Главные вкладки

    "Обучение чтению"
    консультация по логопедии (старшая группа)

    Тимощук Татьяна Олеговна

    Данная статья поможет родителям, воспитателям освоить основные правила при подготовке к обучению чтению детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_chteniyu.docx272.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    https://pp.userapi.com/c845016/v845016276/1d6c3c/swwMhUU-Lf4.jpg

    При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

    1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

    2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,

    ¨ Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)

    ¨ Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому, что поётся

    ¨ Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)

    ¨ Назови сам слова на звук «а»

    ¨ Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»

    ¨ Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»

    ¨ Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

    ¨ Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии? Произнеси так, чтобы мы услышали.

    https://pp.userapi.com/c845016/v845016276/1d6c44/xNOgR5ehxL4.jpg

    3. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв, например,

    Покатилось колесо, превратилось в букву О.

    У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

    А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

    Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

    Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

    В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

    Эта буква широка и похожа на жука (Ж)

    И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

    На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

    Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке

    Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

    4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

    5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

    НА НО НУ НЫ НИ

    СА СО СУ СЫ СИ

    Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

    6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

    7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ

    8. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

    9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими

    10. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

    11. Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Семь основных золотых правил обучения чтению детей"

    Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Читайте 7 основных, не сложных правил эффективной методики обучения чтению детей, которые были проверены и доказали свою результативность...

    Складовая система обучения чтению по системе Зайцева (пособия по чтению складушки)

    Методики раннего развития детей - методика Зайцева.Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит...

    Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет

    Рабочая программа "Обучение чтению"  дополнительной  платной  услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана  в соответствии с требо...

    Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.

    Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

    Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

    Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

    "Веселая азбука" Кружок по обучению грамоте (Обучение чтению)

    Кружок по обучению грамоте в старшей группе 5-6 лет дошкольного возраста...