«Развитие личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями через организацию совместной деятельности логопеда – родителей – детей».
материал на тему
Сообщение из опыта работы, посвященное развитию личностных качеств дошкольников-логопатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение из опыта работы учителя-логопеда | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы: «Развитие личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями через организацию совместной деятельности логопеда – родителей – детей».
Белоусова Н.В.
учитель-логопед
МДОУ д/с №23
Понятие личности очень широкое и многогранное. В его основе лежит способность человека управлять самим собой, своими психическими процессами, своими деятельностью и поведением и отвечать за свои действия и поступки.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
Одной из актуальных проблем в современном обществе является возросшее количество детей с патологией развития, в частности речевой патологией. Это приводит к тому, что дети с речевой патологией отстают в развитии, тормозиться формирование взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит и личность ребенка в целом.
Часто такие дошкольники не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. В отношении с взрослыми часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но при этом не верит в свои силы (особенно у детей с заиканием и ОНР).
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка.
Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. Такое поведение самых близкий людей воспитывает в ребенке комплекс неполноценности и другие негативные проявления.
Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем направлениям: информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.
Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начинаю работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализирую особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках; посещение и участие в «Днях открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Эта группа составляет 24% семей, дети которых зачислены на занятия по коррекции нарушений речи. Они заинтересованы в организации профилактической работы по развитию речи детей дома и готовы к сотрудничеству с педагогами. Эта категория родителей понимает важность обогащения словарного запаса детей, формирования навыков правильного произношения звуков родного языка, формирования навыков грамотного построения фраз и предложений, владения диалогической и монологической речью.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Самая многочисленная группа родителей – 64%. Они готовы сотрудничать, но не обладают достаточными знаниями, так как видят основную цель в подготовке детей к обучению в школе, полагая, что первостепенным является механическая наработка навыков чтения, приобретение навыков письма и автоматическое заучивание школьной программы.
Родители – критические наблюдатели. А также родители, которые не владеют нужными знаниями и не считают предложенную проблему актуальной. Третья группа родителей составила 12% семей.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Имея такую «родительскую» картину, у меня появилась возможность дифференцированного подхода к проведению и организации совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста (деятельность всех специалистов ДОУ).
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ через установление доверительных и партнерских отношений.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Способствовать активному вовлечению родителей в коррекционный процесс по преодолению речевого дефекта у ребенка через закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий.
Для реализации поставленных задач я использовала различные формы и методы взаимодействия с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- беседы с детьми и родителями;
- семинары – практикумы.
В результате бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда я сделала выводы, что уровень заинтересованности и мотивации родителей повышается, что способствует развитию их творческой инициативы.
Мой доброжелательный тон повествования на родительских собраниях и во время консультаций способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.
Наиболее продуктивной является такая форма совместного взаимодействия как «День открытых дверей». Родители становятся активными участниками и партнерами. Занятия проходят в форме практикумов, где родители выполняют задания наравне с детьми, получая не только теоретическую помощь, но и на практике выполняя упражнения по развитию речи, обучению грамоте. Такие занятия вызывают положительный эмоциональный отклик как со стороны родителей, так и со стороны детей, позволяют развивать взаимопонимание и взаимоуважение.
Особое место во взаимодействии с родителями занимает подготовка детей к школе.
Совместно с педагогом-психологом были разработаны и проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка», анкетирование по выявлению уровня осведомленности родителей в сфере «Готовности к школе», тестирование «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки в группах,
- папки - передвижки «Рекомендации логопеда»,
- стенд в фойе ДОУ «Раз – словечко, два – словечко».
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры и упражнения, в которые можно поиграть дома, советы, задания. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Проведенные мною конкурсы и мероприятия (федеральный конкурс «Разговор о правильном питании» (сочинение стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста о полезных продуктах); «Праздник игрушек»; Мини-олимпиада по обучению грамоте; праздник «Здравствуй, лето!») расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками коррекционной работы, создана атмосфера взаимоуважения.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Такой тесный контакт в моей работе с родителями способствует устранению речевых нарушений их детей. Развивается и активизируется сотрудничество в играх и на занятиях.
Работа по коррекции звукопроизношения стала более результативной. Речь детей стала интереснее, содержательнее, ярче. Они стали уважительнее относиться друг к другу. У ребят повысился уровень усвоения программы по развитию речи. Мальчики стали внимательнее на занятиях, а девочки чаще контролируют свои эмоции. Данная работа способствовала снижению тревожности на занятиях, формированию у старших дошкольников ответственности, самоконтроля и положительной самооценки.
Количественный анализ результатов коррекции речи
Возрастная группа | Зачислено на логопункт | Коррекция завершена | Коррекция продолжена | Усвоили программу | |
ОНР | ФФНР | ||||
2006-2007 уч.год | |||||
Старшая группа | 100% | - | 100% | 14% | 7% |
Подготовительная группа | 91,5% | 58,5% | 41,5% | 30% | 23% |
2007-2008 уч.год | |||||
Старшая группа | 100% | - | 100% | 50% | 16,5% |
Подготовительная группа | 100% | 69,5% | 30,5% | 78,5% | 71,5% |
2008-2009 уч.год | |||||
Старшая группа | 100% | 10% | 90% | 60% | 70% |
Подготовительная группа | 100% | 55% | 45% | 65% | 65% |
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»
В данной педагогической технологии отражена поэтапная совместная организационная работа учителя-логопеда и педагога-психолога....
Развитие интегративных качеств воспитанников через организацию совместной деятельности детей,педагогов, родителей
презентация о развитии интегративных качеств дошкольников...
Реализация программах задач через организацию совместной деятельности педагога и детей в центре безопасности
консультация для педагогов...
Презентация «Развитие интегративных качеств воспитанников через организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей»
Взаимодействие детского сада и семьи восптанников...
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения музыкальных игр в образовательной деятельности.
Труд педагога всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в середине очень стремительного 21 века. Им со...
Автоматизация и дифференциация звуков с дошкольниками с речевыми нарушениями через театрализовано – игровую деятельность.
Исправление недостатков речи – огромный труд. Основная работа по коррекции речевых нарушений осуществляется учителем–логопедом на занятиях. Наибольшая проблема в работе учителя–логоп...
«Развитие личностных качеств дошкольников через призму изобразительной деятельности»
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников...