Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом на логоритмических занятиях
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Королева Кристина Владимировна

В работе представлены упражнения на развитие всех компонентов просодики средствами логоритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ispolzovaniya_sredstv_logoritmiki.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом на логоритмических занятиях

Проведенное нами исследование просодики показало, что у детей с дизартрическим компонентом при ФФН нарушенным является:

1.Восприятие и воспроизведение ритма;

2.Восприятие и воспроизведение интонации;

3.Восприятие и воспроизведение логического ударения;

4.Модуляция голоса по высоте и силе;

5.Восприятие и воспроизведение тембра голоса;

6.Речевое дыхание и темпо-ритмическая организация речи.

Для нормализации нарушенных компонентов просодики логопед использует все многообразие средств логоритмики.

 

  I.Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, т.е. освоение соотношения длительностей и пауз является важным направлением работы по нормализации просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией. Специальные  ритмические упражнения подготавливают и развивают восприятие интонационной выразительности.

Сначала следует учить детей выделять и соблюдать паузы. С этой целью рекомендуется проводить игру «Поезд» (музыкальным оформлением может служить песня «Веселые путешественники» муз. Старокадомского, слова С.Михалкова). Игра моет проводиться в трех вариантах.

1-й вариант. Педагог- машинист поезда, дети – пассажиры. Поезд двигается по кругу, внезапно музыка обрывается, и он «останавливается» - все дети приседают и разводят руки в стороны (открываются двери). С началом музыки движение возобновляется.

2-й вариант. Каждый ребенок изображает паровозик. Дети произвольно занимают всю площадь зала. Принцип игры – прежний.

3-й вариант. Длительность пауз и музыкальных отрезков должна быть различной, чтобы не допустить привыкания. Детям можно предложить одновременно с приседанием и разведением рук в стороны (при остановке) произносить звук «с».

После того, как дети научатся выделять и соблюдать паузы их знакомят с понятиями «длинного» и «короткого» звуков, т.е. формируют представление о длительности. С этой целью проводится упражнение «Ноги и ножки», в ходе которого также решается задача развития музыкального темпа, координации темпа движения ног с темпом музыки. Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени («длинные звуки»); затем двигаются мелкими топочущими шагами («короткие звуки»).

Большие ноги шли по дороге –

Топ, топ, топ; топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке –

Топ, топ, топ, топ, топ;

Топ, топ, топ, топ, топ!

Усилению ритмической ориентировки в процессе всей работы способствует проговаривание детьми и педагогом текста, отражающего разный характер ритма и движений. Детей знакомят с моделями ритмических рисунков. Проводятся упражнения «Мы потопаем немножко», «хлопки и хлопочки», «Молоточки», «Флажки», «Кукушка на опушке», в ходе которых дети учатся воспроизводить различные по сложности ритмические рисунки под ритм, задаваемый сначала взрослым, а затем по памяти.                                                                                                          

Закрепить полученные знания можно в такой игре, как «Ритм по кругу». Дети стоят (сидят) полукругом. Педагог отстукивает  ритм. Дети внимательно слушают и по команде повторяют (совместно и отдельно). Ритмический рисунок выполняют правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по предмету перед собой), комбинированно (правой и левой рукой, а потом одновременно двумя руками). Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами. Следующий этап – воспроизведение ритмического рисунка выполняется одновременно руками и ногами вместе. Кроме описанной игры можно проводить и другие: «Чей ритм», «А ну-ка повтори!», «Музыкальное эхо», «Телефон» .

Наиболее сложными заданиями  для детей является двигательное моделирование ритмических рисунков, детских попевок типа «Андрей-воробей», где им можно предложить на четвертные ноты делать неглубокие приседания, а на восьмые – хлопок в ладоши. Основное внимание при выполнении этих заданий должно быть уделено точности совпадения передаваемого движением ритмического рисунка с музыкальным ритмом.

Т.о. правильная организация работы по развитию чувства ритма, основанная на синтезе музыки, движения и речи, позволяет детям не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создать предпосылки для усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слова, словесного и ритмического ударения, модуляций, паузаций), а также совершенствовать пространственно-временную организацию речедвигательного акта.

II. Развитие навыка интонационного оформления фраз

В соответствии с 4-мя основными видами интонации (вопросительной, восклицательной, интонации завершенности и незавершенности) ведется работа над развитием навыка интонационного оформления фраз. Логоритмическим средством формирования данного навыка может служить пение. Исходя из того, что для вопросительной интонации характерно повышение основного тона, для восклицательной – резкий скачок голоса вверх, для повествовательной – плавное движение голоса вниз песни для отработки того или иного вида интонации следует подбирать с соответствующим движением мелодии.

Так, для обучения детей передаче вопросительной и повествовательной интонации проводится упражнение «Аты-баты» (муз. К.Дискина). После того, как дети запомнили слова, мелодию, исполнили потешку-считалку хором, педагог выстраивает их в две шеренги одна напротив другой. Дети маршируют на месте и поют слова потешки:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Затем дети из первой шеренги начинают диалог, задавая вопросы ребятам из второй шеренги: «Аты-баты, что купили?». Дети из второй шеренги отвечают: «Аты-баты, самовар» и так далее. Затем обе группы детей меняются ролями.

Для обучения детей передаче интонации незавершенности, вопросительной и восклицательной детям предлагают выучить песню «Кто пасется на лугу?» (муз. А.Пахмутовой, слова Ю.Черных). После итогового исполнения все песни хором, педагог предлагает детям встать в круг. Таким образом происходит трансформация песни в игру-хоровод. Как показывает практика, игры-хороводы не только воспитывают интонационную выразительность речи, но и развивают движения, координацию, творческую самодеятельность.

Игра-хоровод «Далеко, далеко на лугу»

Далеко, далеко

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

На лугу пасутся ко…

(топают правой ногой)

Кони? Нет, не кони!

(указательным пальцем двигают из стороны в сторону)

Далеко, далеко

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

На лугу пасутся ко…

(выставляют из кулачков указательный палец и мизинец, показывают козу)

Козы? Нет, не козы!

(указательным пальцем двигают из стороны в сторону)

Далеко, далеко

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

На лугу пасутся ко…

(приставляют указательные пальцы к голова, как рога)

Правильно, коровы!

(хлопают в ладоши)

Пейте, дети, молоко

(складывают ладони чашечкой и пьют из них)

Будете здоровы

(сгибают руки в локтях и поднимают их вверх, сжав кулаки – «силачи»).

Отрабатывается навык интонационного оформления фраз в музыкальных играх: ролевых, словесных («Считалка») , подвижных («Гуси»), в играх-инсценировках («Цапля и утка») . В играх-инсценировках предварительно разучиваются диалоги. Когда дети хорошо запомнят текст, он инсценируется. Отрабатываются также характерные особенности движений персонажей.

Т.о. средства развития навыка интонационного  оформления фраз разнообразны.

III. Формирование навыка выделения логических центров синтагм и фраз

С целью обучения детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе проводятся различные упражнения. Так, педагог объясняет детям, что одну и ту же фразу «Дай мне мяч» можно сказать по-разному, и демонстрирует сам, как можно поставить в ней логическое ударение.

Сказав, «ДАЙ мне мяч» взрослый выделяет голосом слово «дай», показывая в момент его произнесения соответствующий жест руками. Дети вслед за взрослым повторяют фразу, копируя интонацию и жест.

Во второй раз, говоря ту же фразу, взрослый делает ударение на слове «мне»:  «Дай  МНЕ  мяч» и прижимает к груди правую руку. Дети вновь повторяют слова, интонацию и жест.

При произнесении фразы: «Дай мне  МЯЧ» интонационно выделяется последнее слово «мяч» и руками в воздухе рисуется шар.

После того, как дети скопируют все варианты произнесения фразы, взрослый просит их встать в круг. Педагог берет мяч и занимает место в центре круга. Под музыку взрослый и дети начинают перекатывать мяч друг другу.

Для проведения другого упражнения потребуется четыре карточки с цифрами:

«1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4».

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу  по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».

Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ  учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.

Если ярко написана цифра «2», то голосом подчеркивается второе слово «учимся».

Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить». То есть, надо сказать: «Мы учимся  ГОВОРИТЬ  красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.

И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове: «Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

В другой раз можно предложить детям фразы их хорошо знакомых им стихов, например, «Зайку бросила хозяйка», «Не мешайте мне трудиться», «Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку».

Т.о. как видно из вышеизложенного, формирование данного навыка осуществляется разными приемами: с привлечением жестикуляции, с опорой на наглядность, с опорой на словесную инструкцию.

IV. Выработка умения регулировать силу и высоту голоса

Работу по развитию силы голоса мы предлагаем начать с обучения детей говорить шепотом. С этой целью проводится игра «Передай соседу». Дети сидят перед столом, на котором разложены игрушки или картинки. Взрослый шепотом называет одну из них рядом сидящему ребенку, тот так же шепотом передает следующему и т.д. по цепочке. Последний ребенок подходит к столу, берет названную игрушку.

Затем отрабатывается умение регулировать силу голоса (говорить то тихим, то громким голосом). Педагог объясняет детям, что когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится издалека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом. Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Далее проводятся упражнения, в ходе которых дети учатся воспроизведению постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. Например, упражнение «Вьюга». Педагог показывает детям картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, длительно произносят звук «У», изображая вьюгу, воющую в зимний ненастный вечер.

Педагог говорит: «Вьюга  начинается» и, дирижируя рукой, показывает, как усиливается вьюга (плавно поднимать руку вверх) или затихает (плавно опускать руку вниз). Завершается движение рукой словами: «Вьюга кончилась». Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за одни выдох 2-3 раза.

Закрепляется умение регулировать силу голоса на материале стихотворения «Осень».

   Упражнение «Осень»

Что там

(произносится голосом обычной силы)

шепчут

(произносится тихим голосом)

листья?

(произносится голосом обычной силы)

Пойдем и спросим

(произносится голосом обычной силы)

Листья отвечают: Осень,

(произносится громким голосом)

Осень (произносится голосом обычной силы)

Осень (произносится тихим голосом)

Данное стихотворение можно читать под музыкальное сопровождение («Осень» Ц.Кюи). Музыкальный руководитель «помогает» читающему изменениями динамики звучания произведения в соответствии с текстом стихотворения.

Работу по выработке умения регулировать высоту голоса проводят на материале попевок. Педагог показывает детям, как можно изменять высоту голоса, произнося один и тот же слог, например, «ма» или «па».

При произнесении слогов правую руку поднять до уровня груди, а затем небольшими рывками поднимать ее вверх, изображая ступеньки. Ступенек может быть 3 или 5.

Затем, аналогично с изменением силы голоса произносят (поют) по слогам фразу: «Вот и-ду я вверх (голос повышается), вот и-ду я вниз (голос понижается)». Вся фраза укладывается в схему: 5 ступенек вверх и 5 ступенек вниз.

Закрепить умение регулировать высоту голоса можно также на материале стихотворений.

«Лягушки и кукушки»

Ква, ква –

(произносится низким голосом)

урчат лягушки.

Ку-ку –

(произносится высоким голосом)

кричит кукушка.

Целый день по лесу:

Ква-ква

(произносится низким голосом)

Ку-ку

(произносится высоким голосом)

Ква-ква

(произносится низким голосом)

Ку-ку

(произносится высоким голосом)

V. Воспитание  эмоциональной  окраски  (тембра)  голоса

Отработка различных интонаций осуществляется на материале эмоциональных междометий:

  • Междометия, выражающие радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай-ай!  О! Браво!  Вот это да!;
  • Междометия, выражающие тяжелые психологические состояния или отрицательное отношение к фактам действительности; те же междометия, которые выражают радость, восторг, восхищение могут выражать противоположные чувства (горе, печаль, тревогу, ужас, досаду), но при другой интонации, например: А-а-а! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко!;
  • Междометия, выражающие удивления, например: Ой! Ух, ты! Ах! Ба!;  страх -  Ой-ой! У-у! Ух! Ужас!

Эта работа проводится на материале стихов. Педагог читает стихотворения (К.И.Чуковского «Доктор Айболит», «Тараканище» и др.), а дошкольники проговаривают только междометия с нужной интонацией.

Для закрепления проводится игра «Узнай по интонации». Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!            недовольного – Ай! Ай! Ай!

больного – Ох! Ох! Ох!                  испуганного – Ой! Ой! Ой!

веселого – Эх! Эх! Эх!                    сердитого - !Ай – я – яй!

   Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей («Первая утрата»  Р.Шумана; «Тревожная колыбельная» Н.Мясковского;  «Камаринская» П.Чайковского, «Мужик на гармонике играет» П.Чайковского).

После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

С целью воспитания эмоциональной окраски голоса, развития мелкой моторики пальцев рук проводится игра «Братцы-пальчики».

Дети произносят потешку и на левой руке отгибают из кулака пальчики, начиная с мизинца.

Мизинец идти на прогулку решил,      И печально сказал указательный:

Но безымянный не разрешил                «Огорчится большой обязательно»

(произносится строго)                           (произносится печально).

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел

(произносится гневно)

С целью привлечь внимание детей к тому, что голоса бывают разные, на занятиях проводятся слушания сказок в записи.

После того  как дети послушали сказку проводится беседа о том, как говорил каждый из героев, у кого был голос грубый, страшный, а у кого наоборот нежный, ласковый. Далее можно предложить детям прослушать и отгадать, кто из героев сказки будет с ними сейчас говорить (педагог подражает голосам героев сказки). Затем детям предлагают послушать музыку и отгадать, кто под нее должен пройти по дорожке (например, волк или Красная Шапочка). Затем можно попросить детей изобразить под музыку, как идет по дорожке каждый из героев сказки.

Завершающим этапом по выработке интонационной выразительности речи должна стать коллективная игра-инсценировка. Дети вместе со взрослым инсценируют знакомую сказку или одну сцену из нее. Предварительно дети должны несколько раз прослушать сказку, хорошо запомнить слова ее  персонажей. Педагог распределяет роли между детьми, обращает внимание малышей на характер голосов героев сказки, раздает маски или игрушки.

При отработке интонационной конструкции целесообразно пользоваться общепринятой в логопедической практике последовательностью: дети сопряжено с логопедом проговаривают предложение, повторяют фразу за педагогом, произносят предложение с нужной интонацией самостоятельно. Параллельно ведется работа над паралингвистическими средствами: мимикой, жестами, пантомимикой.

Хороши для инсценировки сказки: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Поспешили – насмешили», «Заюшкина избушка».

VI.Нормализация речевого дыхания

Речевое дыхание, в отличии от физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт. В качестве речевого материала на занятиях сначала используются отдельные гласные звуки.

С целью воспитания правильного речевого дыхания, формирования длительного речевого выдоха проводятся упражнения «Звуковая ниточка», «Намотай клубочек».

Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью, а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку «тянуть» и некоторые согласные звуки, например, С, З, Ш, Ж, Щ, Л и Р.

Затем можно предложить намотать на клубок длинную звуковую ниточку (дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук).

Далее количество звуков, пропеваемых на одном выдохе, увеличивается. Как отмечает О.А.Новиковская, у дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет. Так двухлетний ребенок может тянуть звук в течении двух секунд, или пропеть подряд два гласных звука, трехлетний – три секунды или три звука и т.д.

Затем в качестве речевого материала используются слоги, слова, и, наконец, фразы. Увеличение количества слов во фразе происходит постепенно. С целью выработки умения произносить фразы с нарастающим количеством  слов проводят упражнение «Повтори за мной».  Педагог читает детям стихотворение С.Я.Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фразу.

     Солнце                                          Солнце светит очень ярко.

     Солнце светит.                              Солнце светит очень ярко –

     Солнце светит ярко.                      Бегемоту стало жарко.

     

     Для развития речевого дыхания детям могут быть предложены описанные ранее упражнения: «Эхо», «Далеко и близко», «Вьюга» и др.

VII. Нормализация темпа речи

С целью развития у детей умения менять темп речи проводятся различные упражнения, словесные игры, в  которых темп речи задается с помощью музыки («Дождик», муз. А.Холминова), или темпа движений, выполняемых в момент произнесения речевого материала, например, упражнение «Кто прошел?

Дети изображают под музыку, как ходит старичок: ТОП-ТОП (произносится медленно) и как бежит мальчик: топ-топ-топ (произносится быстро). Движения можно показать как общие – ходить под музыку; так и мелкие, изображая идущего по столу человечка средним и указательным пальцами  правой руки.

Затем один из детей произносит звукоподражания в быстром или медленном темпе, а остальные дети, угадывают, кто шел.

На заключительном этапе работы используется чтение под музыку (мелодекламация). Так, чтение стихотворения А,Барто «Наша Таня громко плачет» хорошо сопровождать музыкой «Польки» М.Глинки.

Поначалу музыка звучит в течение чтения всего стихотворения, а затем помогает лишь в начале чтения, замолкая на следующих строках. Задача ребенка – продолжить читать стихотворение в заданном музыкой ритме и темпе.

Говоря о нормализации просодических компонентов средствами логоритмики нельзя не отметить значение детских музыкальных инструментов. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах).

На логоритмические занятиях музыкальные инструменты используются детьми для загадывания друг другу музыкальных загадок (формирование динамического, звуковысотного и тембрового слуха), для воспроизведения только что прослушанного ритмического рисунка («Большой - маленький», «На чем играю?», «Тихо-громко», «Музыкальная лесенка» и др.) . Считаем необходимым также отметить такой интересный и полезный вид работы, как инсценирование песен. Песня становится игрой, маленьким спектаклем, в котором последовательно эпизод за эпизодом раскрывается ее содержание. Инсценируя под руководством педагога песни, дети не только вырабатывают певческие навыки, но и развивают силу, высоту и тембр голоса. Войдя в образ персонажа, ребенок проявляет свои творческие способности, придавая дополнительную выразительность герою песни с помощью интонации, мимики, жестов.

Таким образом, из вышеизложенного становится ясно, что для нормализации просодической стороны речи могут быть использованы различные средства логоритмики: прежде всего пение, слушание музыки, специальные упражнения, игры, речь с движением, игра на музыкальных инструментах, подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Логопед вносит свои поправки в те или иные упражнения, затем они вновь отрабатываются на логоритмических занятиях. Таким образом логопедические и логоритмические занятия дополняют друг друга в деле нормализации просодики у детей со стертой дизартрией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...

Развитие просодической стороны речи у детей имеющих дизартрический компонент

Рекомендации и игровые упражнения по развитию просодической стороны речи...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сил...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

Педагоги группы работают с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением дизартрии. В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речево...