РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Захарова Галина Викторовна

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-4.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

ФИО ребенка__________________________________________

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка         

Дата рождения, возраст         

Домашний адрес         

Откуда поступил         

Сведения о родителях:

мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)         

        

отец (фамилия, имя, отчество, возраст)         

        

Национальный язык         

Двуязычие         

Решения МППК

Решением МППК от __________________протокол №         

принят в логопедическую группу на срок         

Заключение МППК         

        

Дата заполнения речевой карты         

Логопед (Ф.И.О., подпись)         

* * *

Решением МППК от __________ продлено пребывание в логопедической

группе с диагнозом         

        

на срок         

Ответственный за продление (Ф.И.О.)         

Члены МППК         

        

* * *

Решением МППК от ___________выпускается из логопедической группы

с (состояние речи)         

        

в (тип ДОУ)         

Ответственный за выпуск (фамилия, имя, отчество, подпись)         

Члены МППК (Ф.И.О., подписи)         

        

Анамнез

Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка

мать:         

отец:         

От которой по счету беременности ребенок         

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы,

хронические заболевания)         

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные,

затяжные)         

Стимуляция         

Когда закричал ребенок         

Наблюдалась ли асфиксия         

Резус-фактор, совместимость         

Вес и рост при рождении         

Вскармливание:

когда принесли кормить         

как взял грудь         

как сосал (срыгивания, поперхивания)         

Грудное вскармливание до         

Срок выписки из роддома         

(если задержались, то почему)         

После выписки из родильного дома

особенности сна         

особенности бодрствования         

Раннее психомоторное развитие

Голову держит с ___________________________  Сидит с _____________________________

Ползает с _________________________________  Стоит с _____________________________

Ходит с ___________________________________ Появление первых зубов ______________

Количество зубов к году __________________________________________________________

Перенесенные заболевания

До года         

После года         

Ушибы, травмы головы         

Судороги при высокой температуре         

Наличие оперативного вмешательства         

Раннее речевое развитие

Гуление         

Лепет         

Первые слова         

Первые фразы         

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине         

Использование жестов         

Отношение членов семьи к речевому дефекту         

Занятия с логопедом         

        

Результаты занятий с логопедом         

        

Лечение у других специалистов         

        

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии

(на основании медицинской карты)

Педиатр         

        

Невропатолог         

        

Психоневролог         

        

Оториноларинголог         

        

Офтальмолог         

        

Хирург         

        

Ортопед         

        

Схема обследования

ФИО ребенка

Дата рождения

Группа

Дата обследования

Н.г

С.г

К.г

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Особенности поведения (принимает ли помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий)

Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность

Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается

Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти

Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно

Исследование неречевых психических функций

Состояние слухового внимания

Н.г

С.г

К.г

Исследование зрительного восприятия

Н.г

С.г

К.г

Различение звучащих игрушек

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек)

Различение предметов, игрушек разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого)

Восприятие формы Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Ориентировка в пространстве: (показывает или называет словом направления: «вверху», «внизу»)

Складывание картинок из частей: 2 частей, (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез)

Складывание картинок из палочек по образцу («крыша» и «дерево» из трех палочек)

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трех кубиков)

Исследование состояния моторной сферы

Н.г

С.г

К.г

Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений):

пройти и пробежать между двумя линиями, нарис-ми на полу на расстоянии 25 см 

пройти по лежащей на полу доске

прыгнуть в длину с места

выполнить прыжки на месте на двух ногах

перешагнуть через палку, расположенную над полом на высоте 35 см

переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)

бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м

похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно

Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии Все упражнения выполняются по подражанию логопеду

  • Кинестетическая основа движений: (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке)
  • кинетическая основа движений («Пальчики здороваются») для ведущей руки

навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки)

манипуляции с предметами (сложить 3-4 небольших игрушки в ведерко, а потом поочередно достать их)

навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки)

Состояние мимической мускулатуры при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду)

надуть щеки («толстячок»)

показать, как ты ешь лимон («кисло»)

показать, как ты ешь мед («сладко»)

Состояние артикуляционной моторики при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду)

Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот

Движения губ: широко улыбнуться сделать губки «хоботком», как у слоника

Движения языка: показать широкий язычок, показать узкий язычок

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю, покачать язычком влево – вправо, пощелкать языком

Движения мягкого неба: широко открыть рот и зевнуть

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)          Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________

Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________

Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный ) ________________________________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________

Сила голоса_____________________________________________________

Модуляция голоса ________________

Исследование фонетической стороны речи

Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)

н

с

к

Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом)

н

с

к

А-А-А! (плачет девочка)

О-О-О! (рычит медведь)

У-У-У! (гудит поезд)

И-И-И! (ржет лошадь)

УА! (плачет малыш)

АУ! (кричат дети)

МЯУ! (мяукает кошка)

АВ! (лает собака)

ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)

КО-КО-КО! (кудахчет курица)

ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)

Односложные слова:

 Дом

 Кот

Дуб

Бык

Мак

Двусложные слова:  

Вода

Нога

кино

Вата

Дима

Трехсложные слова:

Батоны

Вагоны

Бананы

Панама

Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке).

Н.г

С.г

К.г

Гласные:

Согласные:

[б], [п], [м]

 [в], [ф]

[д], [т], [н],

[г], [к], [х]

             [й]

[с], [з], [ц]

[с’], [з‘]

[ш], [ж],

[ч], [щ],

[л], [л’]

[р], [р’]

        

Исследование фонематических функций

Слухопроизносительная дифференциация звуков. Показать на картинках называемые логопедом предметы:

н

с

к

Состояние фонематического слуа.

Показать собачку, услышав звук [р] в слове:

н

с

к

Стол – стул

Трава – дрова  

Уточка – удочка

Суп – зуб

Миска – мишка

дом

рак

вода

 рыба

 банка

труба

Исследование импрессивной речи

Пассивный словарь (объем, соответствие возраста, понимание обращенной речи)

н

с

к

Понимание различных грамматических форм словоизменения.

н

с

к

Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

Стол, стул , голова, рука, окно, нос

уши,глаза

Понимание обобщающих слов(показать картинки по предложенным темам)

 Игрушки,  посуда, одежда Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, играет Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машинку

Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: дом – дома, кубик – кубики, машинка –машинки, кукла – куклы. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить кубик в машинку, на стол)

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):

подушка – подушечка, стул – стульчик, кукла – куколка.

Исследование экспрессивной речи

Общая характеристика речи         

        

Активный словарь.

н

с

к

Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам) игрушки, посуда, одежда, обувь, животные 

Глаголы (назвать по картинкам): ест, спит, рисует, пьет, играет, гуляет

Прилагательные (назвать по картинкам

красный, синий, зеленый, желтый, большой, маленький, сладкий, кислый.

Состояние грамматического строя речи.

н

с

к

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам):

Стол – столы,  Нож – ножи, Кукла – куклы, Рука – руки, Нога – ноги,  Чашка – чашки Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): вижу дом, вижу машину,

вижу куклу, вижу девочку.

Согласование прилагательных с сущ ед. ч мужского и женского родов (назвать по картинкам):

Красный мяч, Синий шар,

Красная чашка, Синяя лопатка

Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (назвать по картинкам):

На, В  .

Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам):

стол – столи,  дом – домик, чашка – чашечка,

 кукла – куколка, Кровать – кроватка.

Состояние связной речи

н

с

к

Лепетная речь

Отдельные слова

Простые предложения с наличием аграмматизмов

.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3-4 лет)

 

Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________

Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________

Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________

Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________

Грамматический строй (ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________

 Связная речь (отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________

Логопед __________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)...

Речевая карта ребенка дошкольного возраста

Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...