Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
консультация по логопедии на тему

Мухамадуллина Земфира Зифаровна

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность использования ИКТ  в коррекционной  работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

В настоящее время, в связи с дефицитом  мест в системе дошкольного образования  во многих детских садах г. Казани логопедические группы стали комбинированными. Их  посещают дети,  имеющие отклонения в речевом развитии и дети, не имеющие речевой патологии. Поэтому проблемой в этих группах является совмещение интересов и возможностей детей здоровых и с особенностями развития. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят. Ребенок становится неуверенным в себе, своих способностях в общении, появляется боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Это в свою очередь еще больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что неблагоприятно влияет на психо-эмоциональное состояние и развитие ребенка. В силу выше изложенного, ребенок становится отстающим, у него пропадает желание обучаться.

И именно тогда проблема мотивации становится одной  из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Применение ИКТ в коррекционно-развивающем обучении может усилить мотивацию дошкольников с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям, поскольку создаются условия:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей детей с речевыми нарушениями;
  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения логопедических занятий;
  • раскрытия творческого потенциала дошкольников.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. У  детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными особенностями. Расстройство произвольного внимания как важнейшего фактора организации деятельности ведет к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности. При этом страдают все основные звенья деятельности.

Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя-логопеда  на занятии.

Руководствуясь тем, что важнейшей составляющей теоретической основы использования ИКТ в коррекционно-развивающей деятельности являются уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития   (по Л.С. Выготскому) логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна проводиться с учетом их психофизиологических особенностей. Система использования  ИКТ должна строиться поэтапно, на каждом этапе должны решаются определенные задачи.

Первый этап - мотивационный.

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационных компьютерных технологий. Основные направления работы: создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе; преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа.

Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы требуется привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, инструкции логопеда. Надо также развивать различные типы восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Второй этап - содержательно-формирующий.

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. В ходе занятий необходимо активизировать речь детей, предлагая интересные и доступные им по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности вопросы, например, специально разработанные программы «Игры для Тигры», «Дельфа» и др. Различные упражнения можно использовать и для выработки определенного темпа речи. На занятиях необходимо создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривавший “ситуации уверенности” ребенка в своих силах.

Третий этап - саморазвивающий. Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами устной речи у детей с речевыми нарушениями. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. С успехом на данном этапе можно применять разнообразные средства, созданные при помощи компьютерных программ.

Как видно, при определенных условиях использование компьютерных средств в коррекционно–развивающем обучении может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии со взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой  проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию,  помощи герою программы. Поведение ребенка на занятии становится более раскрепощенным, повышается его самооценка. Между логопедом и ребенком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнера ребенка, а контролирующую функцию берет на себя компьютерная программа. Все это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического  комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его  результативности.

Список литературы

  1. Больных О.Ю. Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.  Интернет-журнал "Эйдос".  2006.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.:  изд-во Эксмо, 2004. 512 с.
  3. Гаркуша Ю. Ф., Манина Е.В., Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед – 2004, №2
  4. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы. Дефектология.1994, № 5
  5. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героями компьютерной программы. Дефектология. 1997, № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в обучении дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На с...

Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...

Использование элементов драматизации в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается роль использования элементов драматизации при коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны разнообразные формы, которые может использовать учитель - логопед в своей работе...

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» "Проект "Чудо-дерево"

laquo;ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»«Только вместе с родителями, общими у...

«Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»

laquo;Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»...

«Использование кукол «живая рука» в индивидуально-подгрупповой работе по коррекции и развитию речи с дошкольниками, имеющих речевые нарушения».

При организации коррекционной работы с детьми, испытывающим определенные трудности как в  речевом плане так и в налаживании психоэмоционального контакта со взрослыми и сверстниками,  ку...