Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи "Русская матрёшка" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Черенкова Татьяна Сергеевна

Тема: "Народные промыслы" Содержание: 1. Организационный момент 2. Беседа об истории появления русской матрёшки 3. Задание "Разложи по порядку" 4. Задание "Посчитай от 1 до 5" 5. Физкультминутка 6. Задание "Составь рассказ про игрушку по мнемотаблице" 7. Задание "Продолжи пословицу или поговорку" 8. Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_22russkaya_matreshka22.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи  «Русская матрешка» (подготовительная группа)

Тема: «Народные промыслы»

Цель: ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • уточнять и расширять словарный запас по теме «народные промыслы»;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • учить отвечать полным ответом;
  • закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
  • закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
  • закрепить умение составлять рассказ-описание с использованием мнемотаблиц.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, воображение;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к занятию;
  • воспитывать уважительное отношение к народной культуре;
  • воспитывать чувство самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: народные игрушки, матрешка, предметные картинки, цветные карандаши, пять матрешек с заданиями, мяч.

Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, передник, рубаха, расписная, нарядная, красивая, разноцветная.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (матрешка).

(Ответы детей).

  1. Беседа об истории появления русской матрёшки

Логопед: – Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали, это русская матрешка. И она пришла к нам в гости. Посмотрите и скажите, какая матрешка? (яркая, нарядная, красивая).

(Ответы детей) 

- Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?

- Что вы знаете о ней?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый расписной русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрёна. 

  1. Задание «Разложи по порядку»

Логопед: - Матрёшка пришла к нам не одна, а с подружками, у которых для вас есть задания. Перед вами пять матрёшек, ваша задача - выстроить их правильно в ряд. Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?

(Ответы детей. Дети подходят к столу и раскладывают матрёшек в ряд).

  1. Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Все матрешки встали в ряд,

Вышли словно на парад.

- А теперь посмотрим, какое задание приготовила для вас первая матрёшка! Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Ответы детей).

- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!

(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).

Свистулька из глины – глиняная.

Мяч из резины – резиновый.

Матрёшка из дерева – деревянная.

Кубик из пластмассы – пластмассовый.

Игрушка из бумаги – бумажная.

Барабан из картона – картонный.

Паровозик из железа – железный.

Шар из стекла – стеклянный.

Мишка из кожи – кожаный.

- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!

  1. Задание «Посчитай от 1 до 5»

Логопед: - Давайте вспомним, как украшали матрёшки? В какую одежду наряжали? (Ответы детей)

- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами) Посмотрите, надет ли на эту матрешку сарафан? Кто покажет?

- Что такое «передник»(фартук) Есть ли передник у этой матрешки? Где он?

- А сейчас вам задание от второй матрёшки: вам нужно посчитать все предметы одежды на картинке!

(На доске изображения предметов одежды: платок, сарафан, рубаха, передник. Сначала дети подбирают имена прилагательные, называя признак этого предмета, затем называют предмет, согласовывая с числительными один, два, три, четыре, пять).

Один пестрый передник – два… - пять пёстрых передников

Одна расписная рубаха – две … - пять красных рубах

Один длинный сарафан – два… - пять длинных сарафанов

Один яркий платок – два… - пять ярких платков

- Все справились с заданием!

  1. Физкультминутка

Воспитатель: - Третья матрёшка предлагает с ней поиграть:

Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)

Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)

Мы ногами топаем, (ногами попоем)

Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)

Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)

После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)

(Дети повторяют движения за воспитателем и после садятся за столы)

  1. Задание «Составь рассказ про игрушку по мнемотаблице»

Логопед: - Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)

- А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары: глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева, а также различные сладости. Посмотрите, сколько здесь всего интересного! Четвёртая матрёшка предлагает вам выбрать  любой понравившийся вам товар и рассказать о нём.

(Ребенок выбирает любой понравившийся предмет и рассказывает о нем, следуя заданному алгоритму (цвет, форма, размер, материал, части, действия).

- Молодцы! Какие интересные рассказы у вас получились.

  1. Задание «Продолжи пословицу или поговорку»

Воспитатель: - На ярмарке, ребята, не только продают товары, но еще и играют. Пятая матрёшка приготовила для вас интересную игру!

(Воспитатель называет часть пословицы или поговорки, ребенок должен продолжить ее.

Делу время – (потехе час.)

Где песня поется, (там счастливо живется.)

Не рой другому яму – (сам в нее попадешь.)

Как аукнется – (так и откликнется.)

Правда в огне не горит (и в воде не тонет.)

  1. Рефлексия

Логопед: - Вот какая у нас получилась ярмарка!

- Что нового вы узнали о народной игрушке?

- Что большего всего понравилось на занятии?

- Что было трудно для вас?

Воспитатель: - За ваши правильные ответы наша матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте и лепки в подготовительной к школе группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 27 «Чебурашка» Конспект интегрированного  занятия  по подготовке к обучению грамоте  и лепки в подготови...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....

Конспект интегрированного занятия по рисованию с использованием здоровьесберегающий технологии – кинезиология в подготовительной к школе группе «В поисках Весны»

Конспект интегрированного занятия по рисованию с использованием здоровьесберегающий технологии – кинезиология в подготовительной к школе группе«В поисках Весны»Цель: совер...