ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
статья

НазароваТатьяна Анатольевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернативных методик, используемых при обучении детей с нарушениями слуха, с нарушениями интеллектуального развития и пр. Так же проанализированы положительные стороны «глобального чтения» и их влияние на развитие устной и письменной речи детей. Выявлена необходимость изменить традиционный подход в обучении чтению не только в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, но и с детьми, не имеющими никаких особенностей развития.

Чтение – это один из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, направленной на извлечение информации из письменного текста, являясь, тем самым, средством информационной и образовательной деятельности, средством изучения языка, культуры, а самое главное – средством самообразования. Именно читающий человек, а самое главное, человек, понимающий, что он читает, способен к самообразованию.  Чтение служит проводником, выводящим человека за пределы уже имеющихся представлений об окружающем, расширяя его знания и кругозор, делая его грамотным, образованным, независимым.

В сложном процессе чтения можно выделить три основных момента:

  1. Восприятие данных слов. Необходимо помнить, что умение читать – это умение догадаться о тех словах, которые обозначены буквами. Нельзя назвать чтением простое перечисление всех данных в тексте букв, без слияния их в целое слово. Чтение начинается тогда, когда человек, по нескольким буквам сразу догадывается о целом слове, а не просто складывает букву за буквой.
  2. Понимание прочитанного. Каждое слово, прочитанное нами, несет смысловую нагрузку, имеет лексическое значение. Более того, прочитанное нами слово может вызвать в нас определенный эмоциональный отклик, вызвать в сознании образы, связанные с предметом, обозначаемым этим словом, вызвать желания: слово «море», помимо образа синей воды и шумящих волн, может вызвать чувство успокоения, радости, страха; желание побывать на море, отдохнуть и т.п. Но необходимо помнить, что понимание прочитанных слов и той смысловой нагрузки, которую они несут, а так же установление связи между словом и его содержанием, напрямую зависит от жизненного опыта человека, воспитания, а так же от богатства и разнообразия его собственной речи.
  3. Оценка прочитанного. Важно не просто прочесть и понять книгу, текст, статью и т.п., но и критически отнестись к содержанию прочитанного, выделить основную мысль, идею, которую хотел донести автор.

Но практика показывает, что чтение – это самый тяжелый и нелюбимый труд для многих детей, а тем более для детей, имеющих проблемы речевого развития. Причина этого кроется в том, что нарушенная функция речи, тянет за собой, как на буксире, другие высшие психические функции, так необходимые при обучении чтению: память, внимание, воображение, мышление и т.п. Все психические процессы у ребенка – внимание, память, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Огромную роль при обучении чтению будут играть речевой слух, память и прогнозирование – мыслительное опережение в процессе чтения. Исходя из всего вышесказанного, следует понимать, что ребенок, имеющий то или иное речевое нарушение, будет испытывать трудности в формировании всех высших психических функций, и эти трудности прямо пропорциональны степени выраженности речевого нарушения.

          Ребенок не может как следует воспринимать читаемый текст, если у него: не развиты процессы восприятия, если он не умеет видеть и слышать окружающее. Ребенок не в состоянии успешно и качественно обучиться чтению, если у него недостаточно развита речь, если за предметами, чувствами и действиями у него не закреплены определенные названия, обозначения, понятия, образы, если объем словарного запаса значительно ниже возрастной нормы. В такой ситуации логичней было бы подождать, когда  «подтянется» речь, а за ней и все высшие психические функции, ведь преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенка, довольно бессмысленное занятие, более того может оказать на него негативное влияние, вызвав отвращение к самому процессу обучения, подорвав веру в собственные силы.

Но! Необходимо всегда помнить, что:

           - степень нарушения речи, может быть разной: от незначительной, до самой тяжелой, и, «подтягивание» речи, а за ней всех высших психических функций, может затянуться на долгое время.

          - в одной логопедической группе могут быть дети с разной степенью выраженности речевого нарушения, поэтому необходимо использовать один из главных принципов обучения: принцип индивидуального подхода. Но реализация этого подхода крайне трудна, а порой невозможна, т.к.: сохранность ВПФ напрямую зависит от степени нарушения речи, и это может служить непреодолимым препятствием при обучении чтению (один ребенок сможет понять и применить полученные знания в короткие сроки, другой будет испытывать трудности, а третий вообще не сможет справиться).

           -в логопедической группе могут оказаться дети разных возрастов. Такое не исключено. Ситуации могут быть разные. И что делать, если одному пришло время учиться читать, а другому еще бы годик подождать? В такой ситуации логопеду приходится очень трудно.

            - обучение чтению, как правило, ведется по общепринятой методике, которая доступна для понимания не всем детям, тем более детям с речевыми нарушениями.

            - Так же необходимо помнить об одном очень важном правиле, которого всегда придерживаются при обучении детей, имеющих любые нарушения развития: задействование всех компенсаторных органов и функций (в зависимости от нарушения).

          Исходя из этого, почему бы не использовать чтение, а вместе с ним и зрение, которое играет компенсаторную функцию при обучении детей с речевыми проблемами? Не учить правильно говорить, думать, прогнозировать для того, чтобы впоследствии научиться читать, а научить читать, чтобы усовершенствовать и облегчить ребенку, имеющему проблемы, процесс обучения, чтобы расширить его словарный запас, сформировать внимание и мышление, «подстегнуть» речь и пр. Под «чтением» в данном случае подразумевается не техника воспроизведения буквенного состава текста, а понимание смысла прочитанного.

           Для этого необходимо обратиться к опыту людей, которые обучают и развивают детей с нарушениями слуха. И устная и письменная речь для детей с недостатками слуха представляет одинаково сложные символы, так как оба вида речи не обладают реальным звучанием. Но все –таки письменная речь более легкий вид речи для детей с недостатками слуха, нежели устная. Письменная речь не обладает реальным звучанием, но обладает реальным начертанием, поэтому более доступна для неслышащих детей. При письме неслышащий ребенок получает больше раздражителей: зрительные, двигательные, тактильные, а так же зрительные впечатления при письме гораздо ярче, сильнее, чем от устной речи. Графически изображенное слово для неслышащего или слабослышащего ребенка представляет четкий, постоянный, конкретный образ. Письмо вырабатывает совершенно новые психофизические механизмы речи. Написанные слова воспринимаются глазом, а воспроизводятся рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестетическим связям. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживание читателя в текст. Все это осуществляется при помощи «Глобального чтения». Суть метода состоит в том, что ребенок воспринимает зрительно и на слух (остаточный слух у неслышащих и слабослышащих), написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. Идет накопление в речевой памяти, запоминание живых акустических образов в соотношении их с графической формой, письменным, зримым образом слова. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов, текстов.

           Метод, по которому мы все учились читать, и по которому в большинстве случаев начинают обучаться все современные дети, – это фонематический метод – от буквы к слогу, от слога к слову. При обучении детей «глобальным методом», мы подходим к этому вопросу с другой стороны- с более естественной, ведь обучение чтению целыми словами более естественный и физиологичный процесс, потому что люди мыслят не буквами, не слогами, а целыми словами. Мышление неразрывно связано с речью.

           Кроме того, стоит отметить: не смотря на то, что мозг работает как единое целое,  преобладание в работе полушарий все же прослеживается. Левое полушарие отвечает за словесно-логический характер познавательных процессов, за способность к абстрагированию, обобщению. Правое полушарие отвечает за наглядно-образный тип мышления, воображение, эмоциональность, впечатлительность и т.п. У детей до 7-9 лет происходит формирование мозговых структур. Это означает, что у них есть потрясающая способность воспринимать информацию целостно (глобально), т.е.мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Тем более у детей с «особенностями развития»,  сильной стороной которых является зрительная память. Именно она компенсирует им отсутствие или слабость развития других органов восприятия.

           Проработав несколько лет в логопедических детских садах, я пришла к выводу, что необходимо усовершенствовать методику обучения чтению или, как минимум, при выборе способа и метода обучения чтению, руководствоваться не общепринятой много лет назад методикой, а индивидуальными особенностями, физическими и интеллектуальными возможностями ребенка. Детям очень трудно соединить буквы в слоги, потом слоги в слова и при этом не забыть то, с чего начиналось слово, а потом еще соединить слова, чтобы получилось предложение. И может быть, после всего этого, когда ребенок чудом вспомнит, что же было вначале, он узнает смысл прочитанного.  Ребенок может (еле-еле) прочитать: со-ба-ка, повторит эти три слога, но, если задать ему вопрос: «Какое слово ты прочитал? Что ты прочитал? Что получилось?», то ребенок, в большинстве случаев, не сможет ответить на этот вопрос, потому что к тому времени, когда он прочитал последний слог, он забыл, что было перед этим. Он пытается сложить буквы в слоги, а слоги в слова, но не улавливает суть прочитанного, т.к. воспринимает слово не как единое целое, несущее смысл, а как разорванное на слоги, которые не могут ничего обозначать, существуя  по отдельности. Ребенок читает: со____ба______ка и воспринимает каждый этот слог отдельно. А что такое СО или БА  или КА? Какое значение, какой смысл они несут? Никакой даже для взрослого, а уж для ребенка, и тем более для ребенка с проблемами и сложностями в развитии.

          А в «глобальном чтении» предпочтение отдается пониманию прочитанного. Именно смысл имеет первичное значение и является, собственно, целью чтения. Глобальное чтение реализует принцип: читаем, чтобы понять смысл, а не научиться складывать буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. Глобальное чтение учит видеть, воспринимать  слово целиком, а не по частям.

          Кроме того, метод «глобального чтения» позволяет устранить и предотвратить ошибки (замены и смешения звуков, нарушение понимания прочитанного, нарушение слияния звуков в слоги и слова, аграмматизмы при чтении, пропуски согласных и гласных, пропуски согласных в стечениях, добавление звуков, перестановка, пропуски слогов и т.п.) при чтении, что особо актуально для многих детей с нарушениями речи.

          Так же данный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, синхронизируя их, что способствует устранению признаков дислексии. А, как известно большинство детей, имеющих или имевших речевые нарушения, в дальнейшем испытывают проблемы с письмом и чтением в школе, даже при условии полного устранения речевого нарушения. Ведь не стоит забывать, что при видимых отсутствиях нарушений речи (отсутствие лексико-грамматических ошибок, отсутствие ошибок звукопроизношения и т.п.), у ребенка могут остаться «невидимые» проблемы, которые в дальнейшем проявляются на письме и при чтении.

           Обучая детей с речевыми нарушениями методом «глобального чтения», можно решить сразу несколько острых и проблемных моментов, возникающих при стандартном подходе к обучению чтению:

          - обучать «глобальному чтению» можно детей с разной степенью тяжести речевого нарушения. (Это удобно в логопедической группе, где у детей разная степень тяжести речевого нарушения, а иногда и сочетанные нарушения).

          - обучать «глобальному чтению» можно детей с раннего возраста. (В логопедической группе, по разным причинам и обстоятельствам, могут оказаться дети разных возрастов);

           - обучение «глобальному чтению» осуществляется без какого-либо давления на психику ребенка, абсолютно спокойно и ненавязчиво;

          - обучение «глобальному чтению» может осуществляться как в группах, так и индивидуально;

          - при обучении «глобальному чтению» задействованы компенсаторные органы;

          - нет необходимости ждать, когда «подтянется» речь, а за ней и все высшие психические функции. Тем самым «глобальное чтение» становится помощником в коррекции речевого нарушения. Обучая читать, используя данный метод, мы совершенствуем и облегчаем ребенку с речевыми нарушениями процесс обучения, расширяем его словарь, формируем внимание, мышление, «подтягиваем» речь, а не наоборот.

           -при обучении «глобальному чтению» активизируется работа обоих полушарий головного мозга, что позволяет в дальнейшем, избежать многих проблем с чтением и письмом в школе и т.п.

           Этот метод уже используют многие мамы, так сказать в домашних условиях, обучая и развивая детей (и для этого им не обязательно покупать дорогостоящие карточки с картинками, а можно просто обращать внимание ребенка на вывески, на названия книг, на названия, написанные на упаковках с продуктами, и просто водить пальчиком ребенка под буквами, слева-направо, а так же покупать развивающие книги многих замечательных и прогрессивных педагогов, в которых слова, обозначающие предметы, действия уже подписаны одинаковым шрифтом), не имеющих ни речевых, ни каких-либо других проблем, не смотря на то, что метод «глобального чтения» изначально предполагался к использованию при работе с «особенными» детьми. В то время, как в логопедических группах, продолжают использовать фонематический метод обучения чтению.

           Раньше автолюбители пользовались картами для определения маршрута следования, а сейчас на смену картам пришли навигаторы, значительно облегчающие и упрощающие передвижение по улицам города и т.п. Придя в стоматологический кабинет, вряд ли мы увидим у стоматолога XXI века цементные пломбы, которыми пользовались много лет назад и т.п. Так почему бы не усовершенствовать процесс обучения любого ребенка: с проблемами и без? Почему не сделать его более комфортным и приятным, легким и ненавязчивым, не травмирующим хрупкую психику ребенка? Почему нельзя воспользоваться опытом коллег, работающих с детьми, имеющих нарушения слуха?

          Педагогика – это наука, которая не стоит на месте, которая развивается так же, как и любая другая. Каждый день ученые, педагоги разрабатывают множество методик, которые помогают обучать и воспитывать детей, учитывая развитие технологий, прогресс и открытия в медицине, требования к знаниям и умениям детей на сегодняшний день  и т.п. В магазинах появилось множество пособий и методик, позволяющих развивать и обучать детей, не травмируя их психику, не принуждая их.

           Многие прогрессивные мамы, которые изучают вопросы воспитания, «безболезненного» обучения давно используют метод «глобального чтения», зачастую даже и не подозревая, как называется этот метод, и для кого разрабатывался изначально. Этот метод позволяет обучать чтению детей с самого раннего возраста, внося огромный успех в интеллектуальное развитие малыша.

           Обучение «глобальному чтению» развивает импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением, т.е. таким методом можно научить неговорящего ребенка воспринимать написанную информацию, расширяя его словарный запас, формируя его внимание,  мышление, «подстегивая» речевое ра

Список литературы.

1.    Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха.-М.,1985

2.        Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. – Рига., 2007 г.

3.   Гленн Доман. Как научить ребенка читать. Ласковая революция. – М.: АСТ, Астрель, 2004 г.

4.   Леонгардт Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. Часть I.  – М.: ООО «Полиграф сервис»,2002 г.

5.       Мухина А.Я. Методика обучения чтению детей с недостатками слуха в дошкольном возрасте. М., 2004

6.     Нечаев А.П. Психологический метод обучения чтению.-М., 1923

7.     Вопросы воспитание и обучения аномальных детей дошкольного возраста. Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Использование элементов драматизации в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается роль использования элементов драматизации при коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны разнообразные формы, которые может использовать учитель - логопед в своей работе...

Значение семейного чтения в речевом развитии дошкольников с речевыми нарушениями

В статье рассматриваются актуальные вопросы речевого развития ребенка в семье....

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениямиВ современном мире умение читать необходимо человеку не только для обеспечения процесса ...

Обогащение и активизация лексико-грамматических средств речи у дошкольников с речевыми нарушениями через проектную деятельность.

Технология проектной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:- педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);- педа...