Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на основе его результатов определяем цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

 Количество детей с речевым недоразвитием ежегодно увеличивается. Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи является стертая форма дизартрии.

Поэтому важно каждому логопеду уметь видеть симптоматику этого нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление108 КБ
Файл презентация62.16 КБ

Предварительный просмотр:

  Единство диагностики и коррекции как один из принципов реализации ФГОС.

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на основе его результатов определяем цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

 Количество детей с речевым недоразвитием ежегодно увеличивается. Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи является стертая форма дизартрии.

Поэтому важно каждому логопеду уметь видеть симптоматику этого нарушения.

Неврологические симптомы

  1. Судорожные подергивания
  2. Спастика артикуляционной и ручной моторики
  3. Лицевые ассиметрии глазных щелей, лопаток
  4. Наличие стигм, ангиом
  5. Нарушение общей моторики: не могут ровно сидеть, стоять
  6. Синкенезии, гипер тонус мышц языка

Конечно, неврологический статус ребёнка – это дело врачей-неврологов, но для определения образовательного маршрута ребенка мы обязаны знать его нарушения.

   Методика обследования тонкой моторики рук. Здесь мы используем пробы Н.И.Озерецкого на развитии динамического праксиса « Кулак-ребро-ладонь». Для определения пальцевого гнозиса и праксиса используем пробы А.Р.Лурия.

   Мы знаем, что при стертой дизартрии в большей степени проявляются нарушения двигательных функций, поэтому обследуя артикуляционный аппарат мы особое внимание обращаем на моторику. При этих нарушениях проявляется тремор кончика языка, посинение,отклонение при показе, соливация, замедленный темп движений, гиперкинезы. При обследовании развитии общей моторики следует обратить внимание на развитие статической и динамической координации движений. Дети дизартрики выполняют движения с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, не могут удерживать позу в статическом положении.

Психологические симптомы

  1. Нарушение зрительного восприятия
  2. Нарушение пространственных представлений
  3. Нарушение памяти
  4. Нарушение эмоционально-волевой сферы ( гипер возбудимость)

Нарушения зрительного восприятия чаще всего проявляются внесформированности вектора восприятия. У европейцев вектор восприятия слева на право, сверху-вниз.

При предъявлении таблиц из альбома А.Хомской: наложенные картинки, зашумленные предметы и т.д., помогают нам выявить такое нарушение как фрагментарность зрительного восприятия. Почти у всех детей нарушены пространственные представления. Используя пробы Хеда мы убеждаемся

                      Речевая симптоматика

  1. Нарушение мелкой моторики
  2. Фонетический дефект
  3. Нарушено фонематическое восприятие
  4. Нарушен лексико-грамматический строй речи

     Таким образом, стертая форма дизартрии представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующиеся  комбинаторностью множественных нарушений.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленные недостаточной иннервацией мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата. Имеют место нарушения синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Нарушение просодических компонентов речи- это один из наиболее характерных признаков дизартрии. Эти нарушения имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельностью.. Нарушения просодики влияют на разборчивость речи, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможность для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию.  Просодика проявляется в особенностях тембра голоса, ритма, силы голоса, дыхания и темпа речи.

У детей со стертой дизартрией наблюдается нарушение дыхания. Как правило дыхание поверхностное, грудное. Длина выдоха короткая. Модулированность и мелодика речи нарушена. Речь монотонная, невыразительная. Голос сиплый, хриплый, иногда назализованный. Темп и ритм речи нарушен.

Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фразы.

 

Работа над ритмом проводится в 2-х направлениях:

1. Восприятие ритмов

2. Воспроизведение ритмов различных ритмических структур

Для развития восприятия звуков использую в своей работе следующие упражнения:

1. Прослушать изолированные удары и определить их количество, показать цифрой или на пальцах.

2.  Прослушать серию ударов, подобрать соответствующую карточку.

                         Воспроизведение ритма:

1. Отстучать по подражанию без опоры на зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.

2. - // - серии простых ударов.

3. - // - серии акцентированных ударов.

4. - // - запись условными знаками изолированных ударов и их серии.

5. Самостоятельно воспроизвести по карточке удары и их серии.

  Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

На I этапе - формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. Сюда включаются задания по знакомству с повествовательной интонацией, вопросительной и восклицательной, а также ознакомление со средствами ее выражения и способами обозначения.

- "Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса."

Ровность высоты голоса повествовательного предложения сопровождается движением руки и графически ____________.

Про точку можно сказать "Это точка - точка - одиночка".

- Затем находим повествовательные предложения в тексте. Обозначая свое мнение, поднимаем карточки с точкой.

- Можно выкладывать фишками количество повествовательных предложений встречающихся в тексте.

После этого переходим к вопросительной интонации.

- "Когда мы хотим спросить наш голос в конце предложения повышается."   Пришла весна ?

Это повышение голоса сопровождается движением руки и обозначается графически.

Для обозначения вопроса показываю знак  ? и сопровождаю чтением стихотворения:    

Это кривоносый

Вопросительный знак

Задает он вопросы:

"Кто? Кого? Откуда? Как?"

Стихотворение заучивается с детьми.

После знакомства со знаком

- выделяем из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с ? знаком

- выложить столько фишек

- нарисовать столько ?, сколько таких предложений в тексте.

При знакомстве с восклицательной интонацией детям показываю несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа "Ой! Ах! Ух! Ура! и т.д." Беседуем по каждой картинке.

- Девочке больно. Как она закричала? (Ой!)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

-Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!)

Затем дети соотносят картинки с восклицаниями.

- Как мы говорим эти слова: спокойно или громко восклицая ?

Восклицательно можно произносить и целое предложение. Уточнить, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается.

Для обозначения восклицания дается соответствующий знак. Читаем стихотворение:

Чудак - восклицательный знак

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

"Ура!  Долой! Караул! Разбой!"

Работа по распознаванию восклицательных предложений ведется аналогично вопросительных. Далее проводится работа по дифференциации интонационной структуры предложений. Здесь уместно использование текстов, графических диктантов при восприятии текстов на слух.

На II этапе идет формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса , развитие его гибкости, модуляции.

Упражнения:

1. Усиление голоса:

- беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громка

о  о  о  о                              ауи   ауи    ауи     ауи

А  А  А  А                            аза    аза     аза      аза

2. Ослабление голоса:

- громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция

у   у    у    у                                оу   оу   оу    оу

3. Те же упражнения, но без паузы.

4. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе.

у -  у  -у   - у -   у   - у  - у

5. Усиление голоса с увеличением длительности звучания.

а   -    а   -    а  -   а

6. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания.

7. Прямой и обратный счет от 1 до 5 с постепенным усилением и ослаблением голоса.

8. Таким же образом называние дней недели, месяцев, времен года.

9. Игра "Эхо".

10. "Игра на пианино".

11. Чтение стихов с изменением силы голоса. Например:

Была

тишина, тишина, тишина.

Вдруг

грохотом

грома

сменилась она.

И вот уже дождик

Тихонько, ты слышал

закапал, закапал, закапал по крышам.

Упражнения по развитию высоты голоса.

Эти упражнения проводятся с опорой на движения руки и графические изображения.

1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

                     У      У                            О       О

                                                         О              О

                  У             У                 О                     О

2. Повышение и понижение голоса при произнесении из двух и трех звуков, слогов.

                 АУА      АУА                             ЗА   ЗА

                                                               ЗА            ЗА

         АУА                     АУА            ЗА                      ЗА

Для того, чтобы легче детям было управлять своим голосом, использую образы 3-х медведей из сказки "Три медведя". Предлагаю образы взрослого животного и детеныша, "Как кричит медведь? Как кричит медвежонок ?" и т.д.

3. Укачивание             а                  а                 а                   а

                             а               а                    а               а                  а

4. Ступеньки             а     а

                             а                а

                        а                          а

5. Проговаривание стихотворений, соблюдая изменение голоса по высоте. Например:

На дереве, на веточках

Воробышки сидят

Чирик        чирик        чирик         чирик

Чирик        чирик        кричат.

6. Упражнение    Вопрос - ответ.

              Это кто ?     Это  кто ?

По дорожке скачет

Это наш      озорной

Непоседа мячик

  1. Пропевание знакомых песен: "Петушок", "Веселые гуси" и т.д.

Работа над интонациооной выразительностью повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения ведется на уровне 1,2,3 предложений в текстах, стихах. Очень эффективной является работа с литературным произведением в такой форме как чтение по ролям, их драматизация.

В результате проделанной целенаправленной работы логопед достигает положительных результатов в развитии интонационной выразительности речи детей – дизартриков.

                                                   

                                                       

                                                      Литература

  1. Логопедия под ред. Л.С. Волковой.
  2. Логопедия. Методическое наследие. Пособие для логопедов и студентов дефектологического факультета педвузов под. ред. Л.С. Волковой.
  3. Правдина О.В. Логопедия. Изд.2-е, доп. и перераб. М.1973
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002 г.
  5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Санкт-Петербург.
  6. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. Под ред. Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой.
  7. Методы обследования речи детей под ред. Г.В. Чиркиной 2003 г.
  8. Варенцова Н.С.,Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Опорные конспекты  М.1998 г.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.1995 г.
  10.  Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и её диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1989 г.
  11.  Ефименкова Л. И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов . М., 2001 г.
  12. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. М.. 2005 г
  13. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.
  14. Дурова Н. В. Фонематика. М., 2002 г.
  15. Барсукова Л. А. Логопедия в школе. М., 2004 г.
  16. Забродина Л. В. . Ренизрук Е. С. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005 г.
  17. Волина В. В., Занимательное азбуковедение. М.. Просвещение , 1994 г.
  18. Волина В. В. Учимся играя. М., Новая школа., 1991 г.
  19.  Лопухина И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи., М., 1995 г.
  20. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971 г.
  21. Фотекова Т. А. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.

     М., 2002 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии Учитель-логопед Савельева Валентина Павловна МБДОУ «Детский сад №57» г. Нижнекамск

Слайд 2

1. Судорожные подергивания 2. Спастика артикуляционной и ручной моторики 3. Лицевые ассиметрии глазных щелей, лопаток 4. Наличие стигм, ангиом 5. Нарушение общей моторики: не могут ровно сидеть, стоять 6. Синкенезии, гипертонус мышц языка Неврологическая сиптоматика

Слайд 3

1. Нарушение зрительного восприятия 2. Нарушение пространственных представлений 3. Нарушение памяти 4. Нарушение эмоционально-волевой сферы ( гипервозбудимость ) Психологические симптомы

Слайд 4

1. Нарушение мелкой моторики 2. Фонетический дефект 3. Нарушение фонематического восприятия 4. Нарушение лексико-грамматического строя речи Речевая симптоматика

Слайд 5

Основные компоненты просодической стороны речи.

Слайд 6

Работа над ритмом проводится в 2 направлениях: 1. Восприятие ритмов 2. Воспроизведение ритмов различных ритмических структур

Слайд 7

1 этап- формирование интонационной выразительности в импрессивной речи. 2 этап-формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи. Формирование интонационной выразительности речи

Слайд 8

. « Это точка – точка одиночка» Знакомство с вопросительной интонацией Знакомство с повествовательной интонацией