ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
статья по развитию речи по теме

Ляховкина Ираида Николаевна

 

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной  из актуакльных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличиеается. Тем не менее успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ВОСПИТАНИЕ  ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ                                                               СО  СТЕРТОЙ   ФОРМОЙ   ДИЗАРТРИИ

    Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важнейших задач в обшей системе работы по обучению родному языку в нашей стране.

    Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

  Нарушение речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Они отличаются по сложности и характеризуются многообразными причинами  возникновения.

   Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая форма дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Вместе стем она часто сочетается с другими речевыми расстройствами, например с ОНР, с заиканием. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и других нарушений звукопроизношения различного этиопатогенеза чрезвычайно затруднена. Нарушение фонетической стороны речи при ст. ф. дизартрии, являясь внешне сходными по своим проявлениям  с другими ношения звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм. Нарушение звукопроизношения при ст. ф. дизартрии с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической стороны речи, затрудняет процесс школьного обучения детей.

   Все эти нарушения, если их не исправлять в детском возрасте, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития, «ребенок-подросток-взрослый», т. е. мешает им учиться и в полной мере, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности, ведут к возникновению закомлексованности, а в зрелом возрасте избирать привлекающую профессию.

  Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия являются одним из важных условий эффективности логопедической работы, а также служит предупреждением вторичных отклонений в развитии речи.

   Речевое развитие детей со ст. ф. дизартрии характеризует ряд отклонений: отмечается более позднее развитие речи, первые слова к году, фраза после 2-3 лет, медленно идет накопление словаря. Речь таких детей очень невнятная, изобилуют звуки не свойственные родному языку (искаженные) понятные только близким ребенку взрослым. Поздняя речь становиться несколько яснее, но в целом остаются, не сформированы фонемы.

   По мнению многих авторов  Р.А. Белова- Давид исследовавших клинических проявлений у детей со ст. ф. дизартрии с целью дифференциации входных расстройств, отличаются, что нарушения звукопризносительной стороны речи у детей со ст. ф. дизартрии разнообразны, они выражаются в искажениях, в смешениях, заменах, пропусков звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции.

   Среди наиболее часто встречающихся, является межзубное произношение переднеязычных (Т, Д, Н, П, С), смягченное произношение всех звуков, в следствии спастического напряжения средней части стенки языка. Сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-аккустическим признакам, боковое произношение свистящих звуков, шипящих и «Р». Все эти нарушения очень трудно поддаются коррекции, поэтому для их исправлений требуется длительная и системная работа.

   Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Ведь дети  в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре такие же, как и у сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития, в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, общей скованности, плохой координации, слабости движений, расторможенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.

Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...

Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...

Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии

Консультация для педагогов «Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии»....

«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некото...