Обогащение и активизация лексико-грамматических средств речи у дошкольников с речевыми нарушениями через проектную деятельность.
статья

Усова Марина Васильевна

Технология проектной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:

- педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);

- педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт;

- всегда предполагает постановку, решение проблемы и получение результата;

- предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gmo.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Усова Марина Васильевна,

учитель - логопед МКДОУ

«Детский сад №15» г. Зимы

Обогащение и активизация лексико-грамматических средств речи у дошкольников с речевыми нарушениями через проектную деятельность.

Структура речевого дефекта детей дошкольного возраста с ОНР и ФФНР включает недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Как показывает практика, число дошкольников, имеющих, такие нарушения постоянно увеличивается.

Требования ФГОС ДО нацеливают нас на формирование у дошкольников умения владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать свои мысли и желания. Кроме того, современный ребёнок, на этапе окончания дошкольного образования должен уметь аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, применять свои знания и умения в различных ситуациях, добывать знания в ходе самостоятельного поиска и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Это обеспечит успешное овладение предметными и межпредметными умениями в школе.

Особые требования в работе с дошкольниками предъявляются и к деятельности учителя-логопеда, задачами которого является ориентация на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учёт его возрастных и индивидуальных возможностей, организация видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс.

На помощь учителю-логопеду приходят современные образовательные технологии. Одной из наиболее эффективных на современном этапе стала - технология проектной деятельности.

Прежде чем мы будем рассуждать о том, что она даёт в работе учителя-логопеда, необходимо понимать, что же такое проект и что собой представляет проектная технология?

Проект (от лат. рrojectus) — «камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ.

Проектная деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта.

Проектная технология - система средств, условий (объективных и субъективных) и этапов проектирования, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты проекта.

Технология проектной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:

- педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);

- педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт;

- всегда предполагает постановку, решение проблемы и получение результата;

- предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи [1].

Проектный метод позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. Использование проектной деятельности в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связнной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.

Анализируя публикации логопедов-практиков, и исходя из своего опыта, я пришла к выводу о том, когда и как эффективнее внедрять проектную деятельность в коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда. Как правило, в логопедических группах детского сада проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи детей с ОНР и ФФНР.

Так, например, по темам “Овощи и Фрукты” можно запланировать проект: “Во саду ли, в огороде”, по теме «Овощи» - проект «Наш весёлый огород»; по теме «Домашние животные» - проект «Мой верный друг» и т.д. Возможны и другие варианты проектов, направленные на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. Например, проект, направленный на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста или на развитие фонематического восприятия и т.д. Но все проекты, какими бы разными они не были должны содержать основные компоненты проектной деятельности, а именно:

  • в основе проекта должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать;
  • партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, на чтении художественной литературы, на игре, но педагог все делает вместе с детьми;
  • добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения;
  • детская активность проявляется в самостоятельности их действий и общения с окружающими, что помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

Недостаточная сформированность лексико-грамматических компонентов языка у детей с речевыми нарушениями выражается, прежде всего, в недостаточном объёме словаря, недоразвитии лексической системности языка, в наличии трудностей при актуализации словаря, в наличии морфологических и синтаксических аграмматизмов.

В связи с этим можно выделить следующие методические задачи, решаемые через проектную деятельность:

  • создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи и повышающую речевую культуру детей;
  • обогащать речь дошкольников лексико-грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
  • расширять сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);
  • развивать лингвистическое отношение к слову, поисковую активность в сфере языка и речи на основе словесных игр;
  • активизировать коммуникативную составляющую речи дошкольников, мотивацию речевого высказывания;
  • развивать планирующую функцию речи за счет индивидуальных и коллективных форм работы;
  • спользовать эффективные способы сотрудничества с семьёй.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников.

I этап - мотивационный (постановка цели и актуальных для ребенка задач, реально достигаемых за определенный промежуток времени).

- Идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению.

- Актуализация опыта детей по теме проекта.

- Выдвижение детьми гипотез и предположений по результатам выбранной проблемы.

Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической речи, умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

II этап - проблемно-деятельностный (составление плана действий: что и как нужно сделать, где найти необходимую информацию, к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, чему можно научиться).

- Идет развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности

- Выполнение проекта.

Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации лексико-грамматических категорий детей; развитие связной речи; развитие планирующей функции речи, а также развитие всех групп коммуникативных умений детей.

III этап - творческий (подведение итогов)

-Идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.

Важно отметить, что каждый продукт проектной деятельности имеет особое значение, т. к. дошкольники видят результат своего труда. Кроме того, происходит обогащение и обновление предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Педагоги продолжают развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Методы и приёмы для осуществления проектной деятельности по обогащению и активизации лексико-грамматических средств речи:

I этап.

Подбор методической литературы, наглядно-дидактических материалов.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Подбор книг, иллюстраций, рисунков, фотографий.

Подбор дидактических игр, раскрасок, трафаретов и д. р.

II этап.

Рассматривание фотографий, фотоиллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Наблюдение, экспериментирование.

Беседы, решение проблемных ситуаций.

Основная образовательная деятельность.

Продуктивная деятельность.

Дидактические игры, театрализованные игры, игры-ситуации.

Просмотр познавательных видеороликов, мультфильмов, телепередач для детей.

Совместное участие детей и родителей по оформлению альбомов, книг-самоделок, выставок и т.д.

Конкурсы, викторины.

III этап.

Презентация творческих работ.

Оформление выставок рисунков, поделок.

Создание тематических альбомов, журналов, книг.

Семейные стенгазеты, экологические плакаты.

Развлечение, праздник.

Интеграция взаимодействия участников проекта:

Проектная деятельность осуществляется в условиях совместной работы детей, педагогов и родителей.

Учитель-логопед, воспитатели и родители в процессе реализации проекта являются для детей равноправными партнерами, незаметно направляющими их деятельность.

При разработке проекта учитель – логопед совместно с воспитателями:

• определяет тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы;

• намечает этапы и содержание работы;

• анализирует результативность проекта и обсуждает дальнейшую перспективу.

Эффективность реализации проекта существенно повышается при вовлечении музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, которые планируют и организовывают художественную, музыкальную деятельность детей и физическое развитие в соответствии с темой и задачами проекта.

Приведу, пример сотрудничества педагогов, детей и родителей в нашей группе. Исходя из интересов детей, и с целью повышения уровня лексико-грамматической компетенции дошкольников с речевыми нарушениями совместно с педагогами группы комбинированной направленности был разработан и реализован проект «Здоровье в лукошке», который осуществлялся в рамках лексических тем «Овощи и фрукты». В нём приняли участие дети, воспитатели данной группы, специалисты (учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию), родители.

С чего начинался наш проект и как протекал в жизни нашей группы. Была обозначена проблема, поставлена цель, подобраны задачи, наметили этапы и содержание работы; проанализировали результативность проекта и обсудили дальнейшую перспективу.

В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

-повысилась мотивация речевого высказывания,

- активизировалась коммуникативная составляющая речи дошкольников,

- повысился интерес родителей к развитию речи у своих детей, что привело к более тесному сотрудничеству.

Критерием успешности проекта «Здоровье в лукошке», стало достижение всех задуманных результатов, а также количество семей, принявших участие в этой деятельности, и, конечно же, особая организация презентационного этапа: силами детей и родителей были созданы замечательные плакаты, выставка рисунков и поделок, тематическая книга.

А самое важное, решена главная задача - обогащение и активизация лексико-грамматических средств речи у дошкольников с речевыми нарушениями через проектную деятельность.

В связи с этим, рекомендую учителям-логопедам образовательных учреждений активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность с детьми, имеющих речевые нарушения.

Литература

  1. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27.
  2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.
  4. Левшина Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н.И.Левшина, Е.Г.Карпова, О.В.Понамарева // Управление ДОУ- М:2013, № 6, с77 -89.
  5. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 6 – 17.