ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»
методическая разработка по развитию речи по теме

В данной педагогической  технологии отражена поэтапная совместная организационная работа учителя-логопеда и педагога-психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА  И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»

Разработчик: учитель-логопед Корсакова Т.Г.

Пояснительная записка

Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.

Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников -  Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин.  Исследователями давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы. В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов.

Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей.

В связи с вышесказанным, тему данной педагогической технологии следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках обеспечения комплексного подхода учителя-логопеда и педагога-психолога  в образовательном процессе.

1.  Модель взаимодействия логопеда и психолога

Анализ методической литературы показал, что дети с речевыми нарушениями отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. У детей с речевыми нарушениями обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и  явлений. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода проблем в речевом развитии.

Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образовательного процесса  и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и  психологических отклонений в их преодолении и компенсации. Поэтому необходимо для ребёнка с общим недоразвитием речи создать  единое коррекционно-образовательное пространство, при участии всех специалистов детского учреждения (логопеда,  психолога, воспитателя, музыкального руководителя).

Результативность ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической и психологической помощи в детском саду (специализированной группе). Следовательно, встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада. В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе логопеда и психолога в коррекционной группе детского сада.

Основной принцип организации работы данных специалистов  — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Логопед и психолог имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми дошкольного возраста.

Комплексный подход включает в себя следующие направления:

1.Работа с детьми.

2.Работа с педагогами.

3.Работа с родителями.

4.Медицинское направление.

5.Научно-методическая работа.

В представленной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.

Деятельность логопеда  направлена на развитие речевых процессов.

Задачи работы логопеда в речевых группах:

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога в речевых группах:

  • Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Активизация отработанной лексики.
  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  • Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
  • Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

2.  Сферы взаимодействия логопеда и психолога с детьми, имеющими речевые нарушения

Тесная взаимосвязь логопеда и психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Цель организации работы психолога и логопеда – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Задачи:

1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

2. Развитие познавательной сферы дошкольника с нарушениями речи.

3. Адаптация и  интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Основными этапами организации работы с детьми являются:

1.  Диагностика педагога – психолога и учителя-логопеда.

2. Планирование коррекционной работы по устранению общего речевого недоразвития в соответствии с отдельными периодами на основе программного обеспечения и индивидуально-дифференцированного личностного подхода.

3. Отслеживание динамики происходящих изменений в речевом и интеллектуальном развитии детей, оценка эффективности совместной работы.

Организационные аспекты деятельности психолога и логопеда при работе с детьми.

Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога

Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда

Диагностика

Получение запроса - плановая диагностика.

Подбор психодиагностических программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией:

- информирование по итогам диагностической работы;

- предоставление психолого-педагогических рекомендаций;

- применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности;

- разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда. Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи.

Раннее выявление детей с проблемами в развитии. Диагностика результативности коррекционно-педагогического (логопедического) процесса.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Постановка задач коррекционно-развивающей работы.

Разработка программы работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы.

Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.

Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов

Постановка задач и разработка сценария консилиума.

Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы.

Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. Сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт. Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза. Составление сетки занятий и графика работы.

Составление   индивидуальной и фронтальной работы.

Изучение медицинских карт.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности психолога и логопеда видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.

Этап

Основное содержание

Результат

1

2

3

I этап

Диагностический (сентябрь)

Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Заполнение индивидуальных карт развития детей.

Организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

II этап

Коррекционно-развивающий  

(октябрь — апрель)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Осуществление  логопедического и психологического мониторинга. Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.

Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии.

III этап

Аналитический

(май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ.

Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.

Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных и групповых программ.

Тесная взаимосвязь психолога и логопеда  возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Представленная модель взаимодействия логопеда и психолога позволяет:

  • Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности.
  •  Четко сформулировать объективное заключение.
  • Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

3.  Формы и методы работы логопеда и психолога с педагогами

1. Подбор кадров (диагностика, собеседование с целью выявления личностных, профессиональных качеств, уровня владения всеми структурными компонентами речи).

2. Организация работы в специализированных группах воспитателей и специалистов по ИЗО, музыкальному и физическому воспитанию.

3. Отслеживание эффективности работы педагогов.

4. Консультации и семинары для педагогов.

4.  Взаимодействие логопеда и психолога с родителями

  1. Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.
  2. Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребенка.
  3. Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.
  4. Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий, когда родители являются участниками коррекционно-развивающей работы.
  5. Оформление информационно-методических выставок.

5.  Медицинское направление

1. Тщательное обследование и диагностика с целью установления и уточнения диагноза.

2. Изучение анамнеза детей, по необходимости получение консультации у педиатра, невропатолога.

3. Медикаментозная поддерживающая терапия, которая облегчает психолого-педагогическую коррекцию, способствует снятию тревожности, страхов, психомоторного возбуждения, поднятию общего тонуса (по назначению врача).

6.  Научно-методическая деятельность

  1. Участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях.
  2. Прохождение курсов повышения квалификации.
  3. Научные публикации.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский  Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Изд. 5-е - М.: Лабиринт, 1999.-352 с.

2. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М., Секачев, 2000.

3. Калягин В.А.  Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Калягин,  Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

  1.    Лалаева Р.И., Серебрякова В.И.  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, - С-Пб.: Союз. 1999.
  2.  Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. / Под ред. Н.Я.Большуновой; Сост.: Н.Ф.Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан». – Бердск, 1998. – 8с.
  3.   Основы специальной психологии. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Л.В.Кунецова, Л.И.Переспени, Л.И.Солнцева / Под ред. Кузнецовой Л.В. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

7. Поваляева М.А.  Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону. – «Феникс», 2002. – 448 с.

8. Филичева  Т. Б.  Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.

9.  Шаброва С.Е., Федорова И.Ю.,   Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта. // Логопедия. № 5, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта развития ребенка (при совместной деятельности логопеда и психолога с детьми, имеющими речевые нарушения)

Лист динамики развития ребенка с нарушением речи  для отслеживания  эффективности совместной коррекционной работы логопеда и психолога....

Организация деятельности учителя-логопеда с учащимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате. Путешествие на Банановый остров

Ход занятия: 2. Основная часть.- Ребята, нам  по почте пришло письмо,Вот посмотрите, какое оно!Конверт очень большой,И, наверное, он не пустой!( В конверте - географическая карта).- Ребята, ...

Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности познавательной и речевой сферы с использованием иновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную комнату....

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...

Технологическая карта организации совместной деятельности педагога-психолога с детьми в рамках технологии деятельностного метода «Подружись с Лунатиком».

Форма НОД: Игровая, технология деятельностного метода «Ситуация», эмоционально-чувственного погружения....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.

Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....