Главные вкладки

    «Развитие личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями через организацию совместной деятельности логопеда – родителей – детей».
    материал на тему

    Белоусова Наталья Владимировна

    Сообщение из опыта работы, посвященное развитию личностных качеств дошкольников-логопатов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сообщение из опыта работы: «Развитие личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями через организацию совместной деятельности логопеда – родителей – детей».

    Белоусова Н.В.

    учитель-логопед

    МДОУ д/с №23

    Понятие личности очень широкое и многогранное. В его основе лежит способность человека управлять самим собой, своими психическими процессами, своими деятельностью и поведением и отвечать за свои действия и поступки.

    С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

    Одной из актуальных проблем в современном обществе является возросшее количество детей с патологией развития, в частности речевой патологией. Это приводит к тому, что дети с речевой патологией отстают в развитии, тормозиться формирование взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит и личность ребенка в целом.

    Часто такие дошкольники не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. В отношении с взрослыми часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но при этом не верит в свои силы (особенно у детей с заиканием и ОНР).

      Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

    Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка.

    Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. Такое поведение самых близкий людей воспитывает в ребенке комплекс неполноценности и другие негативные проявления.      

    Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

    Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).

    Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

    Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем направлениям: информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.

    Информационно – аналитическое направление.

    С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начинаю работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализирую особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.

    Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках; посещение и участие в «Днях открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

    Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

    Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

    Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Эта группа составляет 24% семей, дети которых зачислены на занятия по коррекции нарушений речи. Они заинтересованы в организации профилактической работы по развитию речи детей дома и готовы  к сотрудничеству с педагогами. Эта категория родителей понимает важность  обогащения словарного запаса детей, формирования навыков правильного произношения звуков родного языка, формирования навыков  грамотного построения фраз и предложений, владения диалогической и монологической речью.

    Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Самая многочисленная группа родителей – 64%. Они готовы сотрудничать, но не обладают достаточными знаниями, так как видят основную цель в подготовке детей к обучению в школе, полагая, что первостепенным является механическая наработка навыков чтения, приобретение навыков письма и автоматическое заучивание школьной программы.

    Родители – критические наблюдатели. А также родители, которые  не владеют нужными  знаниями  и не считают предложенную проблему актуальной. Третья группа родителей составила 12% семей.

    Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

    Имея такую «родительскую» картину, у меня появилась возможность дифференцированного подхода к проведению и организации совместных мероприятий.

    Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста (деятельность всех специалистов ДОУ).

    Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

    Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ через  установление доверительных и партнерских отношений.

    Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

    1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
    2. Способствовать активному вовлечению родителей в коррекционный процесс по преодолению  речевого дефекта у ребенка через закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий.

    Для реализации поставленных задач  я использовала различные формы и методы взаимодействия с родителями:

    - общие и групповые родительские собрания;

    - консультации;

    - занятия с участием родителей;

    - Дни открытых дверей;

    - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

    - совместное создание предметно – развивающей среды;

    - беседы с детьми и родителями;

    - семинары – практикумы.

    В результате бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда я сделала выводы, что уровень заинтересованности и мотивации родителей повышается, что способствует развитию их творческой инициативы.

    Мой доброжелательный тон повествования на родительских собраниях и во время консультаций способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.

    Наиболее продуктивной является такая форма совместного взаимодействия как «День открытых дверей».  Родители становятся активными участниками и партнерами. Занятия проходят в форме практикумов, где родители выполняют задания наравне с детьми, получая не только теоретическую помощь, но и на практике выполняя упражнения по развитию речи, обучению грамоте. Такие занятия вызывают положительный эмоциональный отклик как со стороны родителей, так и со стороны детей, позволяют развивать взаимопонимание и  взаимоуважение.

    Особое место во взаимодействии с родителями занимает подготовка детей к школе.

    Совместно с педагогом-психологом были разработаны и проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка»,  анкетирование по выявлению уровня осведомленности родителей в сфере «Готовности к школе», тестирование «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?».

    В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

    Наглядно – информационное направление включает в себя:

    - родительские уголки в группах,

    - папки - передвижки «Рекомендации логопеда»,

    - стенд в фойе ДОУ «Раз – словечко, два – словечко».

    Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры и упражнения, в которые можно поиграть дома, советы, задания. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

    Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

    Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

    Проведенные мною конкурсы и мероприятия (федеральный конкурс «Разговор о правильном питании» (сочинение стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста о полезных продуктах);  «Праздник игрушек»; Мини-олимпиада по обучению грамоте; праздник «Здравствуй, лето!»)  расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

    На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками коррекционной работы, создана атмосфера взаимоуважения.

    Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Такой тесный контакт в моей работе с родителями способствует устранению речевых нарушений их детей. Развивается и активизируется сотрудничество в играх и на занятиях.

    Работа по коррекции звукопроизношения стала более результативной.  Речь детей стала интереснее, содержательнее, ярче. Они стали уважительнее относиться друг к другу. У ребят повысился уровень усвоения программы по развитию речи. Мальчики стали внимательнее на занятиях, а девочки чаще контролируют свои эмоции. Данная работа способствовала снижению тревожности на занятиях, формированию  у старших дошкольников ответственности, самоконтроля и положительной самооценки.

    Количественный анализ результатов коррекции речи

    Возрастная группа

    Зачислено на логопункт

    Коррекция завершена

    Коррекция продолжена

    Усвоили программу

    ОНР

    ФФНР

    2006-2007 уч.год

    Старшая группа

    100%

    -

    100%

    14%

    7%

    Подготовительная группа

    91,5%

    58,5%

    41,5%

    30%

    23%

    2007-2008 уч.год

    Старшая группа

    100%

    -

    100%

    50%

    16,5%

    Подготовительная группа

    100%

    69,5%

    30,5%

    78,5%

    71,5%

    2008-2009 уч.год

    Старшая группа

    100%

    10%

    90%

    60%

    70%

    Подготовительная группа

    100%

    55%

    45%

    65%

    65%

    Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога

    В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров....

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»

    В данной педагогической  технологии отражена поэтапная совместная организационная работа учителя-логопеда и педагога-психолога....

    Деловая игра "Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность"

    Деловая игра "Развитие личностных качеств дошкольника через игровую деятельность". Цель: Актуализировать знания педагогов и повысить педдагогическую компетентность по организации театрализованной деят...