Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
методическая разработка

Смелянская Наталия Юрьевна

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

       В настоящее время информационо-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования определяет новые стандарты воспитания и обучения подрастающего поколения, выдвигая на первый план воспитание  общественно активной, творческой, достаточно компетентной и коммуникабельной личности, которая  не является просто человеком – исполнителем, а способна сама предложить новые  идеи, выработать нестандартные пути  решения  возникшей проблемы.

     Детский сад является первой ступенью образовательного процесса, поэтому информатизация дошкольного образования — процесс объективный, закономерный и неизбежный. Растет интерес педагогов дошкольных образовательных учреждений к информационно-коммуникационным технологиям и возможностям их использования в своей профессиональной деятельности. Обучение детей с применением интерактивных методов становится более качественным, интересным и продуктивным.

      Широкие возможности для применения ИКТ в детском саду  предоставляет метод проектной деятельности, суть которого заключается в организации совместной работы педагогов, детей и родителей по решению какой-либо исследовательской задачи, которая завершается практическим результатом,  оформленным в том или ином виде.

    Метод проектов  позволяет  открыть в ребёнке новые  возможности  и способности,  развить  инициативу, самостоятельность, организаторские и артистические способности, стимулирует речевое общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность малышам чувствовать себя уверенно, раскрепощенно.

     Как показывает практика, привлечение к исследовательской деятельности дошкольников с нарушениями речи помогает достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию дошкольников к познавательной и речевой деятельности, поскольку, экспериментируя, ребенок самостоятельно пытается найти решение заинтересовавшей его проблемы, а это, безусловно, способствует  развитию его когнитивных, творческих способностей, коммуникативных навыков. В процессе реализации проекта дошкольники не только получают информацию, но и передают её другим, объясняют причинно – следственные связи, соотношение частей и целого, собирают  доказательства и факты. В результате у детей активно пополняется  словарный запас, закрепляются навыки грамматически правильного построения предложений, формируется связная речь.

      Принимая во внимание возрастные и речевые особенности дошкольников с речевыми нарушениями, педагогу необходимо ненавязчиво координировать работу воспитанников над проектом, не ущемляя их собственных интересов и желаний. Следует помочь детям в выборе актуальной и, в то же время, посильной задачи, наметить план проекта, подсказать, где можно найти нужную информацию, научить выделять главное, определять связи, причины и следствия,  продумать, каких специалистов можно привлечь к реализации отдельных разделов проекта, подобрать необходимый инструментарий для реализации исследовательской деятельности.

     В настоящее время многие  дошкольные образовательные учреждения оснащены высокотехнологичными информационными средствами обучения и развития дошкольников. В детских садах появляются телевизоры, компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, микрофоны и т.д., которыми в процессе подготовки исследовательских проектов могут пользоваться не только взрослые, но и сами дошкольники.

     Проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет познакомить детей с компьютерными технологиями, цифровой техникой, научить старших дошкольников пользоваться микрофонами и диктофонами, фотографировать, что обязательно пригодится им в ходе реализации проекта. Кроме того, фотографирование помогает развить художественные и эстетические способности ребенка, учит быть аккуратным и внимательным при использовании цифровой техники.

     Разнообразные мультимедиапродукты: электронные энциклопедии, учебные видеофильмы и программы способствуют расширению знаний воспитанников детского сада в той или иной области. Перелистывая электронные энциклопедии, дошкольник не будет перегружать себя большим объемом непосильной для него информации, ведь, как правило, весь энциклопедический материал излагается в доступном для малышей виде с множеством ярких, красочных иллюстраций и фотографий, и ребенок с легкостью сможет выбрать для себя самое необходимое. Учебные видеофильмы и программы помогут не только формированию представлений об объектах и субъектах окружающей действительности, но и позволят оптимизировать процесс исследования, будут способствовать  повышению эффективности процесса языкового и речевого развития дошкольников.

     Огромным подспорьем для поиска необходимой информации являются ресурсы сети Интернет, которые предоставляют огромный выбор образовательных услуг для детей и взрослых. В Интернете дошкольники с помощью родителей или педагогов могут найти ответы на любые интересующие их вопросы. Кроме того, в Интернете можно подобрать  разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоролики и т. д.) для оформления реализуемого проекта. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать поиск информации для дошкольников информационно емким, зрелищным и комфортным.

     Неоценимую услугу  педагогам и родителям, участвующим вместе с детьми в организации проекта может оказать компьютер, который  с помощью разнообразных программ-организаторов значительно облегчит процесс составления  планов, ведения дневников наблюдений, построения графиков, схем и т.д.  

      Для представления результатов  исследовательского проекта обычно используется мультимедийная презентация – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Мультимедийная презентация  дает возможность представить материалы проведенного исследования  как систему ярких опорных зрительных образов, которые наполнены  исчерпывающей структурированной информацией.  Кроме того, презентация дает возможность показать собранный материал исходя из особенностей конкретного проекта.

     Несомненными достоинствами применения слайдовых презентаций являются:

  • полисенсорное восприятие материала;
  • демонстрация компьютерных слайдов в увеличенном виде с помощью мультимедийного проектора;
  • возможность объединения в одной презентации аудио-, видео- и анимационных эффектов, что способствует наиболее долгому удерживанию внимания ребенка;
  • доходчивое и быстрое изображение вещей, которые невозможно передать словами;
  • усиление воздействия выступления.

      Кроме того, яркое, наглядное оформление результатов проведенной работы в мультимедийной презентации способствует закреплению интереса у юных исследователей к дальнейшей поисково-творческой деятельности.

     Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогам ДОУ реализовать системно-деятельностный подход в образовании, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, развивает умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, позволяет  привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий.  

Библиографический список:

1.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей // Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

2. Кисилева Л.С. , Данилина Т.А., Лагода Т.С.  Проектный метод в деятельности ДОУ: пособие // Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. – М.: АРКТИ, 2003 – 96 с.

3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей ДОУ / Л.С. Киселева. – М. АРКТИ, 2006. – 112 с.

4. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И. Сапранова // Воспитатель ДОУ. – 2008. – №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»

В данной педагогической  технологии отражена поэтапная совместная организационная работа учителя-логопеда и педагога-психолога....

Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Использование элементов драматизации в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается роль использования элементов драматизации при коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны разнообразные формы, которые может использовать учитель - логопед в своей работе...

«Использование проблемно-поискового метода в работе с детьми до-школьного возраста, имеющими речевые нарушения»

Мною представлен план работы по развитию связной речи при помощи проблемно - поисковых методов: тематика занятий, упражнения, игры, наблюдения. В основе организации занятий лежит комплексный подход, н...