненкова Инна Ивановна

Как повысить интерес детей к логопедическим занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребёнка без игровых приемов, а главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации, дифференциации звуков.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приёмы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен. Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

Появилась  необходимость в разработке и подборе разнообразных игровых приёмов с целью привлечения внимания детей в процессе логопедического занятия. После тщательного изучения и исследования методической литературы, а также интернет-сайтов возникла идея использования методики универсального игрового пособия В.В. Воскобовича коврограф «Ларчик» с преломлением на собственной практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011

Тел.: (383-41)2-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru

Q:\Коллаж и эмблема новые\Эмблема новая\эмблема.jpg

Использование коврографа «Ларчик» В.В. Воскобовича

в коррекционно-развивающей работе с детьми.

учитель-логопед Куненкова Инна Ивановна

Как повысить интерес детей к логопедическим занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребёнка без игровых приемов, а главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации, дифференциации звуков.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приёмы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен. Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

Появилась  необходимость в разработке и подборе разнообразных игровых приёмов с целью привлечения внимания детей в процессе логопедического занятия. После тщательного изучения и исследования методической литературы, а также интернет-сайтов возникла идея использования методики универсального игрового пособия В.В. Воскобовича коврограф «Ларчик» с преломлением на собственной практике. 

Коврограф «Ларчик» - представляет собой игровой комплекс, удобный для использования набор развивающих пособий. Специальное ковролиновое игровое поле прикрепляется к стене, на нём располагаются разнообразные пособия, с помощью которых проводятся игры (по собственному сценарию или методическому пособию): «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы : зажимы, кармашки. Пособие является универсальным так как: способствует  сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и до школьного возраста.

На собственной же практике было изготовлено настольное игровое панно из ковролина (миниларчик) с набором развивающих пособий из фетра: разноцветные буквы, геометрические фигуры, подбор картинок на автоматизацию звуков, подбор серии сюжетных картинок, мнемотаблицы для заучивания стихов, скороговорок.  Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям были подобраны игровые методы и приёмы. Это позволило решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  •  повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения, поэтому ее считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (С - насос качает, Ш - ветер шумит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей  практикуется использование:

  • Игры «Пианино», «Собери бусы». Ребёнок вместе со взрослым шагает пальцами руки по вырезанным (из фетра, липкой ленты «крючок») кружкам разного цвета и одновременно произносит (пропевает) ряд слогов (например: СА-са-са, Ся-ся-ся и т.д.). Звуки можно обозначать цветом, как в произвольной форме, так и традиционно: согласные твёрдые - синий цвет, согласные мягкие - зелёный, гласные - красный. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя другой наглядный материал.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

  • «Назови слово». Ребёнок выкладывает картинки с названием слов с заданным звуком на букву, вырезанную  из фетра, и называет, тем самым автоматизируя произношение звука в словах.
  • «Возьмите...». Ребёнок предлагает логопеду взять картинки с игрового панно (с буквы, вырезанной из фетра), проговаривая и закрепляя автоматизируемый звук в словосочетании, фразовой речи (например: «ВоЗьмите Санки. ВоЗьмите, поЖаЛуйСта, ЛыЖы" и т.д.)
  •  «Кто где живёт?» На игровом панно находятся два домика, вырезанных из фетра, в которых живут разные звуки (буквы). Ребёнок раскладывает по домикам картинки с названием слов с заданным звуком, дифференцируя смешиваемые звуки (например: в левом зелёном домике «живут» слова со звуком С, а в правом красном домике – слова со звуком Ш).
  • «Заборчик». Логопед выкладывает на игровом панно начало «заборчика» из цветных фетровых полосок или геометрических фигур. Ребёнку предлагается продолжить «заборчик» в определённой закономерности, а затем назвать ряд выложенных фигур от начала и до конца, например: автоматизация звука Л- «БеЛый оваЛ, жеЛтый оваЛ, гоЛубой оваЛ...; Автоматизация звука Р – «кРасный квадРат, оРанжевый квадРат, чеРный квадРат. Можно предложить ответить на вопросы на «засыпку»: «Каких полосок больше, каких меньше? Почему ты так думаешь?» и т.д. В ходе ответов ребёнок не только автоматизирует нужный звук во фразовой, самостоятельной речи, но и активизирует такие психические процессы, как внимание, память, мышление (варианты ответов ребёнка: «Белых овалов больше, чем жёлтых овалов, потому что белых овалов по 2, а жёлтых овалов по 1»). Можно дать задание с усложнением на дифференциацию смешиваемых звуков: «БеЛый квадРат, кРасный оваЛ».
  • «Посчитай 1-5». Ребёнок выкладывает на игровом панно полоски из фетра или геометрические фигуры, одновременно проговаривая числительные от 1 до 5 в сочетании с существительными. Тем самым ребёнок  закрепляет не только автоматизируемый звук во фразовой речи, но и счёт 1-5, знание цвета, формы, а также грамматические категории (например: 1 жёлтый овал, ...5 жёлтых овалов. 1 красный квадрат, 5 красных квадратов). 

И вот, наконец, дети хорошо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации (дифференциации) – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используется заучивание стихов, скороговорок по мнемотаблицам, составление рассказов с выкладыванием серии картинок на коврографе.

Из вышесказанного, видно, что использование игровых методов и приёмов на коврографе вызывает интерес к логопедическим занятиям, позволяет активизировать познавательные процессы, тем самым ускорить процесс автоматизации звуков, повышает уровень самоконтроля и речевого развития старших дошкольников, а значит, и качество подготовки их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Несомненно, каждого педагога волнует вопрос – как повысить интерес детей к логопедическим занятиям. И вот здесь на первый план выходит «её величество игра» Использование современных ...

Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.

Использование сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывае...

Сообщение из опыта работы «Использование коврографа "Ларчик» В.В. Воскобовича в системе работы с детьми дошкольного возраста».

Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В. В. ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙТВА ЗРЕНИЯ)

Наш детский сад много лет работает с детьми, имеющими функциональные расстройства зрения - амблиопию и косоглазие. Эти дети ограничены в зрительном восприятии окружающего мира и поэтому испытывают тру...

Долгосрочный проект: «Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР».

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности. Современные дети зачастую избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психол...