Главные вкладки

    Проектная деятельность как средство для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
    методическая разработка по логопедии по теме

    Девицкая Ольга Станиславовна

    Требования ФГОС ДО нацеливают педагогов на формирование у дошкольников умения  владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать свои мысли и желания. Особые требования  предъявляются и к деятельности  учителя-логопеда. На помощь приходят современные образовательные  технологии. Одной из наиболее эффективных на современном этапе стала -  технология проектной деятельности.  Что же собой представляет проектная технология и что  она даёт в работе учителя-логопеда?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obogashchenie_i_aktivizatsiya_leksiko.docx32.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обогащение и активизация лексико-грамматических средств речи у дошкольников с речевыми нарушениями через проектную деятельность.

                                                         Подготовила: учитель-логопед

                                                           первой  квалификационной категории

                                                  Девицкая О.С.

    г.Сальск

    2017 г.

    Структура речевого дефекта детей дошкольного возраста с ОНР и ФФНР включает недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Как показывает практика, число дошкольников, имеющих, такие нарушения постоянно увеличивается.

    Требования ФГОС ДО нацеливают нас на формирование у дошкольников умения  владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать свои мысли и желания. Кроме того, современный ребёнок, на этапе окончания дошкольного образования должен уметь аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, применять свои знания и умения в различных ситуациях, добывать знания в ходе самостоятельного поиска и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.  Это обеспечит успешное овладение предметными и метапредметными умениями в школе.

    Особые требования в работе с дошкольниками  предъявляются и к деятельности  учителя-логопеда, задачами  которого является  ориентация на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учёт его психолого-возрастных и индивидуальных возможностей,  организация видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное  вовлечение  их в образовательный процесс.

    На помощь учителю-логопеду приходят современные образовательные  технологии. Одной из наиболее эффективных на современном этапе стала -  технология проектной деятельности.

    Прежде чем мы будем рассуждать о том, что она даёт в работе учителя-логопеда, необходимо понимать, что же такое проект и что  собой представляет проектная технология?

    Проект (от лат. рrojectus) — «камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс  действий, имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ.

    Проектная деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта.

    Проектная технология - система средств, условий (объективных и субъективных) и этапов проектирования, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты проекта.

    Технология проектной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:

    - педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);

    - педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт;

    - всегда предполагает постановку, решение  проблемы и получение результата;

    - предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи [1].

    Проектный метод позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. Использование проектной деятельности в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связанной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.

    Анализируя публикации логопедов-практиков, и исходя из своего опыта, я пришла к выводу о том, когда и как эффективнее внедрять проектную деятельность в коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда. Как правило, в логопедических группах  детского сада проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи  детей с ОНР и ФФНР.

    Так, например, по темам “Овощи и Фрукты” можно запланировать проект:  “Во саду ли, в огороде”, по теме «Овощи»  -  проект «Наш весёлый огород»; по теме «Домашние животные»  -  проект «Мой верный друг» и т.д. Возможны и другие варианты проектов, направленные на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. Например, проект, направленный на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста или на развитие фонематического восприятия и т.д. Но все проекты, какими бы разными они не были должны содержать основные компоненты проектной деятельности, а именно:

    • В основе проекта должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать.
    • Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, на чтении художественной литературы, на игре,  но педагог все делает вместе с детьми.
    • Добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.
    • Открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе, обеспечивая тем самым успешность каждому ребенку;
    • Детская активность проявляется в самостоятельности их действий и общения с окружающими, что помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

    Недостаточная сформированность лексико-грамматических компонентов языка у детей с речевыми нарушениями выражается, прежде всего, в недостаточном объёме словаря, недоразвитии лексической системности языка, в наличии трудностей при актуализации словаря, в наличии морфологических и синтаксических аграмматизмов.

    В связи с этим можно выделить следующие методические задачи, решаемые через проектную деятельность:

    • Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи и повышающую речевую культуру детей;
    • Обогащать речь дошкольников лексико-грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
    • Расширять сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);
    • Развивать лингвистическое отношение к слову, поисковую активность в сфере языка и речи на основе словесных игр;
    • Активизировать коммуникативную составляющую речи дошкольников, мотивацию речевого высказывания;
    • Развивать планирующую функцию речи за счет индивидуальных и коллективных форм работы;
    • Использовать эффективные способы сотрудничества с семьёй.

    Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников.

    I этап - мотивационный (постановка цели и актуальных для ребенка задач, реально достигаемых  за определенный промежуток времени).

    - Идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению,

    - Актуализация опыта детей по теме проекта,

    - Выдвижение детьми гипотез и предположений по результатам выбранной проблемы.

    Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической речи, умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

    II этап - проблемно-деятельностный (составление плана действий: что и как нужно сделать, где найти  необходимую информацию, к  кому обратиться за помощью,  какие предметы использовать, чему можно научиться).

    - Идет развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности

    - Выполнение проекта.        

    Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации лексико-грамматических категорий детей; развитие связной речи; развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей.

     III этап - творческий (подведение итогов)

    -Идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.

    Важно отметить, что каждый продукт проектной деятельности имеет особое значение, т. к. дошкольники видят результат своего труда. Кроме того, происходит обогащение и обновление предметно-пространственной развивающей среды в группе.

    Педагоги продолжают развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

    Методы и приёмы для осуществления проектной деятельности по обогащению и активизации лексико-грамматических средств речи:

    I этап.

    Подбор методической литературы,  наглядно-дидактических материалов

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

    Подбор книг, иллюстраций, рисунков, фотографий.

    Подбор дидактических игр, раскрасок, трафаретов и д.р.

    II этап.

    • Целевые прогулки, экскурсии по территории д/сада и за его пределами.
    • Рассматривание фотографий, фотоиллюстраций.
    • Чтение художественной литературы.
    • Наблюдение, экспериментирование.
    • Беседы, решение проблемных ситуаций.
    • Основная образовательная деятельность.
    • Продуктивная деятельность.
    • Дидактические игры, театрализованные игры, игры-ситуации.
    • Просмотр познавательных видеороликов, мультфильмов, телепередач для детей.
    • Посещение библиотеки, картинной галереи.
    • Совместное участие детей и родителей в праздниках, досуге
    • Совместное участие детей и родителей по оформлению альбомов, книг-самоделок, выставок и т.д.
    • Конкурсы, викторины.

    III этап.

    • презентация творческих работ
    • оформление выставок рисунков, поделок
    • создание тематических альбомов, журналов, книг
    • Семейные стенгазеты, экологические плакаты
    • Развлечение, праздник

    Интеграция взаимодействия участников проекта:

    Проектная деятельность осуществляется в условиях совместной работы детей, педагогов и родителей.

    Учитель-логопед, воспитатели  и родители в процессе реализации проекта являются для детей равноправными партнерами, незаметно направляющими их деятельность.

    При разработке проекта учитель – логопед совместно с воспитателями:

    •         определяет тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы;

    •         намечает этапы и содержание работы;

    •         анализирует результативность проекта и обсуждает дальнейшую перспективу.

    Эффективность реализации проекта существенно повышается при вовлечении музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физическому воспитанию, которые планируют и организовывают художественную, музыкальную деятельность детей и физическое развитие в соответствии с темой и задачами проекта.

    Приведу пример сотрудничества педагогов, детей и родителей в нашей группе «Говоруши». Исходя из интересов детей,  и с целью повышения уровня лексико-грамматической компетенции дошкольников с речевыми нарушениями совместно с педагогами группы компенсирующей направленности был разработан  долгосрочный проект «Птицы наши друзья», который осуществляется в рамках лексических тем «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы весной» в течение учебного года. В нём приняли участие и два педагога дополнительного образования CЮН.

    С чего начинался наш проект и как протекал в жизни нашей группы, вы можете узнать из видеофильма «Мы – друзья птиц».

    В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

    -повысилась мотивация речевого высказывания,

    - активизировалась коммуникативная составляющая речи дошкольников,

    -  повысился  интерес родителей   к  развитию  речи у  своих детей,  что привело к более тесному сотрудничеству.

    Критерием успешности проекта «Птицы – наши друзья», стало достижение всех задуманных результатов, а так же количество семей, принявших участие в этой деятельности, и, конечно же, особая организация презентационного этапа: силами детей и родителей были созданы замечательные экологические плакаты, выставка рисунков и поделок, тематическая книга, проведен открытый показ ООД.

    А самое важное, решена главная задача -  обогащение и активизация лексико-грамматических средств речи у дошкольников с речевыми нарушениями через проектную деятельность.

    Таким образом, применяя в своей работе проектный метод, хочу подчеркнуть его преимущества:

    - развивать    речевые и творческие способности, коммуникативные навыки;

    - позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, ориентироваться в информационном пространстве;

    - повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;

    - помогает более эффективно  взаимодействовать с родителями воспитанников;

    - способствует повышению компетентности педагогов, выступает средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, делает процесс обучения интересным и увлекательным;  

    - является способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

    В связи с этим, рекомендую учителям-логопедам образовательных учреждений активно внедрять метод проектов   в образовательную деятельность с детьми, имеющих речевые нарушения.

    Ресурсы,  использованные при подготовке  сообщения:

    Литература

    1. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27.
    2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса  «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, 2008.
    3. Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.
    4. Левшина Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н.И.Левшина, Е.Г.Карпова, О.В.Понамарева // Управление ДОУ- М:2013, № 6, с77 -89.
    5. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 6 – 17.
    6. М. А. Захарова, Е. В. Костина «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» Школьная пресса, 2010 г.

    Интернет ресурсы:

    http://www.edu.ru

    http://www.resobr.ru/  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

    Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

    «Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

    «Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...

    Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

    В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

    Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией

    В данной статье представлены разные аспекты использования ИКТ в развитии грамматического строя речи...

    Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

    Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

    «Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»

                         Тема: ПосудаЗадачи:Образовательные:Обогащать и расширять словарь детей по теме «Посуда».Формировать обобщ...

    «Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями». "День рождение куклы Маши"

    Тема: «День рождение куклы Маши».Задачи:Развивающие:Развивать фонематическое восприятие;Развивать артикуляционную, мелкую и  общую моторику, умение согласовывать речь с движением;Акти...