Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии
консультация по развитию речи на тему

Флуднева Оксана Владимировна

Консультация для педагогов «Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stertaya_dizartriya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №119»

Консультация для педагогов

на тему:

«Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии».

Подготовил:

Учитель-логопед Iкк

Флуднева Оксана Владимировна.

Воронеж 2015г.

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

Развитие звукопроизношения.

Для  успешной  работы  по  размитию  звукопроизношения  является  отработка  всех  компонентов,   участвующих  в  звукообразовательном  процессе:

  • Воспитание  и  вырабатывание  воздушной  струи;
  • Подключение  к  струе  воздуха  голоса,  это  могут  быть  отдельные  звуки,  слова;
  • Развитие артикуляционной и мимической мускулатуры.
  • Выработка  позиций   языка,  губ  для  звуков.

 

Развитие  двигательной  сферы.

Одним  из  важнейших  направлений  в   работе  с  детьми  данного  вида  речевого  нарушения,  является  работа  по  воздействию  на  двигательную  сферу  ребенка. Здесь можно  рекомендовать  активные  движения  рук:  это  упражнения  для  кистей,  пальцев;  воспитание  движений  под  музыку:  ходьба,  ходьба  на  носочках,  на  пяточках,  ходьба  с  препятствиями,  по  дорожкам,  по  следам.

Надо  отметить,  что  для  развития  динамической  координации  общей моторики,  главным  видом  движения  является  ходьба,  естественный  вид  движения,  но  достаточно  сложный  по  координации.  У  детей  данной  категории  отмечается  нарушение  координации  движений  во  время  ходьбы:  они  широко  расставляют  ноги,  шаркают  ими,  наблюдается  неустойчивость  и  неуверенность  движений,  замедленность.

Можно  предложить  для  тренировки  некоторые  виды  ходьбы:

  1. Ходьба  друг  за  другом.
  2. Ходьба  стайкой.
  3. Ходьба  по  дорожке.
  4. Ходьба  по  кругу.
  5. Ходьба  парами.
  6. Чередование  ходьбы  парами  и  по  одному.
  7. Ходьба  с  остановкой  по  сигналу.
  8. Ходьба  с  высоким  подниманием  колена.
  9. Ходьба  на  носках,  на  пятках,  на  внутренней  или  внешней  стороне    ступни.
  10. Ходьба  приставным  шагом.
  11. Ходьба  с  перешагиванием  или  обхождением  препятствий.
  12. Ходьба  с  замедлением,  ускорением.
  13. Ходьба   «скользящим»  шагом.
  14. Ходьба  дробным,  топающим  шагом.

Эффективно  сочетать  движения,  переходить  от  одного  вида  к  другому:

«Дедушка  и  внук»: дедушка  идет  дробным  шагом,  по  сигналу – внук – ходьба с  высоким  подниманием  колена.  «Большие  ноги – маленькие  ножки»:  большие  ноги  идут  с  высоким  подниманием  колена,  маленькие  ножки – дробным  шагом.  «Перейди  через  ручей» — ходьба  на  носочках, широко шагая. «Воробышки  и  цапли» — ходьба  на  носочках  стайкой,  и  ходьба  друг  за  другом,  высоко  поднимая  колени.  «Лыжники» — ходьба  скользящим  шагом.

Таким  же  образом  можно  чередовать  и  статические  упражнения,  используя  игры-показы:

  • «Елка,  дерево,  пень» (ёлка -  ноги  вместе, руки  слегка  в  стороны, дерево – руки  вверх, пень – присесть).
  • «Аисты,  бабочки,  лягушки» (аисты – стоя  на  одной  ноге,  руки  в  стороны, бабочки – стоя  на  двух  ногах,  руки  в  стороны, лягушки – присесть).

Заучивание  стихов  с  движениями,  позволяет  сочетать  речь  и  движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.

Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной  из актуакльных п...

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...

«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некото...

План работы по коррекции речи детей со стертой формой дизартрии

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.1-й этап — подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формиро...