ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»
методическая разработка по развитию речи по теме
В данной педагогической технологии отражена поэтапная совместная организационная работа учителя-логопеда и педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»
Разработчик: учитель-логопед Корсакова Т.Г.
Пояснительная записка
Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин. Исследователями давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы. В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов.
Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей.
В связи с вышесказанным, тему данной педагогической технологии следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках обеспечения комплексного подхода учителя-логопеда и педагога-психолога в образовательном процессе.
1. Модель взаимодействия логопеда и психолога
Анализ методической литературы показал, что дети с речевыми нарушениями отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.
Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. У детей с речевыми нарушениями обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода проблем в речевом развитии.
Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образовательного процесса и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и психологических отклонений в их преодолении и компенсации. Поэтому необходимо для ребёнка с общим недоразвитием речи создать единое коррекционно-образовательное пространство, при участии всех специалистов детского учреждения (логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя).
Результативность ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической и психологической помощи в детском саду (специализированной группе). Следовательно, встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада. В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе логопеда и психолога в коррекционной группе детского сада.
Основной принцип организации работы данных специалистов — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Логопед и психолог имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми дошкольного возраста.
Комплексный подход включает в себя следующие направления:
1.Работа с детьми.
2.Работа с педагогами.
3.Работа с родителями.
4.Медицинское направление.
5.Научно-методическая работа.
В представленной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.
Деятельность логопеда направлена на развитие речевых процессов.
Задачи работы логопеда в речевых группах:
- Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы психолога в речевых группах:
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Активизация отработанной лексики.
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
- Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
2. Сферы взаимодействия логопеда и психолога с детьми, имеющими речевые нарушения
Тесная взаимосвязь логопеда и психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Цель организации работы психолога и логопеда – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Задачи:
1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
2. Развитие познавательной сферы дошкольника с нарушениями речи.
3. Адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Основными этапами организации работы с детьми являются:
1. Диагностика педагога – психолога и учителя-логопеда.
2. Планирование коррекционной работы по устранению общего речевого недоразвития в соответствии с отдельными периодами на основе программного обеспечения и индивидуально-дифференцированного личностного подхода.
3. Отслеживание динамики происходящих изменений в речевом и интеллектуальном развитии детей, оценка эффективности совместной работы.
Организационные аспекты деятельности психолога и логопеда при работе с детьми.
Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога | Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда | |
Диагностика | ||
Получение запроса - плановая диагностика. Подбор психодиагностических программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: - информирование по итогам диагностической работы; - предоставление психолого-педагогических рекомендаций; - применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности; - разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики. | Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда. Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи. Раннее выявление детей с проблемами в развитии. Диагностика результативности коррекционно-педагогического (логопедического) процесса. | |
Коррекционно-развивающая работа с детьми | ||
Постановка задач коррекционно-развивающей работы. Разработка программы работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы. | Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи. Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков. | |
Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов | ||
Постановка задач и разработка сценария консилиума. Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума. | ||
Организационная работа | ||
Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы. | Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. Сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт. Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза. Составление сетки занятий и графика работы. Составление индивидуальной и фронтальной работы. Изучение медицинских карт. |
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности психолога и логопеда видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.
Этап | Основное содержание | Результат |
1 | 2 | 3 |
I этап Диагностический (сентябрь) | Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Заполнение индивидуальных карт развития детей. Организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. | Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. |
II этап Коррекционно-развивающий (октябрь — апрель) | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса. | Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии. |
III этап Аналитический (май) | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных и групповых программ. |
Тесная взаимосвязь психолога и логопеда возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Представленная модель взаимодействия логопеда и психолога позволяет:
- Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности.
- Четко сформулировать объективное заключение.
- Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
3. Формы и методы работы логопеда и психолога с педагогами
1. Подбор кадров (диагностика, собеседование с целью выявления личностных, профессиональных качеств, уровня владения всеми структурными компонентами речи).
2. Организация работы в специализированных группах воспитателей и специалистов по ИЗО, музыкальному и физическому воспитанию.
3. Отслеживание эффективности работы педагогов.
4. Консультации и семинары для педагогов.
4. Взаимодействие логопеда и психолога с родителями
- Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.
- Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребенка.
- Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.
- Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий, когда родители являются участниками коррекционно-развивающей работы.
- Оформление информационно-методических выставок.
5. Медицинское направление
1. Тщательное обследование и диагностика с целью установления и уточнения диагноза.
2. Изучение анамнеза детей, по необходимости получение консультации у педиатра, невропатолога.
3. Медикаментозная поддерживающая терапия, которая облегчает психолого-педагогическую коррекцию, способствует снятию тревожности, страхов, психомоторного возбуждения, поднятию общего тонуса (по назначению врача).
6. Научно-методическая деятельность
- Участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Научные публикации.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Изд. 5-е - М.: Лабиринт, 1999.-352 с.
2. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М., Секачев, 2000.
3. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова В.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, - С-Пб.: Союз. 1999.
- Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. / Под ред. Н.Я.Большуновой; Сост.: Н.Ф.Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан». – Бердск, 1998. – 8с.
- Основы специальной психологии. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Л.В.Кунецова, Л.И.Переспени, Л.И.Солнцева / Под ред. Кузнецовой Л.В. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.
7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону. – «Феникс», 2002. – 448 с.
8. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.
9. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю., Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта. // Логопедия. № 5, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта развития ребенка (при совместной деятельности логопеда и психолога с детьми, имеющими речевые нарушения)
Лист динамики развития ребенка с нарушением речи для отслеживания эффективности совместной коррекционной работы логопеда и психолога....
Организация деятельности учителя-логопеда с учащимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате. Путешествие на Банановый остров
Ход занятия: 2. Основная часть.- Ребята, нам по почте пришло письмо,Вот посмотрите, какое оно!Конверт очень большой,И, наверное, он не пустой!( В конверте - географическая карта).- Ребята, ...
Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.
Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности познавательной и речевой сферы с использованием иновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную комнату....
Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...
Технологическая карта организации совместной деятельности педагога-психолога с детьми в рамках технологии деятельностного метода «Подружись с Лунатиком».
Форма НОД: Игровая, технология деятельностного метода «Ситуация», эмоционально-чувственного погружения....
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.
Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....