Консультации для родителей в рамках проекта "Развитие речевой культуры через проектную деятельность"
материал по теме

Виноградова Виктория Валентиновна

развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacii.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный досуг – домашний театр.

     Одним из видов проведения активного досуга является посещение театра. В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важнейшую задачу- формирование зрительской культуры, которая складывается из:

  - знания особенностей театрального искусства;

  - умение адекватно реагировать на сценическое действие;

  - понимание роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;

   - владения навыками взаимодействия с актёрами в процессе развёртывания сценического действия.

     Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. С появлением у детей простейших игровых действий, предметов-заместителей и т.п. складываются благоприятные условия, позволяющие начинать знакомство детей с искусством театра.

Однако практика семейного воспитания показывает, что раннее посещение театральных зрелищ является скорее исключением ,чем правилом. Чаще всего знакомство с театром происходит в 4-6 лет.

Успешность первого выхода в театр зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого «этапа ожидания». Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов.

     В результате предварительной работы у детей должно быть создано настроение праздничного ожидания и ощущение предстоящей необычной встречи с прекрасным миром театрального искусства.

Чтобы научить ребёнка наслаждаться театральным искусством, недостаточно посмотреть один спектакль. Посещение театра должны стать систематическим.

     Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Поскольку домашний театр - весьма своеобразная форма семейного досуга и, к сожалению, последнее время почти забытая, то  разговор о нём должен быть особый.

      Домашний театр издавна был одной из самых распространенных форм семейного досуга.

     Домашний театр помогает удовлетворить потребность ребёнка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал. В повседневной жизни у ребёнка не всегда есть возможность и необходимость использовать все известные ему движения, проявлять всё многообразие чувств и ярко их выразить. Театральное искусство способствует физической и эмоциональной разрядке.

     Подчеркнём особую роль домашнего театра в представлении  возможности всем членам семьи заняться совместным творчеством, интересно и с пользой проводить свободное время.

     Какие спектакли можно разыгрывать в домашних условиях? Это зависит от возможности семьи. Если кто-то из членов семьи хорошо владеет навыками  игры на каком-либо музыкальном инструменте, то возможна постановка оперетт, водевилей, сцен из классических или детских опер. Интерес к изготовлению различных поделок позволит создавать своеобразный театр кукол .

Владение пластикой движения даёт возможность реализовать сценические особенности театра теней или пантомимы.

     Каждый вид и жанр театра имеет свою особенность и специфические средства выразительности. В постановках домашних спектаклей необходимо это учитывать. Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов:

  1. Выбор пьесы (произведения). Определение основной идеи спектакля.
  2. Работа над текстом.
  3. Определение характера героев. Распределение ролей.
  4. Репетиция отдельных сцен.
  5. Репетиция на сценической площадке.
  6. Создание декораций, костюмов, бутафорий.
  7. Генеральная репетиция.
  8. Подготовка билетов, программ, афиш.

     Конечно, такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

Памятка для взрослых поэтапного формирования

  зрительской культуры.

  1. Самому любить и понимать театральное искусство.
  2.  Владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям.
  3.  При выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
  4.  Знать основные этапы приобщения дошкольников к искусству сцены.
  5.  Уметь интересно организовать  в рамках  каждого этапа с учетом особенностей каждого из них.
  6.  Стимулировать активность дошкольников, используя разнообразные игровые приёмы.
  7.  Активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений.
  8.  Стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали участие  в организации походов в театр.
  9.  Помнить что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.

Развиваем  способности ребёнка.

     Самым сензитивным  периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.

Каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом,     который при благоприятных  условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Для ребёнка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Кроме того, дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.

     Первый этап (2-3 года). Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.

     Доказано: чем раньше начать работу по развитию способностей ребёнка, чем лучше будет результат. Первые годы жизни ребёнка - самые важные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.

     Самое главное на этом этапе - пробуждение чувственной сферы. Существуют разные средства воздействия на чувства. Практика показывает: одним из наиболее эффективных средств является искусство. В возрасте  2-3 лет ребёнок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, совершая под её сопровождение свои первые ритмические движения, встречаясь с героями сказок, слушая стихи,  потешки,  прибаутки, ребёнок испытывает первые эстетические переживания, развивает чувственную сферу. Так создаётся благоприятная среда для общего развития, в частности для пробуждения его природного потенциала.

    Второй этап (3-4 года). Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала.

     Способности – понятие динамическое, они существуют в развитии, а развитие осуществляется только в деятельности, только в процессе активного участия в ней человека. Вне деятельности способности не существуют. Ребёнок данного возраста очень активен, он с интересом и желанием берётся за любое дело,  независимо  от уровня его сложности  и новизны.

Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Такими видами деятельности могут быть пение, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, художественный  труд, спорт, игра, общение.

Очень важно на данном этапе  внимательно наблюдать за ребёнком, присматриваться к нему, замечать, какие виды деятельности больше его привлекают, в какой деятельности он успешен. На данном этапе у отдельных детей возможны первые проявления природного потенциала.

Третий этап (4-5 лет). Интерес, желание, творческий поиск.

 

     Наблюдения за детьми показывают: на этом этапе они начинают проявлять избирательный интерес: одному больше нравится петь, другому рисовать и т.д. Главное на этом этапе - поддержать ребёнка, помочь ему определиться. При этом необходимо учитывать не только желание и стремление ребёнка, но и уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. Должное внимание на этом этапе необходимо уделять креативности  ребёнка. Креативность предполагает наличие у ребёнка способностей к оригинальности, гибкости, нестандартности, вариативности. На данном этапе возможно введение ребёнка в группу детей, имеющих однотипные способности (для дополнительных занятий). Основной принцип- желание ребёнка.

     Четвёртый этап (5-6 лет). Яркие проявления природного потенциала.

     Данный этап развития ребёнка характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Уровень развития его способностей достигает к этому моменту достаточно высокого уровня. Теперь ребёнок стремится к достижению результата своей деятельности, прилагая максиму усилий, для того, чтобы она  была успешной. Здесь не нужно оказывать давление, пусть он сам выберет пути и средства достижения  результата. Нужно, чтобы ребёнок почувствовал и осознал: хороший результат возможен только при наличии определённых усилий, старания и терпения. Главное - быть всегда рядом с ребёнком, чтобы при необходимости помочь, подсказать, дать совет.

     На этом этапе ещё больше внимания необходимо уделять развитию творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности. Для этого нужно давать детям максимум возможностей экспериментировать, импровизировать, фантазировать.

     Одним из показателей одаренности ребёнка является повышенный уровень интеллекта. Поэтому наряду с развитием креативности на данном этапе возникает необходимость работы по развитию сообразительности, находчивости, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, высокой концентрации внимания, в быстром и глубоком запоминании материала. Необходимо предлагать интеллектуальные игры: ребусы, головоломки,  задачи, графические диктанты, лабиринты, лото, домино, шашки, шахматы, мозаику, конструктор. Главное требование к таким играм - определённая степень их сложности.

     Достаточно эффективным средством развития способностей может быть работа ребёнка в творческой мастерской. Они имеют различное направление: изостудия, скульптурная мастерская; вокальная, Инструментальная, хореографическая; спортивная и др. Необходимо учитывать уровень способностей ребёнка.

     Пятый этап (6-7 лет). Проявление одарённости. Первые шаги в мир профессионального искусства.

     Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей. Им становится «тесно» в детском саду. Они готовы сделать свои первые шаги в мир. Необходимо расширять сферу их деятельности, создавать условия для дальнейшего эстетического, интеллектуального образования. Главные союзники и помощники здесь родители, которые «перебрасывают мостик» для ребёнка от детского сада к Центрам детского творчества, Дворцам культуры, музыкальным школам, школам искусств и т.д., где ребёнок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.

Кукольный театр в руках ребёнка.

     Ребёнок с удовольствием берёт в руки героя кукольного театра и от его лица рассказывает о своих собственных мыслях. Таким образом, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Опосредуя куклами взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками.

     Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают не себя» разные модели социального поведения. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

     Для ребёнка персонаж кукольного театра - это прежде всего игрушка. Но игрушка не совсем обычная. Ребёнок видит, как с помощью кукол разыгрываются спектакли, и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Активные дети всегда с удовольствием играют роли. Но для многих детей выйти на сцену - серьёзное испытание. Нередко от лица куклы, ребёнок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу.

     Задача сделать так, чтобы ребёнок смог сам от лица своего имени выступить перед залом, громко произнести текст и услышать в свой адрес первые аплодисменты. Кстати, это и первый компонент подготовки к школе: ведь, сколько встречается детей, которые панически робеют, теряются, когда нужно выйти к доске и публично, перед всем классом ответить урок - даже если он хорошо выучен! Так что «со временем, по мере развития артистических возможностей ребёнка, кукла на сцене должна уступить ему место».

Кукла в руках педагога.

 

     В руках взрослых кукла- помощник в решении многих педагогических задач.

     С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной  деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое использование персонажей наиболее  эффективно в работе с детьми младшего и среднего возраста. Занятия познавательного цикла можно проводить как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают: напр. Хозяйка медной горы - о минералах, пчела Майя - о жизни насекомых.

     На занятиях персонажами кукольного или настольного театра могут стать объекты природы (ракушка, камешек); растения и их части (шишка, желудь); предметы обихода (бабушкины очки, старая перчатка).

     Взаимодействие с такими персонажами как Незнайка, помогает стимулировать мышление, активизирует речь, побуждает последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения. Такое использование кукол целесообразно в работе с детьми старшего возраста. Кроме того, с помощью куклы воспитателю проще отразить реальную ситуацию, в которой произошло нарушение моральных норм, показать «со стороны» её последствия и переживания участников.

     И, наконец, кукольные представления - неиссякаемый источник радости для детей дошкольного возраста. Детство - особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно и радостно, и кукольный спектакль - один из

самых простых и действенных способов доставлять радость.

Взаимодействие с различными видами искусства.

     Взаимодействие с различными видами искусства позволяет наиболее эффективно решать задачи творческого развития ребёнка. Одна из таких задач – это развитие сценического и художественно – речевого творчества, которая решается в совместной театрализованной деятельности педагога и воспитанника. Педагог использует игры на импровизацию диалогов, развития внимания, речи, воображения, где большинство творческих заданий направлено на развитие коммуникативных способностей.

     Например: дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей и разбиваются на пары. В соответствии с карточками каждый ребёнок играет определённую роль (Буратино, Кот в сапогах, Золушка и т.д.)

Задание:

  1. Сочинить разговор двух персонажей в соответствии с имеющимися у каждого ребёнка карточками (напр. Колобка и Буратино и т.д.).
  2. Придумать поздравительную открытку одного сказочного героя другому (Чебурашка – Колобку, Колобок – Чебурашке и т.д.).
  3. Разговор по телефону сказочных персонажей.

          Конечно, не все задания будут даваться легко, но на практике,                                                                        очевидно, что дети свободно включаются в подобные игры.

     Следующий этап творческого сотрудничества детей и педагога – обыгрывание небольших стихотворений, инсценировка песен.

          В младшем дошкольном возрасте  дети могут быть более самостоятельны в инсценировании  небольших стихотворений и песенок. В 3-4 года ребёнок уже владеет связной речью, движения его разнообразны и выразительны, но действия часто бывают непроизвольными и спонтанными. Поэтому младших дошкольников лучше привлекать к совместному со старшими детьми и взрослыми обыгрыванию несложных стихотворений и песенок. Ребёнок подражает старшим и с удовольствием играет свою роль, которая чаще сводится к выполнению  выразительных движений,  иногда с включением отдельных слов и звукоподражаний.

          В возрасте 4-6 лет у детей развиваются произвольное внимание, память, речь становится более самостоятельной и выразительной, движения -  более координированными. Это даёт возможность ребёнку данного возраста самостоятельно исполнить свою роль, взаимодействуя с другими участниками инсценировки. У педагога появляется возможность подбирать для драматизации более разнообразные произведения – не только стихи, песенки, но и сказки – такие, как «Теремок», «Колобок» и др.

           Инсценирование стихотворений или песенок предполагает несколько встреч педагога с детьми. На первой встречи основная задача педагога – заинтересовать детей  содержанием нового произведения, пробудить у них желание прослушать его ещё раз. Можно предложить детям послушать музыку, сопровождающую инсценировку или песенку, которая будет обыгрываться. В следующий раз педагог предлагает детям придумать костюмы для персонажей инсценировки. Как они должны выглядеть, из чего их можно сделать. Затем всем вместе подготовить  всё необходимое для драматизации. На музыкальных занятиях идёт поиск выразительных движений, поз, интонаций. На занятиях по изобразительной деятельности изготавливаются декорации. В процессе игры, поиск выразительной интонации, жеста ребёнок быстрее и легче запоминает текст. В то же время обыгрывание способствует более тонкому осмыслению произведения, формированию духовного строя личности ребёнка, его способности сопереживать, понимать состояние игрового персонажа.

          Таким образом, опираясь на  теоретические положения развития сценического (Л.С. Выготский), музыкально – ритмического (Н.А. Ветлугина, А.И. Буренина, Н.И. Суворова и др.), песенного (Н.А. Ветлугина, Э.П. Костина и др.) творчество дошкольников очевидно использование  в  театрализации элементов музыкальной деятельности, которые способствуют активизации творческих проявлений детей: «вхождение в образ» и действие в воображаемой ситуации, нахождение выразительных пластических движений, голосовых интонаций и имитаций для создания эмоционально- выразительного образа.

         Музыка и игра- драматизация, как основа театрализованной деятельности, дают широкие возможности для импровизации и самовыражения через понятные и доступные детям образы и игровые действия.

Развиваем умение интонировать.

          Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации

          Прежде чем начать работу над постановкой спектакля, необходимо провести работу по формированию интонационной выразительности речи.

          За основу можно взять схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко (см. рис.1)

          Например, работая над стихотворением А.Введенского «Песенка машиниста», сначала прочитать его, а затем вместе с детьми обсудить, почему стихотворение прочитано именно так: первая часть – очень тихо и медленно, а вторая громче и постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова; только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла.

          В дальнейшем для работы над стихотворением используются различные интонационные схемы (см. рис.2).

         Эта работа особенно помогает при освоении роли в театрализованной деятельности.

         После того как у детей будут сформированы базовые умения и навыки по использованию основных средств интонационной выразительности можно, переходить к самому интересному – подготовке и показу театрального представления.

          Последовательная работа по формированию интонационной выразительности именно в театрализованной деятельности помогает не только изменить негативное отношение детей к своему речевому дефекту, но и сделать их более уверенными, инициативными, а главное, эмоциональными.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность.

Статья из опыта работы по приобщению детей к социокультурным нормам и ценностям русского народа через создание и реализацию проекта в детском саду....

«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»

Итоговая практикозначимая работа по модулю «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников»ТЕМА:«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»...

Презентация "Приобщение детей к истокам народной культуры через проектную деятельность"

Создание руками детей самодельной скатерти путем связывания лоскутков....

«Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании (из опыта работы)»

Тема правильного питания и здорового образа жизни особенно актуальна в наше время. Всем известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда ...