"Обучение чтению"
консультация по логопедии (старшая группа)

Тимощук Татьяна Олеговна

Данная статья поможет родителям, воспитателям освоить основные правила при подготовке к обучению чтению детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx272.6 КБ

Предварительный просмотр:

https://pp.userapi.com/c845016/v845016276/1d6c3c/swwMhUU-Lf4.jpg

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,

¨ Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)

¨ Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому, что поётся

¨ Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)

¨ Назови сам слова на звук «а»

¨ Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»

¨ Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»

¨ Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

¨ Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии? Произнеси так, чтобы мы услышали.

https://pp.userapi.com/c845016/v845016276/1d6c44/xNOgR5ehxL4.jpg

3. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв, например,

Покатилось колесо, превратилось в букву О.

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

Эта буква широка и похожа на жука (Ж)

И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке

Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

НА НО НУ НЫ НИ

СА СО СУ СЫ СИ

Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ

8. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими

10. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11. Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Складовая система обучения чтению по системе Зайцева (пособия по чтению складушки)

Методики раннего развития детей - методика Зайцева.Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит...

Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет

Рабочая программа "Обучение чтению"  дополнительной  платной  услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана  в соответствии с требо...

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Обучение чтению. Олеся Жукова "Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению"

Олеся Жукова "Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению"(не весь материал)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...